Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

30.07.2025

Как объяснить работу с отрицательными числами

Поделиться статьей:

15 минут чтения

2441 просмотр
Фото аватара

AK

Содержание
  1. Как объяснить работу с отрицательными числами ребенку: пошаговое руководство
  2. Что такое отрицательные числа — объясняем просто
  3. Примеры из жизни:
  4. Как выглядят отрицательные числа на координатной прямой
  5. Правила работы с отрицательными числами
  6. Сложение и вычитание отрицательных чисел
  7. Шпаргалка — таблица возможных вариантов
  8. Как объяснить отрицательные числа через игру и образы
  9. Мнемотехника, картинки, аналогии
  10. Игровые способы закрепить материал
  11. Почему бывает путаница с отрицательными числами?
  12. Частые ошибки при работе с отрицательными числами
  13. Советы родителям, чтобы не было страха минуса
  14. Упражнения и задания для закрепления
  15. Задачи про температуру, лифт, долг, спуски и подъёмы
  16. Мини-тесты с ответами
  17. Карточки для распечатки
  18. Вариант 1: Примеры + Ответы
  19. Вариант 2: Карточки-иллюстрации
  20. Вариант 3: Карточки для заполнения
  21. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
  22. Когда ребенку пора знакомиться с отрицательными числами?
  23. Как объяснить, почему минус на минус дает плюс?
  24. Почему важно не бояться минуса?
  25. Где отрицательные числа применяются в жизни?
  26. Заключение
Содержание показать

Как объяснить работу с отрицательными числами ребенку: пошаговое руководство

 

Когда ребенок впервые сталкивается с отрицательными числами, они ломают его привычную логику: «меньше нуля» — это как? Школьнику кажется, что за нулем уже «ничего нет». Более того, оказывается, что из 3 можно вычесть 5, а минус умножить на минус дает плюс! Все это сбивает с толку и выглядит нестандартно. Как объяснить отрицательные числа ребенку, чтобы он понял, принял и уверенно с ними работал?

Без понимания смысла существования отрицательных чисел по жизни никак. Это знание сопровождает человека повсюду. Начиная показаниями градусника за окном, минусовым балансом банковской карты и заканчивая постижением глубин мирового океана, которые, само собой, подсчитываются в убывающих метрах и километрах «ниже уровня моря».

Хорошо, когда ребенок обращает внимание на числа с минусом в мультфильмах и играх. Тогда он быстрее уживается с мыслью о них, они становятся не «страшными», а полезными и интересными.

В этой статье вы получите простые пошаговые инструкции, как подружить ребенка с числами меньше нуля — а это одна из сложнейших тем в математике за 5-6 класс. Узнаете, какие ошибки при работе с отрицательными числами совершают дети и как этого избежать. Расскажем, как доступно объяснить сложение и вычитание отрицательных чисел.

Поделимся мнемотехниками, аналогиями и играми. Ведь тренировки играючи и с интересом — традиционно самые эффективные, какую бы науку ни постигал ребенок.

🗣 «Ребёнок начинает учиться с интересом тогда, когда у него получается. А чтобы получалось — нужно понять, а не просто зазубрить. Всё начинается с базовых вещей: понимания, что такое “минус”», — объясняет педагог и нейропсихолог Шамиль Ахмадуллин.

Числовая прямая с отрицательными числами
Отрицательные числа — слева от нуля на числовой прямой

 

Что такое отрицательные числа — объясняем просто

 

Отрицательные числа — те, что меньше нуля. Они записываются со знаком минус: –1, –2, –3… Это «обратные» по направлению числа.

Примеры из жизни:

  • Температура ниже нуля. На улице –10 °C, значит, холодно. 0 °C — граница между морозом и плюсом, снег тает. +10 — уже совсем тепло, можно снимать шапку.
  • Деньги «в минусе». Если на карте –100 рублей, вы в долгу. У вас нет денег — вы должны вернуть эти 100, чтобы выровнять счет до нуля.
  • Этажи ниже нуля. Лифт показывает «–2» — вы на подземной парковке.
  • Игровой счет. В игре игрок потерял очки и ушел в минус — например, –10 баллов.

🈳 Впервые отрицательные числа были упомянуты в книге «Математика в девяти главах» китайского ученого Чжан Цань. Формально они были приняты в Китае во II веке и использовались для подсчета движения денег. Отрицательные числа изначально обозначали долги.

Как выглядят отрицательные числа на координатной прямой

Чем объяснять на пальцах, лучше визуализировать! Чтобы ребенок быстрее понял, что числа с минусом — самые «настоящие» и в них есть смысл, покажите ему координатную прямую:

Объясните:

  • ноль — это точка отсчета,
  • вправо от нуля — положительные числа,
  • влево — отрицательные.
  • чем левее число — тем оно меньше, например, –5 меньше –2.

Такой способ незаменим для наглядного объяснения темы. Лучше, если ребенок сам нарисует прямую и отметит числа.

Ребенок путается в дробях, пренебрегает запятыми, не спешит читать Пушкина? Одним словом — изо всех сил игнорирует учебу?

Не спешите опускать руки. Он просто не понимает, зачем ему все это нужно! Но прекрасно понимает, что ему очень нужен футбол, кино, квесты, пейнтбол, и конечно же — игры в смартфоне!

Не лишайте ребенка удовольствия весело и с пользой проводить досуг — это тоже важно. Просто помогите ему понять смысл его обучения!

Присоединяйтесь к нашему бесплатному марафону и научитесь важным стратегиям, которые помогут вашему ребенку не просто учиться, а наслаждаться процессом!

Зачем ждать, если изменения могут начаться с начала учебного года?

Что вас ждёт:

✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉

Зарегистрируйтесь бесплатно

и получите Гайд

“Как не допустить, чтобы ребенок целыми днями

сидел в гаджетах и стал игроманом”

  

Правила работы с отрицательными числами

Сложение и вычитание отрицательных чисел

Чтобы ученик не путался, объясняйте образно:

  • Плюс — это движение вперед,
  • Минус — это движение назад.

Основные случаи:

📌 Минус + минус:

–3 + (–2) = –5

Пусть представит, что стоит на тропинке на уровне –3 и отступает еще на –2 шага, то есть назад. Получится –5 шагов от начала тропинки.

📌 Минус + плюс (модуль плюса меньше):

–5 + 2 = –3

Приблизились по тропе ближе к нулю (к началу), но остались в минусе.

📌 Минус + плюс (модуль плюса больше):

–2 + 5 = 3

Переход через ноль в положительные числа: плюс оказался «сильнее».

📌 Вычитание отрицательного числа:

–2 – (–3) = 1

Минусовать минус — все равно, что прибавлять число, получается плюс. Это как если бы «забрали долг» обратно: денег станет больше.

Шпаргалка — таблица возможных вариантов

Таблица с примерами сложения и вычитания отрицательных чисел
Как складывать и вычитать отрицательные числа

 

Как объяснить отрицательные числа через игру и образы

Мнемотехника, картинки, аналогии

Чтобы работа с отрицательными числами давалась проще, используйте яркие образы мнемотехники — системы запоминания через ассоциации и визуализацию:

📍 Температурная шкала

Покажите градусник или термометр:

  • 0 °C — граница,
  • ниже — минус, выше — плюс,
  • Пример: в –5 °C холоднее, чем в –2 °C.

📍 Лестница в подвал

Представьте дом и этажи:

  • уровень земли: – 0,
  • вниз: –1, –2, –3,
  • вверх: +1, +2.

Это поможет объяснить школьнику, что отрицательные числа — просто шаги в другую сторону.

📍 Расчеты крест-накрест

Рисуем крест между знаками, чтобы показать, какие числа «сражаются» — положительное и отрицательное. Знак с большим числом (по модулю) «побеждает», и его знак остается в ответе:

 Пример 1:

–3 + 5 → больше плюсов → ответ положительный: –3 + 5 = 2

 –3        +5

   ↘   

     

 Пример 2:

5 – (–2) → минус с минусом превращаются в плюс, правило двойной отмены → значит, складываем: 5 – (–2) = 7

  5        –(–2)

       

     

Игровые способы закрепить материал

Чтобы сложные моменты при изучении отрицательных чисел стали понятнее, используйте игровые приемы:

🎲 Игра-вопрос

Спросите: «У тебя было 3 конфеты. Ты отдал 5. Сколько осталось?»

Ответ: –2

Пусть попробует «догадаться», как такое может быть. Это отличное начало для объяснения отрицательных чисел детям.

🃏 Карточки и наклейки

Сделайте карточки с отрицательными числами и знаками. Пусть ребенок составляет примеры:

–2 + 4 = ?

+3 – 5 = ?

Регулярные упражнения развивают внимание к знакам. Со временем ребенок будет выполнять подобные действия по наитию. Не просто внимательно приглядываясь к плюсам и минусам, а мгновенно чувствуя, в какую сторону складывать или вычитать вдоль представляемой координатной прямой.

💰 Игра с монетками

Простые операции с деньгами — полезная практика. Ребенок учится видеть материальное значение чисел: что у него есть и что он должен.

🎓 «Сложение с минусом: играем в финансы»
В Детском центре на занятиях по математике мы устраиваем мини-банк:
– Ребёнок получает карточки с «деньгами» (со знаками плюс и минус).
– Если у него –5 монет, а он получил +8 — сколько стало?
– Если потратил ещё –4, как изменился счёт?
Дети сами составляют примеры и физически складывают карточки, что помогает увидеть логику минуса в деньгах, а не просто считать «в уме».

Еще варианты игр на сложение и вычитание отрицательных чисел:

  • Термометр на бумаге — рисуйте температуры и двигаетесь по шкале.
  • Лестница вверх/вниз — считайте этажи с нуля вниз.
  • Ходилка — шагайте по клеточкам на листе вперед и назад, как на координатной прямой.
  • «Кто сильнее: плюс или минус?» — сравниваем модули чисел и видим результат.

Возвращаетесь вы с работы — и все та же картина: уроки не выучены, ребенок в смартфоне?

Ваши нервы не железные, а его воля крепче металла, когда речь идет о сопротивлении домашним заданиям!

Как с этим справиться «без потерь» и кардинальных мер — чтобы в семье жила гармония и взаимопонимание?

Присоединяйтесь к нашему бесплатному марафону и получите проверенные методы для снятия напряжения и помощи вашему ребенку! Вместе мы создадим позитивное и продуктивное учебное пространство, где учиться будет не только легко, но спокойно и интересно!

Начните изменения в вашей семье уже сегодня!

👉

Записаться бесплатно

 

Почему бывает путаница с отрицательными числами?

 

Частые ошибки при работе с отрицательными числами

Работа с отрицательными числами может сбивать с толку не только детей, но и взрослых. Рассмотрим основные ошибки, которые совершают школьники при работе с отрицательными числами, когда только начинают изучать минусы:

❌ Слишком много знаков: «+–3», «– –2», «– – –1» Стараясь «не забыть про знак», ребенок пишет их сразу несколько.

❌ Путает, какое число больше: считают, что –3 больше, чем –1, потому что по модулю-то так и есть: |–3| > |1|.

❌ Теряется в правиле двойной отмены при вычитании отрицательного числа: –2 – (–3). И так происходит до тех пор, пока фраза «минус на минус дает плюс» воспринимается механически, без понимания смысла.

🗣 «Очень часто родители хотят, чтобы ребёнок “просто понял” тему. Но если нет нейроподготовки — внимания, памяти, базовой структуры мышления — он будет путаться в самых простых минусах. Вот почему так важны пошаговые нейроупражнения перед тем, как садиться за алгебру», — подчёркивает Шамиль Ахмадуллин.

Советы родителям, чтобы не было страха минуса

  • Всегда опирайтесь на наглядность: используйте шкалу, градусник, монеты, лифт.
  • Повторяйте: минус — это просто другое направление, не плохо и не сложно.
  • Предлагайте реальные жизненные задачи, где встречаются отрицательные числа — долг, подвал, убывающая температура, игры с баллами.
Движение влево по числовой прямой
Перемещение по числовой прямой через 0 и в «минус»

 

Упражнения и задания для закрепления

 

После того как ребенок понял, что такое отрицательные числа, важно закрепить материал через практику с разными форматами заданий. Лучше всего работают простые и понятные ситуации из жизни.

Задачи про температуру, лифт, долг, спуски и подъёмы

  1. На улице было –3 °C. Потом потеплело на 5 °C. Какая температура стала?
  2. Лифт поднялся с –2 этажа на 3 этаж. Сколько этажей он прошёл?
  3. У Пети было –5 рублей. Он получил 10 рублей. Сколько стало?
  4. Температура опустилась с +2 до –4 °C. Насколько градусов стало холоднее?
  5. Ты находишься на 0 этаже. Спустился на 3, потом поднялся на 1. Где ты сейчас?
  6. У Лены был долг –2 монеты. Она отдала 1 монету. Какой теперь у неё долг?

🧠 В Детском центре Шамиля Ахмадуллина на занятиях используется метод «минусовая шкала», когда дети сами составляют «маршрут» по координатной прямой, делают шаги вперед и назад. Это закрепляет образ направления, а не пугающего «минуса».

Мини-тесты с ответами

Нужно соотнести действия с результатами:

действия с отрицательными числами

Карточки для распечатки

Карточки — отличный инструмент для зрительной и тактильной практики.

Вариант 1: Примеры + Ответы

Сделайте два набора карточек, и пусть ребенок найдет верную пару:

  • Примеры –3 + 5  –2 – (–1)    4 – 6
  • Ответы 2–1–2

Вариант 2: Карточки-иллюстрации

Рисуете:

  • Карточки градусника с разными отметками: +10 до –10.
  • Этажи: от +3 до –3 (можно наклеить на коробку-лифт).
  •  Монетки: зеленые — реальные деньги, красные — долги.

Ребенок берет карточку-ситуацию (например, «Температура была –2, стало холоднее на 3»), подбирает картинку градусника с правильной температурой.

Вариант 3: Карточки для заполнения

Можно распечатать разные варианты действий:

  • Карточка: – 4 + __ = –1
  • Ребенок вписывает число: +3
Карточки и задания на работу с отрицательными числами
Примеры упражнений для практики с отрицательными числами

 

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 

Когда ребенку пора знакомиться с отрицательными числами?

Обычно в 5 классе. Но вы можете заранее в 3–4 классе в игровой форме объяснить их через бытовые примеры: показания градусника, баланс на карте, этажи.

Как объяснить, почему минус на минус дает плюс?

Образ: вы пошли назад от минуса — значит, пришли в положительную зону. Или: долг простили — ты снова «в плюсе». Это помогает понять правила работы с отрицательными числами.

Почему важно не бояться минуса?

Минус — это логика, а не ошибка. Если ребенок понимает его, он легко справится с алгеброй, преуспеет в понимании исторических дат и географических координат на глобусе.

🧩 «Минус — это не плохо. Это просто другое направление. Как и в жизни: ошибка — не конец, а шаг в сторону нового понимания. Именно так мы учим детей мыслить в нашем Центре», — говорит Шамиль Ахмадуллин.

Где отрицательные числа применяются в жизни?

Старайтесь объяснять примеры из жизни с отрицательными числами по мере возникновения ситуации. Понижение показаний градусника за стеклом к ночи зимой — это классика жанра.

Видите, что сын или дочь читает учебник истории? Подойдите, спросите, как он или она понимает годы до и после нашей эры. А когда школьник приступит к домашнему заданию по географии, вместе найдите на физической карте мира величайшую вершину — гору Джомолунгму (+8848 метров над уровнем моря) и соотнесите ее высоту с непревзойденной глубиной Марианской впадины (–11034 метров). 

 

Заключение

 

Если вы ищете, как объяснить отрицательные числа детям — делайте это наглядно и просто. С опорой на жизненные примеры, координатную прямую и игровую подачу. Сначала покажите, зачем нужны отрицательные числа. Колебания температур, пробежки вниз-вверх по лестнице, подсчет денег в плюсе и минусе на балансе — примеры, понятнее любых скучных формул.

💡 Самое важное, что нужно донести до ребенка:

  • Отрицательные числа — это правильно и логично.
  • Минус — это направление: вниз, влево, в долг.
  • Работа с отрицательными числами начинается с понимания знаков.
  • Ошибки чаще всего — из-за невнимательности к знакам.
  • Карточки и упражнения с отрицательными числами — это увлекательно и полезно.
  • Игра, практика и жизненные примеры — лучший способ закрепить тему.

Когда ребенок поймет, что числа «по ту сторону нуля» — не «странные», а обычные помощники в математике и жизни — тема перестанет быть сложной. А главное, вы вместе откроете новую часть мира чисел, где работа с отрицательными числами — это шаг к взрослой и увлекательной арифметике!

 

Получить подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина

 

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать