Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

31.03.2025

Морфологический разбор глагола

Поделиться статьей:

5 минут чтения

1982 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Морфологический разбор глагола — пошаговая инструкция с примерами

Что такое морфологический разбор?

Морфологический разбор — это грамматический анализ слова, который помогает определить его основные характеристики. Этот разбор необходим для понимания структуры языка, правильного употребления слов и развития грамотности.

Зачем нужен анализ глагола?

Глагол — одна из важнейших частей речи, которая обозначает действие или состояние. Его разбор помогает:

  • Осознанно применять глагольные формы в устной и письменной речи.
  • Развить навыки правописания.
  • Подготовиться к экзаменам и тестам по русскому языку.
  • Улучшить понимание структуры предложений.

Разберем алгоритм морфологического анализа глагола на конкретных примерах.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

Алгоритм морфологического разбора глагола

Морфологический разбор глагола проводится в несколько этапов. Рассмотрим их последовательно.

1. Определение начальной формы (инфинитива)

Глаголы могут изменяться по числу, времени, лицу и другим признакам, но у всех них есть начальная форма — инфинитив. Это форма глагола, отвечающая на вопросы «что делать?» или «что сделать?».

Примеры:

  • Писать — инфинитив (что делать?)
  • Бежать — инфинитив (что делать?)

Инфинитив — это та форма, которая представлена в словарях.

2. Определение постоянных признаков глагола

Некоторые признаки глагола остаются неизменными независимо от контекста.

2.1. Вид глагола (совершенный/несовершенный)

Глаголы делятся на два вида:

  • Совершенный вид — обозначает завершенное действие (написать, прочитать, решить).
  • Несовершенный вид — обозначает действие без указания на его завершенность (писать, читать, решать).

Пример:

  • Писать (несовершенный вид) — процесс написания.
  • Написать (совершенный вид) — результат, действие завершено.

2.2. Спряжение (I или II)

В русском языке есть два спряжения:

  • I спряжение — окончание -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют (читать — читает).
  • II спряжение — окончание -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят (строить — строит).

Чтобы определить спряжение, нужно посмотреть на личные окончания в настоящем или будущем времени.

2.3. Переходность глагола

  • Переходные — могут управлять существительными в винительном падеже без предлога (читать книгу, писать письмо).
  • Непереходные — не требуют дополнения в винительном падеже (идти, лежать, думать).

3. Определение непостоянных признаков глагола

В отличие от постоянных, непостоянные признаки могут изменяться в зависимости от контекста.

3.1. Время (прошедшее, настоящее, будущее)

  • Настоящее (читаю, пишешь, думает) — обозначает действие в момент речи.
  • Прошедшее (читал, писал, думал) — указывает на завершенное действие.
  • Будущее (прочитаю, буду писать) — обозначает действие, которое произойдет.

3.2. Лицо (1-е, 2-е, 3-е)

Только глаголы в настоящем и будущем времени имеют лица:

  • 1-е лицо (я читаю, мы пишем).
  • 2-е лицо (ты читаешь, вы пишете).
  • 3-е лицо (он читает, они пишут).

Глаголы в прошедшем времени не имеют лица.

3.3. Число (единственное, множественное)

  • Единственное число (он думает, я пишу).
  • Множественное число (они думают, мы пишем).

3.4. Род (только у прошедшего времени)

  • Мужской род (он читал).
  • Женский род (она читала).
  • Средний род (оно читало).

4. Определение синтаксической роли в предложении

Глагол чаще всего является сказуемым, но может выполнять и другие функции.

Примеры:

  • Я читаю книгу (читаю — сказуемое).
  • Читать книги полезно (читать — подлежащее).

Примеры морфологического разбора глагола

Пример 1: разбор глагола «идти»

  1. Начальная форма: идти
  2. Постоянные признаки:
    • Несовершенный вид
    • I спряжение
    • Непереходный
  3. Непостоянные признаки:
    • Настоящее время
    • 3-е лицо
    • Единственное число
  4. Синтаксическая роль: сказуемое (Он идёт домой)

Пример 2: разбор глагола «размышлять»

  1. Начальная форма: размышлять
  2. Постоянные признаки:
    • Несовершенный вид.
    • I спряжение.
    • Непереходный
  3. Непостоянные признаки:
    • Прошедшее время
    • Мужской род
    • Единственное число
  4. Синтаксическая роль: сказуемое (Он размышлял о жизни)

Заключение

Морфологический разбор глагола — важный навык, который помогает правильно использовать слова в речи и на письме. Запомнив алгоритм разбора и разобрав несколько примеров, можно быстро научиться анализировать глаголы.

Эти знания особенно полезны школьникам и студентам, а также взрослым, стремящимся к грамотности. Практикуйтесь в разборе, и вы легко освоите этот навык!

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать