- Как научить ребенка разбирать сложные предложения
- План разбора
- Определяем тип
- Определяем интонацию
- Определяем количество грамматических основ
- Разбираем части предложения
- Определяем тип связи
- Примеры синтаксического разбора
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Пример 4
- Преобразовываем сложное предложение в простое
- Распространенные ошибки
- Дополнительные рекомендации
- Заключение
Как научить ребенка разбирать сложные предложения
Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно получают в 5 классе. Этому предшествует длительная работа с простыми речевыми конструкциями, изучение правил пунктуации, основных частей предложения. Если в знаниях ребенка есть пробелы, с новым заданием с большой вероятностью у него возникнут затруднения. Расскажем, как научиться синтаксическому разбору сложного предложения, какие упражнения и методики в этом помогут.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
План разбора
Синтаксический разбор направлен на поиск связей между частями предложения. Во время такой работы определяются главные и второстепенные члены, их роль. Также необходимо определить части речи, дать предложению характеристику. Синтаксический разбор включает в себя:
- определение типа предложения, зависящего от цели высказывания;
- определение интонации;
- выделение простых предложений, из которых составляется сложное, определение грамматических основ;
- выявление связей между частями сложного предложения;
- поиск второстепенных членов, определение их распространенности;
- поиск обращений и однородных членов.
Чтобы научиться безошибочно выполнять синтаксический разбор, необходимо подробно рассмотреть каждый из его этапов.
Определяем тип
Предложения, в зависимости от цели высказывания, делятся на следующие типы:
- Повествовательные. Предложение используется для простой передачи какой-либо информации. Говорится ровным голосом, в письменной речи для его завершения обычно используется точка, реже ‒ многоточие. «Мама приготовила суп и уже разлила его по тарелкам».
- Вопросительные. Используются для получения того или иного ответа. Заканчивается вопросительным знаком. «Знал ли я, отправляясь в школу, что сегодня будет контрольная работа?».
- Побудительные. Отражает просьбу, приказ, побуждение к действию. Обычно завершается восклицательным знаком, иногда ‒ точкой. «Таня, прекрати, пожалуйста, разговаривать, ты мешаешь мне читать!»
Определяем интонацию
Предложения имеют восклицательную или невосклицательную интонацию. В первом случае при произношении предложения выражаются эмоции: радость, гнев, удивление. «Наконец-то наступила весна!» «До чего же быстро в этом году растаял снег». Невосклицательные предложения произносятся без изменения тона, ровным, спокойным голосом. В них сообщается определенный факт. «Когда урок проходит в игровой форме, детям интересно узнавать новое».
Определяем количество грамматических основ
Все предложения делятся на простые и сложные. Однако найти различия между ними детям бывает сложно. Они заключаются в том, что в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном их несколько. Они связываются интонационно и по смыслу. Здесь важно не перепутать сложное предложение с простым, имеющим более одного подлежащего и сказуемого (однородные члены). Последние отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Рассмотрим пример предложения с однородными членами: «Маша слушала радио и читала книгу». В предложении имеется 2 сказуемых и одно подлежащее. «Ваня, Саша и Петя играли в футбол». В этом предложении 3 подлежащих, относящихся к одному сказуемому. «Света и Катя слушали музыку и танцевали» ‒ простое предложение с 2 однородными сказуемыми и 2 подлежащими.
Пора переходить к сложным предложениям с несколькими грамматическими основами. «Маша рисовала, а Саша пел песню». Каждый из детей выполнял разные действия. Значит, предложение имеет 2 грамматические основы. «Саша играл на гитаре, чтобы Маша могла петь песню». Это сложное предложение с зависимой первой частью. В нем 2 грамматические основы. На сложность предложения могут указывать союзы «а», «но».
Разбираем части предложения
При синтаксическом разборе сложные предложения делятся на несколько более простых. Каждая из них рассматривается отдельно. Грамматические основы состоят из подлежащих и сказуемых. Они являются главными мыслями предложения.
Грамматические основы предложения, в зависимости от наличия подлежащего и сказуемого, бывают односоставными и двусоставными. В первом случае имеется только один главный член. В двухсоставной грамматической основе есть и подлежащее, и сказуемое. Также части предложения классифицируются по наличию второстепенных членов:
- в нераспространенных есть только главные члены;
- распространенные дополняются второстепенными элементами.
Осложненным считается предложение, имеющее обращения или однородные члены. Обращение ‒ слово, используемое для привлечения внимания собеседника. При написании предложения его отделяют запятой. К членам предложения обращение не относится. «Ксюша, ты забыла сумку, вернись за ней». «Мама, будешь ли ты рисовать со мной рисунок, который будет участвовать в конкурсе?»
Однородными могут быть не только главные члены, но и второстепенные. Они используются для более подробного и яркого описания предмета, человека или действия. «Крупные, теплые капли дождя упали на асфальт, и он потемнел». Для описания капель используется 2 характеристики.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
Подлежащее, сказуемое, обстоятельство… У ребёнка в глазах паника, у вас — раздражение. А ведь это можно разобрать по шагам.
👉 А хотите узнать, как объяснять школьную грамматику так, чтобы ребёнку стало понятно и интересно?
Домашнее задание вызывает больше слёз, чем пользы?
Вы не одиноки. Это знакомо тысячам родителей.
Но вы можете всё изменить. Уже более 200 000 семей нашли путь к спокойной учёбе.
📚 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина — опытного педагога и автора 110+ развивающих пособий.
На марафоне вы узнаете:
✅ Как помочь ребёнку стать самостоятельным
✅ Как прокачать память и внимание через игру
✅ Как сделать уроки спокойной частью дня
✅ Как тратить на учёбу всего 15 минут в день
👉
Определяем тип связи
Простые части сложного предложения связываются между собой грамматически и по смыслу. Выделяют 2 основных вида связи:
- Союзная. Для соединения грамматических основ используются союзы: и, а, но, чтобы и т.д. «Папа быстро оделся, и мы пошли играть в футбол». «Погода завтра должна быть теплой, чтобы мы могли поехать на дачу».
- Бессоюзная. Части предложения объединяются по смыслу без использования союза. «Коля ловил рыбу, Лена в это время собирала цветы».
Союзные предложения бывают:
- Сложносочиненными. В предложении объединяются равноправные части, связанные союзами а, но, и. При составлении схемы предложения эти блоки заключаются в квадратные скобки.
- Сложноподчиненными. В таком предложении имеется основная и зависимая часть. От первой можно задать вопрос ко второй. Главная часть при составлении схемы записывается в квадратных скобках, зависимая — в круглых. Для связи частей предложения используются подчинительные союзы (потому что, где, что, когда и т. д.). «Мама пела колыбельную, чтобы сестренка быстрее уснула».
Примеры синтаксического разбора
Просто выучить основные правила синтаксиса и пунктуации недостаточно, необходимо закрепить разбор на практике, выполнив несколько заданий. Разберем примеры сложных предложений нескольких типов.
Пример 1
«Погода была теплой, и мы пошли на долгую, веселую прогулку». Это сложное повествовательное предложение, части которого соединены союзом.
Первая часть: погода была теплой. В ней имеется и подлежащее, и сказуемое, и дополнительные члены, значит это двусоставное распространенное, простое предложение. Обращений и однородных членов нет, значит, оно неосложненное.
Вторая часть: мы пошли на долгую, веселую прогулку. Это распространенное двусоставное предложение, осложненное однородными членами.
Предложение в спокойной манере рассказывает о фактах, поэтому является повествовательным, имеющим спокойную интонацию. В нем 2 грамматические основы, объединенные союзом «и». Обе части равноправны, поэтому предложение является сложносочиненным. Делаем подробный разбор членов предложения:
- Что? — погода. Подчеркиваем это подлежащее одной линией.
- Погода что делала? — была. Это сказуемое, которое нужно подчеркнуть 2 линиями.
- Была какой? — теплой. Это определение, подчеркиваем его волнистой линией.
- Кто? — мы. Подчеркиваем подлежащее одной линией.
- Что сделали? — пошли. Это сказуемое, которое подчеркивается одной линией.
- Пошли куда? — на прогулку. Это дополнение, которое необходимо подчеркнуть прерывистой линией.
- Прогулку какую? — долгую, веселую. Подчеркиваем определения волнистой линией. В нашем предложении они являются однородными членами, поскольку отвечают на один и тот же вопрос.
Части сложного предложения разделяются запятой.
Пример 2
«В комнате свежо, потому что открыто окно?» Это вопросительное, союзное предложение с невосклицательной интонацией.
- Первая часть: в комнате свежо. Это односоставное распространенное предложение. Есть второстепенный член, обращения и однородные слова отсутствуют.
- Вторая часть: открыто окно. Это нераспространенное двусоставное простое предложение. Второстепенных членов нет, поэтому оно неосложненное.
Рассмотренное предложение является вопросительным, поскольку на него можно дать определенный ответ. Оно произносится спокойно, без выражения эмоций. Предложение имеет 2 основы и является сложноподчиненным. Для соединения частей используется союз. Подробный разбор:
- Что было? — свежо. Это сказуемое, подчеркиваемое 2 линиями.
- Свежо где? — в комнате. Подчеркиваем обстоятельство прерывистой линией с точками.
- Что? — окно. Это подлежащее, которое нужно подчеркнуть одной линией.
- Окно что сделано? — открыто. Данное слово в предложении является сказуемым.
Подчиненная часть от главной отделяется союзом «потому что» и запятой.
Пример 3
«Посети библиотеку, где собраны интересные книги!». Это восклицательное, побудительное предложение с союзным способом объединения грамматических основ.
Первая часть: Посети библиотеку. Это односоставное предложение, в котором имеется только сказуемое. Оно не осложненное, распространенное.
Вторая часть: где собраны интересные книги. Это двусоставное распространенное предложение. Обращений и однородных членов нет, поэтому оно неосложненное.
Предложение произносится с восклицательной интонацией, поскольку позволяет выразить эмоции. Грамматические основы объединяются с помощью подчинительного союза «где». Разбираем подробно:
- Что делай? — отправляйся. Это сказуемое, отмечаем его 2 линиями.
- Куда? — в библиотеку. Обстоятельство подчеркивается прерывистой чертой с точками.
- Что? — книги. Это подлежащее, подчеркиваемое одной линией.
- Книги что сделаны? — собраны. Это сказуемое.
- Книги какие? — интересные. Подчеркиваем определение волнистой линией.
Зависимая часть предложения отделяется от основной запятой.
Пример 4
«Наступила ночь, на небе загорелись звезды». Это сложное повествовательное предложение, части которого соединяются бессоюзным способом.
Первая часть: наступила ночь. Это нераспространенное, двусоставное, неосложненное предложение.
Вторая часть: на небе загорелись звезды. Это распространенное, двусоставное, неосложненное предложение.
Предложение рассказывает нам о фактах, поэтому является повествовательным. Оно произносится без восклицательной интонации. Грамматические основы в нем соединяются бессоюзным способом. Разбор членов предложения:
- Что? — ночь. Подлежащее подчеркивается одной линией.
- Ночь что сделала? — наступила. Подчеркиваем сказуемое двойной линией.
- Что? — звезды. Это подлежащее.
- Звезды что сделали? — загорелись. Подчеркиваем сказуемое двумя чертами.
- Загорелись где? — на небе. Это обстоятельство.
Части бессоюзного предложения разделяются запятой.
Преобразовываем сложное предложение в простое
Обилие сложных предложений нередко затрудняет понимание текста, поэтому необходимо уметь упрощать их. Перестроить сложное предложение можно 2 способами:
- Преобразовать одну из грамматических основ. Выделите границы простых предложений, задайте вопрос от одного к другому. Превратите одну из грамматических основ в дополнительные члены предложения. Например: «Дождь закончился, и на улице стало прохладнее» = «После дождя на улице стало прохладнее».
- Разбить сложное предложение на несколько отдельных. Для этого достаточно разделить грамматические основы и относящиеся к ним слова, подобрать соответствующие знаки пунктуации. «Мама пекла пирожки, и я захотел попробовать один» = «Мама пекла пироги. Я захотел попробовать один».
Распространенные ошибки
При выполнении синтаксического разбора сложных предложений дети часто делают такие ошибки:
- Неправильное определение подлежащего. Если в предложении есть местоимение или существительное в косвенном падеже, оно может быть перепутано с подлежащим. Например, слово «мне» в предложении «Мне хорошо» не является подлежащим.
- Неправильное определение сказуемого. Ошибки возникают, если глагол действия имеет формообразующую частицу. «Было бы хорошо, если бы ты не пропускал уроки». «Было бы» является сказуемым. Также сказуемое может быть выражено повторяющимися словами или устойчивыми фразами.
- Неправильное выделение границ простых предложений. Такое случается при наличии односоставных грамматических основ в предложении.
- Неправильное определение типа предложения. Дети часто путают сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
- Ошибочное определение способов связи. Например, некоторые не различают союзы и союзные слова.
Дополнительные рекомендации
Быстрее научить ребенка разбирать сложные предложения помогут такие рекомендации:
- Учите ребенка тщательно анализировать разбираемые предложения. Объясните, что он должен понимать, как грамматические основы связываются между собой по смыслу, какие средства для этого используются.
- Применяйте образные представления. Попробуйте представить вместе с ребенком, что подлежащие и сказуемые — главные герои предложения, а остальные члены предложения — второстепенные.
- Проводите обучение в игровой форме. Например, можно проводить конкурсы на тему синтаксиса и пунктуации.
- Работайте четко по схеме разбора. Анализ должен выполняться последовательно. Не стоит менять пункты схемы местами, поскольку ребенок может запутаться. Начинайте с типа предложения и заканчивайте подробным анализом всех его частей.
- Чаще практикуйтесь. Предлагайте ребенку небольшие тексты, просите выбрать сложные предложения и сделать синтаксический разбор по приведенной выше схеме.
- Хвалите ребенка за старания и успехи. Не критикуйте, если у него что-то не получается на первых этапах обучения.
Заключение
Синтаксический разбор сложного предложения — тип заданий по русском языку, часто задаваемый ученикам средних классов. Навыки его выполнения могут пригодиться и на экзамене, поэтому их необходимо развивать. Начать рекомендуется с изучения схемы разбора предложения. Закрепить материал помогут регулярные практические задания, во время которых ребенок будет работать с разными типами сложных предложений.