Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

06.07.2025

Психологические особенности младшего школьного возраста

Поделиться статьей:

12 минут чтения

1757 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Содержание
  1. Младшие школьники: что у них в голове? Психологические особенности младшего школьного возраста
  2. Главные психологические особенности младшего школьного возраста
  3. 1. Острая потребность в одобрении и признании
  4. 2. Формирование саморегуляции и дисциплины
  5. 3. Рост социализации и новых ролей
  6. 4. Быстрое когнитивное развитие
  7. 5. Повышенная чувствительность к неудаче
  8. На бесплатном 5-дневном онлайн-марафоне “Как помочь ребёнку учиться на 4 и 5 в новом учебном году” обсудим следующие вопросы:
  9. Эмоциональный мир младшего школьника
  10. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте
  11. Советы для родителей: как учесть психологические особенности младшего школьника
  12. Хвалите за усилия, а не только за результат
  13. Помогайте в формировании режима и привычек
  14. Проговаривайте эмоции
  15. Стимулируйте самостоятельность
  16. Поощряйте “живое” общение и творчество вне школы
  17. С какими трудностями сталкиваются младшие школьники и как им помочь?
  18. Когда стоит обратиться за помощью?
  19. Тревожные сигналы:
  20. Заключение
Содержание показать

Младшие школьники: что у них в голове? Психологические особенности младшего школьного возраста

 

Поступление в школу — серьёзный рубеж для ребёнка и его семьи, требующий не только сбора портфеля и покупки формы, но и глубокого внимания к внутреннему миру ребёнка. Школьная жизнь меняет привычный ритм, предъявляет новые требования и расширяет круг общения. Родителям важно не просто замечать эти перемены, а понимать психологические особенности младшего школьного возраста, чтобы поддержать малыша, не потерять контакт и заложить основу для гармоничного роста.

 

Главные психологические особенности младшего школьного возраста

 

1. Острая потребность в одобрении и признании

Для младшего школьника похвала — топливо, без которого сложно двигаться вперёд. Он пристально следит за оценками, жестами учителя и реакцией родителей. Даже небольшое замечание может воспринимать слишком остро, а без поддержки — легко обескураживается.

 

дети в начальной школе

Пример из жизни:
Мама первоклассника Коли вспоминает: «Сын почти расплакался, когда получил свою первую “четвёрку” по математике. Потом он стал бояться поднимать руку, даже если знал ответ. Только после регулярных разговоров дома и похвалы за старания он вновь поверил в себя и осмелел на уроках».
Такая реакция — не редкость: для детей этого возраста важно не только самому понять и выучить, но и чтобы взрослые заметили этот успех.

2. Формирование саморегуляции и дисциплины

Навыки контроля собственного поведения зарождаются на этом этапе. Пока ребёнку трудно долго удерживать внимание, нельзя ждать усидчивости “взрослого уровня”. Могут быть всплески эмоций по мелочам: то не поделили карандаш, то расплакался из-за забытой тетради.

Пример из жизни:
Папа девочки Маши рассказывает: «Иногда она начинает делать уроки, а через десять минут мечтает и смотрит в окно. Приходится садиться рядом, дверями хлопать невозможно — рассердится или скажет, что ничего не умеет. Мы договорились делать короткие перерывы: пять задач — пять минут перерыв. Это работает».

Саморегуляция младших школьников формируется постепенно, и без помощи родителей процесс растянется, сопровождаясь капризами и усталостью.

3. Рост социализации и новых ролей

Появление новых друзей, партнёров по играм и конфликтам — важнейший шаг. Ребёнок всё чаще оценивает себя чужими глазами. Именно в этом возрасте “лучший друг” может стать центром мира, а ссора — настоящей трагедией.

История:
Валя и Петя, одноклассники из третьего класса, однажды сильно поссорились из-за сломанного конструктора. Неделю не разговаривали, оба переживали. Только после того, как учитель помог им объяснить свои чувства и попросить прощения, ребята снова стали дружить. Валя потом сказала маме: “Я думала, больше никогда не буду с ним играть”.

Родителям важно не решать конфликты вместо детей, а учить их проговаривать, искать компромиссы — этот навык намного важнее одного исправленного “двойки” в журнале.

 

Получить подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина

4. Быстрое когнитивное развитие

В этом возрасте очень быстро развиваются память, воображение, речь, логика и способность сравнивать. Но пока “абстрактные”, отвлечённые понятия ещё сложны для понимания.

Пример:
Учительница младших классов делится: “Когда объясняю понятие “справедливость”, использую сказки: Волк получил по заслугам — это и есть справедливость”. Работа с иллюстрациями, реальными ситуациями (например, “разделили конфету поровну”) помогает детям быстрее осваивать даже сложные правила.

Родителям важно помнить: младший школьник реагирует на конкретные примеры — абстракции или “голые слова” воспринимаются с трудом.

младшие школьники

5. Повышенная чувствительность к неудаче

Одно неудачное выступление или плохая оценка может длительно испортить настроение, а иногда отбить интерес к предмету. Дети быстро разочаровываются, им кажется, что неудача — это “навсегда”.

Живой случай:
В феврале Никита первый раз участвовал в конкурсе чтецов. Но на сцене забыл текст — и убежал со слезами. После этого долго не хотел выступать перед классом, даже на обычных уроках литературы. Мама не ругала, а несколько дней рассказывала о своих детских неудачах — через месяц Никита всё же согласился прочитать стихотворение на линейке, и почувствовал гордость, когда выступление удалось.

Поддержка после неудачи нередко важнее поддержки во время успеха.

Чтобы ребёнку в начальной школе было легко и интересно, узнайте главные секреты развития общешкольных навыков.

На бесплатном 5-дневном онлайн-марафоне “Как помочь ребёнку учиться на 4 и 5 в новом учебном году” обсудим следующие вопросы:

✅ Как без давления развить в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как превратить домашние задания из стресса — в привычку
✅ Как всего за 15 минут в день изменить подход к учебе

Записаться бесплатно

Эмоциональный мир младшего школьника

 

Эмоции становятся более сложными. Уже можно услышать не просто “весело — грустно”, а “огорчён, разочарован, обижен, горд”. Малыш рассказывает о своих чувствах, но не всегда понимает, как с ними справиться.

Реальный эпизод:
Второклассница Женя после конфликта с подругой не сдержала слёз — и дома объясняла маме: “Я не просто злая, я обижена, думаю, она меня больше не любит”. Благодаря совместным разговором удалось разобрать ситуацию, а на следующий день девочки сами помирились.

Многие дети боятся расстроить учителя или вызвать недовольство сверстников. Аффективные, “быстрые” реакции остаются: порой первоклассник может рассмеяться или вспыхнуть слезами без видимой причины. Задача взрослых — помочь назвать эмоцию, прожить и не застрять в ощущении вины или стыда.

Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте

 

В мотивации детей этого возраста преобладает интерес к новому, желание соответствовать ожиданиям значимых взрослых и доказывать себе и миру: “Я могу!”. Самое важное — закрепление даже самых маленьких успехов.

Например, мальчик Егор гордился первым самостоятельно выполненным домашним заданием и сам попросил родных наклеить “звёздочку” на дверь — для него это был настоящий праздник.

Живая практика:

Учитель в одном классе отмечает успехи учеников не только оценками, но и “похвалой дня” — за внимательность, доброту, аккуратность. Так даже застенчивые дети начинают верить в себя, а унылые понедельники превращаются в день достижений.

Сложные задания быстро вызывают разочарование и даже слёзы. Поэтому важно, чтобы учёба шла “ступеньками”, с мини-достижениями. Рассказы родителей о том, что “сам пытался — уже молодец” или “я сам не сразу научился таблице умножения” помогают справляться со страхом ошибки.

Советы для родителей: как учесть психологические особенности младшего школьника

  • Хвалите за усилия, а не только за результат

    Даже если получилась не идеальная поделка или не все ответы верны в примере — похвалите за старания.

История от мамы Паши:
“Он всегда переживал, что не попадёт в ‘отличники’. Мы стали отмечать его старания: ‘Здорово, что ты сам решил взяться за задачу!’ С тех пор у него меньше тревоги”.

 

младшие школьники

 

  • Помогайте в формировании режима и привычек

    Чёткое расписание снижает тревожность, помогает формировать саморегуляцию и чувство ответственности.

Живой опыт:
Отец первоклассника на крупном листе составил вместе с сыном расписание дня: “Это твоя карта успеха!”. Ребёнок сам отмечал галочками выполненные дела и стал гордиться своей самостоятельностью.

  • Проговаривайте эмоции

    Важно слушать и обсуждать чувства: “Ты расстроился, потому что задачка показалась трудной. Это нормально”.

Пример:
Каждый день за ужином родители спрашивают: “Что сегодня тебя обрадовало? А что огорчило?” Это помогает не зацикливаться на негативе.

  • Стимулируйте самостоятельность

    Пусть ребёнок участвует в составлении плана дня, отвечает за часть домашних дел, выбирает, с какого урока начать. В таком подходе растёт внутренний локус контроля.

    История Лизы: “Я разрешила дочке самой выбирать, когда делать чтение — утром или после обеда. Она начала выполнять всё быстрее и с большим желанием”.

  • Поощряйте “живое” общение и творчество вне школы

    Разнообразные кружки, прогулки, совместные настольные игры и творчество тренируют социальные навыки, помогают ребёнку почувствовать себя частью группы.

    Реальная история:
    Мальчик Даня долго не мог наладить контакт с одноклассниками, пока мама не пригласила двух друзей поиграть в настольные игры дома. Уже через месяц Даня с удовольствием посещал дни рождения и секции.

Приходите на бесплатный марафон для родителей школьников 1-8 классов и узнайте больше о гармоничном развитии и правильном воспитании вашего ребенка.

Что вас ждёт на марафоне:
✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉

Записаться бесплатно

 

С какими трудностями сталкиваются младшие школьники и как им помочь?

  1. Быстрая утомляемость
    Учёба требует новых усилий, мозг и тело ребёнка быстро устают.

Практический совет:
Меняйте виды деятельности каждые 20-30 минут, делайте небольшие физические перерывы (зарядка, прогулка).

Пример:
После череды домашних заданий мама Иры придумала “эстафету уборки” — кто быстрее соберёт книги, тот выбирает фильм на вечер.

  1. Конфликты с одноклассниками
    Это нормальный этап взросления. Всплески эмоций бывают у всех, важно научиться их проговаривать.

Семейная игра:
Вместе проигрывать сценки и искать решения: “Что делать, если не поделили игрушку?”.

История:
После домашних “тренировок переговоров” Миша стал увереннее и реже плакал после ссор.

  1. Страх перед ошибкой и боязнь оценки
    Часто встречающаяся проблема — боязнь попросить помощи, стыд, если не вышло хорошо.

Родительский лайфхак:
Расскажите ребёнку, как сами ошибались в детстве, почему это нормально.

Конкретный случай:
Папа Ани показал ей свой старый школьный дневник с тройками — девочке стало легче относиться к своим промахам.

  1. Сложности с организацией времени
    Самоорганизация ещё формируется.

Совет:
Вместе составьте красочное расписание, используйте таймеры и “чек-листы” (например, картонные карточки с делами).

 

психология младших школьников

Когда стоит обратиться за помощью?

Нормально, если ребёнок иногда переживает, устал или конфликтует — это этап взросления.

Тревожные сигналы:

  • Поведение резко изменилось: ребёнок замкнулся, стал чрезмерно агрессивен, отказывается говорить с родителями.
  • Частые жалобы на здоровье, для которых нет объективных причин.
  • Сильная тревожность, слёзы перед школой, страх новых занятий.
  • Резкий спад интереса ко всему, что раньше радовало. В таких случаях обратитесь к школьному или детскому психологу.

    История:
    У Кати резко появились частые головные боли, начались истерики по утрам. После беседы с психологом выяснилось, что она очень боится, что “учитель не замечает её успехов”.
    В рамках коррекции подключили индивидуальные проекты, родительское сопровождение, и со временем тревожность ушла.

Заключение

Психологические особенности младшего школьного возраста — ключ к пониманию ребёнка, к созданию в семье доверительной атмосферы, где можно ошибаться, просить о помощи, радоваться и грустить.

Не сравнивайте своего малыша с другими, не стремитесь к идеалу — главное, чтобы он ощущал вашу любовь и поддержку, учился справляться с эмоциями, строить отношения, верить в себя и не бояться ошибок.

Школьные оценки быстро забудутся, а уверенность и позитивный опыт общения останутся с ребёнком на всю жизнь.

Пусть школа станет для вашего сына или дочери не испытанием, а увлекательным стартом к самостоятельности и развитию!

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Сложные темы в английском: начальная школа

Самые сложные темы в английском языке: начальная школа   Английский язык в начальной школе может стать настоящим ...

16.07.2025 Читать
Самые сложные предметы в школе: рейтинги, проблемы, помощь ребенку

Самые сложные предметы в школе: что дается детям труднее всего?   Каждый взрослый вспоминает школьные годы ...

15.07.2025 Читать
Задачи на скорость: как объяснить и решить задачи на движение

Решаем задачи на скорость (движение)   Задачи на скорость многими детьми, да чего уж скрывать, и родителями, ...

15.07.2025 Читать