Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

29.07.2025

Местоимение в русском языке: виды, особенности и трудности

Поделиться статьей:

18 минут чтения

538 просмотров
Фото аватара

SV

Содержание
  1. Местоимение в русском языке: виды, особенности и трудности
  2. Что такое местоимение: определение и отличия от других частей речи
  3. Определение местоимения
  4. Отличие местоимений от других частей речи
  5. Примеры:
  6. Функции местоимений в русском языке
  7. Замещение и указание
  8. Экономия речи и избежание повтора
  9. Выражение отношений
  10. Разряды и виды местоимений
  11. Личные местоимения
  12. Склонение:
  13. Возвратное местоимение
  14. Притяжательные местоимения
  15. Таблица:
  16. Указательные местоимения
  17. Определительные местоимения
  18. Вопросительные местоимения
  19. Относительные местоимения
  20. Неопределённые местоимения
  21. Отрицательные местоимения
  22.  Таблица: виды местоимений
  23. Морфологические особенности местоимений
  24. Склонение местоимений
  25. Пример: местоимение «она»
  26. Правописание местоимений
  27. Частица не / ни
  28. Слитное, дефисное, раздельное написание
  29. Синтаксическая роль местоимений
  30. В роли подлежащего, дополнения, определения
  31. Употребление в сложных и сложноподчинённых предложениях
  32. Трудности русского языка, связанные с местоимениями
  33. Частые ошибки
  34. Выпадение “н”, написание и разделение
  35. Неправильное употребление в речи
  36. Интересные факты и особенности использования местоимений
  37. Сравнение с другими языками
  38. Местоимения в художественной и разговорной речи
  39. Как учить местоимения — практика, задания, лайфхаки
  40. Упражнения для детей и взрослых
  41. Конспект для запоминания разрядов
  42. Литературные диктанты и анализ текстов
  43. FAQ по теме местоимений
  44. Как быстро определить разряд местоимения?
  45. Почему местоимения путают с другими частями речи?
  46. Самые сложные формы для склонения — какие они?
  47. Когда местоимение пишется через дефис или слитно?
  48. Можно ли начинать предложение с местоимения?
  49. Заключение
Содержание показать

Местоимение в русском языке: виды, особенности и трудности

 
Местоимения в русском языке — это «невидимые помощники», которые сопровождают нас в устной и письменной речи каждый день. Мы часто не задумываемся, как часто говорим «я», «он», «что-то», «никто» или «какой». Эти слова помогают заменить другие части речи, делая речь лаконичной и выразительной.

«Очень часто у ребёнка появляются проблемы не из-за сложной темы, а из-за того, что базовое знание — как у нас с местоимениями — просто не отложилось. Вот и получаются ошибки, которые повторяются годами».

Шамиль Ахмадуллин

 

Именно поэтому тема местоимений столь важна в школьной программе и в повседневной практике. Несмотря на их простую форму, местоимения вызывают немало трудностей — особенно при определении разрядов, склонении и написании сложных форм. Эта статья призвана дать чёткое, структурированное понимание темы и помочь избежать распространенных ошибок.

 

функции местоимений
Местоимения “задействуют” разные части речи и делают речь гибче

 

Что такое местоимение: определение и отличия от других частей речи

 

Определение местоимения

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их прямо. Главная особенность местоимений — они не имеют конкретного лексического значения, а выступают в роли указателей или заменителей.

Сравним:

  • Существительное: «комната» → Местоимение: «она».
  • Прилагательное: «высокий» → Местоимение: «такой».
  • Числительное: «три» → Местоимение: «столько».

Именно из-за замещающей функции местоимения не могут использоваться без контекста. Например, слово «он» не имеет смысла без уточнения, о ком речь. Поэтому местоимения считаются особой частью речи, граничащей по функциям с существительными, прилагательными, числительными и наречиями.

 

Отличие местоимений от других частей речи

Местоимения не называют, а заменяют или указывают. Это и есть их фундаментальное отличие. Они могут стоять на месте других частей речи, но сами по себе выполняют специфическую функцию в предложении.

Примеры:

  • Я (личное местоимение) — замещает говорящего.
  • Мой (притяжательное) — выражает принадлежность.
  • Кто (вопросительное) — используется для уточнения субъекта.
  • Никто (отрицательное) — выражает отрицание.
  • Какой-нибудь (неопределённое) — означает неопределённость.

Местоимения подвержены склонению (по падежам), но в зависимости от разряда могут или не могут изменяться по числам, родам и лицам. Эти морфологические свойства отличают их от других частей речи.

 

Функции местоимений в русском языке

 

Замещение и указание

Первая и главная функция местоимений — заменять имена существительные и другие слова, чтобы избежать повтора или обозначить предмет без прямого наименования. Это особенно важно при диалоге, пересказе или написании текстов, где повтор однотипных слов нарушает стилистику.

Примеры:

  • «Анна вошла в комнату. Она села на диван»
  • «Ты видел что-то странное?»

В этих предложениях местоимения «она» и «что-то» указывают на ранее упомянутые или подразумеваемые объекты. Это позволяет говорить лаконично и понятно.

 

Экономия речи и избежание повтора

Местоимения делают речь не только компактной, но и логически связной. Без них каждый раз приходилось бы повторять одни и те же слова:

❌ «Петя пошёл в магазин. Петя купил хлеб. Петя вернулся домой»
✅ «Петя пошёл в магазин. Он купил хлеб. Он вернулся домой»

Такой стиль звучит естественнее и проще воспринимается на слух или при чтении. Благодаря этому свойству местоимения часто используются в художественной литературе, журналистике и повседневной речи.

 

Выражение отношений

Местоимения также выражают различные виды отношений: личностные, принадлежности, вопросительные и т. д.

Примеры:

  • «Я люблю музыку» — личное отношение субъекта к действию.
  • «Мой телефон разрядился» — принадлежность.
  • «Кто пришёл вчера?» — вопрос.
  • «Чей это зонт?» — выяснение принадлежности.

Таким образом, местоимения участвуют в построении грамматической логики предложения, помогая устанавливать связи между частями речи и передавать интонации говорящего.

«Учителя объяснили, ребёнок вроде понял, а в диктанте — опять ошибка. Почему? Потому что нет простого, структурированного понимания темы. А оно всегда начинается с таких вещей, как местоимения».

Шамиль Ахмадуллин

💡 Хочешь, чтобы твой ребёнок не просто «зубрил», а действительно понимал, как устроена грамматика?
На бесплатном марафоне Шамиля Ахмадуллина «5 шагов к умению учиться» вы узнаете, как помочь ребёнку запомнить сложные темы (в том числе по русскому!) без стресса и слёз.

 

Разряды и виды местоимений

 
Местоимения в русском языке классифицируются на разряды по значению и грамматическим признакам. Эта классификация помогает систематизировать знание и избежать ошибок.

 

Личные местоимения

Примеры: я, ты, он, она, мы, вы, они
Личные местоимения обозначают участников речи:

  • 1-е лицо: я, мы
  • 2-е лицо: ты, вы
  • 3-е лицо: он, она, оно, они

Склонение:

Лицо / Падеж Именит. Родит. Дат. Винит. Творит. Предл.
Я я меня мне меня мной обо мне
Ты ты тебя тебе тебя тобой о тебе
Он / Она он/она его/её ему/ей его/её им/ею о нём/ней

Особенность: формы «его», «её», «их» не изменяются по падежам, если они — притяжательные, но склоняются, если личные.

 

Возвратное местоимение

Пример: себя
Это местоимение указывает, что действие направлено на самого себя.

Склонение:

  • Род. — себя
  • Дат. — себе
  • Вин. — себя
  • Тв. — собой
  • Предл. — о себе

Возвратное местоимение не имеет рода, числа и лица, оно универсально.

 

Притяжательные местоимения

Примеры: мой, твой, наш, ваш, его, её, их
Указывают на принадлежность: «моя книга», «их дом».

Склоняются по числам, родам и падежам (кроме «его», «её», «их» — они не изменяются).

Таблица:

М.р. Ж.р. С.р. Мн.ч.
мой моя моё мои
твой твоя твоё твои
разряды местоимений
Вопрос к слову поможет быстро узнать разряд

Указательные местоимения

 
Примеры: этот, тот, такой, столько
Указательные местоимения обозначают предметы, признаки или количество с опорой на контекст. Они указывают на:

  • близость («этот» — предмет рядом)
  • удалённость («тот» — предмет далеко или в прошлом)
  • характеристику («такой», «столько» — качество или количество)

Примеры:

  • Этот дом старый.
  • Тот случай был исключением.
  • Я хочу такую книгу.
  • У него столько идей!

Указательные местоимения склоняются по падежам, родам и числам, как прилагательные.

 

Определительные местоимения

 
Примеры: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, иной, другой
Эти местоимения обобщают, выделяют или подчеркивают принадлежность предметов или признаков.

Примеры:

  • Сам сделал задание.
  • Весь класс пришел.
  • Каждый день мы учим новые правила.
  • Он выбрал иной путь.

Склоняются аналогично прилагательным. Употребляются в роли подлежащего, определения, дополнения.

 

Вопросительные местоимения

 
Примеры: кто? что? какой? который? чей? сколько?
Используются для формирования вопросительных предложений, чаще в начале.

Примеры:

  • Кто пришёл первым?
  • Чей это пенал?
  • Сколько нужно заплатить?

Часто путаются с относительными местоимениями — формы совпадают, но функция другая.

 

Относительные местоимения

 
Примеры: кто, что, какой, который, чей, сколько
Используются для связи частей сложноподчинённого предложения.

Примеры:

  • Я не знаю, кто это сделал.
  • Это дом, который построил мой дед.

Не задают вопрос, а указывают на то, что уже известно. Подчеркивают грамматическую связность.

 

Неопределённые местоимения

 
Примеры: кто-то, кто-либо, кое-кто, что-нибудь, сколько-то
Означают неопределенность — лицо, предмет, признак или количество не конкретизировано.

Формируются с помощью приставок и частиц:

  • «кое-», «-то», «-либо», «-нибудь»

Примеры:

  • Кто-то звонил.
  • Что-нибудь интересное случится.
  • Он выполнил кое-какие задачи.

Обязательно соблюдайте дефисное написание: «кое-кто», «что-либо» и т. д.

 

Отрицательные местоимения

 
Примеры: никто, ничто, ничей, никакой, нисколько
Они выражают отрицание существования, обладания, количества или признака.

Формируются с помощью приставок ни- и не-:

  • «никто», «нисколько» — с ни-
  • «не с кем» — сочетание с частицей «не»

Правописание:

  • «ни» — при полном отрицании
  • «не» — в сочетаниях с предлогами или раздельно

Примеры:

  • Никто не пришёл.
  • Ничего не изменилось.
  • Никакой помощи он не получил.

 

 Таблица: виды местоимений

Разряд Примеры Вопрос Склонение Особенности
Личные я, ты, он, мы кто? Да Есть род/лицо
Возвратное себя Да Нет числа, рода, лица
Притяжательные мой, твой, их чей? Да «его/её/их» не изменяются
Указательные этот, тот, такой какой? Да Указание на предмет
Определительные сам, весь, любой какой? Да Обобщение или уточнение
Вопросительные кто, что, какой кто? Да Образуют вопросы
Относительные кто, который Да Связь частей предложения
Неопределённые кто-то, что-либо Да Частицы: -то, -нибудь и т.д.
Отрицательные никто, ничто, никакой Да Приставка ни-

 

Морфологические особенности местоимений

 

Склонение местоимений

Почти все разряды местоимений склоняются по падежам. Наиболее сложные формы — у личных и возвратного местоимений.

Пример: местоимение «она»

Падеж Форма
Именит. она
Родит. её
Дательный ей
Винительный её
Творительный ею
Предложный о ней

Особенности:

  • Личные местоимения могут иметь формы с начальным «н» после предлога: о ней, к нему
  • Возвратное себя — одна форма для всех лиц

 

Правописание местоимений

 

Частица не / ни

Ошибки часто возникают в отрицательных местоимениях:

  • «не с кем» — раздельно, т. к. есть предлог
  • «никто» — слитно, полное отрицание
  • «не у кого» — раздельно, предлог между частицами

Слитное, дефисное, раздельное написание

Вид Примеры Комментарий
Слитное никто, ничто Отрицание, частица «ни»
Дефисное кто-то, кое-что, что-либо Частицы «-то», «-либо» и др.
Раздельное не с кем, не у кого С предлогами

Частые ошибки:

  • «нечего» vs «не чего»
  • «никакой» vs «не какой»

Запомнить проще с помощью примеров и анализа контекста.

«Местоимения — как невидимый клей, который держит связность речи. Без них фразы рассыпаются, а у ребенка теряется логика в изложении».

Шамиль Ахмадуллин

Синтаксическая роль местоимений

 

В роли подлежащего, дополнения, определения

Местоимения могут быть любой второстепенной или главной частью предложения, в зависимости от структуры фразы.

Примеры:

  • Он ушёл домой. (подлежащее)
  • Я встретил его на улице. (дополнение)
  • Я читал его книгу. (определение)

Совместимы с глаголами, существительными, прилагательными. Часто играют роль логических указателей.

 

Употребление в сложных и сложноподчинённых предложениях

 
Местоимения активно участвуют в построении сложных синтаксических конструкций. Они позволяют связать части предложения, избежать повтора, заменить ранее упомянутые элементы.

Примеры:

  • Я знаю человека, который всегда помогает.
  • Он спросил, кто пришёл первым.
  • Это книга, чья идея изменила мое мышление.

В этих примерах используются относительные местоимения, которые не задают вопрос, но связывают основную и придаточную части.

Также в сложных предложениях встречаются личные и указательные местоимения:

  • Он сказал, что она вернётся.
  • Мы поехали туда, где этот лес заканчивается.

Местоимения помогают поддерживать тематическую связность и логическую структуру текста.

 

Трудности русского языка, связанные с местоимениями

 

Частые ошибки

  1. Неверный выбор разряда
    Например, путают вопросительное и относительное:
    ❌ Он не понял, кто? пришёл.
    ✅ Он не понял, кто пришёл.
  2. Ошибки в склонении
    Особенно с возвратным местоимением:
    ❌ Он заботится о себя
    ✅ Он заботится о себе
  3. Смешение с прилагательными и наречиями
    ❌ Он поступил не как такой человек
    ✅ Он поступил как такой человек

 

Выпадение “н”, написание и разделение

В некоторых падежных формах местоимений в русском языке появляется или пропадает буква “н”, что вызывает трудности у носителей языка.

Примеры:

  • с кем → с ним (а не с ем)
  • у кого → у него (а не у ево)

 Правило: после предлогов перед формами «его», «ее», «их» добавляется “н”.

Также важно различать слитное и раздельное написание:

  • нечего (нет причины) → «Мне нечего сказать»
  • не чего (отдельные части) → «Это не чего я ожидал»

Такие нюансы необходимо запоминать через контекст и практику.

 

Неправильное употребление в речи

  1. Повтор местоимений
    ❌ Он сказал, что он считает, что он прав
    ✅ Он сказал, что считает себя правым
  2. Нарушение логики
    ❌ Им нужна помощь, потому что у них нету её
    ✅ Им нужна помощь, потому что они не могут справиться сами
  3. Стилистическая тяжеловесность
    Злоупотребление местоимениями делает речь искусственной:
    ❌ Он пошёл, он сделал, он сказал
    ✅ Он пошёл, сделал и сказал

«Большинство детей делают ошибки не потому, что они “ленятся”, а потому что не видят логики. Когда показываешь структуру, мозг сам выстраивает правило. Даже сложные темы становятся сразу понятными».

Шамиль Ахмадуллин

Интересные факты и особенности использования местоимений

 

Сравнение с другими языками

Русская система местоимений отличается от английской и других европейских языков как по структуре, так и по форме.

  • В английском: I, you, he, she, it, we, they
  • В русском: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Некоторые особенности:

  • У английского нет возвратного местоимения “себя” в такой форме
  • В русском множественное число “я” → “мы”, но у “кто” нет формы во множественном числе
  • Указательные местоимения в русском (этот, тот) изменяются по роду и числу, в английском — нет (this, that)

Это делает русскую систему морфологически более сложной, но и более гибкой.

 

Местоимения в художественной и разговорной речи

В поэзии и литературе местоимения используются для создания ритма, звуковой игры, авторской интонации.

  • В стихах часто используются опущенные местоимения:
    «Люблю грозу в начале мая…» — вместо «Я люблю»
  • Есть и омографы:
    «Кто» — может использоваться как вопросительное или относительное местоимение
    «Сам» — как местоимение или частица (в разговорной речи)

Кроме того, местоимения позволяют автору скрыть личное “я” или наоборот — подчеркнуть близость к читателю:

  • «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
ошибки с местоимениями
Аккуратность в написании местоимений помогает избегать трудностей

Как учить местоимения — практика, задания, лайфхаки

 

Упражнения для детей и взрослых

 Вот несколько эффективных приемов:

  • Найди местоимение в тексте.
  • Придумай разряд по примеру.
  • Подставь форму в предложение:
    → Я () в комнате (Род. падеж?)
    → Это () друг (Притяжательное местоимение?)

Игра: Кто-что-где — карточки с местоимениями и частями речи для определения разряда.

 

Конспект для запоминания разрядов

Создайте визуальные шпаргалки:

  • Таблицы с примерами.
  • Цветовое кодирование (личные — синие, вопросительные — зелёные и т. д.).
  • Примеры из классики: «Я вас любил…», «Кто-то стучится».

Также полезно пользоваться карточками Quizlet или тетрадями с быстрыми проверками:

  • «Кто?» — разряд?
  • «Себя» — разряд?
  • «Кто-то» — раздельно или слитно?

 

Литературные диктанты и анализ текстов

Примеры из классических произведений помогают лучше запомнить контекст и структуру. Вот фрагмент с анализом:

«И всё-то он смеётся, и всё-то он поёт…» (Н. А. Некрасов)
→ Использовано личное местоимение «он» — усиление образа через повтор.

Также можно выделять:

  • употребленные формы,
  • ошибки (преднамеренные или типичные),
  • замещения в диалогах.

 

🎓 Устали повторять: «Ты же это уже проходил!»?
Если вашему ребёнку трудно запомнить правила по русскому языку (особенно такие, как написание местоимений), это не его “лень”, а отсутствие системных навыков учёбы.

🌟 На марафоне «5 шагов к умению учиться» Шамиль Ахмадуллин объяснит, как научить ребёнка учиться самому — без скандалов, репетиторов и криков.
📅 5 вечеров, 5 важных тем. Старт уже в этот понедельник в 19:00 мск

FAQ по теме местоимений

 

Как быстро определить разряд местоимения?

Посмотрите, на что указывает и какую роль выполняет:

  • «Я» — личное
  • «Мой» — притяжательное
  • «Кто-то» — неопределенное
  • «Кто» в вопросе — вопросительное
  • «Кто» в придаточном — относительное

 

Почему местоимения путают с другими частями речи?

Потому что они имеют формы, схожие с прилагательными и числительными:

  • «Какой» — может быть местоимением или прилагательным.
  • «Самый» — определительное местоимение, но воспринимается как степень сравнения.

Контекст — ключ к точному определению.

 

Самые сложные формы для склонения — какие они?

  • Возвратное “себя”.
  • Личные формы с “н”: его → него, ей → ней.
  • Неопределённые с частицами: кого-то, чего-либо — нужно помнить дефис.

 

Когда местоимение пишется через дефис или слитно?

  • Через дефис: кто-то, что-нибудь, кое-что.
  • Слитно: никто, ничто.
  • Раздельно: не с кем, не у кого (с предлогами).

 

Можно ли начинать предложение с местоимения?

Да. Местоимения часто начинают фразы — особенно личные и вопросительные.

Примеры:

  • Он не знал, что ответить.
  • Кто пришёл первым?

 

Заключение

 
Местоимения в русском языке — это гибкий, но сложный инструмент. Они заменяют, связывают, указывают, уточняют. Разнообразие форм и функций делает их важными в синтаксисе и стилистике.

«Я не знаю ни одного сильного ученика, который бы не умел точно и уверенно использовать местоимения. Это как винтики в механизме речи — вроде мелочь, а без них ничего не работает».

Шамиль Ахмадуллин

Школьникам стоит уделить внимание склонению, разрядам и правописанию. Взрослым — научиться использовать местоимения точно и стильно, избегая повторов и неопределенностей .

Осознанное употребление местоимений делает речь не только грамотной, но и выразительной. А знание тонкостей — залог успеха на экзаменах, в письме и при общении.

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать