Блог

Шамиля Ахмадуллина

16

Деградация букваря.

Сейчас активно занимаюсь разработкой букваря для обучения детей чтению. И вот в выходные решил проанализировать все что сделано в системе обучения чтению за последние 100 лет.

iTXvrFwBjiE

К своему большому стыду, при защите кандидатской и подготовки литературного обзора по скорочтению и обучению чтению изучал только материалы моложе 1970-х годов (как оказалось, ОООчень зря). Я как физик, по первому образованию, думал, что любая наука движется вперед, и читать устаревшую литературу бессмысленно, оказалось в нашей педагогике все наоборот:))

Итак, что я обнаружил. Оказывается самые толковые во всех смыслах этого слова — это буквари 50-хх, начала 60-хх годов. А дальше идет полнейшая их деградация к моему удивлению и ужасу.

Хотя что тут удивляться. 50-60 годы — это супер период развития СССР (удивляюсь, как мне это в голову раньше не пришло), когда страну поднимали из руин, родители весь день работали, а дети были предоставлены только школе. При этом у детей учившихся в тот период самый высокий уровень грамотности, интеллекта и развитое мышление. Это данные огромного числа исследований. Именно, этому поколению мы обязаны тем, что долгое время мы делили 1-2 место с США по уровню научно-технического прогресса. Поэтому логично, что система образования должна была быть тогда тоже на уровне.

Итак, хочу сравнить всего 2 Букваря (хотя этап деградации начался еще в советское время и очень забавно наблюдать, как после 70-х, букварь становится все хуже и хуже).
Сравнивать будем только технические моменты и отойдем от идеологических, хотя не заметил уж больно сильной идеологии в советском букваре.

Первый советский 1959 года.

Второй 2010+ Не буду уточнять авторов, дабы не быть обвиненным в чем либо, но вы по картинкам легко идентифицируете букварь. Хочу лишь сказать, что он соответствует ФГОС, то бишь по нему официально разрешено обучать, да и по нему обучают.

1. Методический. В букваре 1959 никакого обучения чтению через фонетический разбор слова и разделения букв на звуки. Это позволяло добиваться очень высокой грамотности. Есть буквы, слоги и слова — они выглядят так-то и пишутся так-то. Никаких фонетических разборов и звуков. Можете тут мне начать говорить про фонематический слух и тому подобное, однако тут есть одно противоречие. Глухонемых обучают без всяких обучений звукам и они отлично читают и все понимают, да и потом пишут сочинения в разы грамотнее чем обычные дети. (Методический подход разберем отдельно, тема сложная). В сухом остатке, могу сказать, что та система обучения давала лучшие результаты — это факт.

B-pthppM_ls

2 Визуальный. Картинки людей в правильных пропорциях. Не зверей, которые ходят в лесную школу, а нормальных детей и людей. Причем опускаю исторические особенности, эти дети и люди на картинках делают правильные вещи. Они помогают родителям, рыбачат, строят скворечники, сажают овощи, катаются на санках. Показаны ПРАВИЛЬНЫЕ модели поведения других детей, с которых ребенок берет пример.

cxqHrRelRAA

 

А вот и наш дорогой ФГОС Цитирую:
«Ира с Игорем играли, Все игрушки разбросали.

2QT-PSfzvmI
И тут у меня вопрос.

И????? Что дальше? В чем мораль? Они их убрали? — Нет. Тут текст кончается, просто разбросали и все. Никакой ответсвенности, никаких последствий для детей.
А что думает Ваш ребенок?
Он думает, я могу вот так же как и эти дети разбросать игрушки…

 

tzr5ypD7wm8
Вот так вот и получаем, что в отличие от точных наук, педагогика у нас деградирует. И если Букварь 50года- это результат исследований и работы лучших педагогических умов того времени, то современный букварь — это что-то непонятное. Даже учитывая то, что сейчас мы владеем огромными знаниями о работе мозга, которых не было еще 20 лет назад, а тем более 70 лет назад, то даже с учетом этого современный букварь можно смело заменять на советский букварь 59 года…

P.S. Я специально не стал разбирать букварь Жуковой, хорошо к ней отношусь, хотя к нему тоже есть большие претензии в основном методологические. Но на данный момент это лучшее что есть в России.

P.S.S. А я высокомерно продолжаю делать свой букварь, учитывющий и последние открытия в области функционирования мозга и результаты успешных моделей обучения СССР:)

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

  • http://vk.com/id74940791 Айсылу Бакирова

    Давно считаю, что обучение по Советским учебникам математики наиболее продуктивно. Спасибо моему деду, сохранившему старые учебники. По поводу букваря, полностью с Вами согласна, ждем Ваш букварь, правда уже для племянницы)

  • nina

    Шамиль, по поводу букваря я с вами полностью согласна. Дети не любят букварь, не хотят идти в школу. И вообще учебники для начальных классов составлены во вред детям.

  • Александра

    Увы,в школе уже давно не учат читать. Алфавит проходят, а не изучают, бегло, быстро. Предполагается, что дети уже должны уметь читать. Мне самой до школы давала совет знакомый педагог начальных классов: учи сына читать, нам, учителям, отводят крайне мало часов на обучение чтению, успеваем только пробежаться. Так что, когда обвиняют учителей, это не по адресу, «рыба гниет с головы». И так по всем предметам в каждом звене, нет качественной отработки тем. Как сказала мне одна завуч 10 лет назад: дети получают знания и умения, навыки школа не прививает.

  • http://vk.com/id103048605 Флюра Шподарук

    О чем говорить, если в нынешних учебниках текст, то с опечатками, то с явными ошибками. В школах уже не отправляют в библиотеку, а просят найти в интернете и на какие источники нарвётся при этом в связи с занятостью нас, родителей, одному богу известно.
    Однажды покупала книгу » Сказка А.С. Пушкина» хорошо открыла книгу, и едва не выронила, увидев иллюстрации в стиле аниме…
    Я к чему веду данная деградация коснулась абсолютного всего . И начинают с самых маленьких, кому можно легко насадить своё мнение, кому не нужны ни какие доказательства. Становится очень грустно что цензура перестала существовать. Ни когда не думала что скажу это.

  • Юрий

    КАК «физику» в этой галиматье КАК ВРАЛИ, так и ВРУТ!! НИ один закон не обоснован «ПРИРОДНЫМИ» характеристиками, одна абстракция, т.е. ДУРЬ!! Начинать необходимо с РОДной РЕЧИПЕРЕПРОВЕРЯТЬ, но параллельно все другие дисциплины перепроверять и УБИРАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ и ДУРЬ!!

  • Лариса

    Шамиль , есть замечательный букварь Елены Бахтиной . Правда , там тоже в основном милые зверюшки и игрушки изображены , но нас это совсем не смущало , напротив очень даже нравилось . Легко и быстро по этому букварю мы научились читать в 3 года !! Сейчас уже 8 лет , читает лучше всех в классе . Ни с чтением , ни с пониманием прочитанного никаких проблем нет !! ))

  • Наталья

    У меня ребенок как с 1 класса не понимал звуко-буквенный анализ,так и сейчас не понимает! И я тоже.Это совершенно не нужно,засоряет мозг.. Я пошла в 1-й класс в 1983 г.,букварь был гораааздо лучше нынешнего и понятнее,но все же уже началась деградация .Согласна,что при таком подходе не о какой высокой грамотности и речи быть не может!

  • http://vk.com/id39463017 Ляйсан Тухватуллина

    Айсылу, не только математики. Учебник химии тех годов по мнению самих педагогов тоже были более структурированным и понятным. Есть подозрение, что и по многим другим предметам было так же…

  • Екатерина

    Спасибо, Шамиль, что обратили на это внимание! Совершенно точно, что деградация касается не только букваря. Сейчас наши дети в большой опасности! Через новомодную музыкальную индустрию идет пропоганда наркотиков, самоубийств, разврата и т. д.! Учителей в школе ограничили до такой степени, что они не имеют права осадить нахально ведущих себя учеников! Да и родители теперь много на что не имеют прав по отношению к своим детям! КУДА МЫ КАТИМСЯ? ((

  • Наталья

    То есть, фонетический разбор не так уж важен? Недавно разговаривала с учителем дошколят. Говорила, что у них нет игр и игрушек. Она мне в ответ: » Когда нам играть?! Нам нужно разбирать фонетику!» Я вот тоже не понимаю какой плюс в фонетике, тем более в 1 классе!

  • http://vk.com/id27728688 Анна Ткач

    Надеюсь, когда дочь пойдет в школу ваш букварь уже увидит свет! Успехов вам!

  • http://vk.com/id50250447 Айгуль Биктимирова

    Я вообще против того, чем занимаются в детском саду сейчас. Детский сад для того, чтобы ребёнок через игру социализировался, понимал, что такое хорошо, что такое плохо, учился дружить, помогать товарищам, уважать взрослых. Но только не подменял школу. Не нужны эти фонетические разборы и прочая билиберда.

  • Наталья

    Ясюкова Людмила Аполлоновна тоже очень «хорошо» говорит про фонетический разбор! Худшего придумать сложно для засерания мозгов учеников! Давно понятно, что фонетический разбор вносит, по меньшей мере, сумбур в головы детей! С удовольствием читаю и смотрю Ваши материалы. Приобрела книгу и опробовала на своих сыновьях. Результаты не очень велики, но все таки они есть. А значит работает! Занятия очень интересные и дети их с удовольствием делают. Сами говорят, что многое им помогает при обучении! Одно из любимых это Алфавит и еще Струп-тест. Спасибо Вам за вашу работу. И конечно ждем Букварь!

  • Марина

    Здравствуйте, Шамиль. Мне из всех букварей нравится Логопедический букварь Е. Косиновой. К нему есть очень хорошая рабочая тетрадь «Пишем вместе с логопедом». Как тренажер для навыков чтения хорош «Букварь для будущих отличников» Олеси Жуковой. Но это всё для дошкольников, да с учетом того, что сейчас очень много детей, которым требуется помощь логопеда. Познакомившись с этими букварями, ребенок научится читать и делать звуко-буквенный анализ слов. Таковы, к сожалению, требования современной начальной школы. Я полностью согласна с Вами по вопросу как текста, так и картинок к нему. Меня это всегда волновало и волнует сейчас! Ведь так важно, обучая ребенка чтению, расширять его кругозор, давать реальные знания и всегда помнить о нравственности.

  • http://vk.com/id279409943 Светлана Петрова

    Шамиль, здравствуйте! С большим интересом слежу за Вашей деятельностью, многое использую в работе. Спасибо)
    Хотелось бы узнать Ваше мнение о пособии Фединых «Как научить ребёнка читать».

  • http://instagram.com/smirnova11011980 Смирнова Екатерина

    Мне уже 39 лет, но у меня до сих пор большие проблемы, как с орфографией, так и с пунктуацией. Старший ребёнок учится в 7 классе и у него, точно такие же проблемы, как и у меня. Готова заново учиться русскому языку вместе с сыном. Подскажите пожалуйста, автора, который наиболее доступно объясняет правила орфографии и пунктуации с 3 по 11 класс? Или может быть такой педагог на ютубе или по скайпу.