Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

28.08.2024

Как научить ребенка определять время по часам

Поделиться статьей:

Умение определять время необходимо каждому человеку. Чем раньше ребенок научится пользоваться часами, тем лучше. Но время — это абстрактное понятие, поэтому родители сталкиваются со сложностями, когда пытаются объяснить малышу, что это такое.

Содержание скрыть

Как понять, что пора научить ребенка понимать время

логопедические-упражнения-для-детей

Решающим фактором в данном случае является не возраст, а наличие определенных знаний. Умения считать до десяти и знания цифр недостаточно. Для того чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен:

• знать все цифры и уметь уверенно считать до 60;

• иметь элементарные представления о дробях, понимать, что значит «половина», «четверть»;

• ориентироваться в понятиях больше-меньше, верх-низ, право-лево;

• уметь сравнивать числа;

• понимать, что такое утро, день, вечер, ночь, полдень, полночь, сутки, год.

Если навык счета еще не освоен, то начинать занятия с часами еще слишком рано. Чисто с практической точки зрения родителям удобнее, если ребенок будет уметь пользоваться часами к моменту поступления в первый класс. Поэтому приучать его можно начинать с пяти- или шестилетнего возраста.

Как научить ребенка понимать время на часах: инструкция для родителя

Существует много методик обучения. Но общая рекомендация для всех — не торопитесь, дайте малышу привыкнуть к такому сложному понятию, как время.

Действуйте постепенно, не обрушивайте на детскую голову сразу же десятки новых терминов и форматов. Имейте в виду, что детям очень сложно уяснить, что «полвторого», «час тридцать», «13:30» означают одно и то же время.

Следующая пошаговая инструкция поможет вам избежать ненужных трудностей.

Шаг № 1. Познакомьте ребенка с понятием времени

Начинать следует не с демонстрации циферблатов или таймеров на дисплеях, а с рассказов о тех свойствах времени, которые детям легче осмыслить. Подробно обсуждают следующие факты:

• смена времен года;

• невозможность повернуть время вспять: во вчерашний день мы вернуться не можем, а вот в завтрашний обязательно попадем, даже если вообще делать ничего не будем;

• части суток и их последовательность: сначала наступает утро, за ним идет день, потом вечер, потом ночь, а за ночью наступает утро следующих суток; чтобы малыш привык к этой последовательности, ему о ней напоминают — когда пробило 12:00 говорят: «Вот и утро закончилось, наступил день»;

• ребенку задают вопросы: «Что мы делаем утром?» (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем); «Что мы делаем днем?» (играем, гуляем, обедаем, отдыхаем, полдничаем); «Что мы делаем вечером?» (ужинаем, убираем игрушки, смотрим мультики, чистим зубы); «Что мы делаем ночью?» (любуемся на звезды, ложимся спать).

Также можно познакомить ребенка с дневными и ночными животными, с растениями, которые распускаются по ночам. Такая предметная привязка делает абсолютное понятие времени более «осязаемым».

Шаг № 2. Начните вводить время в бытовую жизнь

Проще всего это сделать с помощью забавных детских часов. Например, часы с кукушкой очень нравятся всем малышам и помогают им сконцентрировать внимание на показаниях времени.

Дошкольнику трудно понять, что значит «десять часов утра». Зато он прекрасно понимает и запоминает фразу: «Когда маленькая стрелка будет показывать 10, а большая — 12, то из домика выскочит кукушка и прокукует 10 раз». Кукушка выскакивает каждый час, ребенок увлеченно следит за ней, и показания времени запоминаются совершенно без усилий.

Также всегда сообщайте время, когда начинаете что-нибудь делать вместе с малышом. Например: «Уже десять часов — пора идти гулять» или «Уже вечер, когда большая стрелка окажется на 12, а маленькая на 9, мы ляжем спать».

Шаг № 3. Объясните основы

Подкрепляйте объяснения реальными объектами. Для обучения можно самим сделать крупный циферблат из картона и прикрепить к нему картонные стрелки, либо купить яркую игрушку с крупными цифрами.

Такое наглядное пособие помогает дошкольнику быстрее понять и запомнить, что длинная стрелка показывает минуты, прошедшие с начала часа, а короткая показывает часы.

После того как назначение большой и маленькой стрелок будет усвоено, можно подключать секундную.

В дополнение к игрушечным наглядным пособиям ребенку следует показывать настоящие часы. Так он сможет убедиться, что секундная стрелка двигается быстрее всех. Обязательно предложите ему понаблюдать, как в течение минуты смещается минутная стрелка.

Затем можно переходить к числам. Малышу следует рассказать, что день и ночь составляют сутки, которые, в свою очередь, делятся на 24 часа, что каждый час состоит из 60 минут, а каждая минута — из 60 секунд.

Когда минутная стрелка пробегает полный круг, значит, прошел один час. При этом часовая сдвигается на следующую цифру.

Дошкольнику объясняют, что цифры на циферблате имеют разное значение для разных стрелок. Для часовой — это часы, а для минутной — минуты. При этом если минутная стрелка показывает на «1», это значит, что прошло 5 минут; если на «2» — значит 10 мин. Далее объясняют, что если минутная стрелка указывается между числами, то следует посмотреть на первое число, которое находится за ней, определить количество минут, а затем прибавить к нему столько единиц, сколько мелких отметок находится за стрелкой.

Во время занятий с часами дошкольникам следует предложить выполнить следующие задания:

• Ответить на вопрос: откуда начинается отсчет времени для любых стрелок? (Отсчет начинается сверху с числа 12, и двигаться надо только вправо.)

• Предложите ребенку покрутить каждую из стрелок игрушечных часов в правильном направлении.

• Передвигайте стрелки на игрушечных часах и предлагайте малышу сказать сколько времени.

• Двигайте минутную стрелку и спрашивайте: «Сколько прошло минут?»

К освоению электронных часов переходят после того, как дошкольник научится пользоваться аналоговыми.

Шаг № 4. Подключите игры с часами

Играем в часовых дел мастера. Предложите малышу сделать собственные часы из картона, пластилина, соленого теста. Дети с удовольствием берутся за такие поделки.

Шаг № 5. Обучите продвинутым обозначениям

Когда дошкольник научился уверенно узнавать время по аналоговым часам, переходят к объяснению таких понятий, как «половина», «четверть», «без четверти», «без десяти» и т.д.

Начинают объяснение с установки стрелок на какой-нибудь целый час. Например, три часа. Затем сдвигают минутную на цифру 1 — теперь можно сказать, что часы показывают «3 часа и 5 минут» = «5 минут четвертого». Затем передвигают минутную стрелку еще на 5 мин. И повторяют объяснение. Повторяют до тех пор, пока ребенок не запомнит. Не нужно настаивать, чтобы он запомнил все с первого раза. Играйте в эту игру каждый день, и постепенно малыш привыкнет ко всем названиям.

Шаг № 6. Учите планировать расписание

Активно внедряйте умение пользоваться часами в повседневную жизнь. Для этого используйте фразы, подобные следующим:

• Через полчаса пойдем гулять.

• Без четверти три можно будет посмотреть мультфильм.

•Собирай игрушки, уже без двадцати девять, пора умываться и ложиться спать.

Предлагайте ребенку составлять список дел, которые он хочет сделать завтра, и указать время. Для этого можно даже подарить ему настоящий еженедельник.

Советы, как научить ребенка определять время и превратить это занятие в веселую игру

Как объяснить малышу, что такое часы, как научить ребенка определять время — эти вопросы могут показаться очень сложными. Но на самом деле, если проявить немного терпения, то все происходит само собой, ведь жизнь современного человека расписана буквально по минутам.

Чем веселее будут проходить занятия, тем быстрее малыш усвоит трудные понятия. Главное — не спешить и не упрекать в несообразительности. 

Когда учить ребенка определять время

Очевидно, что начинать занятия с теми, кто еще не умеет считать и не знает цифр — бессмысленно. Обязательной базой является знание цифр и умение записывать числа от 0 до 60. Также нужно уметь складывать и вычитать. Но в облегченном варианте начинать знакомиться с часами можно, когда малыш научится считать до 12.

Как начать знакомство со временем

Начинать знакомство лучше между делом. Называйте время вслух каждый раз, когда смотрите на часы. При этом показывайте их малышу. У него довольно быстро выработается привычка, и настоящие объяснения будут восприниматься очень легко, потому что речь пойдет уже о чем-то очень знакомом. 

Как объяснить ребенку, сколько времени на часах

Подробные разъяснения нужно делать обязательно, но дети воспринимают их плохо. Поэтому после изложения «теории» (в сутках 24 часа, в часе 60 минут и т. д.) обязательно возьмите крупные игрушечные или самодельные картонные часы, передвигайте стрелки и называйте время, которые они показывают. Многие дети запоминают эту демонстрацию намного быстрее, чем усваивают соотношение между часами и минутами.

 

«Время первый час» — как это объяснить

Для чтобы научить пользоваться такими терминами, придется растолковать дошкольнику тему о количественных и порядковых числительных. Разумеется, упоминать такие сложные термины не нужно. Просто расставляем 12 предметов (например, разноцветных карандашей) и пересчитываем их: один, два и т.д. А затем называем по порядку: первый, второй, третий и т.д. То же самое проделываем с числами на циферблате, ведь они обозначают часы.

Разъяснять, что такое «половина» и «четверть», удобно с помощью пиццы либо торта, плитки шоколада, апельсина. Малыш особо не вникает в математические тонкости, но отлично запоминает сами слова и соотношение размеров.

Как научить ребенка определять время по электронным часам

Разные модели этих устройств выдают показания в разных форматах. Одни используют 24-часовой формат, другие — 12-часовой.

24-часовой формат вызывает меньше сложностей, так как каждое значение появляется только один раз в сутки. С 12-часовым мороки больше. В этом случае сутки разбиваются на две половины: АМ (до полудня) и РМ (после полудня). Поэтому, например, 2:00 АМ означает «два часа ночи», а 6:00 АМ — «6 часов утра». Детям довольно трудно усвоить тот факт, что АМ может означать и ночь, и утро, а РМ, в свою очередь, и день и ночь.

Что еще рассказать ребенку о времени

Чем больше будет интересных рассказов, тем быстрее малыш научится пользоваться часами. Старайтесь давать простые ответы на сложные вопросы. Например:

• Почему мы переводили часы, когда летели на каникулы в другой город (страну)? — Потому что наша планета вращается и солнце освещает разные участки поверхности в разное время. Когда у нас день (светит солнце), то в других местах может быть вечер или даже ночь. Чтобы было удобно, всю планету поделили на часовые пояса, поэтому приходится переводить часы, когда приезжаешь в другой пояс.

•Почему все часы разные: на руках, на столе, на стене? — Потому что время можно отсчитывать разными способами. Есть механические, электронные, песочные, солнечные, водяные и даже огненные часы. (Картинки этих устройств легко можно найти в интернете.)

• Почему зимой мне так трудно вставать утром, когда уже пора вставать? — Потому что внутри у человека есть биологические часы. Они реагируют на солнечный свет. Зимой темно, и организм считает, что нужно спать.

 

С чего начинать обучение детей определению времени

Самое эффективное начало — это игра и бытовые ситуации. Старайтесь заинтересовать дошкольника, используя то, что ему больше всего нравится. «Когда будет два часа дня, то ты будет смотреть мультфильмы. Следи за временем: большая стрелка окажется на 12, а маленькая на 2. Как только это произойдет, я включу мультики!» Это создает положительное восприятие часов.

Что такое циферблат часов

С немецкого это слово переводится как «лист цифр». Малышу нужно показать все части циферблата и пояснить их назначение. 

Что такое час и минута

Начните рассказ с минуты. Она длится недолго, и вы можете показать ребенку, как она проходит, и как быстро бежит секундная, и как медленно ползет минутная стрелка.

Точно так же выполняют наглядную демонстрацию часа. Вы показываете малышу время на часах, а ровно через час опять подводите его к часам. 

Изучение понятия «час дня» на электронных часах

Телефоны, планшеты, компьютеры показывают время в 24-часовом формате. Его детям понять легче, чем показания аналоговых часов (но начинать все же следует именно с них). Ребенку предлагают запомнить, что 13:00 это и есть «час дня». В абсолютном большинстве случаев это не вызывает проблем.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять время по часам: Полное руководство для родителей

Чувство времени у детей в той или иной мере проявляется с рождения. Наладив режим, родители замечают, что малыш просыпается ...

30.11.2024 Читать

Как сдать ЕГЭ взрослому или выпускнику прошлых лет: Полное руководство

При подаче документов в вуз необходимо предоставить диплом о среднем специальном образовании или аттестат. Также требуются ...

30.11.2024 Читать

Как научить ребенка считать

Многие дети при поступлении в школу уже умеют считать. Такой навык им помогают получить не только в детском саду, но и дома. ...

30.11.2024 Читать