Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

30.07.2025

Глагол в русском языке: виды, формы, особенности и трудности

Поделиться статьей:

23 минуты чтения

956 просмотров
Фото аватара

SV

Содержание
  1. Глагол в русском языке: виды, формы, особенности и трудности
  2. Что такое глагол: определение и отличие от других частей речи
  3. Основное определение
  4. Отличия глагола от существительных, прилагательных, наречий
  5. Семантика
  6. Морфологические особенности
  7. Примеры:
  8. Функции глагола в русском языке
  9. Формирование смыслового центра предложения
  10. Выражение действия, состояния, процесса
  11. Морфологические особенности глагола
  12. Постоянные признаки
  13. Вид: совершенный и несовершенный
  14. Переходность
  15. Возвратность
  16. Непостоянные признаки
  17. Основные морфемы глагола
  18. Виды и разряды глаголов
  19. По виду
  20. Несовершенный вид
  21. Совершенный вид
  22. По возвратности
  23. Возвратные
  24. Невозвратные
  25. По переходности
  26. Переходные глаголы
  27. Непереходные глаголы
  28. По спряжению
  29. I спряжение:
  30. II спряжение:
  31. Таблица спряжения:
  32. Исключения:
  33. По залогу
  34. Действительный залог
  35. Страдательный залог
  36. Средний залог (рефлексивный)
  37. Таблица: формы и виды глаголов + типичные ошибки
  38. Формы глагола
  39. Инфинитив (неопределённая форма)
  40. Особенности:
  41. Примеры:
  42. Личные формы глагола
  43. Таблица: личные формы глагола «читать»
  44. Особенности:
  45. Причастие и деепричастие
  46. Причастие
  47. Деепричастие
  48. Ошибки при употреблении
  49. Употребление глаголов в речи
  50. Синтаксическая роль
  51. Особенности употребления в различных стилях речи
  52. Яркие и необычные глаголы в художественной литературе
  53. Правописание и ошибки с глаголами
  54. Ошибки в спряжении и написании окончаний
  55.  Примеры частых ошибок:
  56. Как избежать?
  57. Не с глаголами: слитно и раздельно
  58.  Раздельно:
  59.  Слитно (исключения):
  60. Парные приставки, правописание суффиксов
  61. Приставки: при-/пре-
  62. Суффиксы в несовершенных глаголах:
  63. Причастия и деепричастия (запятые и «особые случаи»)
  64. Основные правила:
  65. Ошибки:
  66. Трудности изучения глаголов в русском языке
  67. Глаголы-исключения
  68.  Примеры:
  69. Сложности перевода
  70. Почему?
  71. Ошибки у билингвов:
  72. Ошибки в построении временных форм и залога
  73. Как учить глаголы — задания, упражнения, лайфхаки
  74. Упражнения по определению вида и времени
  75. Задание 1: Найди вид глагола
  76. Задание 2: Определи время
  77. Игровые задания:
  78. Карточки и таблицы для быстрого запоминания спряжений
  79. Как делать:
  80. Таблица для повторения:
  81. Проверка себя — мини-контрольные, диктанты, устные упражнения
  82. Интересные факты и особенности
  83. Самые короткие и длинные глаголы в русском языке
  84. Исторические изменения форм глаголов
  85. Как глаголы попадают в сленг и фольклор
  86. Глаголы-«хамелеоны» (один корень — много значений)
  87. FAQ — частые вопросы
  88. Сколько словарных слов должен знать ученик начальной школы?
  89. Что делать, если ребёнок никак не может запомнить слово?
  90. Какие слова труднее всего даются детям?
  91. Где взять список словарных слов по классу?
  92. Как проверить, запомнил ли ребёнок слово?
  93. Заключение
Содержание показать

Глагол в русском языке: виды, формы, особенности и трудности

 

Хорошее владение глаголами — основа грамотной речи и письма. Именно глаголы придают тексту динамику, раскрывают действия, процессы, изменения. Без них невозможно построить осмысленное высказывание или передать логическую связь между частями предложения.

«Если ребёнок не понимает, как устроены слова и почему нужно писать так, а не иначе — он начинает путаться, терять интерес и делать ошибки. Глаголы — это как двигатель в машине языка. Без них всё встаёт на месте».

Шамиль Ахмадуллин

 

Тема глагола в русском языке особенно важна в школьной программе, а также для всех, кто изучает язык как родной или иностранный. Однако изучение глаголов вызывает у учеников и взрослых немало трудностей: спряжения, возвратность, виды и формы, ошибки в правописании и употреблении.

В этой статье мы подробно разберём, чем глагол отличается от других частей речи, какие у него виды, формы и функции и как легко справиться с его сложностями.

дерево глаголов
 

Что такое глагол: определение и отличие от других частей речи

 

Основное определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие, состояние или процесс и отвечающая на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры:

  • писать (что делать?)
  • прибежать (что сделать?)
  • отдыхать, смеяться, думать

Он изменяется по временам, числам, лицам, а также имеет виды, наклонения и залоги.

Глагол — это слово, которое рассказывает, что делает или что происходит с кем-либо или чем-либо. Это «движение» предложения. Без глагола нет действия, а значит — нет смысла.

 

Отличия глагола от существительных, прилагательных, наречий

Семантика

Глаголы обозначают действия или процессы (бегать, сидеть, радоваться), в отличие от:

  • существительных (стол, ребёнок, игра) — обозначающих предметы;
  • прилагательных (красивый, быстрый) — обозначающих признаки;
  • наречий (быстро, весело) — обозначающих образ действия.

Морфологические особенности

  • Имеют вид: совершенный / несовершенный;
  • Способны спрягаться по лицам и числам;
  • Участвуют в системе времен;
  • Могут быть возвратными.

Примеры:

Часть речи Пример Вопрос Значение
Глагол читает что делает? действие
Существительное книга что? предмет
Прилагательное интересная какая? признак
Наречие быстро как? образ действия

 

Функции глагола в русском языке

 

Формирование смыслового центра предложения

Глагол чаще всего выполняет функцию сказуемого — одного из двух главных членов предложения (второй — подлежащее). Он придаёт предложению завершенность и логическое движение.

Примеры:

  • Ученики готовятся к экзамену.
  • Птицы улетели на юг.

Выражение действия, состояния, процесса

Глагол может обозначать:

  • активное действие (писать, строить),
  • внутреннее состояние (любить, бояться),
  • процесс (учиться, развиваться).

«Когда мы обучаем детей работать с глаголами, мы учим их не просто грамматике, а умению строить связные и логичные высказывания — это базовый навык для всех школьных предметов и для жизни в целом».

— Шамиль Ахмадуллин

 

Как исправить не только ошибки в глаголах, но и пробелы в мышлении ребёнка?

У вашего ребёнка трудности с письмом, диктантами или грамматикой? Постоянные ошибки в заданиях, проблемы с чтением и концентрацией?🎓 На бесплатном марафоне Шамиля Ахмадуллина «5 шагов к умению учиться» вы узнаете:

  • Как повысить грамотность без зубрёжки
  • Как развить внимание и убрать «глупые ошибки»
  • Как выстроить систему учёбы дома без конфликтов

👉 Присоединяйтесь! Онлайн, каждый вечер с понедельника — без оплаты, без репетиторов, с поддержкой педагога-практика.

 

Записаться бесплатно
 

Морфологические особенности глагола

 

Постоянные признаки

Вид: совершенный и несовершенный

  • Совершенный: действие завершено (написал, пробежал).
  • Несовершенный: действие в процессе или повторяется (писал, бегал).

Переходность

  • Переходные: требуют прямого дополнения (читать книгу).
  • Непереходные: не требуют (спать, гулять).

Возвратность

  • Возвратные заканчиваются на -ся (мыться, улыбаться).
  • Невозвратные — обычные глаголы без -ся.

Непостоянные признаки

Признак Категории
Время настоящее, прошедшее, будущее
Наклонение изъявительное, повелительное, условное
Лицо 1-е, 2-е, 3-е
Число единственное, множественное
Род мужской, женский, средний (в прошедшем времени)

 

Основные морфемы глагола

  • Приставка (до-писать, пере-ехать)
  • Корень
  • Суффикс (-ыва-, -ива-)
  • Окончание

Форма глагола образуется через добавление этих морфем к корню, с учётом спряжения и грамматического времени.

таблица спряжения и форм глагола
Механика изменения формы глагола помогает говорить грамотно

Виды и разряды глаголов

 

По виду

Глаголы делятся на два вида:

Несовершенный вид

Обозначает незавершённое действие или повторяемость.
Примеры: читать, думать, бегать.

Совершенный вид

Обозначает завершенность действия, его результат.
Примеры: прочитать, придумать, пробежать.

Как отличить?

  • Если можно задать вопрос «что делать?» — это несовершенный вид.
  • Если «что сделать?» — совершенный.

Трудности:

  • Некоторые глаголы существуют только в одном виде:
    → «победить» — только совершенный,
    → «бродить» — только несовершенны.й

 

По возвратности

Глаголы бывают возвратные и невозвратные.

Возвратные

Оканчиваются на -ся/-сь. Действие направлено на субъекта.
Примеры: умываться, улыбаться, бояться.

Невозвратные

Не имеют возвратной частицы. Действие направлено на объект или не имеет направления.
Примеры: умыть, любить, ждать.

Как определить?

  • Если после глагола стоит «ся» — это возвратный.
  • Если можно убрать «ся» и глагол изменит смысл — это важно учитывать при переводах и анализе текста.

 

По переходности

Переходные глаголы

Управляют винительным падежом без предлога.
Примеры: прочитать книгу, увидеть друга.

Непереходные глаголы

Не требуют прямого дополнения.
Примеры: спать, радоваться, бегать.

Типичные ошибки:

«Пишу ручку» — неправильно (ручкой);
«Жду поездку» — правильно.

 

По спряжению

В русском языке два спряжения глаголов.

I спряжение:

  • Окончания в 3-м лице: -ет, -ут, -ют.
  • Примеры: писать — пишет, пишут.

II спряжение:

  • Окончания: -ит, -ат, -ят.
  • Примеры: говорить — говорит, говорят.

Таблица спряжения:

Лицо/Число I спряжение (писать) II спряжение (говорить)
1 л. ед. ч. пишу говорю
2 л. ед. ч. пишешь говоришь
3 л. ед. ч. пишет говорит
1 л. мн. ч. пишем говорим
2 л. мн. ч. пишете говорите
3 л. мн. ч. пишут говорят

Исключения:

  • Глаголы на -еть/-ать могут принадлежать ко II спряжению: гнать, держать, дышать, слышать, видеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть;
  • Глаголы-исключения на -ить, которые принадлежат к I спряжению: брить, стелить, зиждиться.

 

По залогу

Залог показывает, кто выполняет действие и кто его испытывает.

Действительный залог

Действие выполняет подлежащее.
Пример: Мальчик читает книгу.

Страдательный залог

Действие направлено на подлежащее.
Пример: Книга читается мальчиком.

Средний залог (рефлексивный)

Редко выделяется отдельно, пересекается с возвратностью.

 

Таблица: формы и виды глаголов + типичные ошибки

Пример глагола Вид Возвратность Переходность Спряжение Типичная ошибка
читать несоверш. невозвратный переходный I читают → читают, не “читает”
умываться несоверш. возвратный непереходный I умываться → себя не требует
посмотреть совершен. невозвратный переходный I посмотрю → не “посмотрит”
бояться несоверш. возвратный непереходный II боишься → не “боешься”
Глагол в русском языке: виды, формы, особенности и трудности
Обобщенная сводка форм и видов глаголов с примерами использования и типичными ошибками

Формы глагола

 
Глагол в русском языке может употребляться в разных формах в зависимости от его грамматической функции, времени, наклонения и залога. Выделяют инфинитив, личные формы, а также особые неличные формы — причастия и деепричастия.

 

Инфинитив (неопределённая форма)

Инфинитив — это начальная форма глагола, которая отвечает на вопрос: что делать? / что сделать?
Примеры: писать, решить, думать, улыбаться.

Особенности:

  • Не имеет признаков времени, лица и числа.
  • Не спрягается.
  • Используется в словарях и учебниках как основная форма.

Как образуется?

Инфинитив обычно оканчивается на -ть, реже — на -ти, -чь, -ться (для возвратных).

Примеры:

  • учиться (что делать?)
  • построить (что сделать?)
  • беречь (что делать?)

 

Личные формы глагола

Личные формы глагола изменяются по:

  • лицам (1-е, 2-е, 3-е),
  • числам (ед. и мн.),
  • временам (настоящее, прошедшее, будущее).

Таблица: личные формы глагола «читать»

Лицо Единственное число Множественное число
1 я читаю мы читаем
2 ты читаешь вы читаете
3 он/она читает они читают

Особенности:

  • Личные формы указывают на исполнителя действия.
  • Зависит от спряжения глагола.

 

Причастие и деепричастие

Причастие

Это форма глагола, которая обозначает признак по действию и совмещает свойства глагола и прилагательного.

Примеры:

  • читающий ученик
  • построенный дом

Причастия могут быть:

  • действительные (делающий, поющий),
  • страдательные (сделанный, потерянный).

Деепричастие

Обозначает дополнительное действие, сопровождающее основное.

Примеры:

  • Смеясь, он подошёл.
  • Подписав документы, директор ушёл.

Отличие:

  • Причастие → кто? какой?
  • Деепричастие → как? когда?

 

Ошибки при употреблении

Тип ошибки Неправильно Правильно Комментарий
Причастие без связи Девочка, сидя на скамейке, читала. Сидя на скамейке, девочка читала. Ошибка в деепричастном обороте
Неверное образование подпишущий договор подписывающий договор Ошибка в действительном причастии
Лишняя запятая Он, устав, пошёл домой. Он устав, пошёл домой. Ошибка в постановке знаков

«Самые частые ошибки на ВПР и ЕГЭ по русскому — как раз в глаголах: неправильное спряжение, формы времени, деепричастные обороты. Их можно устранить, если объяснить не правила, а логику».


– Шамиль Ахмадуллин

Употребление глаголов в речи

 

Синтаксическая роль

Главная синтаксическая функция глагола — быть сказуемым.

Примеры:

  • Я учусь в школе.
  • Она читала роман.

Но глаголы могут использоваться и в роли:

  • Определения (в форме причастия): работающий человек
  • Обстоятельства (деепричастие): Смеясь, он ушёл
  • Части составного сказуемого: Я должен читать

 

Особенности употребления в различных стилях речи

Стиль Употребление глаголов
Художественный Яркие, эмоциональные глаголы, часто в прошедшем времени.
Научный Строгая форма, часто в настоящем: доказывает, предполагает
Деловой Официальность, глаголы состояния: оформляется, подлежит
Разговорный Простота, много личных форм: иду, делаю, знаю

 

Яркие и необычные глаголы в художественной литературе

В литературе глаголы часто играют роль метафоры или средства выразительности.

Примеры:

  • Душа вскипела от радости.
  • Мысли сверкали, как молнии.

 

Правописание и ошибки с глаголами

 
Глаголы — одна из самых «грамматически подвижных» частей речи. Они склонны к ошибкам в спряжении, окончаниях, употреблении приставок и частиц. Ниже — полный разбор проблем с примерами.

 

Ошибки в спряжении и написании окончаний

Одно из самых распространенных мест ошибок — неверные личные окончания.

 Примеры частых ошибок:

  • Вы едите домой? — ошибка. Надо: едете ( I спряжение)
  • Ты водиш машину — ошибка. Надо: водишь ( спряжение)
  • Увидемся завтра — ошибка. Надо: увидимся (глагол видеть — исключение, относится к II спряжению).

Как избежать?

  • Определи инфинитив: если глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить и др.) — это II спряжение.
  • Если окончание на -ать, -еть — скорее всего, I спряжение.

 

Не с глаголами: слитно и раздельно

Правописание «не» с глаголами — частая ловушка. Главное правило: с глаголами «не» пишется раздельно, за редкими исключениями.

 Раздельно:

  • не вижу, не делаю, не работал

 Слитно (исключения):

  • ненавидеть, недоумевать, недоглядеть
    (если слово без «не» не употребляется или изменило значение)

 

Парные приставки, правописание суффиксов

Некоторые приставки вызывают сложности при написании:

Приставки: при-/пре-

  • при- (приближение, присоединение): приехать, прислониться
  • пре- (очень, пере-): прекрасный, преодолеть

Суффиксы в несовершенных глаголах:

  • -ива-, -ыва- — для повторяющихся действий:
    • рассказывать, поглядывать
  • Ошибка: открывивать
    Верно: открывать

 

Причастия и деепричастия (запятые и «особые случаи»)

Часто допускают ошибки в пунктуации при использовании оборотов.

Основные правила:

  • Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми:
    Закончив работу, он ушёл.
  • Причастный оборот выделяется, если стоит после определяемого слова:
    Дом, построенный летом, был светлым.
    Построенный летом дом стоял в лесу. — запятые не нужны

Ошибки:

  • Отсутствие запятой или лишняя запятая.
  • Употребление причастия без связи с подлежащим.

Советы для запоминания:

  • Найди подлежащее — от него должно зависеть причастие или деепричастие.
  • Если деепричастие не связано по смыслу — перестрой предложение.

📌 Важно не просто учить глаголы — важно научить ребёнка учиться.
Если ваш школьник:

  • ленится делать домашку,
  • не может сосредоточиться,
  • путается в спряжениях и забывает, что учили вчера…

🔥 Не пропустите онлайн-марафон Шамиля Ахмадуллина «5 шагов к умению учиться» — уникальный формат, где дети прокачивают учебные навыки, а родители получают чёткую пошаговую систему.

 

 

Записаться бесплатно
 

 

 

Трудности изучения глаголов в русском языке

 

Глаголы-исключения

Некоторые глаголы не поддаются правилам и требуют запоминания.

 Примеры:

  • хотеть — хочу, хочешь
  • бежать — бегу, бежишь
  • есть — ем, ешь, ест, едим…

Решение: составить список и заучить формы. Использовать карточки, мини-диктанты, ассоциации.

 

Сложности перевода

Для носителей других языков глаголы — одно из самых сложных явлений в русском языке:

Почему?

  • В английском, например, нет видовой пары (to writeписать/написать).
  • Переводы часто теряют аспект: «I read» = читаю или прочитал?

Ошибки у билингвов:

  • Я играл игрушку (ошибка в переходности).
  • Я не знаю, что я буду делал (ошибка в будущем времени).

Решение: отработка на контексте, переводных заданиях.

 

Ошибки в построении временных форм и залога

Типичные трудности:

  • Несогласование времени: Я вчера хожу в магазин.
  • Неправильный залог: Письмо писал братом.

Как избежать:

  • Проверка глагола в контексте.
  • Упражнения на выбор правильной формы.
  • Работа с текстами.

Мини-гайд:
Всегда задавай себе вопрос: когда произошло действие?
Кто его совершает и на кого оно направлено?
Это поможет точно определить время и залог.

функции глагола в предложении
Научиться правильно использовать глаголы поможет практика

Как учить глаголы — задания, упражнения, лайфхаки

 
Изучение глаголов требует не только теории, но и регулярной практики. Особенно важно развивать навык узнавания форм, правильного спряжения, определения вида, переходности и возвратности. В этом разделе — эффективные методы и материалы для запоминания.

«Если ребёнок сам может определить вид глагола, спряжение, возвратность — значит, он уже думает языком. Это и есть цель — не просто выучить правила, а начать ими
пользоваться».


— Шамиль Ахмадуллин

 

 

Упражнения по определению вида и времени

Задание 1: Найди вид глагола

Отметь, к какому виду относятся слова:

писать, прочитать, читать, выучить, учить
Ответ:

  • несовершенный: писать, читать, учить
  • совершенный: прочитать, выучить

Задание 2: Определи время

Найди глаголы в прошедшем времени:
жил, поёт, спит, играл, будет читать
Ответ: жил, играл

 

Игровые задания:

  • «Угадай спряжение» (по таблице)
  • «Поменяй время» (дан глагол — нужно изменить форму)
  • «Проверь возвратность» (убери или добавь «-ся» и объясни)

 

Карточки и таблицы для быстрого запоминания спряжений

Карточки — один из лучших инструментов:

Как делать:

  • На одной стороне — инфинитив: говорить
  • На другой — формы:
    я говорю, ты говоришь, он говорит…

Рекомендации:

  • Делай карточки по группам: I спряжение / II спряжение.
  • Используй цветовую маркировку: зеленый — правильные окончания, красный — ловушки.

Таблица для повторения:

Глагол Спряжение 1 л. ед. ч. 3 л. мн. ч.
смотреть II смотрю смотрят
писать I пишу пишут
видеть II (искл.) вижу видят

 

Проверка себя — мини-контрольные, диктанты, устные упражнения

Мини-контрольные:
Сделай по 5–7 заданий на:

  • определение вида
  • исправление ошибок в спряжении
  • правописание «не» с глаголами

Диктанты:
Прослушай короткий текст и выпиши все глаголы. Определи время и вид.

Устные упражнения:

  • Расскажи, что ты делал вчера, что делаешь сейчас, что будешь делать.
  • Придумай рассказ, где все глаголы будут совершенного вида.

 

Интересные факты и особенности

 
Глаголы — не только грамматическая категория, но и источник лингвистических неожиданностей и красоты языка. В этом разделе — яркие детали, которые оживят урок или презентацию.

 

Самые короткие и длинные глаголы в русском языке

  • Короткие: ест, спит, шёл, был, вёл — всего 3 буквы
  • Длинные: дезинформировать, переосмысливаться, автоматизироваться — более 15 символов

Интересно, что даже «огромные» глаголы могут быть вполне разговорными, а «короткие» — выражать сложные смыслы.

 

Исторические изменения форм глаголов

  • Раньше существовали формы аориста и имперфекта — сейчас исчезли.
  • Старославянское бяху, глаголаху → современные формы: были, говорили

Это помогает понять происхождение некоторых «неудобных» форм: есть — ем, ехать — еду.

 

Как глаголы попадают в сленг и фольклор

Глаголы активно используются в:

  • молодежном сленге: зашквариться, хайповать, рофлить
  • сказках и присказках: иду-иду, шёл-шёл, взял да и ушёл

Это делает глагол живым элементом культурной среды.

 

Глаголы-«хамелеоны» (один корень — много значений)

  • вести — вести урок, вести себя, вести машину
  • идти — идти дождь, идти фильм, идти пешком

Это явление называется многозначностью и связано с лексико-семантическими сдвигами.

упражнения с глаголами

FAQ — частые вопросы

 

Сколько словарных слов должен знать ученик начальной школы?

Уровень словарного запаса у школьников зависит от возраста и класса, в котором они учатся. В начальной школе, по данным педагогов, к 3-4 классу ребенок должен иметь словарный запас около 1500-2000 слов. Это количество включает в себя не только активный словарь, который ребенок использует в повседневной речи, но и пассивный словарь — те слова, которые он понимает, но пока не использует в своём общении.

В 1-2 классе акцент делается на основные слова, которые встречаются в текстах для чтения, а также на правописание самых употребляемых слов. В более старших классах дети начинают сталкиваться с более сложной лексикой, а также учат слова с приставками, суффиксами и другие морфологические особенности.

Что делать, если ребёнок никак не может запомнить слово?

Если ребёнок испытывает трудности в запоминании слов, важно использовать несколько подходов:

  1. Повторение: регулярное повторение помогает закрепить слово в долговременной памяти. Можно использовать карточки с изображениями и самими словами.
  2. Ассоциации: создание ассоциаций между новым словом и знакомыми понятиями помогает закрепить его значение. Например, ассоциировать слово “дружный” с изображением группы детей, играющих вместе.
  3. Контекст: детям легче запоминать слова в контексте. Читать и обсуждать тексты, где встречается нужное слово, помогает ему лучше восприниматься.
  4. Игры и упражнения: игры с карточками, кроссворды, загадки и другие задания развивают лексический запас и делают процесс запоминания более увлекательным.
  5. Увлекательность материала: если словарь ребёнка воспринимается как интересная игра, а не скучное задание, ему будет легче запомнить слова.

Какие слова труднее всего даются детям?

Некоторые категории слов могут вызывать особые трудности у детей начальной школы:

  1. Сложные слова с несколькими буквами: например, “завод”, “сердце”, “молоко” часто путаются из-за фонетических особенностей.
  2. Трудные для произношения слова: слова с мягкими или твёрдыми звуками, например, “психолог”, “сказочник”, часто вызывают сложности.
  3. Слова с исключениями в правописании: такие как “небо”, “очень”, “сказать”, которые не следуют стандартным правилам орфографии.
  4. Термины и абстрактные понятия: например, слова вроде “молекула”, “демократия”, которые не имеют наглядных образов и требуют более глубокого объяснения.
  5. Нерегулярные формы: слова с неправильными склонениями и спряжениями, например, “мышь — мыши” или “бежать — бегаю”, могут вызывать путаницу у младших школьников.

Где взять список словарных слов по классу?

Чтобы помочь ребёнку в изучении и запоминании слов, родителям и педагогам полезно иметь список слов для каждого класса. Вот несколько источников, где можно найти такие списки:

  1. Учебники и методические пособия: в большинстве школьных учебников есть разделы с заданиями по орфографии и словарным словам для каждого класса.
  2. Сайты для учителей и родителей: специализированные образовательные ресурсы предлагают списки слов для школьников, например, на сайтах вроде “Русский язык для детей”, “Фоксфорд”, “Учи.ру”.
  3. Словари: словари для детей и подростков, такие как “Тематический словарь” или “Словарь трудных слов русского языка”, будут полезны для расширения словарного запаса.
  4. Программы по подготовке к ЕГЭ и ВПР: для детей старших классов могут быть полезны тесты и пособия, которые включают важнейшие слова и термины для сдачи экзаменов.

Как проверить, запомнил ли ребёнок слово?

Для того чтобы понять, запомнил ли ребёнок новое слово, можно использовать несколько методов:

  1. Написание диктанта: диктант, в котором ребёнок использует недавно изученные слова, позволяет проверить его способность правильно их писать.
  2. Использование слова в предложении: попросите ребёнка составить несколько предложений с новым словом. Это покажет, насколько хорошо он усвоил значение и контекст использования.
  3. Задания на объяснение: попросите ребёнка объяснить значение слова своими словами. Это помогает проверить, правильно ли он усвоил смысл.
  4. Тестирование: регулярные тесты или карточки с вопросами на значение и написание слов — хороший способ оценить уровень запоминания.
  5. Диалоги и обсуждения: если ребёнок использует слово в разговоре или обсуждении, это говорит о том, что он запомнил его и может применить в повседневной речи.

Правильная диагностика и регулярные упражнения помогут не только запомнить слово, но и развить более глубокие языковые навыки у ребёнка.

Заключение

 
Глагол — не просто часть речи, а сердце любого предложения. Он сообщает о действиях, мыслях, чувствах, создаёт движение текста, передаёт настроение.

Изучая виды, формы, особенности и функции глаголов, мы не только становимся грамотнее, но и учимся ясно и точно выражать свои мысли.

«Когда ребёнок учится понимать язык, он учится думать. А глагол — это инструмент мышления. Он оживляет фразы, помогает выражать желания, действия и даже мечты».

— Шамиль Ахмадуллин

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать