- Дискриминант квадратного уравнения — формула и применение
- Что такое дискриминант?
- Формула дискриминанта
- Разбор частных случаев дискриминанта
- 1. D > 0 — два корня
- 2. D = 0 — один корень
- 3. D < 0 — нет корней
- Примеры решения задач
- ✅ Пример 1. Уравнение с двумя корнями
- ✅ Пример 2. Один корень
- ✅ Пример 3. Нет корней
- Практический кейс: как мама помогла сыну понять дискриминант
- Как объяснить дискриминант ребёнку просто?
- Таблица-шпаргалка по дискриминанту
- Заключение
Дискриминант квадратного уравнения — формула и применение
Когда ребёнок сталкивается с квадратными уравнениями, один из первых «страшных» терминов, с которым он знакомится — это дискриминант. Часто он звучит как что-то абстрактное и сложное. Но если объяснить его доступно, можно не только снять страх перед математикой, но и помочь школьнику почувствовать уверенность.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
В этой статье разберём, что такое дискриминант, как он помогает решать уравнения, и почему это не так сложно, как может показаться.
Что такое дискриминант?
Прежде всего, давайте вспомним, что такое квадратное уравнение. Оно выглядит так:
ax² + bx + c = 0,
где a, b, c — любые числа, а x — переменная, которую нужно найти.
Чтобы узнать, есть ли у этого уравнения решения (корни) и сколько их, используется дискриминант. Это такая «подсказка» — число, по которому можно сразу понять, сколько будет ответов и какие они будут.
Формула дискриминанта
Дискриминант обозначается буквой D и вычисляется по формуле:
D = b² − 4ac
- b — коэффициент при x
- a — коэффициент при x²
- c — свободный член (число без переменной)
Это простая формула, которую легко запомнить: квадрат второго коэффициента минус 4, умноженное на первый и третий коэффициенты.
💡 Запомнить проще через аналогию
«Берём квадрат числа b, потом отнимаем 4 раза произведение a и c»
Разбор частных случаев дискриминанта
Когда мы вычислили D, самое интересное — проанализировать результат. Дальше действуем по правилу трёх вариантов:
1. D > 0 — два корня
Если дискриминант больше нуля, значит уравнение имеет два разных корня. Это значит: у задачи два разных ответа.
Пример:
x² − 3x + 2 = 0
Здесь:
- a = 1, b = −3, c = 2
- D = (−3)² − 4×1×2 = 9 − 8 = 1 (больше нуля)
Теперь находим корни:
x₁,₂ = (−b ± √D) / 2a
x₁ = (3 + √1)/2 = 4/2 = 2
x₂ = (3 − √1)/2 = 2/2 = 1
Ответ: x = 2 и x = 1
2. D = 0 — один корень
Если дискриминант равен нулю, у уравнения только один корень. Математики говорят, что он «двукратный», но для ребёнка проще сказать: один единственный ответ.
Пример:
x² − 4x + 4 = 0
a = 1, b = −4, c = 4
D = (−4)² − 4×1×4 = 16 − 16 = 0
x = −b / 2a = 4 / 2 = 2
Ответ: x = 2
3. D < 0 — нет корней
Если дискриминант меньше нуля, уравнение не имеет решений на множестве действительных чисел. Это значит, что корней нет.
Пример:
x² + x + 1 = 0
a = 1, b = 1, c = 1
D = 1² − 4×1×1 = 1 − 4 = −3
Так как корень из отрицательного числа найти нельзя (в рамках школьной программы), решений нет.
Ответ: корней нет
Примеры решения задач
Чтобы понятнее стало, как применять дискриминант, разберём несколько задач.
✅ Пример 1. Уравнение с двумя корнями
Условие: Решите уравнение 2x² − 5x + 2 = 0
Решение:
- a = 2, b = −5, c = 2
- D = (−5)² − 4×2×2 = 25 − 16 = 9
- √D = 3
x₁ = (5 + 3) / (2×2) = 8/4 = 2
x₂ = (5 − 3) / (2×2) = 2/4 = 0.5
Ответ: x = 2 и x = 0.5
✅ Пример 2. Один корень
Условие: Решите уравнение x² − 6x + 9 = 0
- a = 1, b = −6, c = 9
- D = (−6)² − 4×1×9 = 36 − 36 = 0
- x = −(−6)/2 = 6/2 = 3
Ответ: x = 3
✅ Пример 3. Нет корней
Условие: Найдите корни уравнения x² + 2x + 5 = 0
- a = 1, b = 2, c = 5
- D = 2² − 4×1×5 = 4 − 20 = −16
Так как D < 0 → корней нет
Практический кейс: как мама помогла сыну понять дискриминант
Ольга, мама шестиклассника Ильи, заметила, что сын боится темы квадратных уравнений. Он заучил формулы, но не понимал, что они означают.
Ольга взяла бумагу и маркеры и предложила:
- Нарисовать уравнение как путь героя — сначала путешествие (a), потом препятствие (b), и, наконец, награда или провал (c).
- Показать дискриминант как магический кристалл, который открывает три портала:
- если он светится — есть два пути (D > 0),
- если просто пульсирует — один путь (D = 0),
- если темный — дороги нет (D < 0).
Через игру и ассоциации Илья не только понял тему, но и начал сам решать уравнения.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
👨🏫 Шамиль Ахмадуллин, педагог и автор более 110 развивающих пособий, приглашает вас на бесплатный 5-дневный марафон.
📌 За 5 дней вы узнаете:
✅ Как без давления развить в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как превратить домашние задания из стресса — в привычку
✅ Как всего за 15 минут в день изменить подход к учебе
✨ Этот марафон — шанс навсегда прекратить «бои за домашку» и обрести спокойствие в семье.
👉
Как объяснить дискриминант ребёнку просто?
- Используйте визуализацию — шкалы, линии, графики.
- Связывайте с жизнью: «Если ты ищешь выход — дискриминант подскажет, один он или несколько».
- Не заучивайте формулу вслепую — разберите каждый элемент.
- Устройте мини-соревнование: кто быстрее определит, сколько корней.
Таблица-шпаргалка по дискриминанту
Условие | Что это значит? | Сколько корней? | Пример |
D > 0 | Есть два решения | 2 корня | x² − 3x + 2 = 0 |
D = 0 | Одно решение | 1 корень | x² − 4x + 4 = 0 |
D < 0 | Решений нет | Нет корней | x² + x + 1 = 0 |
Заключение
Дискриминант — это не враг, а надёжный помощник. Он показывает, сколько решений есть у квадратного уравнения, и помогает выбрать правильный способ решения.
Когда ребёнок понимает, а не просто заучивает, математика становится не только понятной, но и интересной. А вместе с родителями, которые не боятся сами немного «вспомнить школьное», любое уравнение превращается из проблемы в победу.