- Как научить ребенка определять род существительных
- Основные определения и понятия
- Женский род
- Мужской род
- Средний род
- Множественное число существительных
- Меняющийся род
- Как быть с заимствованными словами
- Когда начинать обучение ребенка приведенным выше правилам
- Объясняем особенности определения рода
- Уточнение рода существительного по схеме
- Упражнения для закрепления пройденного
- Игры для отработки навыка
- Как работать со сложными существительными
- Полезные советы
- Заключение
Как научить ребенка определять род существительных
Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем имеют род. Этот признак учитывается при составлении словосочетаний и предложений, помогает грамотно строить речь и доносить мысли. Узнаем, как правильно определять род существительных с учетом окончаний и без такового.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
Основные определения и понятия
Род — грамматический признак, который не меняется в зависимости от контекста. В соответствии с ним к существительным добавляются окончания. В русском языке выделяют 3 рода: средний, женский, мужской. Например, слова «кот», «стол» мужского рода, «чашка», «тетрадь» — женского, «яблоко», «окно» — среднего.
Большинство существительных не склоняется по родам независимо от того, в каком значении и предложении они употребляются. Определить род помогают наводящие вопросы: «он чей? — мой», «она чья? — моя», «оно чье? — мое». Пробуйте подставлять к рассматриваемому слову эти местоимения и выбирать подходящие.
Например: «Чей стул? Он мой», «Чья собака? Она моя», «Чье печенье? Оно мое». Попросите ребенка определить род знакомых ему слов: книга, чай, облако.
Женский род
Относящиеся к этой группе слова имеют окончания -а, -я, нулевое. Нулевым называется окончание, для написания которого не используется буква. К существительным женского рода задается вопрос «Чья?». Рассмотрим слово «тетрадь», попробуем сказать: «Возьми мой тетрадь», «Я забыл дома свое тетрадь». Соответствуют ли эти предложения грамматическим и лексическим нормам? Нет, поэтому в них необходимо использовать местоимение «моя». «Это моя тетрадь» — звучит правильно.
После таких подстановок понятно, что «тетрадь» — существительное женского рода. У него нулевое окончание. Чаще всего такие слова оканчиваются мягким знаком: боль, ночь, мышь, морковь. Попробуйте разобрать вместе с ребенком другие подобные существительные: роль, мякоть, помощь, вещь.
Рассмотрим пример с другим окончанием: «тарелка». Попробуем сказать: «мой тарелка», «мое тарелка». Словосочетания составлены неправильно, поскольку в данном случае должно использоваться местоимение моя». Значит, «тарелка» — существительное женского рода, оканчивающееся на -а. Разберите другие слова: каша, кукла, кошка, ягода.
Рассмотрим следующее слово: «кухня». Правильно ли говорить «мой кухня», «мое кухня»? Нет, данному слову соответствуют местоимения «она», «моя». Перед нами существительное женского рода, оканчивающееся на -я. Рассмотрите подобные ему слова: песня, земля, семья, свинья.
Мужской род
Самый распространенный вид окончаний у существительных этого рода — нулевое. Также они могут заканчиваться на -а или -я: пень, стол, молоток. На -я нередко заканчиваются имена собственные: Ваня, Коля. Род этих слов также определяется путем подстановки местоимений. Если слово отвечает на вопрос «Чей?», оно мужского рода.
Рассмотрим пример: «цветок». Какое местоимение с ним сочетается? Попробуем построить несколько предложений: «Это моя цветок», «Возьми мое цветок». Правильно ли составлены эти речевые конструкции? Нет, поскольку слово «цветок» отвечает на вопрос «чей?». Соответственно, «цветок» — существительное мужского рода, имеющее нулевое окончание. Вместе с ребенком рассмотрите другие слова: куст, дуб, конь.
Разберем на примере слово «папа». Правильно ли говорить «моя папа», «мое папа»? Нет, данному существительному соответствует местоимение «мой». Слово «папа» мужского рода с окончанием -а. Разберите слова: дедушка, Миша, мужчина.
Рассмотрим пример существительных с окончанием -я: «дядя». Попробуйте сказать: «Саша — моя дядя», «Это мое дядя». Фразы построены неправильно, поскольку в данном случае должно использоваться местоимение «мой». Закрепите изученное, разобрав слова: Костя, дедуля, Митя.
Средний род
В форме именительного падежа такие существительные имеют окончания -о, -е, -ё, -я. К ним можно задать вопрос «чье?». Пример: «яблоко». Какое словосочетание является правильным: «мой яблоко», «моя яблоко», «мое яблоко»? С данным словом сочетается только местоимение «мое». «Яблоко» — существительное среднего рода, которое заканчивается на -о. Разберите слова: кольцо, золото, окно.
Рассмотрим другой пример: «полотенце». Какое местоимение с ним сочетается: мой, моя или мое? Полотенце — это он, она или оно? К этому слову подходят местоимения «мое», «оно». Закрепите материал, разобрав существительные: солнце, зверье.
Рассмотрим более сложное слово: время. На какой вопрос оно отвечает: чей, чья или чье? Это слово также отвечает на вопрос: «Оно чье?». Значит, оно имеет средний род. Вместе с ребенком разберите слова: пламя, имя.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
Мальчик — он, девочка — она, а вот кофе? А вот платье? Что-то тут не так! Как объяснить это логично?
👉 А вы хотите превратить скучные правила в понятные схемы, которые ребёнок запомнит с первого раза?
Если домашнее задание каждый вечер как поле боя…
Если вы устали спорить, уговаривать и чувствовать вину…
Вы не одни. Но — решение уже есть.
И оно помогло более 200 000 детей и их родителям.
👨🏫 Примите участие в бесплатном 5-дневном марафоне от Шамиля Ахмадуллина, педагога с опытом и автора 110+ пособий.
На марафоне вы узнаете:
✅ Как воспитать в ребёнке ответственность без давления
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как сделать уроки привычкой, а не поводом для ссор
✅ Как менять подход — всего по 15 минут в день
👉
Множественное число существительных
Для обозначения одного предмета используется существительное единственного числа. Например: «книга», «карандаш», «крыло». Если предметов больше, обозначающие их слова ставятся во множественное число: «окна», «кошки», «перья». Чтобы узнать род, необходимо поставить слово в единственное число и воспользоваться приведенными выше правилами. Например, «дома — дом», это мужской род.
Однако есть существительные, которые не используются в единственном числе: шахматы, щипцы, сутки. Они имеют неопределяемый род. Вспомните еще несколько слов, относящихся к этой группе.
Меняющийся род
Отдельно рассматриваются слова, род которых зависит от опорного слова. Например, задира и почемучка. Так могут называть и мальчиков, и девочек. Для уточнения рода такого существительного, необходимо найти слово, к которому оно относится в предложении. Например: «Катя — маленькая почемучка». Катя — имя девочки, поэтому относится к женскому роду. Соответственно, слово «почемучка» будет иметь такой же род.
«Этот котенок совсем крошка». Слово «котенок» относится к существительным мужского рода. Значит и следующее за ним слово «крошка» используется в мужском роде. Предложите ребенку попробовать определить род слов «сладкоежка», «забияка» в таких предложениях «Маша такая сладкоежка, съела все конфеты», «Коля — главный забияка в класса».
Как быть с заимствованными словами
Так называются слова, которые были взяты из других языков и хорошо прижились в нашей речи: шампунь, тюль, салями. Они сохраняют тот же род, что имеют в исходном языке. Например, «тюль» — французское слово. Эта разновидность ткани для штор получила свое название от города Тюль. Несмотря на то что к этому существительному больше подходят местоимения «она», «моя», оно употребляется в мужском роде.
Часть заимствованных слов не соответствует общим правилам. Определить их род стандартными способами практически невозможно. Такие слова просто запоминают. При необходимости пользуйтесь словарем. Попробуйте определить род слов: кофе, полироль, какао.
Когда начинать обучение ребенка приведенным выше правилам
В дошкольном возрасте дети нередко допускают ошибки при определении рода существительных, соответственно, неверно строят словосочетания. Это нормально, поскольку такая тема в школьной программе начинает рассматриваться только во 2 классе. Дети 8-9 лет учатся различать слова разного рода, применять их в разных числах и падежах.
Решая, когда начинать обучение, стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если он хорошо усвоил предыдущие темы, можно смело переходить к новым раньше. Применяйте при обучении разные средства: игры и интерактивные платформы, наглядные пособия. Это сохраняет мотивацию и делает обучение более эффективным.
Объясняем особенности определения рода
Ребенку будет проще узнавать род существительного и подбирать сочетающиеся с ним местоимения, глаголы, прилагательные, если объяснить следующие моменты:
- Окончания. У большей части слов мужского рода они отсутствуют. Для женского рода более характерны окончания -а и -я. На -о и -е чаще всего оканчиваются слова среднего рода. Не забудьте рассказать, что есть и слова, не вписывающиеся в эти рамки.
- Особенности согласования с определениями. Род прилагательного помогает узнать род существительного, представленного в единственном числе. Например, пушистая кошка (ж. р.), полосатый кот (м. р.), яркое солнце (с. р.).
- Лексическое значение. Есть слова-исключения, род которых меняется в зависимости от контекста. Например, существительное «тюль» имеет мужской род, если употребляется для обозначения ткани. Если речь идет о занавеске, допускается использование этого же слова в женском роде.
- Слова, взятые из других языков, не подчиняются общим правилам. Определить их род, подобрав местоимения, не получится. Такие слова необходимо просто запомнить.
Уточнение рода существительного по схеме
Когда основные правила разобраны и изучены, пора переходить к закреплению материала. Помогут в этом практические занятия. Учите ребенка узнавать род по такой схеме:
- Преобразование в единственное число. Определить род слова во множественном числе легко, если у вас богатый словарный запас и имеются необходимые знания правил. На первых же этапах обучения это бывает сложно. Объясните ребенку, что есть слова, употребляемые исключительно во множественном числе.
- Определение основы. Отделите основу слова, убрав окончание. Это облегчит процесс определения рода, например, «коты — кот».
- Отделение окончания. Обратив внимание на основу, вы получите небольшую подсказку. Если она заканчивается на твердый согласный, перед нами существительное мужского рода, на мягкий — женского. Помните, что это правило действует не всегда.
- Использование словаря. Проверьте правильность своих действий, заглянув в орфографический словарь. Найдите рассматриваемое существительное с помощью алфавитного указателя, узнайте, к какому роду оно относится.
Упражнения для закрепления пройденного
Отработать навык ребенку помогут такие упражнения:
- Определение рода с учетом окончания. Напишите ряд слов с разными окончаниями. Попросите ребенка определить их род, подставляя подходящие лексически местоимения. Усложняйте задачу со временем, давая слова, определить род которых этим способом труднее.
- Подстановка существительного. Дайте ребенку список прилагательных разного рода. Попросите найти соответствующее им существительное и употребить в нужном роде. Например, добрая — мама, бабушка, кошка; зеленый — карандаш, свет, круг; желтое — солнце, яблоко, полотенце.
- Составление словосочетаний. Напишите 5-10 слов разного рода. Попросите ребенка составить словосочетания с ними и местоимениями «мой/моя/мое». Например, мой взгляд, моя книга, мое печенье.
- Определение рода с учетом контекста. Составьте несколько предложений, попросите назвать род выбранных существительных. Обращайте внимание ребенка на контекст, определения и опорные слова.
- Определение рода с учетом прилагательных. Назовите несколько слов, попросите ребенка подобрать определения к ним, например: жидкость (прозрачная), цветок (красный), солнце (жаркое), прогулка (веселая), автобус (большой).
- Таблицы родов. Разделите лист бумаги на 2 колонки, заполните первую словами. Попросите ребенка определить род этих слов и вписать соответствующие данные во второй столбец. Проверьте правильность выполнения задания, при необходимости разберите ошибки.
- Распределение слов. Дайте ребенку список существительных. Попросите разбить их на 3 колонки так, чтобы в первой были слова только мужского рода, во второй — женского, в третьей — среднего.
При обучении детей дошкольного возраста большой эффективностью обладают интересные игры, простые примеры и наглядные материалы. Изучая род имен существительных, рассмотрите такие игры:
- «Четвертый лишний». Напишите несколько строчек по 4 слова, одно из которых отличается от остальных родом, например: кошка, шапка, стол, подушка; магазин, полка, слон, телефон; окно, кольцо, рубашка, солнце. Попросите ребенка найти и обвести лишнее слово.
- «Рыбалка». Дети по очереди ловят карточки с изображениями тех или иных предметов, определяют род и закрепляют картинку в соответствующей колонке на доске.
- «Попади в круг». На полу или столе раскладывают 3 небольших разноцветных обруча. Ребенок должен взять карточку, определить род существительного и положить карточку в нужный круг.
- «Жадина». Ребенок должен взять игрушку, правильно определить род ее названия и выкрикнуть: «Мой!», «Мое!», «Моя!».
- «Бросаем кубик». Выбирайте предметы по выпадающим на кубике значениям, просите ребенка определять их род.
Как работать со сложными существительными
Затруднения в большинстве случаев возникает при определении рода следующих категорий слов:
- Названия обуви. Они редко употребляются в единственном числе, поэтому при определении рода возникают проблемы. Мужской род имеют названия: валенок, сапог, ботинок, мокасин. Туфля, сандалия, кроссовка, босоножка и тапка употребляются в женском роде.
- Несклоняемые слова. Сложности возникают из-за отсутствия окончаний. Например, кофе, иваси, рефери. Большая часть несклоняемых слов относится к среднему роду. Однако есть исключения. Проверить можно, подобрав близкие по смыслу слова: кофе — напиток, пенальти — удар. Все эти слова используются в мужском роде.
- Названия профессий. Большая часть таких слов употребляется только в мужском роде: кассир, секретарь, пекарь, парикмахер. Только некоторые из них употребляются в женском роде: стюардесса, актриса, певица.
- Географические названий. Проверить правильность определения рода можно, добавив расшифровку: Токио — город (м. р.), Лимпопо — река (ж. р.).
- Аббревиатуры. Чтобы точно определить род, найдите опорное слово. Например, МГУ — университет (м. р.), СНГ — содружество (с. р.).
Полезные советы
Чтобы обучение было более легким и эффективным, следуйте таким рекомендациям:
- Начинайте с самого простого. Познакомьте ребенка с понятиями единственного и множественного числа. Только после этого переходите к изучению родов.
- Пользуйтесь наглядными материалами. Лучше усваивать информацию детям помогают игрушки, картинки, окружающие предметы.
- Занимайтесь регулярно. Только так можно закрепить полученные навыки.
- Используйте игры, загадки, песни и прочие методики, помогающие сделать обучение увлекательным. Помните, что обычные лекции и стандартные задания быстро надоедают детям.
- Проявляйте терпение, хвалите и поддерживайте ребенка. Обойтись без ошибок невозможно, главное, чтобы вы адекватно относились к ним и избегали излишней критики.
Заключение
Уметь определять род существительных необходимо для того, чтобы правильно строить предложения и словосочетания. Это важный навык, который должен быть полностью освоен к окончанию начальной школы. В обучении ребенка вам помогут специальные игры и упражнения, наглядные материалы. Также важно закреплять изученные темы, регулярно практикуясь.