- Развитие мышления у детей: на что должны обратить внимание родители
- Понятие мышления и его развитие как психический процесс
- Функции мышления
- Отличие от других когнитивных процессов
- Как развить мышление у ребенка и включить его мотивацию к учёбе даже на каникулах?
- Связь мышления с речью, вниманием и мотивацией
- Формирование и развитие мышления: как это происходит
- Как происходит развитие мышления
- Влияние внешних факторов
- Основы развития мышления: что влияет на процесс
- Этапы развития мышления по возрастам
- Возраст
- Этап
- Особенности
- Раннее детство (1–3 года)
- Дошкольный возраст (3–6 лет)
- Младший школьный возраст (6–10 лет)
- Подростковый возраст (11–15 лет)
- Взрослый этап (15+)
- Лучший подарок
- Стадии развития мышления по психологическим теориям
- Теория Пиаже
- Теория Выготского
- Современные подходы
- Периоды и возрастные особенности развития мышления
- Ошибки в работе по развитию мышления и как их избежать
- Заключение
Развитие мышления у детей: на что должны обратить внимание родители
Мышление — важная когнитивная функция, подразумевающая обработку информации, понимание и анализ ситуаций, принятие решений. Именно благодаря такому процессу, человек обучается, усваивает нормы поведения, социализируется и успешно ведет профессиональную деятельность. Развитие мышления не только возможно, но и необходимо, поскольку это навык, который нужно постоянно совершенствовать. Оно не появляется у человека изначально, а развивается поэтапно.
Понятие мышления и его развитие как психический процесс
С точки зрения психологии мышление — это совокупность когнитивных процессов, помогающих получать и обрабатывать информацию: внимания, восприятия, анализа, формирования суждений и выводов. В педагогике под данным термином понимается познание окружающего мира, понимание свойств предметов и сути явлений, поиск причинно-следственных связей, процесс решения задач.
В нейронауке понятие развития мышления связывают с улучшением работы головного мозга, его способности к оперированию абстракциями. Считается, что оно происходит по мере усвоения норм языка, логики, общественной жизни и культуры.
Функции мышления
- Анализ. Это мысленное разделение сложного объекта на более простые его составляющие с последующим определением свойств, сторон и связей. Например, пытаясь понять какой-либо текст, человек сначала делит его на абзацы, после чего вникает в суть каждого из них, выделяет главные мысли.
- Синтез. Это мыслительная функция, помогающая объединять части в целое. Синтез можно считать обратным анализу процессом. Например, чтобы получить представление о чем-либо, мозг складывает воедино факты, аргументы и мнения.
- Прогнозирование. Эта функция помогает предвидеть возможное развитие событий и решение задачи с учетом полученной ранее информации.
- Решение проблем. Это функция помогает достигать поставленных целей и искать необходимые для этого средства в имеющихся условиях. Развитое мышление помогает человеку понимать механизмы развития ситуации, искать оптимальные выходы из нее.
Отличие от других когнитивных процессов
Мышление, восприятие, память и воображение используются при познании, однако по назначению и типам происходящих в головном мозге процессов они различаются:
- Восприятием называется процесс формирования образа мира на основе информации, получаемой органами чувств. Для создания целостной картины требуется дальнейшая ее обработка.
- Память используется для хранения информации, получаемой при восприятии и мышлении. Она позволяет применять имеющиеся знания по мере необходимости, накапливать опыт.
- Воображение — мысленное создание образов и идей на основе хранящейся в памяти информации. Оно связано с мышлением, поскольку подразумевает использование логических операций и знаний.
Мышление считается более активной и сложной формой познания, чем восприятие, запоминание и воображение. Хранящиеся в памяти данные используются для формирования суждений и выводов. Благодаря мышлению, мы не только познаем мир, но и решаем сложные задачи, планируем будущее.
Как развить мышление у ребенка и включить его мотивацию к учёбе даже на каникулах?
Узнать
Связь мышления с речью, вниманием и мотивацией
Речь помогает облекать в форму содержание, предоставляемое мышлением. Она структурирует, помогает анализировать и систематизировать информацию. При отсутствии речи мышление представляло бы собой хаотичный поток ощущений и образов, не имеющих логической связи.
Важную роль в процессе мышления играет и внимание. Оно помогает фильтровать ненужную информацию и выделять главное. Также концентрация внимания позволяет сосредоточиться на анализе данных, поиске причинно-следственных связей и оптимальных решений. Внимательный человек обладает более развитым мышлением, его мозг работает продуктивнее.
Целенаправленному и активному мышлению способствует мотивация. Желание достичь поставленной цели заставляет думать и решать сложные задачи.
Формирование и развитие мышления: как это происходит
Формирование и развитие мышления происходит под влиянием окружающего мира, в процессе социализации и обучения. В нем выделяется несколько основных стадий:
- Наглядно-действенное мышление. Проявляется в виде координированных движений и действий. Благодаря такому мышлению, ребенок учится сидеть, стоять, ходить, произносить простые звуки. Эти действия осуществляются в процессе познания окружающего мира и своего тела. Ребенок раннего возраста трогает предметы, отбрасывает их. Наглядно-действенные навыки развиваются до 2-2,5 лет.
- Наглядно-образное мышление. На этом этапе совершаются целенаправленные действия. Такой тип мышления свойственен детям 3-5,5 лет. Ребенок понимает назначение и свойства предметов, знает, что с ними делать. Также он начинает использовать речь для выражения своих мыслей.
- Образное мышление. На этом этапе ребенок оперирует конкретными понятиями, а отвлеченные проявляются в неявном виде. Образное мышление развивается вместе с речью. Возможности познания на этом этапе расширяются, открываются недоступные ранее области действительности.
- Абстрактное мышление. Характерно для подростков и взрослых. Мыслительные процессы протекают с использованием абстрактных понятий без опоры на конкретный опыт.
Как происходит развитие мышления
Развитие мышления — процесс, протекающий под воздействием множества факторов. К основным относятся:
- Взаимодействие с окружающей средой. Сразу после рождения человек попадает в мир, полный информации, стимулов и вызовов, которые способствуют появлению и совершенствованию когнитивных функций.
- Обучение. Получение и анализ новой информации — ключевой фактор развития мышления. В процессе обучения человек осваивает навыки, получает знания и опыт. У него формируется собственное представление о мире.
- Практика. Это важная часть развития когнитивных функций. Применение полученной информации на практике помогает не только закрепить знания, но и адаптировать их под разные ситуации, искать оптимальные решения, вырабатывать стратегии. Практика делает мышление эффективным, гибким и креативным.
Влияние внешних факторов
На развитие мышления могут повлиять:
- Возраст. От него зависит эффективность упражнений для развития интеллекта. Нейропластичность с возрастом снижается, человеку становится сложно обучаться и совершенствовать когнитивные навыки. Лучший эффект занятия дают при работе с молодежью. Однако это не значит, что развивать мышление в пожилом возрасте не нужно. Просто на это придется потратить больше времени.
- Среда. Умственные способности во многом зависят от того, в каких условиях человек растет и развивается. Влияние среды на интеллект с возрастом уменьшается, однако до позднего подросткового возраста оно играет решающую роль.
- Наследственность. Интеллект ребенок наследует от обоих родителей. При рождении ему достается больше генов матери, однако отцовские могут начать преобладать в дальнейшем. Влияние наследственности проще корректировать в раннем возрасте.
Основы развития мышления: что влияет на процесс
Чтобы понимать, какие методы дадут положительный результат, необходимо изучить основы развития мышления:
- Биологические. Зрелость мозга — основной фактор. От него зависит развитость коры, скорость формирования нейронных связей и миелинизации нервных волокон. Это процессы, создающие базу для развития когнитивных функций. Важную роль играет и такое свойство мозга, как нейропластичность.
- Психологические. От этих факторов зависит способность к восприятию и обработке информации. Мотивация — мощный стимул к развитию мышления. Эффективность обучения повышается при наличии интереса к предмету, стремлении к решению задач. Не менее важен тип мышления. У одних людей больше развита логическая составляющая, у других — творческая.
- Педагогические. Из этих факторов складывается внешняя среда, под воздействием которой развивается мышление. В обучении важную роль играют задачи, для решения которых недостаточно простого заучивания информации. Анализ, синтез и оценка стимулируют мыслительные процессы.
Этапы развития мышления по возрастам
Возрастные этапы развития мышления можно кратко представить в виде таблицы:
Возраст | Этап | Особенности |
1-2 года | наглядно-действенный | стремление к познанию предметов; выделение себя из окружающего мира |
3-6 лет | наглядно-образное | развитие речи; интериоризация действий; эгоцентризм мышления |
6-10 лет | наглядно-образное с элементами логического | развитие воображения; построение простых логических цепочек; отказ от опоры на восприятие |
11-15 лет | гипотетико-рассуждающее | логическое объяснение собственных действий; понимание логических формул; переход от одной точки зрения к другой; способность к обобщению. |
15+ лет | стадия формальных операций | использование абстрактных понятий и логических рассуждений; выполнение операций в уме без опоры на конкретный опыт. |
Раннее детство (1–3 года)
В конце первого года жизни у ребенка появляется наглядно-действенное мышление. Когнитивные процессы тесно связаны с практическими действиями. Без них решить задачу ребенок раннего возраста не сможет. Основные проявления наглядно-действенного мышления у детей 1-3 лет:
- простое манипулирование (ребенок трясет предметами, кладет их на поверхности, не понимая свойств и назначения);
- предметно-игровые действия (примерно в 2 года ребенок начинает понимать, для чего нужен тот или иной предмет, как использовать его в играх);
- соотносящиеся действия (ребенок перемещает предметы, соотнося их с пространством, собирает целое из частей);
- функциональные действия (связаны с познанием мира, возникают после 15 месяцев).
Развитию наглядно-действенного мышления у ребенка способствует речь взрослого, описывающего и направляющего каждое действие. Фразы родителя закрепляют результаты действий в сознании ребенка, что дает основу для дальнейшего развития когнитивных функций.
Дошкольный возраст (3–6 лет)
В 3 года развитие мышления переходит в наглядно-образную стадию. На данном этапе:
- дети от предметных действий переходят к образным;
- ребенок пользуется воображаемыми образами в игре и творчестве (он пытается рисовать без использования образца, подбирает ассоциации);
- появляется фантазия, помогающая создавать собственные образы, становящиеся основой развития интеллекта.
Примерно с 4 лет дети начинают устанавливать причинно-следственные связи. Например, трехлетний ребенок обнаруживает только одну причину. В более позднем возрасте он способен выявлять сложные цепочки.
Младший школьный возраст (6–10 лет)
Развитие мышления в 4 года отличается от такового в более позднем возрасте. После 6 лет начинает проявляться способность мыслить логически. Однако преобладающим остается наглядно-образное мышление. Дети сопоставляют факты и делают простые выводы. К научным понятиям они приобщаются в процессе обучения в школе. В 5-10 лет развитие мышления характеризуется:
- увеличением объема памяти;
- появлением способности к произвольному запоминанию и поиску смысловых связей;
- началом развития логических функций;
- постепенным отказом от опоры на восприятие;
- управляемым воспроизведением информации.
Речь ребенка приобретает произвольный характер, фразы и предложения строятся с учетом цели высказывания, словарный запас расширяется. В 8-10 лет развивается абстрагирование — умение выделять главное и фильтровать несущественное.
Подростковый возраст (11–15 лет)
Наглядно-образное и начальное словесно-логическое мышление постепенно сменяется гипотетико-рассуждающим. Подростки умеют абстрагировать и обобщать, строить логические цепочки. К 13-14 годам они начинают пользоваться всеми мыслительными операциями: анализом, синтезом, систематизацией, обобщением, абстрагированием. Подростки свободно рассуждают об объектах, не находящихся в непосредственной близости. Также у них развиваются:
- способность мыслить на опережение (они планируют свои действия, просчитывают ходы, прогнозируют);
- гипотетико-дедуктивное мышление (молодые люди выдвигают гипотезы, пытаются найти доказательства и привести аргументы).
Подростки интересуются философскими вопросами, у них формируется собственное мировоззрение. Развивается и критическое мышление. Подростки начинают проверять правильность утверждений, ставить факты под сомнение.
Взрослый этап (15+)
Развитие мышления у взрослых продолжается и после завершения физического развития. Совершенствуются сформированные ранее когнитивные функции, углубляется логическое, стратегическое и креативное мышление. Развивается когнитивная гибкость — способность мозга подстраиваться под меняющиеся условия.
На взрослом этапе развития мышления внешняя среда оказывает на человека минимальное влияние. У него уже сформировано мировоззрение и имеются собственные взгляды на философские проблемы. Совершенствованием когнитивных функций он занимается самостоятельно, изучая новое, решая сложные задачи, планируя будущее.
Стадии развития мышления по психологическим теориям
Многие психологи разработали собственные теории развития мышления. Рассмотрим наиболее популярные, которые используются в современной психологии.
Теория Пиаже
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже в развитии мышления выделял следующие стадии:
Сенсомоторную (0-2 года). Согласно теории Пиаже, ребенок познает мир через впечатления. Действия выполняются интуитивно, однако запоминаются и превращаются в опыт. На данном этапе активно развиваются моторные навыки.
Предоперационную (2-6 лет). Ребенок считает правильной только свою точку зрения. Также он представляет образы предметов и действия, которые с ними можно совершать. Начинается развитие воображения.
Операционную (6-11 лет). Ребенок связывает мысли, рассуждает логически. Воображение постепенно сменяется реалистическим восприятием мира.
Конкретных операций (11+ лет). Проявляется способность мыслить абстрактно, объяснять сложные понятия и явления, решать логические задачи и анализировать ситуации.
Теория Выготского
Выготский считал, что развитие мышления происходит через использование психологических инструментов: речи, письма, языков, счета. Согласно теории, оно протекает по следующей схеме:
На примитивной стадии ребенок натурально воспринимает окружающий мир. Мышление имеет доречевой характер, вместо речи присутствует звукоподражание.
На этапе наивной психологии ребенок использует психологические инструменты не совсем правильно. В речи это проявляется неправильным построением предложений с сохранением их основного смысла. Логические операции осваиваются в минимальном объеме.
На стадии внешнего знака психологические инструменты используются в сочетании с предметами, например, ребенок загибает пальцы при счете. Речь эгоцентрическая, дети рассуждают о своем поведении и каких-либо вещах сами с собой.
На стадии взращивания все логические и мыслительные операции выполняются без опоры на предметы. Развиваются память и внутренняя речь.
Современные подходы
Многие современные исследователи считают, что в развитии мышления человек проходит 3 стадии:
предметно-действенную (восприятие конкретного объекта);
наглядно-образную (позволяет создавать образы в уме и вспоминать объекты);
словесно-логическое или абстрактное (дает возможность оперирования понятиями и выполнения логических операций в уме).
Периоды и возрастные особенности развития мышления
При выборе методик необходимо учитывать возраст человека и свойственный ему этап развития. Например, наглядно-действенное мышление хорошо развивается с помощью игр с перемещением и изучением предметов разных форм. Сюжетно-ролевые игры развивают наглядно-образное мышление. В более старшем возрасте простые игровые методы постепенно утрачивают актуальность. Им на смену приходят логические задачи, интеллектуальные игры, обучение.
В развитии мышления есть несколько сенситивных периодов с высокой восприимчивостью к получению новых навыков и знаний:
1,5-3 года (период быстрого развития речи, способностей к изучению новых языков);
3-4 года (период подходит для изучения букв и цифр, развития мелкой моторики);
4-5 лет (появляется интерес к математике и творчеству, идет активное развитие навыков общения);
5-6 лет (период, благоприятный для обучения письму и чтению);
8-9 лет (активное развитие воображения, языковых способностей).
Благодаря нейропластичности мозга, мышление продолжает развиваться и после 30 лет. Человек накапливает опыт, который помогает ему совершенствовать навыки и когнитивные функции.
Ошибки в работе по развитию мышления и как их избежать
Работа по развитию мышления — сложный, многоэтапный процесс, требующий ответственного подхода. Родители и педагоги нередко допускают ошибки:
Практикуют «интеллектуальное насилие». Это чрезмерная стимуляция умственной деятельности в раннем возрасте. Многие родители хотят вырастить гения, поэтому нагружают ребенка занятиями, не учитывая его готовность к усвоению навыка. Это снижает мотивацию, способствует развитию синдрома отличника и других расстройств. Не стоит форсировать события, вместо этого создайте здоровую среду, вызывающую естественный интерес к обучению.
Не учитывают возрастные особенности. Мышление развивается поэтапно, работающие на одном этапе методы могут оказаться неэффективными на другом. Например, дошкольникам не стоит задавать сложные логические задачи.
Не дают обратной связи. Развивать мышление — не просто усваивать информацию, но и уметь анализировать, оценивать и применять ее. Каждый человек, особенно ребенок, нуждается в обратной связи. Невнимание к успехам, постоянная критика снижает мотивацию.
Заключение
Зная стадии развития мышления, вы сможете правильно развивать ребенка, выбирать эффективные образовательные методики и программы. Помните, что мышление развивается в течение всей жизни, поэтому никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Улучшение интеллектуальных способностей поможет вам не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Теперь, когда вы знаете, насколько важен каждый возрастной этап в развитии мышления у детей, самое время применить эти знания, чтобы помочь своему ребенку!
Приглашаем вас на бесплатный марафон для родителей учеников 1-8 классов, где вы узнаете:
какие упражнения помогут улучшить память, внимание и когнитивные навыки вашего школьника всего за 15 минут в день;
как избежать типичных ошибок при развитии интеллектуальных способностей детей;
почему ребенок может не хотеть учиться и как вернуть ему интерес к образованию.
Не упустите возможность помочь своему ребенку добиться высоких результатов в учебе и развить самостоятельность.