- Как научить ребенка решать математические задачи: пошаговый алгоритм
- Психологический аспект обучения
- Что требуется для успешного решения задач
- Развиваем логическое мышление
- Разбираем виды задач
- Решаем задачи: основные этапы
- Чтение условия
- Формулируем краткое описание
- Ищем способ решения
- Записываем ответ
- Проверяем ответ
- Закрепление навыка
- Мы знаем как это исправить
- Подходящие методики и техники
- «Составь задачу»
- Использование визуальных материалов
- «Объясни мне»
- Практика, практика и еще раз практика
- Мотивация и поддержка
- Работа с трудностями
- Заключение
Как научить ребенка решать математические задачи: пошаговый алгоритм
На уроках математики в школах уделяют немало внимания решению задач. Дети учатся понимать условия и вопросы, формулировать ответ. Однако далеко не у всех получается делать это правильно. Расскажем, как научить ребенка решать задачи по математике, какие методики и упражнения помогут сделать процесс обучения интересным и легким.
Психологический аспект обучения
Нередко пониманию того или иного предмета мешает психологический барьер. Дети часто слышат о том, что математика – это сложно. Они неохотно берутся за изучение этого предмета, отказываются от выполнения домашних заданий. Родитель начинает сомневаться в математических способностях сына или дочери. Не делайте поспешных выводов. Возможно, вы просто не знаете, как научить ребенка решать задачи 1 класса, чтобы ему было интересно.
Отсутствие тяги к получению знаний нередко начинается со школьных уроков. В некоторых учебниках материал подается в непонятной даже для взрослого форме. Ребенок открывает книгу, пытается понять тему, у него ничего не выходит. Естественно, интерес к математике пропадает. Начните обучение ребенка с мотивации. Расскажите, почему важно изучать этот предмет. Помогите ребенку понять, что базовые знания математики пригодятся в обычной жизни. Например, мы вычисляем общую стоимость товаров при планировании бюджета и площадь комнаты для покупки стройматериалов, рассчитываем вес продуктов при приготовлении блюд.
Если ребенок планирует стать инженером или программистом, объяснить важность математики будет несложно. Если он гуманитарий, расскажите, что развитие логики ему также необходимо.
Что требуется для успешного решения задач
В обучении вам помогут:
- 📍 Наличие базовых навыков – знание математических операций, таблицы умножения. Также необходимо уметь решать примеры с дробями, линейные уравнения.
- 📍 Проявление фантазии. Нужно уметь упрощать условия, чтобы действия стали простыми и понятными.
- 📍 Логическое мышление. Просите ребенка искать нестандартные способы решения. Пробуйте решать задачи со второстепенными данными, которые учат искать важную информацию.
- 📍 Творческий подход. Просите ребенка составлять задачи. Это развивает творческие наклонности и учит выполнять задания, отличные от шаблонных.
- 📍 Разнообразие. Решение типовых задач помогает запомнить алгоритм. Однако они быстро надоедают детям. Предлагайте разнообразные задания, в том числе нестандартные.
Развиваем логическое мышление
Подготовить ребенка к решению математических задач помогут:
- 📍 Логические загадки. Их вы найдете в специальных сборниках и интернете. Решайте задачи на истинность и ложность мнений. Они научат отличать истинную информацию от неправды, анализировать данные.
- 📍 Интеллектуальные игры. Играйте в шахматы, домино, шашки. Такие игры развивают логическое мышление, помогают с пользой провести свободное время.
- 📍 Головоломки. Ассортимент таких игр крайне широк. Пазлы, лабиринты, кубик Рубика учат детей думать, пробовать разные варианты решений и выбирать верные.
- 📍 Развивающие приложения. Существует немало компьютерных и мобильных игр, развивающих логику. Например, известный всем тетрис.
Разбираем виды задач
Как научить детей решать задачи во время учебы в начальной школе? В первую очередь необходимо ознакомить ребенка с типами условий и вопросов. В школьную программу входят такие виды задач:
- 📍 Простые. Такие задачи не вызывают затруднений даже у младшеклассников, поскольку требуют выполнение одной или нескольких стандартных математических операций. Например: у Маши было 6 конфет, 3 она отдала Ване. Сколько конфет осталось у Маши?
- 📍 С косвенным вопросом. Эти задачи сложнее. Несмотря на то что они требуют простого решения, важно подробно разобрать условие и понять суть вопроса. Например: у Кати было 3 яблока, что на 2 меньше, чем у Саши. Сколько яблок было у Саши? Прочтите условие 2-3 раза, уточните, правильно ли ребенок понял его.
- 📍 Составные. Для получения ответа выполняется несколько шагов. Например, в одном пакете 10 апельсинов, в другом – на 3 больше. Сколько апельсинов в обоих пакетах? Чтобы решить составную задачу, составьте небольшой план: определите, что нужно узнать сначала.
- 📍 Задачи на умножение. Например, Юля прочитала 5 книг по 10 страниц каждая. Сколько страниц было прочитано? Чтобы получить ответ, необходимо сложить количество страниц или умножить их на количество книг. По тому же принципу решаются задачи на деление.
Решаем задачи: основные этапы
Любая задача по математике решается в несколько шагов. Чтобы понять, как правильно научить ребенка решать задачи, рассмотрим этапы подробнее.
Чтение условия
Попросите прочитать задачу. Задайте вопросы, которые помогут узнать, понял ли он условия. При наличии непонятных моментов перечитайте текст вместе, разбирая каждую часть задачи подробно. Давайте ребенку возможность самостоятельно разобраться, не торопите его и не вмешивайтесь в процесс на первых этапах. Особенно внимательно разбирайте содержания задач с косвенным ответом.
Формулируем краткое описание
Как научить ребенка понимать задачи по математике? Пробуйте записывать краткое условие, выбирая важные данные. В начальных классах стройте визуальные схемы. Мозг ребенка воспринимает их легче. Визуализация помогает быстрее понять условие и выбрать эффективные методы решения.
Ищем способ решения
После тщательного разбора условий затруднения на этом этапе возникают редко. Если они все же есть, задавайте наводящие вопросы. Используйте подручные средства, например, игрушки, для визуализации. Не повторяйте вопросы многократно. Ребенок запутается и не сможет найти верный способ решения.
В основе каждой задачи лежит принцип поиска неизвестного с использованием известных чисел. Составьте краткий план решения и выберите нужный способ вычисления. Вспомните, какие методы помогают искать неизвестное.
Записываем ответ
Он должен быть точным и кратким. Если это 2 «конфеты», никакие другие данные не записывайте. Нередко дети включают в ответ известные значения, представленные в условии и получают неправильную формулировку. Умея давать четкие ответы в задачах, ребенок будет получать положительные оценки по математике.
Проверяем ответ
Проверяйте правильность решения с помощью:
- 📍 Ответов в конце сборника задач. Это самый легкий способ, однако он не позволяет ребенку думать и анализировать.
- 📍 Оценки возможного ответа. Представленные в условии данные помогают понять, в каком диапазоне будет лежать полученное значение. Например, при сложении 5 апельсинов и 3 яблок нельзя получить число меньше 5.
- 📍 Других способов решения. Например, задачи на умножение решаются еще и путем сложения. Для этого ребенок должен разбираться в математических операциях и хорошо понимать условие.
- 📍 Подстановки. Полученное знание подставляют в условие и проверяют, подходит ли оно. Такой способ полезен на ранних этапах обучения.
Закрепление навыка
Правильно выполнив одно задание, ребенок не запомнит алгоритм и не научится решать задачи другого типа. Повторяйте изученный материал, только так он отложится в долгосрочной памяти. Добавляйте данные в условия задач, задавайте новые вопросы. Ребенок запомнит порядок рассуждений, научится правильно выбирать математические действия. Регулярное решение задач поможет закрепить знания и применять их на практике.
Подходящие методики и техники
Чтобы научить ребенка решать задачи, пользуйтесь приведенными ниже методами.
«Составь задачу»
Используйте для составления задач повседневные ситуации, например, покупку продуктов или стройматериалов. Следуйте таким рекомендациям:
- 📍 Правильно формулируйте содержание. Оно должно быть понятным для ребенка, не иметь сложных слов и конструкций.
- 📍 Описывайте ситуацию. Такое описание и будет условием задачи.
- 📍 Правильно формулируйте вопрос. Анализируйте ситуацию и осуществляемые действия.
- 📍 Оценивайте понятность и эффективность составленной задачи. Подумайте, поможет ли правильный ответ на вопрос решить возникшую проблему. Узнайте, соответствует ли задача изучаемой теме.
Пример задачи: Семья Ивановых решила сделать ремонт в комнате и заменить напольное покрытие. Сделав замеры помещения, необходимо рассчитать требуемое количество линолеума и его стоимость.
Использование визуальных материалов
Как научить ребенка составлять задачу и решать ее с помощью наглядных пособий:
- 📍 Строить схемы и рисунки на основании условий. Изображайте фрукты, ящики, людей. Выполняйте с полученными изображениями необходимые операции: вычитание, сложение, умножение, деление.
- 📍 Строить модели из подручных средств. Используйте пуговицы, спички, счетные палочки и другие мелкие предметы. После построения наглядной модели решить задачу проще.
- 📍 Используйте иллюстрации. Картинки должны иметь простые сюжеты и отражать количественные отношения между предметами, представленными в задаче. Например, по изображению корзины с несколькими яблоками и одним фруктом на столе можно составлять задачи на вычитание и сложение.
«Объясни мне»
Решайте задачи совместно, объясняя ребенку каждое свое действие. Когда навыки будут закреплены, разыграйте обратную ситуацию. Попросите ребенка решить задачу, подробно объясняя ход решения. Такой метод помогает не только запомнить алгоритм, но и научиться применять его на практике.
Практика, практика и еще раз практика
Закрепить навык помогут:
- 📍 Регулярное решение задач. В математике важно не только усвоение теории, но и постоянная практика. Регулярные короткие занятия эффективнее длительных, но редких. Решайте задачи не менее 15 минут в день. Применение теоретических знаний на практике способствует развитию логики. Вероятность того, что ребенок забудет часть материала, снижается. Не перегружайте школьника занятиями, решение задач не должно вызывать усталость.
- 📍 Применение интерактивных заданий. Компьютер и смартфон могут приносить не только вред, но и пользу. Обучающих платформ для детей великое множество. Математические приложения делают занятия более интересными. Задания подаются в понятной для детей игровой форме. Соревнования и квесты мотивируют ребенка к поиску ответов на вопросы. Задачи делятся на несколько уровней сложности, которые открываются последовательно.
- 📍 Разбор простых примеров. Иногда для понимания сложной темы необходимо возвращаться к более простым. Начинайте обучение с более легких действий, увеличивайте сложность постепенно. Например, для начала составляйте задачи на сложение и вычитание, после чего переходите к умножению и делению. Простые задачи помогают осваивать основные математические операции, становятся базой для последующего обучения.
- 📍 Математика в повседневной жизни. Просите посчитать, сколько денег нужно для покупки продуктов и других необходимых вещей, сколько времени требуется, чтобы выполнить домашнее задание и навести порядок в комнате. Это развивает навыки использования математических действий в повседневной жизни, делает эту науку более понятной.
- 📍 Использование разных источников информации. Пользуйтесь не только школьными учебниками, но и сборниками для дополнительных занятий, видео-уроками, интерактивными платформами.
Мотивация и поддержка
Поощрение успехов мотивирует к дальнейшим достижениям, делает человека уверенным в себе. Хвалите за правильный выбор способа решения, точную формулировку ответа. Не критикуйте ребенка, если он допустил некоторые ошибки. Искренне радуйтесь успехам, используйте награды. Ребенок должен понимать, что затрачивает усилия не впустую. Относитесь к ошибкам, как к части учебного процесса. Это помогает привить любовь к математике и желание справляться со сложностями.
Для полноценного усвоения знаний проводите занятия в комфортной обстановке. Организуйте удобное рабочее место. Ничего не должно отвлекать ребенка от важного занятия. Выключайте телевизор и другие устройства, постарайтесь создать тихую обстановку, говорите ровным, спокойным голосом.
Работа с трудностями
Изучение математики для некоторых детей становится непростой задачей. Даже регулярные занятия и подробное объяснение материала не всегда дает положительный результат. Трудности возникают по следующим причинам:
- 📍 Отсутствие регулярности в обучении. Большие перерывы между занятиями, долгое отсутствие практики приводит к тому, что ребенок забывает изученные ранее темы. Процесс последующего обучения усложняется.
- 📍 Отсутствие поддержки. Если ребенок вместо помощи получает постоянную критику, он становится неуверенным в своих способностях и часто допускает ошибки. Относитесь к проблемам с пониманием, поддерживайте детей.
- 📍 Неправильное объяснение материала. Далеко не каждый родитель умеет правильно подавать темы. Приведенный в учебнике материал бывает непонятным и запутанным. В таком случае стоит записаться на занятия к репетитору.
- 📍 Недостаточно подробный разбор условий. Неправильное понимание содержания задачи приводит к ошибкам. Учите детей понимать суть текстов, выделять важную информацию и применять ее на практике. Больше времени уделяйте разбору вопросов.
- 📍 Непонимание математических действий. Если ребенок неправильно усвоил эту часть материала, он не сможет решать даже простые задачи. Подробно объясните принцип сложения, вычитания и других операций.
- 📍 Отсутствие интереса к математике. В таком случае стоит поискать более увлекательные способы обучения.
Если вы не знаете, как самостоятельно объяснять темы и учить ребенка решать задачи, обратитесь к специалистам. Опытные педагоги оценят способности, подберут оптимальные способы освоения навыка.
Заключение
С решением задач школьники сталкиваются на каждом уроке математики. Далеко не у всех это получается делать правильно. Надеяться на то, что все необходимые знания ребенок получит в школе, не стоит. Обучайте его решению задач дополнительно. Подробно объясняйте условия, выбирайте способы решения, формулируйте ответ. Пользуйтесь не только школьным учебником, но и другими источниками информации. Регулярно практикуйтесь, это поможет запомнить алгоритм решения задачи и научиться применять его на практике.