- Как научить ребенка фонетическому анализу
- Фонетический анализ: что это такое
- Кому полезно выполнять звуковой анализ
- Задачи фонетического анализа
- Общие правила
- Устный разбор слова
- Как сделать разбор письменно
- Как научить ребенка фонетическому разбору
- Игры и упражнения
- Возможные сложности
- Распространенные ошибки
- Заключение
Как научить ребенка фонетическому анализу
Одна и та же буква в русском языке в зависимости от контекста имеет разные звучания. Дети путаются из-за этих отличий, из-за чего неправильно пишут слова. Особенно сложна тема для первоклассников, которые только начинают изучать русский язык. Они не понимают, почему в слове слышится звук [а], а пишется буква «о». Фонетический разбор поможет узнать, какие различия есть в произношении и написании. Расскажем, как научить ребенка его делать.
Хватит заставлять ребенка учиться!Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день Подробнее![]()
|
Фонетический анализ: что это такое
Так называется разбор особенностей написания и произношения слова, определение типов букв и звуков. Чтение текста — преобразование букв в звуки, написание же подразумевает обратное действие: звуки превращаются в буквы. Они не всегда соответствуют друг другу в устной речи и письме. В некоторых словах встречаются буквы, которые и вовсе не произносятся. Например, в слове «праздник» звук [д] при чтении выпадает. Мы произносим [праз’н’ик’]. Случается, что все звуки слышатся при чтении, однако некоторые буквы принимают иное звучание. Например, в слове «канапе» последняя буква «е» произносится как [э].
Благодаря фонетическому анализу, ребенок наглядно видит, чем различаются произношение и написание. Это делает речь более грамотной, помогает в изучении правил русского языка. Во время фонетического анализа определяется число букв и звуков, их различия в чтении и написании слова. Для выполнения такого разбора необходимо:
- написать транскрипцию;
- выяснить, какой слог попадает под ударение;
- подсчитать количество слогов, букв и звуков;
- отделить гласные звуки от согласных, дать им характеристики.
При анализе согласных звуков ребенок должен понимать, какие буквы используются для их написания. Также нужно уметь различать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Гласные в словах бывают ударными или безударными. Произношение таких звуков зависит от ударения.
Кому полезно выполнять звуковой анализ
Фонетическим разбором слов занимаются, преимущественно, ученики начальных классов. Такая работа помогает научиться правильно воспринимать, говорить и писать слова. Звуковым разбором также полезно заниматься иностранцам. В русском языке немало сложных правил и исключений. Помимо синтаксиса и пунктуации, самым обширным разделом является фонетика. Она же вызывает больше всего трудностей у тех, для кого русский не является родным языком. Чтобы научиться не только говорить, но и писать, нужно активно заниматься фонетическим анализом. Это поможет научиться определять состав слов и свойства звуков. Фонетический разбор — основа изучения русского языка.
Разбором звукового состава слов также занимаются педагоги и лингвисты. Делается это в рамках профессиональных обязанностей. Педагог должен уметь выдавать задания ученикам и проверять их. Перед лингвистами стоят несколько иные задачи. Фонетический разбор помогает сделать предположения о происхождении слова, выявить особенности его построения.
Задачи фонетического анализа
Многие считают звукобуквенный разбор совершенно бесполезным с практической точки зрения занятием. Это довольно сложная для детей задача, выполнению которой приходится долго учиться. На первых этапах ученики допускают немало ошибок. Однако педагоги не считают фонетический разбор бесполезным. В школьной программе русский язык рассматривается не только как прикладная дисциплина, но и как наука. Ученики знакомятся с важными лингвистическими инструментами. Фонетический разбор решает следующие задачи:
- Помогает расширять знания в орфографии. Делая анализ, ученик понимает, как правильно писать то или иное слово, куда ставить ударение. Вся эта информация откладывается в долгосрочной памяти. В будущем человек интуитивно пишет слова правильно, не делая подробного их разбора.
- Помогает в изучении правил грамматики. Некоторые звуки появляются в словах не просто так. Например, в большинстве случаев работает правило чередования звуков. Для проверки правильности написания могут анализироваться ударные гласные. В разделе фонетики все это объясняется подробно.
- Позволяет понимать, из-за чего слова пишутся и слышатся по-разному. Дети раннего возраста не знакомы с правилами правописания, поэтому делают ошибки при написании слов. При изучении основ фонетики правила написания слов откладываются в памяти.
- Развивает орфографическую зоркость. Человек, умеющий делать фонетический разбор, легко найдет написанные с ошибками слова. Оно сразу бросится в глаза, даже если ранее не встречалось в текстах.
- Облегчает изучение других разделов русского языка. Фонетика тесно связана с грамматикой, стилистикой, синтаксисом. Школьный курс русского языка дает ровно тот объем знаний, который требуется для грамотного письма ребенку и взрослому человеку.
Фонетика играет важную роль в программах коррекционного обучения. Проблемы с написанием и произношением всегда имеются у детей с ЗРР, нарушением слуха и артикуляции, заиканием. Игнорирование таких особенностей приводит к снижению интеллекта в будущем. Звуковой разбор помогает ребенку учиться слышать речь, определять ее элементы и особенности. Фонетика в коррекционной педагогике применяется по-разному. Например, сначала ребенка учат определять звуки на слух, затем письменно закрепляют пройденный материал.
Общие правила
Раздел фонетики включает достаточно большое количество правил. Важно научить ребенка правильно применять их. Помогают в этом практические тренировки. Фонетический разбор слова выполняется в несколько этапов:
- Подсчитывается количество слогов. Например, в слове «яблоко» их 3.
- Определяются ударные звуки. В слове «молоко» ударение ставится над последней «о». Остальные гласные являются безударными.
- Дается транскрипция. На этом этапе у детей возникают затруднения, поскольку количество букв и звуков в слове нередко различается. Некоторые буквы выражаются 2 звуками, например, «я» произносится как [йа]. Все подобные примеры необходимо запомнить.
- Выполняется анализ звуков. Этот этап также достаточно сложен для человека, который только начал изучать фонетику.
- Определяется количество букв и звуков. В слове «каша» их количества совпадают, в слове «юбка» — нет.
По приведенной выше схеме выполняется фонетический анализ всех слов. Помните, что звуковой состав отличается от орфографического.
Устный разбор слова
Фонетический анализ слова выполняется не только письменно, но и устно. Делать разбор, записывая каждый шаг, проще. Когда навык определения звукового состава еще не закреплен, ориентироваться в написанном проще, чем определять звуки на слух. Запомнив алгоритм разбора слова, ребенок легко сделает такой анализ устно. При определении состава слова на слух необходимо:
- Подсчитать количество слогов, найти ударный.
- Произнести вслух все имеющиеся в слове гласные, начиная с самой первой. Рассказать, какие буквы используются для обозначения каждого звука. Помните, что ударным бывает только один слог. Необходимо найти его, отметить, что остальные являются безударными.
- Найти все согласные звуки. Объяснить, какие буквы используются для их обозначения при письме. Дать подробные характеристики этим звукам.
- Определить, сколько звуков и букв в слове. Помните, что их количества могут различаться.
В качестве примера для разбора возьмем «апельсин». Для начала разделим его на слоги а-пель-син. Ударным в нем является последний слог. При возникновении сомнений воспользуйтесь словарем. Медленно проговариваем слово «а-п-е-л-ь-с-и-н», чтобы узнать, сколько в нем звуков и букв. В нем 3 гласных и 4 согласных звука.
Узнаем, какой звук ударный. Ударение в слове «апельсин» ставится на последний [и]. Подробно разбираем согласные. Звук [п] относится к глухим, твердым, парным согласным, [л’] — мягкий, звонкий, непарный, [с’] — мягкий, парный, глухой, [н’] — мягкий, непарный, звонкий. Подсчитываем число звуков и букв: их 7 и 8 соответственно.
Как сделать разбор письменно
Письменный фонетический анализ выполняется по следующей схеме:
- Слово записывается в транскрипции. Все содержащиеся в нем звуки заключаются в квадратные скобки.
- Ставится знак ударения над соответствующим звуком. Слоги отделяются друг от друга. Написать их количество цифрой.
- Звуки записываются в квадратных скобках в столбик. Письменно дается характеристика каждому.
- Выделяются все гласные. Отмечаются ударные и безударные.
- Записываются характеристики согласных.
- Записывается количество букв и звуков.
Как научить ребенка фонетическому разбору
К сожалению, в школах фонетическому разбору уделяется достаточно мало времени. Восполнять пробелы в знаниях ребенка родителям приходится самостоятельно, поскольку пользоваться дорогостоящими услугами репетиторов в начальных классах нецелесообразно. При обучении ребенка соблюдайте следующие правила:
- Детально разберитесь в теме сами. Используйте школьные учебники, специализированную литературу. Необходимые материалы также можно найти в интернете.
- Подробно объясните ребенку алгоритм фонетического разбора. Оцените уровень имеющихся у него знаний, дайте подробные ответы на все его вопросы. Разберите все непонятные моменты.
- Подготовьте для ребенка задания соответствующего этапу обучения уровня сложности. Чем больше практики, тем быстрее осваиваются новые знания.
- Используйте рекомендованные опытными педагогами методики. Они помогут быстрее и эффективнее усвоить требуемый объем информации.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
Фонетический разбор — камень преткновения для многих детей. А если его превратить в игру и систему?
👉 А вы хотите помочь ребёнку не просто «зубрить», а понимать язык на уровне смысла и звука?
Домашние задания — это ссоры, истерики и нервы?
Вы не одиноки. Это реалии тысяч родителей по всей стране.
Но есть способ упростить учебный процесс — и уже более 200 000 семей воспользовались им.
👨🏫 Шамиль Ахмадуллин, педагог и автор 110+ пособий, проводит бесплатный 5-дневный марафон.
Вы получите:
✅ Готовую систему мотивации ребёнка
✅ Простые упражнения для внимания и памяти
✅ Советы, как сделать уроки частью дня
✅ Пошаговый план — всего по 15 минут в день
👉
Игры и упражнения
Игры — оптимальная форма обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они мотивируют ребенка к получению новых знаний, способствуют активному его вовлечению в учебные процессы. Для закрепления знаний в области фонетического разбора используйте такие игры:
- «Похлопай в ладоши». Назовите тот иной звук. Ребенок должен хлопать, когда он будет слышать его в словах.
- «Назови первый звук». Игра учит распознавать первые звуки и определять их характеристики.
- «Придумай слова». Назовите звук, попросите детей найти несколько слов, в которых он содержится. Победителем становится тот, кто придумал больше всего примеров.
- «Где находится звук». Произносите слова, в состав которых входит нужный звук. Попросите ребенка сказать, в какой части он слышится: в начале, в середине или в конце.
- «Поймай звук». Медленно проговаривайте каждый слог в слове. Попросите ребенка распознать последний звук и назвать его.
- «Болит горлышко». Произносите все звуки слова, за исключением последнего, одними губами. Попросите ребенка воспроизвести слово полностью.
- «Цепочка». Придумывайте слова, каждое новое из которых начинается на последнюю букву предыдущего.
- «Собери слово». Произнесите несколько звуков. Вместе составьте из них слово.
- «Магазин». Попросите ребенка найти товары с определенным звуком в названии.
- «Дополни слово». Попросите ребенка добавить еще один звук так, чтобы получилось новое слово. Например, дом — дома.
- «Составь слово». Подготовьте набор карточек с буквами. Произнесите слово и попросите ребенка составить его.
Возможные сложности
Затруднения, как правило, возникают у учеников начальных классов, которые впервые встречаются с фонетическим разбором. Со временем они исчезают. В старших классах сложности возникают из-за невнимательности и спешки. К распространенным проблемам относятся:
- Затруднения при подсчете количества звуков. Возникают в основном при устном разборе. Сложности объясняются тем, что некоторые буквы состоят из 2 звуков или выпадают при произношении слова. Особенно это касается длинных и сложных, содержащих твердый и мягкий знак слов.
- Проблемы с определением характеристик звуков. Дети неправильно понимают, что такое звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные. При детальном рассмотрении темы такие проблемы исчезают.
- Сложности с подсчетом количества слогов. Возникают на ранних этапах обучения. Дети не умеют правильно выделять слоги.
- Проблемы с распознаванием двойных звуков. В письме для их обозначения используется одна буква. Данную тему необходимо разобрать детально, чтобы в дальнейшем не возникала путаница.
При детальном изучении фонетики вы поймете, что разбор слова не так сложен, как кажется на первый взгляд. Закрепить полученные знания поможет регулярная практика.
Распространенные ошибки
Совершаемые учениками ошибки чаще всего связаны с вышеописанными затруднениями. Чаще всего это:
- Неправильное разделение слов на слоги. Такое случается, если слог состоит из единственной гласной. Также некоторые ошибочно считают слогом набор 2-3 идущих подряд согласных. Например, слово «океан» состоит из 3 слогов. Некоторые ученики считают, что их всего 2 и делят слово так: оке-ан. Возможны и другие ошибки. Например, такой вариант деления слова: ок-е-ан.
- Неправильное написание транскрипции. Такая ошибка возникает чаще остальных. При транскрибировании некоторые слова приобретают совершенно иное написание, не соответствующее нормам русского языка. Исключить возникновение таких ошибок помогает постоянная практика.
- Неправильное описание входящих в состав слова звуков. Ребенок неправильно определяет звуки, соответствующие буквам, соответственно, дает им неверные характеристики.
- Неправильное распознавание отдельных звуков. Например, неверный подсчет числа букв и звуков. Ребенок может не учитывать то, что при произношении некоторые из них выпадают или добавляются.
В начальной школе ошибки не считаются чем-то серьезным, однако их необходимо прорабатывать, чтобы они не сохранялись в дальнейшем. Если ошибки не исчезают даже после длительного изучения темы, необходимо обратиться к специалисту, который выявит причину проблемы и составит схему коррекции.
Заключение
Фонетический разбор слова — важный этап изучения русского языка, который помогает освоить грамматику и орфографию. Умеющий определять звуко-буквенный состав человек правильно пишет даже сложные и незнакомые слова. Научить ребенка делать фонетический анализ поможет регулярная практика, специальные игры и упражнения. Помните, что тема непроста, и на первом этапе могут возникать ошибки. Наберитесь терпения и последовательно подавайте материал.