Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

11.04.2025

Как научить ребенка определять род существительных

Поделиться статьей:

15 минут чтения

1064 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Как научить ребенка определять род существительных

Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем имеют род. Этот признак учитывается при составлении словосочетаний и предложений, помогает грамотно строить речь и доносить мысли. Узнаем, как правильно определять род существительных с учетом окончаний и без такового.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Основные определения и понятия

Род — грамматический признак, который не меняется в зависимости от контекста. В соответствии с ним к существительным добавляются окончания. В русском языке выделяют 3 рода: средний, женский, мужской. Например, слова «кот», «стол» мужского рода, «чашка», «тетрадь» — женского, «яблоко», «окно» — среднего.

Большинство существительных не склоняется по родам независимо от того, в каком значении и предложении они употребляются. Определить род помогают наводящие вопросы: «он чей? — мой», «она чья? — моя», «оно чье? — мое». Пробуйте подставлять к рассматриваемому слову эти местоимения и выбирать подходящие.

Например: «Чей стул? Он мой», «Чья собака? Она моя», «Чье печенье? Оно мое». Попросите ребенка определить род знакомых ему слов: книга, чай, облако.

Женский род

Относящиеся к этой группе слова имеют окончания -а, -я, нулевое. Нулевым называется окончание, для написания которого не используется буква. К существительным женского рода задается вопрос «Чья?». Рассмотрим слово «тетрадь», попробуем сказать: «Возьми мой тетрадь», «Я забыл дома свое тетрадь». Соответствуют ли эти предложения грамматическим и лексическим нормам? Нет, поэтому в них необходимо использовать местоимение «моя». «Это моя тетрадь» — звучит правильно.

После таких подстановок понятно, что «тетрадь» — существительное женского рода. У него нулевое окончание. Чаще всего такие слова оканчиваются мягким знаком: боль, ночь, мышь, морковь. Попробуйте разобрать вместе с ребенком другие подобные существительные: роль, мякоть, помощь, вещь.

Рассмотрим пример с другим окончанием: «тарелка». Попробуем сказать: «мой тарелка», «мое тарелка». Словосочетания составлены неправильно, поскольку в данном случае должно использоваться местоимение моя». Значит, «тарелка» — существительное женского рода, оканчивающееся на -а. Разберите другие слова: каша, кукла, кошка, ягода.

Рассмотрим следующее слово: «кухня». Правильно ли говорить «мой кухня», «мое кухня»? Нет, данному слову соответствуют местоимения «она», «моя». Перед нами существительное женского рода, оканчивающееся на -я. Рассмотрите подобные ему слова: песня, земля, семья, свинья.

Мужской род

Самый распространенный вид окончаний у существительных этого рода — нулевое. Также они могут заканчиваться на -а или -я: пень, стол, молоток. На -я нередко заканчиваются имена собственные: Ваня, Коля. Род этих слов также определяется путем подстановки местоимений. Если слово отвечает на вопрос «Чей?», оно мужского рода. 

Рассмотрим пример: «цветок». Какое местоимение с ним сочетается? Попробуем построить несколько предложений: «Это моя цветок», «Возьми мое цветок». Правильно ли составлены эти речевые конструкции? Нет, поскольку слово «цветок» отвечает на вопрос «чей?». Соответственно, «цветок» — существительное мужского рода, имеющее нулевое окончание. Вместе с ребенком рассмотрите другие слова: куст, дуб, конь.

Разберем на примере слово «папа». Правильно ли говорить «моя папа», «мое папа»? Нет, данному существительному соответствует местоимение «мой». Слово «папа» мужского рода с окончанием -а. Разберите слова: дедушка, Миша, мужчина.

Рассмотрим пример существительных с окончанием -я: «дядя». Попробуйте сказать: «Саша — моя дядя», «Это мое дядя». Фразы построены неправильно, поскольку в данном случае должно использоваться местоимение «мой». Закрепите изученное, разобрав слова: Костя, дедуля, Митя.

Средний род

В форме именительного падежа такие существительные имеют окончания -о, -е, -ё, -я. К ним можно задать вопрос «чье?». Пример: «яблоко». Какое словосочетание является правильным: «мой яблоко», «моя яблоко», «мое яблоко»? С данным словом сочетается только местоимение «мое». «Яблоко» — существительное среднего рода, которое заканчивается на -о. Разберите слова: кольцо, золото, окно. 

Рассмотрим другой пример: «полотенце». Какое местоимение с ним сочетается: мой, моя или мое? Полотенце — это он, она или оно? К этому слову подходят местоимения «мое», «оно». Закрепите материал, разобрав существительные: солнце, зверье. 

Рассмотрим более сложное слово: время. На какой вопрос оно отвечает: чей, чья или чье? Это слово также отвечает на вопрос: «Оно чье?». Значит, оно имеет средний род. Вместе с ребенком разберите слова: пламя, имя.

Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?

Мальчик — он, девочка — она, а вот кофе? А вот платье? Что-то тут не так! Как объяснить это логично?
👉 А вы хотите превратить скучные правила в понятные схемы, которые ребёнок запомнит с первого раза?

Если домашнее задание каждый вечер как поле боя…
Если вы устали спорить, уговаривать и чувствовать вину…

Вы не одни. Но — решение уже есть.
И оно помогло более 200 000 детей и их родителям.

👨‍🏫 Примите участие в бесплатном 5-дневном марафоне от Шамиля Ахмадуллина, педагога с опытом и автора 110+ пособий.

На марафоне вы узнаете:
✅ Как воспитать в ребёнке ответственность без давления
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как сделать уроки привычкой, а не поводом для ссор
✅ Как менять подход — всего по 15 минут в день

👉

Зарегистрироваться бесплатно
 

Множественное число существительных

Для обозначения одного предмета используется существительное единственного числа. Например: «книга», «карандаш», «крыло». Если предметов больше, обозначающие их слова ставятся во множественное число: «окна», «кошки», «перья». Чтобы узнать род, необходимо поставить слово в единственное число и воспользоваться приведенными выше правилами. Например, «дома — дом», это мужской род.

Однако есть существительные, которые не используются в единственном числе: шахматы, щипцы, сутки. Они имеют неопределяемый род. Вспомните еще несколько слов, относящихся к этой группе.

Меняющийся род

Отдельно рассматриваются слова, род которых зависит от опорного слова. Например, задира и почемучка. Так могут называть и мальчиков, и девочек. Для уточнения рода такого существительного, необходимо найти слово, к которому оно относится в предложении. Например: «Катя — маленькая почемучка». Катя — имя девочки, поэтому относится к женскому роду. Соответственно, слово «почемучка» будет иметь такой же род. 

«Этот котенок совсем крошка». Слово «котенок» относится к существительным мужского рода. Значит и следующее за ним слово «крошка» используется в мужском роде. Предложите ребенку попробовать определить род слов «сладкоежка», «забияка» в таких предложениях «Маша такая сладкоежка, съела все конфеты», «Коля — главный забияка в класса».

Как быть с заимствованными словами

Так называются слова, которые были взяты из других языков и хорошо прижились в нашей речи: шампунь, тюль, салями. Они сохраняют тот же род, что имеют в исходном языке. Например, «тюль» — французское слово. Эта разновидность ткани для штор получила свое название от города Тюль. Несмотря на то что к этому существительному больше подходят местоимения «она», «моя», оно употребляется в мужском роде.

Часть заимствованных слов не соответствует общим правилам. Определить их род стандартными способами практически невозможно. Такие слова просто запоминают. При необходимости пользуйтесь словарем. Попробуйте определить род слов: кофе, полироль, какао. 

Когда начинать обучение ребенка приведенным выше правилам

В дошкольном возрасте дети нередко допускают ошибки при определении рода существительных, соответственно, неверно строят словосочетания. Это нормально, поскольку такая тема в школьной программе начинает рассматриваться только во 2 классе. Дети 8-9 лет учатся различать слова разного рода, применять их в разных числах и падежах.

Решая, когда начинать обучение, стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если он хорошо усвоил предыдущие темы, можно смело переходить к новым раньше. Применяйте при обучении разные средства: игры и интерактивные платформы, наглядные пособия. Это сохраняет мотивацию и делает обучение более эффективным.

Объясняем особенности определения рода

Ребенку будет проще узнавать род существительного и подбирать сочетающиеся с ним местоимения, глаголы, прилагательные, если объяснить следующие моменты:

  • Окончания. У большей части слов мужского рода они отсутствуют. Для женского рода более характерны окончания -а и -я. На -о и -е чаще всего оканчиваются слова среднего рода. Не забудьте рассказать, что есть и слова, не вписывающиеся в эти рамки. 
  • Особенности согласования с определениями. Род прилагательного помогает узнать род существительного, представленного в единственном числе. Например, пушистая кошка (ж. р.), полосатый кот (м. р.), яркое солнце (с. р.).
  • Лексическое значение. Есть слова-исключения, род которых меняется в зависимости от контекста. Например, существительное «тюль» имеет мужской род, если употребляется для обозначения ткани. Если речь идет о занавеске, допускается использование этого же слова в женском роде.
  • Слова, взятые из других языков, не подчиняются общим правилам. Определить их род, подобрав местоимения, не получится. Такие слова необходимо просто запомнить.

Уточнение рода существительного по схеме

Когда основные правила разобраны и изучены, пора переходить к закреплению материала. Помогут в этом практические занятия. Учите ребенка узнавать род по такой схеме:

  • Преобразование в единственное число. Определить род слова во множественном числе легко, если у вас богатый словарный запас и имеются необходимые знания правил. На первых же этапах обучения это бывает сложно. Объясните ребенку, что есть слова, употребляемые исключительно во множественном числе.
  • Определение основы. Отделите основу слова, убрав окончание. Это облегчит процесс определения рода, например, «коты — кот». 
  • Отделение окончания. Обратив внимание на основу, вы получите небольшую подсказку. Если она заканчивается на твердый согласный, перед нами существительное мужского рода, на мягкий — женского. Помните, что это правило действует не всегда.
  • Использование словаря. Проверьте правильность своих действий, заглянув в орфографический словарь. Найдите рассматриваемое существительное с помощью алфавитного указателя, узнайте, к какому роду оно относится.

Упражнения для закрепления пройденного

Отработать навык ребенку помогут такие упражнения:

  • Определение рода с учетом окончания. Напишите ряд слов с разными окончаниями. Попросите ребенка определить их род, подставляя подходящие лексически местоимения. Усложняйте задачу со временем, давая слова, определить род которых этим способом труднее. 
  • Подстановка существительного. Дайте ребенку список прилагательных разного рода. Попросите найти соответствующее им существительное и употребить в нужном роде. Например, добрая — мама, бабушка, кошка; зеленый — карандаш, свет, круг; желтое — солнце, яблоко, полотенце.
  • Составление словосочетаний. Напишите 5-10 слов разного рода. Попросите ребенка составить словосочетания с ними и местоимениями «мой/моя/мое». Например, мой взгляд, моя книга, мое печенье.
  • Определение рода с учетом контекста. Составьте несколько предложений, попросите назвать род выбранных существительных. Обращайте внимание ребенка на контекст, определения и опорные слова. 
  • Определение рода с учетом прилагательных. Назовите несколько слов, попросите ребенка подобрать определения к ним, например: жидкость (прозрачная), цветок (красный), солнце (жаркое), прогулка (веселая), автобус (большой).
  • Таблицы родов. Разделите лист бумаги на 2 колонки, заполните первую словами. Попросите ребенка определить род этих слов и вписать соответствующие данные во второй столбец. Проверьте правильность выполнения задания, при необходимости разберите ошибки.
  • Распределение слов. Дайте ребенку список существительных. Попросите разбить их на 3 колонки так, чтобы в первой были слова только мужского рода, во второй — женского, в третьей — среднего. 

Игры для отработки навыка

При обучении детей дошкольного возраста большой эффективностью обладают интересные игры, простые примеры и наглядные материалы. Изучая род имен существительных, рассмотрите такие игры:

  • «Четвертый лишний». Напишите несколько строчек по 4 слова, одно из которых отличается от остальных родом, например: кошка, шапка, стол, подушка; магазин, полка, слон, телефон; окно, кольцо, рубашка, солнце. Попросите ребенка найти и обвести лишнее слово. 
  • «Рыбалка». Дети по очереди ловят карточки с изображениями тех или иных предметов, определяют род и закрепляют картинку в соответствующей колонке на доске. 
  • «Попади в круг». На полу или столе раскладывают 3 небольших разноцветных обруча. Ребенок должен взять карточку, определить род существительного и положить карточку в нужный круг. 
  • «Жадина». Ребенок должен взять игрушку, правильно определить род ее названия и выкрикнуть: «Мой!», «Мое!», «Моя!».
  • «Бросаем кубик». Выбирайте предметы по выпадающим на кубике значениям, просите ребенка определять их род.

Как работать со сложными существительными 

Затруднения в большинстве случаев возникает при определении рода следующих категорий слов:

  • Названия обуви. Они редко употребляются в единственном числе, поэтому при определении рода возникают проблемы. Мужской род имеют названия: валенок, сапог, ботинок, мокасин. Туфля, сандалия, кроссовка, босоножка и тапка употребляются в женском роде. 
  • Несклоняемые слова. Сложности возникают из-за отсутствия окончаний. Например, кофе, иваси, рефери. Большая часть несклоняемых слов относится к среднему роду. Однако есть исключения. Проверить можно, подобрав близкие по смыслу слова: кофе — напиток, пенальти — удар. Все эти слова используются в мужском роде. 
  • Названия профессий. Большая часть таких слов употребляется только в мужском роде: кассир, секретарь, пекарь, парикмахер. Только некоторые из них употребляются в женском роде: стюардесса, актриса, певица.
  • Географические названий. Проверить правильность определения рода можно, добавив расшифровку: Токио — город (м. р.), Лимпопо — река (ж. р.). 
  • Аббревиатуры. Чтобы точно определить род, найдите опорное слово. Например, МГУ — университет (м. р.), СНГ — содружество (с. р.).

Полезные советы

Чтобы обучение было более легким и эффективным, следуйте таким рекомендациям:

  • Начинайте с самого простого. Познакомьте ребенка с понятиями единственного и множественного числа. Только после этого переходите к изучению родов. 
  • Пользуйтесь наглядными материалами. Лучше усваивать информацию детям помогают игрушки, картинки, окружающие предметы.
  • Занимайтесь регулярно. Только так можно закрепить полученные навыки. 
  • Используйте игры, загадки, песни и прочие методики, помогающие сделать обучение увлекательным. Помните, что обычные лекции и стандартные задания быстро надоедают детям. 
  • Проявляйте терпение, хвалите и поддерживайте ребенка. Обойтись без ошибок невозможно, главное, чтобы вы адекватно относились к ним и избегали излишней критики. 

Заключение

Уметь определять род существительных необходимо для того, чтобы правильно строить предложения и словосочетания. Это важный навык, который должен быть полностью освоен к окончанию начальной школы. В обучении ребенка вам помогут специальные игры и упражнения, наглядные материалы. Также важно закреплять изученные темы, регулярно практикуясь.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать