- Как найти главную мысль в тексте
- Основные понятия
- Как научить ребенка выделять основную мысль
- Определяем тему
- Определяем главную мысль с помощью наводящих вопросов
- Делим текст на абзацы и анализируем каждый
- Определяем проблему и отношение автора к ней
- Примеры нахождения основной мысли в разных типах текстов
- Рассказы
- Научные тексты
- Публицистические тексты
- Распространенные ошибки
- Советы и рекомендации
- Заключение
Как найти главную мысль в тексте
Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. Важно, чтобы ребенок умел находить ключевые мысли в текстах, анализировать полученную информацию. Такой навык не формируется сам собой, его необходимо развивать. Рассмотрим, как это правильно сделать, какие методики вам помогут.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
Основные понятия
Перед тем как рассказать о поиске основной мысли, необходимо разобрать, что такое текст. Так называется ряд связанных общей мыслью предложений, идущих в определенном порядке. Рассмотрим примеры:
- Мама купила Маше мороженое. Лондон — столица Великобритании. На улице вчера было холодно.
- Катя пошла гулять в парк. Там она встретила подругу Лену. Вместе с ней Катя каталась на карусели.
Первый пример текстом не является, поскольку включает несколько несвязанных между собой предложений. Во втором примере имеется определенный порядок повествования и смысл. Тема текста — то, о чем или о ком идет в нем речь. Она объединяет все предложения, может быть выраженной явно или скрытой. Нередко тему можно определить, обратив внимание на заголовок. Однако иногда ее приходится выводить, внимательно вчитываясь в произведение.
Главная мысль — то, что автор хотел сказать читателям. Как правило, она состоит из одного или нескольких предложений. Поиск темы и основной мысли помогает детям начать сопереживать героям, анализировать послание автора читателям. Нередко дети путают тему с главной мыслью. Важно научить их отличать одно понятие от другого.
Пример: «Кошки — необычные существа. Они хорошо ориентируются даже в полной темноте, являются ловкими охотниками и в то же время ласковыми существами. Кошки издревле привлекали внимание человека своими необычными повадками и грациозностью». Основная мысль текста: кошки — необычные существа.
Как научить ребенка выделять основную мысль
Бывает, что ребенок хорошо читает, однако не понимает, что хотел сказать автор своим читателям. Приведем несколько методик, которые помогут научиться выделять основную мысль. Это навык, помогающий:
- Глубоко анализировать текст, находить причинно-следственные связи. Поняв основную мысль, читатель легко скажет, что хотел донести до него автор.
- Выделять важную информацию, отсеивая второстепенную. Ключевые детали текста будут использоваться при написании школьных сочинений и изложений. При отсутствии навыка выделения основной мысли сдавать ОГЭ и ЕГЭ будет крайне сложно.
- Ориентироваться в тексте. Выделив главную мысль, вы легко запомните хронологию событий, сможете дать характеристики основным персонажам.
- Готовиться к написанию научных работ в будущем. Важно сразу обозначить суть проекта, дать ему краткое и емкое описание. Так человек демонстрирует знание и понимание выбранной темы, способность решать все поставленные задачи.
Определяем тему
Это первый этап анализа текста, помогающий понять, о чем в нем говорится. Как выделить тему:
- Внимательно прочитать текст. Если уловить ключевые мысли не удалось, стоит перечитать его.
- Найти незнакомые слова, определить их значения. Повторно перечитать текст, пытаясь найти смысл.
- Выделить ключевые фразы. Это слова, с помощью которых автор описывал основной посыл текста. Они нередко содержатся в заголовке, начале или конце произведения. Иногда автор приводит их многократно, чтобы читатель сразу обратил внимание.
- Разделить текст на несколько микротем. Их количество зависит от сложности произведения. В простом тексте микротема вмещается в один абзац. В романах это может быть целая глава.
- Пересказать текст, отбросив второстепенную информацию. Желательно, чтобы пересказ был коротким, но включал все микротемы.
При определении темы пользуйтесь такими подсказками:
- Заголовком. В некоторых текстах он совпадает с темой. Особенно характерно это для научных, информационных и публицистических текстов. Авторы художественных произведений, как правило, придают заголовку образный характер. Он не всегда отражает тему и основной смысл произведения. При чтении таких текстов не стоит спешить. Внимательно прочтите произведение, попробуйте найти связь между заголовком и темой.
- Подзаголовками. Объемные тексты разбиваются на несколько частей, которым даются отдельные названия. Эти подзаголовки нередко связаны между собой и отражают тему произведения.
- Ключевыми фразами. Главные слова помогают быстро определить тему. Особенно легко это будет сделать при наличии специальных слов, например, из медицинской или научной сферы. Найти ключевые фразы можно и в художественных произведениях.
Детям, которые научились читать недавно, бывает сложно самостоятельно найти ключевые фразы и понять смысл текста. Облегчают задачу наводящие вопросы:
- О чем говорится в тексте?
- Какие события описывает автор? Где и когда они происходили?
- Кого можно назвать главным героем? Кто еще принимает участие в событиях?
- Какие детали больше всего запомнились? Чем они выделяются?
- Какие фразы приводятся в тексте не один раз? Какую мысль они выражают?
- Какой вывод можно сделать, прочитав текст?
Делим текст на абзацы и анализируем каждый
Даже прочитав произведение несколько раз, ребенок не всегда может выделить главную мысль. Поможет в этом разделение текста на абзацы и подробный разбор каждого из них. Необходимо:
- Прочитать абзац несколько раз. Подчеркнуть ключевые фразы.
- Проанализировать выделенные фрагменты. Попытаться сократить полученный текст до нескольких словосочетаний.
- Объединить ключевые фразы в 1-2 предложения, используя для этого знакомые приемы связывания.
- При необходимости дополнить полученную мысль, исправить ошибки, привести в соответствие лексическим нормам.
Определяем проблему и отношение автора к ней
Автор далеко не всегда явно выражает свою точку зрения на отраженные в тексте проблемы. Однако проследить его мысли несложно, если внимательно прочитать текст и выделить главное. Помогут в этом такие вопросы:
- Какой посыл прослеживается в тексте?
- Какие доводы позволяют читателю убедиться в правоте автора?
- Имеются ли у вас возражения на приведенные автором аргументы?
Сделать выводы о позиции автора можно и на основании стиля письма. Например, по наличию эмоционально окрашенных фраз, указывающих на увлеченность автора обозначенной проблемой. Если текст написан в нейтральном стиле, автор судит объективно. Наиболее ярко его позиция выражается в призывах, метафорах, оценочных фразах и фактических данных.
Проще всего определить авторскую позицию в эссе и публицистических статьях. В них приводятся четкие, а иногда и агрессивные формулировки. Более тщательного разбора требуют художественные произведения. Важно разграничивать позиции главного героя и автора. В любом случае, стоит начать с поиска главной мысли.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
Ребёнок читает, но не понимает, о чём? Значит, не хватает навыка анализа. Этому можно и нужно учить.
👉 А вы бы хотели научить ребёнка думать, а не просто читать?
Вы устаёте больше ребёнка, пока он делает домашку?
Каждый вечер — это марафон на выживание?
Пора выдохнуть. Решение есть — и оно работает.
Более 200 000 родителей уже в этом убедились.
🎯 Приходите на бесплатный марафон от Шамиля Ахмадуллина — педагога и автора 110+ пособий.
За 5 дней вы узнаете:
✅ Как без крика и давления научить ребёнка учиться
✅ Как развить память и концентрацию
✅ Как превратить хаос в учебную привычку
✅ Как изменить всё за 15 минут в день
👉
Примеры нахождения основной мысли в разных типах текстов
Чтобы понять, как правильно выделять главную мысль в разных видах текстов, необходимо рассмотреть несколько примеров.
Рассказы
Такие произведения имеют описательный, изобразительный или повествовательный характер. Например: «Сегодня на уроке технологии нам дали домашнее задание — сделать поделку из природных материалов. Я отправился в парк за шишками, листьями и ветками. В парке было тихо и свежо. Там я встретил белку с красивым пушистым хвостом, которую угостил семечками. В хорошем настроении я вернулся домой».
Главная мысль текста — повествование автора об одном дне из его жизни. Действия совершаются в определенной последовательности, в тексте есть описательные моменты.
Научные тексты
В них приводятся подробные объяснения и рассуждения о всевозможных предметах и явлениях. Пример: «Железо — химический элемент, относящийся к группе металлов. Максимальное количество этого вещества сосредоточено в ядре нашей планеты. Это один из самых распространенных металлов, он широко применяется в металлургической промышленности. В чистом виде железо редко встречается в природе. Оно в основном входит в состав железо-никелевых руд. Металл характеризуется высокой химической реактивностью. Он корродирует под воздействием кислорода или воды, при определенных условиях самовозгорается».
Главная мысль: Железо — самый распространенный металл на нашей планете. В чистом виде он легко вступает в химические реакции. Железо широко применяется в металлургической промышленности.
Публицистические тексты
Такие тексты доносят до читателя важную информацию, например, новости. Пример: «В июле в Суздале прошли празднования по случаю Международного дня огурца. Жители города отмечают его каждое лето. В праздновании участвовало более 2000 человек. Была развернута ярмарка, местные ансамбли провели концерт».
Главная мысль — рассказ об определенном событии без четкой хронологической последовательности действий. В тексте приводятся дополнительные факты, делающие его более выразительным и интересным.
Распространенные ошибки
При анализе текстов, особенно художественных произведений, школьники делают следующие ошибки:
- Ищут дословные формулировки в тексте. Ребенок переписывает несколько предложений, считая, что выделил основную мысль. Это ошибка, поскольку авторы не всегда дословно формулируют то, что хотят донести до читателя.
- Пытаются сформулировать основную мысль исключительно на собственных суждениях. В итоге они неправильно определяют мнение автора. Используются близкие по смыслу слова, однако они искажают изначальный посыл текста.
Только постоянная практика поможет научиться безошибочно определять главные мысли в текстах. Учите ребенка вдумчиво читать произведения любого типа, пользоваться приведенными автором ключевыми словами, не заменяя их.
Советы и рекомендации
Чтобы правильно найти главные мысли в тексте, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Учитесь видеть смысл в каждом слове, фразе, словосочетании. Для этого нужно не просто прочитывать текст, но и обращать внимание на все важные моменты.
- Подробно разбирайте каждое слово и фразу. Для этого требуется наличие навыков осознанного чтения.
- Ищите ключевые фразы. Отделяйте их от второстепенных частей, которые делают текст более красивым, но смысловой нагрузки не несут.
- После первого прочтения составляйте краткий план. Разделив текст на несколько частей, вы облегчите поиск основных мыслей.
- Пересказывайте прочитанное. Старайтесь излагать текст кратко, но не пропуская важные слова и предложения.
- Отвечайте на наводящие вопросы. Они в большинстве случаев одинаковы: что происходит, кто участвует в событиях, о чем я думаю после прочтения и какие выводы могу сделать. Также попытайтесь понять, что хотел сказать автор при написании рассматриваемого фрагмента.
- Внимательно прочитайте не только начало, но и конец текста. Иногда именно в нем находится наиболее важная информация, помогающая понять мнение автора о поставленной проблеме.
- Выделяйте глаголы действия. Чаще всего вокруг них строится сюжетная линия и повествование.
- Регулярно читайте художественную литературу. Так вы не только научитесь искать главные мысли в текстах, но и расширите словарный запас, сделаете свою речь более грамотной и красивой.
- Читайте и разбирайте тексты вместе с ребенком регулярно. Освоить навык поиска главной мысли можно только на практике. Чем чаще вы занимаетесь, тем быстрее получите положительный результат.
- Хвалите ребенка за достижения. Это поможет сохранять мотивацию к обучению.
Заключение
Умение находить тему и основные мысли в текстах пригодится не только на уроках чтения и литературы. При изучении любой дисциплины необходимо не просто заучивать материал, а понимать его суть. Только так ребенок сможет применять полученные знания на практике. Регулярно занимайтесь разборами текстов, используя разные приемы: наводящие вопросы, разбивку объемных произведений на фрагменты, поиск и анализ ключевых фраз.