Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

17.07.2024

Что делать, если ребенок медленно пишет: причины и методы коррекции

Поделиться статьей:

Ребенок медленно пишет, что делать?

Замедленное письмо у школьника – распространенная проблема, вызывающая тревогу у родителей. Развитие навыков письма начинается до школы, поэтому медленная письменная работа в дошкольном возрасте часто связана с возрастными особенностями. После поступления в школу становится ясно, есть ли у ребенка специфические нарушения чистописания. Важно обратиться к специалисту для консультации.

Причины медленного письма

Замедленный темп письма у младших школьников может быть обусловлен разными факторами. Одна из возможных причин – дисграфия (повторяющиеся ошибки при письме, несвязанные с умственным развитием ребенка). Также медлительность при письме нередко связана с недостаточно развитой мелкой моторикой рук. Неправильная поза за партой, неудобная ручка также могут затруднять процесс и замедлять темп письма. Кроме того, излишне раннее обучение письму еще до школы в некоторых случаях приводит к формированию неверных навыков, что впоследствии сказывается на скорости.

Неврологические причины

Некоторые возможные неврологические причины медленного письма у детей:

• Незрелость областей мозга, отвечающих за координацию движений.

• Трудности переноса зрительного восприятия букв на письмо.

• Трудности с согласованием зрительной информации и моторных навыков при переносе увиденного на бумагу.

• Неспособность правильно декодировать и закодировать письменные символы.

•Небольшие отклонения в развитии ЦНС, влияющие на когнитивные и моторные навыки.

• Проблемы с удержанием внимания и концентрацией во время письма.

• Нейродегенеративные заболевания и некоторые редкие генетические расстройства, затрагивающие нервную систему.

Психологические причины

Среди самых популярных психологических причин, почему ребенок медленно пишет, выделяют тревожность и страхи, низкую самооценку, перфекционизм, эмоциональные расстройства.

Проблемы с мотивацией

Одна из распространенных причин почему ребенок пишет медленно в 1 классе – отсутствие увлеченности предметом или темой урока. Школьный материал может казаться ученику слишком простым или, наоборот, слишком сложным, что подрывает его мотивацию. Затруднения также могут возникать из-за нехватки времени на выполнение задач, боязни совершить ошибку или конфликтов с одноклассниками или учителем.

Диагностика причин медленного письма

Первичная диагностика обычно проводится школьным логопедом. Его задача на этом этапе – оценить, как протекают фонематические процессы у ребенка, то есть:

• может ли он различать звуки на слух;

• чувствителен ли он к словам, близким по звучанию;

• способен ли воспринимать последовательности звуков;

• может ли подсчитать количество звуков в слове;

• имеются ли у него устойчивые звуковые образы слов.

Обязательным условием является посещение окулиста и отоларинголога для исключения нарушений зрения и слуха.

Окончательный диагноз и выявление причин расстройств, таких как дисграфия, осуществляется неврологом.

Анализ навыков письма

В первом классе навыки письма только начинают формироваться. Поэтому методика обследования включает задания, которые выявляют трудности развития этих навыков и их причины. Задания разработаны с учетом особенностей детей данного возраста.

Обследование у специалистов

Дети, страдающие дисграфией, испытывают значительные трудности при овладении навыками письма. В их тетрадях наблюдается множество грамматических ошибок, отсутствие заглавных букв, путаница слов и слогов, а также неправильное написание знаков и символов. Впоследствии эти дети избегают уроков и отказываются делать письменные задания.

Если родители вовремя не обращаются к специалисту для диагностики, у ребенка могут развиться депрессия, чувство неполноценности и проблемы в общении со сверстниками. Если со здоровьем все в порядке, обязательно следует обратиться:

• К логопеду-дефектологу. Специалист проводит диагностику заболевания и выявляет нарушение чтения и письма.

• К психоневрологу. Врач диагностирует сопутствующие отклонения (при их наличии), выявляет причины дисграфии и дислексии (неспособность нормально обучаться чтению). При необходимости он подбирает медикаментозное лечение.

Нейропсихологическое тестирование

Метод основан на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты дают детям различные задания и делают выводы о развитии различных зон головного мозга. Диагностика позволяет анализировать следующие аспекты:

• Уровень развития высших психических функций.

• Физическое развитие.

• Скорость обработки информации.

• Навыки, требующие коррекции.

• Причины проблем и способы, которые помогут улучшить слабые качества и развить сильные.

Методы коррекции медленного письма

Упражнения могут быть направлены на:

• Распознавание фонем, слогов, слов на слух.

• Различение сходных элементов букв.

• Поиск отличий в начертании букв.

• Постановку правильной артикуляции звуков.

• Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

• Повышение связности речи.

Упражнения для улучшения моторики

Медленное письмо и неразборчивый почерк зачастую являются следствием недостаточно развитой мелкой моторики и плохой координации движений глаз и рук. Чтобы исправить ситуацию, необходимо повысить подвижность кисти и пальцев, а также улучшить согласованность движений руки и зрительного восприятия. Для развития этих навыков можно использовать следующие упражнения и игры.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые упражнения – это небольшие сценки или стишки, которые разыгрываются с помощью движений пальцев рук. Ребенку необходимо запоминать не только сами рифмованные строчки, но и соответствующую им последовательность жестов, а также положение каждого пальца. При такой гимнастике задействуется обе руки и все пальцы. Сжатие кистей чередуется с расслаблением, а движения, выполняемые одновременно, сменяются поочередными.

Игры с мелкими предметами

Игры с мелкими предметами (крупа, бусины, пуговицы или камешки) оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики и общее оздоровление организма. Детям можно предлагать различные задания: сортировка по виду, угадывание на ощупь с закрытыми глазами, вращение между большим и указательным пальцами. Однако все занятия с мелкими деталями должны проводиться только под бдительным присмотром взрослых.

Психологические методики

Это могут быть различные игры и соревнования, а также упражнения на расслабление.

Игра «Алфавит»

В методике Монтессори для изучения алфавита используются объемные буквы с шероховатой поверхностью, которые школьник может трогать руками.

Занятия проводятся следующим образом: взрослый выбирает несколько разных по начертанию букв, показывает ученику одну из них, называет соответствующий звук и просит повторить его. Затем ребенок трогает букву пальцами, проводя по ее шероховатой поверхности и произнося звук вслух. Для закрепления взрослый показывает предмет, название которого начинается с этого звука. Такие упражнения повторяются ежедневно с новыми буквами, а уже знакомые буквы периодически повторяются.

Игра «Найди букву»

Цель: укрепить понимание букв и развить навыки чтения, активизировать мышление, логику, внимание и грамматические способности.

Правила игры: ученику дают карточки в форме грибов, в середине слов, на которых пропущена буква. Задача ученика – подобрать недостающую букву из отдельных кружков с буквами таким образом, чтобы сформировались два разных слова. Примеры слов: дупло-тепло, блеск-треск, свеча-пчела.

Игра «Собери предложение»

Суть игры «Собери предложение» заключается в том, чтобы составить осмысленные предложения из отдельных слов, относящихся к разным частям речи (глаголы, существительные, прилагательные). Слова предоставляются в виде таблицы или разрезанных карточек, которые следует правильно скомбинировать. Эта игра развивает у детей навыки построения предложений, понимание частей речи, а также логическое мышление и сообразительность.

Использование арт-терапии

Арт-терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми. Она может выступать средством снижения тревожности и страхов у детей, улучшая атмосферу на занятиях. Это облегчает запоминание и заучивание правил, ученик забывает о логопедических ошибках, выполняя задания в игровой форме. Существует широкий спектр типов коррекционной творческой работы:

• обычное рисование;

• живопись пальцами;

• лепка из пластилина;

• применение цветотерапии;

• элементы конструирования;

• песочная терапия;

• кляксография;

• ниткография и др.

Не волнуйтесь, если ребенок пишет медленнее других. Важно терпение, поощрение и практика. Развивайте моторику, координацию и зрительное восприятие. Не сравнивайте с другими детьми, а поддерживайте и хвалите за успехи.

Математический тест

1 / 3

90 × 6000 : 27 000

2 / 3

39 : 3 + 45 : 5

3 / 3

150/3

Your score is

The average score is 71%

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы Порой случается так, что успеваемость ребенка в школе ...

13.02.2025 Читать

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы Английский язык — это не просто предмет в школе, а ключ ...

12.02.2025 Читать

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение Что такое скорочтение и зачем оно нужно ...

12.02.2025 Читать