- Нейроупражнения для детей: виды и эффекты
- Для чего нужны нейроупражнения детям — польза и ключевые задачи
- Виды нейроупражнений для детей — обзор по направлениям
- Самые эффективные нейроупражнения для детей — пошаговые примеры
- Как правильно делать нейрогимнастику с ребёнком — пошаговые рекомендации
- Чего ожидать от занятий — эффекты и результаты нейроупражнений
- FAQ о нейрогимнастике для мозга детей
- Заключение
Нейроупражнения для детей: виды и эффекты
В современном мире дети буквально купаются в потоках информации. Гаджеты, школа, кружки — мозг ребенка часто работает на пределе, что может приводить к рассеянности, усталости, трудностям с концентрацией и обучением. Что же делать? Отличным инструментом поддержки и развития детского мозга стала нейрогимнастика для мозга — система простых и увлекательных упражнений. Это не просто физкультминутка, а целенаправленная зарядка для мозга для детей, основанная на знаниях о том, как функционирует нервная система. Научные исследования и практика педагогов показывают, что регулярные нейроупражнения эффективно развивают внимание, память, логическое мышление, межполушарное взаимодействие, помогают снимать стресс и значительно облегчают процесс обучения. Проще говоря, это инвестиция в когнитивное благополучие ребенка здесь и сейчас и на будущее.
💡 Эксклюзив от Шамиля Ахмадуллина
«Мы в Детском центре всегда сочетаем нейроупражнения с эмоциональной подачей. Ребёнок — не просто тело с моторикой, он — эмоциональный участник процесса. Поэтому каждое упражнение мы „зашиваем‟ в сюжет: герой, миссия, эмоция. Это усиливает эффект в 2–3 раза»

Для чего нужны нейроупражнения детям — польза и ключевые задачи
Зачем тратить время на, казалось бы, странные движения или игры? Польза нейротренировок в детском возрасте доказана и многогранна:
- Улучшение внимания и концентрации: упражнения учат мозг фокусироваться на задаче, отсеивать лишнее. Это прямой путь к усидчивости на уроках и при выполнении домашних заданий.
- Развитие памяти (зрительной, слуховой, двигательной): многие нейроупражнения задействуют разные виды памяти, улучшая способность запоминать информацию.
- Синхронизация работы полушарий мозга (развитие межполушарного взаимодействия): это основа для быстрой обработки информации, развития речи, чтения, письма, творческого и логического мышления. Дисбаланс здесь часто лежит в основе школьных трудностей.
- Снятие стресса и усталости: упражнения помогают «перезагрузить» нервную систему, снять излишнее напряжение, тревожность, улучшить эмоциональное состояние ребенка. Отличная профилактика зависимости от гаджетов как способ «уйти» от стресса.
- Подготовка к обучению и профилактика трудностей (дисграфия, дислексия): улучшая мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и межполушарные связи, нейрогимнастика создает прочную нейрофизиологическую базу для успешного овладения чтением и письмом.
- Развитие саморегуляции: ребенок учится лучше понимать и контролировать свое тело, эмоции, реакции.
- Повышение энергетического тонуса или, наоборот, успокоение: в зависимости от выбранных упражнений, можно взбодрить уставшего ребенка или успокоить перевозбужденного.
🧠 Хотите, чтобы ребёнок не просто делал упражнения, а начал учиться с удовольствием?
Присоединяйтесь к бесплатному марафону Шамиля Ахмадуллина «5 шагов к умению учиться» — это онлайн-интенсив для родителей, где вы получите практические инструменты, как мотивировать ребёнка учиться, убрать из жизни скандалы и гаджеты, развить внимание, память и ответственность.
💥 Старт в понедельник в 19:00 (МСК).
Записаться
Педагоги и нейропсихологи единодушны: нейроупражнения дома и в школе — не прихоть, а необходимость для гармоничного развития современного ребенка. Они становятся все более популярным инструментом в арсенале советов педагогов по нейрогимнастике.
🟪 Авторский нейропротокол: включение перед учёбой
Перед каждым уроком делаем следующее:
- 30 секунд — перекрестные шаги
- 20 секунд — дыхание «животом»
- 1 минута — «ленивые восьмёрки»
- 40 секунд — «ухо-нос»
⏰ Всего 3 минуты — и мозг «в строю»!
Виды нейроупражнений для детей — обзор по направлениям
Мир нейроупражнений разнообразен! Условно их можно разделить на несколько направлений, часто переплетающихся:
«Ладонь-кулак-ребро», — это лишь первый шаг. Для системного развития когнитивных функций ребенка (памяти, внимания, мышления, межполушарного взаимодействия) существуют специально разработанные программы. Отличным подспорьем для родителей и педагогов станут нейротренажеры Шамиля Ахмадуллина. В каталоге пособий и игр вы найдете комплексные сборники упражнений, подобранные по возрастам и целям:
- Для детей 4–6 лет: программы, делающие упор на игровые задания, развитие моторики и базовых нейросвязей.
- Для младших школьников (6–10 лет): тренажеры, направленные на повышение концентрации, скорости обработки информации, развитие логики и памяти, что так важно для успешной учебы.
- Для подростков: задания на сложную координацию, скорочтение, глубокую работу с информацией и эмоциональным интеллектом.
Двигательная нейрогимнастика (физико-координационные упражнения):
- Суть: упражнения, задействующие крупную моторику, координацию движений тела в пространстве, перекрестные движения.
- Примеры: «Перекрестные шаги» (марширование с касанием противоположной рукой колена), «Энергетическая зевота» (имитация зевка с надавливанием на точки возле ушей), «Крюки Деннисона» (специальные позы для интеграции мозга).
- Эффект: активизация обоих полушарий, снятие напряжения, улучшение координации, энергетизация / успокоение.
Упражнения на синхронизацию движений рук и ног:
- Суть: требуют одновременных, но разных движений конечностями (например, правая рука крутится, левая нога топает).
- Эффект: максимальная стимуляция межполушарного взаимодействия, развитие чувства ритма, концентрации.
Графомоторные упражнения:
- Суть: работа с мелкой моторикой, зрительно-моторной координацией, рисование, письмо.
- Примеры: «Ленивые восьмерки» (рисование лежащей восьмерки в воздухе или на бумаге, следя глазами за пальцем), «Зеркальное рисование» (рисование одинаковых фигур двумя руками одновременно), обведение лабиринтов, специальные паттерны.
- Эффект: непосредственная подготовка руки к письму, улучшение почерка, развитие зрительного восприятия и пространственного мышления, профилактика дисграфии. Отличные задания можно найти в специализированных пособиях Шамиля Ахмадуллина, например, в его нейротренажерах для разных возрастов
Игры на внимание и память:
- Суть: специальные задания на удержание и переключение внимания, запоминание зрительных, слуховых или тактильных образов.
- Примеры: «Слушай и хлопай» (хлопать, когда слышишь определенное слово/звук), «Найди отличия» с усложнениями, «Повтори ритм», «Запомни и воспроизведи» (последовательность предметов, движений).
- Эффект: тренировка произвольного внимания и разных видов памяти.
Упражнения на слуховое и зрительное восприятие:
- Суть: тренировка точности и скорости обработки информации от органов чувств.
- Примеры: различение близких по звучанию слов, поиск заданного объекта в насыщенной картинке, игры с оптическими иллюзиями, локализация звука.
- Эффект: улучшение фонематического слуха (важно для чтения), зрительного сканирования (важно для скорости чтения), устойчивости внимания.
Элементы дыхательных техник и тонкой моторики:
- Суть: контролируемое дыхание для регуляции состояния и упражнения на точность мелких движений пальцев.
- Примеры: «Дыхание животом» (диафрагмальное дыхание), «Пальчиковая гимнастика» с усложнениями, игры с мелкими предметами (бисер, конструктор).
- Эффект: снятие стресса, улучшение самоконтроля, развитие речевых центров мозга (связанных с моторикой рук).
🎯 Кейс из Детского центра Шамиля Ахмадуллина:
Артём, 9 лет, жалобы на невнимательность и забывчивость. Через 6 недель ежедневных 10-минутных нейрозанятий — улучшения по оценкам в школе, снижено время на домашние задания с 3 часов до 45 минут.💬 «Очень многое меняется, когда ребёнок чувствует, что может управлять своим вниманием. Это даёт уверенность — и тогда он уже не убегает от задач, а берётся за них.»
— Шамиль Ахмадуллин
Самые эффективные нейроупражнения для детей — пошаговые примеры
Теория — это хорошо, а практика — лучше! Давайте разберем простые нейроупражнения, которые вы легко сможете делать с ребенком дома. Они обладают самой высокой эффективностью по отзывам родителей и специалистов.
«Ленивые восьмёрки» (графомоторное, на межполушарное взаимодействие):
Как делать:
- Встаньте или сядьте прямо.
- Вытяните правую руку вперед. Согните локоть, подняв большой палец вверх так, чтобы он был на уровне переносицы.
- Рисуйте пальцем в воздухе большую лежащую восьмерку (знак бесконечности ∞), начиная движение от центра влево-вверх.
- Глаза следят за движением большого пальца, голова держится прямо. Повторите 3-5 раз одной рукой.
- Повторите левой рукой.
- Затем попробуйте двумя руками вместе (сложнее!).
Возраст: 4+
Эффект: улучшает глазодвигательные функции, координацию рука-глаз, готовит к чтению и письму, синхронизирует полушария. Отличное упражнение перед уроками.
«Перекрестные шаги» (двигательное, на синхронизацию):
Как делать:
- Встаньте прямо.
- Начинайте маршировать на месте, высоко поднимая колени.
- Касайтесь левым локтем правого колена, затем правым локтем — левого колена.
- Движения должны быть плавными, перекрестными. Можно делать медленно или в комфортном темпе.
- Выполняйте 1-2 минуты.
Возраст: 3+ (для малышей можно делать сидя, касаясь рукой противоположного колена).
Эффект: активизирует оба полушария одновременно, улучшает координацию, бодрит, помогает «включить» мозг.
«Ухо-нос» (на переключение внимания):
Как делать:
- Ребенок стоит или сидит.
- По команде ведущего (или по схеме) нужно быстро касаться:
- Левой рукой — правого уха.
- Правой рукой — кончика носа.
- Левой рукой — кончика носа.
- Правой рукой — левого уха.
- Команды можно давать вразнобой, усложняя задачу. Можно добавить хлопки или другие движения.
Возраст: 5+ (можно упрощать для младших).
Эффект: тренирует скорость переключения внимания, координацию, пространственную ориентацию, межполушарное взаимодействие. Весело и полезно!
«Зеркальное рисование» (графомоторное, на синхронизацию):
Как делать:
- Возьмите в каждую руку по карандашу/фломастеру.
- Начните рисовать одновременно обеими руками симметричные фигуры: круги, квадраты, восьмерки, простые домики, бабочек. Руки должны двигаться навстречу друг другу или в одном направлении, как зеркальное отражение.
- Сначала рисуйте в воздухе, потом на большом листе бумаги.
Возраст: 5+ (требует начального уровня координации).
Эффект: мощно развивает межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление.
«Ладонь-кулак-ребро» (на мелкую моторику и переключение):
Как делать:
- Сидя за столом, положите руки перед собой.
- Ведущий показывает последовательность из трех позиций:
- Ладонь: Рука лежит ладонью вниз на столе.
- Кулак: Рука сжата в кулак, стоит на столе на костяшках пальцев.
- Ребро: Рука стоит на столе на ребре ладони (мизинце).
- Ребенок должен повторять последовательность сначала одной рукой (медленно, потом быстрее), затем другой, затем обеими одновременно. Можно менять последовательность позиций.
Возраст: 6+ (можно упростить до двух позиций для младших).
Эффект: Развивает мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, скорость переключения внимания, зрительно-моторную координацию.
«Слушай и хлопай» (на слуховое внимание и память):
Как делать:
- Ведущий договаривается с ребенком о сигнале (например, хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся на букву «С», или название животного).
- Ведущий медленно читает список слов (или просто произносит слова в разговорном темпе).
- Ребенок выполняет действие (хлопает) при появлении целевого сигнала.
- Усложнение: ловить два разных сигнала разными действиями (хлопок на одно слово, топот на другое).
Возраст: 4+ (сигналы должны соответствовать возрасту).
Эффект: тренирует слуховое внимание, слуховую память, скорость реакции, умение следовать инструкции.
Советы для родителей:
- Начинайте с простого: не перегружайте ребенка сложными упражнениями.
- Делайте вместе: ваш энтузиазм — лучшая мотивация!
- Хвалите за старания: акцент на процессе, а не на идеальном результате.
- Превращайте в игру: используйте сказочные сюжеты, соревнования (с самим собой вчерашним), веселые названия.
- Следите за состоянием: если ребенок устал или не в духе — отложите занятие.
🎯 Кейс из Детского центра Шамиля Ахмадуллина:
Варя, 10 лет — жалобы на «всё забывает», плохие диктанты. Через 3 недели ежедневных нейроупражнений — диктанты без ошибок, учитель не понимает, как такое стало возможно. Родители — в восторге.
💬 «Когда активизируются зрительно-моторные связи, мозг перестаёт „застревать”. Мы это видим каждый день — и это не чудо, а логика нейрофизиологии.»— Шамиль Ахмадуллин
Как правильно делать нейрогимнастику с ребёнком — пошаговые рекомендации
Чтобы нейроупражнения дома приносили максимум пользы и радости, следуйте простым правилам:
Лучшее время: идеально — утром после завтрака (для бодрости), перед началом выполнения уроков (для концентрации) или во второй половине дня как перерыв для «перезагрузки». Избегайте занятий непосредственно перед сном (некоторые упражнения бодрят) или сразу после еды.Обстановка: спокойное, хорошо проветренное место. Уберите отвлекающие факторы (выключите громкий телевизор, уберите гаджеты из поля зрения). Можно включить спокойную фоновую музыку без слов.Превращаем в игру. Это ключ к успеху! Как делать нейрогимнастику с ребенком? Только через игру:
- Придумывайте сказки про упражнения («Поплыли, как осьминожки, рисуя восьмерки!»).
- Используйте игрушки (мишка делает перекрестные шаги).
- Устройте соревнование «Кто точнее?» или «Кто дольше?» (в меру!).
- Будьте сами активным участником и показывайте пример с удовольствием!
Частота и продолжительность: регулярность — важнее длительности! Лучше 5-10 минут ежедневно, чем час раз в неделю. Для дошкольников достаточно 5-8 минут, для младших школьников — 10-15 минут, для подростков — 15-20 минут. Начинайте с 1-2 упражнений, постепенно добавляя новые. Следите, чтобы ребенок не переутомился.Как вовлекать детей разного возраста (3–12 лет):
- 3–5 лет: максимум игры, имитации (звери, машинки). Очень короткие сессии (3-5 мин). Используйте яркие картинки, игрушки, песенки. Упрощайте движения.
- 6–9 лет: вводите элемент соревнования (с самим собой), объясняйте простую «научную» пользу («Это поможет тебе быстрее читать/запоминать стихи»). Можно использовать простые схемы упражнений. Время 7-12 мин.
- 10–12 лет: подросткам можно объяснять физиологический смысл упражнений более подробно («Это синхронизирует твои полушария»). Предлагайте более сложные комбинации, элементы йоги или цигуна. Время 10-15 мин. Учитывайте их интересы.
Интеграция в распорядок дня:
- Утро: 2-3 бодрящих упражнения («Перекрестные шаги», «Энергетическая зевота»).
- Перед уроками/домашкой: 5-7 минут на концентрацию («Ленивые восьмерки», «Ладонь-кулак-ребро», «Слушай и хлопай»).
- После школы/кружков: успокаивающие или снимающие усталость упражнения (дыхание, «Крюки», простые растяжки).
📌 А ещё больше проверенных методик и игровых нейропротоколов вы получите на марафоне Шамиля Ахмадуллина — в прямых эфирах он лично делится техниками, которые применяют в его детском центре, где более 100 000 детей прошли подготовку к успешной учебе.
👉 Зарегистрироваться на бесплатный марафон можно здесь:
Зарегистрироваться
Используйте видео и карточки: видео на YouTube (ищите каналы педагогов, нейропсихологов) или авторские курсы (например, материалы от Шамиля Ахмадуллина) помогут наглядно понять технику. Распечатанные карточки с упражнениями создают понятную систему.

Чего ожидать от занятий — эффекты и результаты нейроупражнений
Родители и педагоги, внедрившие нейрогимнастику в жизнь детей, отмечают позитивные изменения. Какие же результаты от нейроупражнений можно наблюдать?
Краткосрочные эффекты (после одного занятия или цикла занятий):
- Повышение уровня внимания и концентрации.
- Снижение импульсивности, повышение усидчивости.
- Улучшение памяти (особенно оперативной).
- Появление бодрости и энергии (после активирующих упражнений) или спокойствия и уравновешенности (после успокаивающих).
- Улучшение настроения, снижение тревожности.
- Повышение скорости реакции.
Долгосрочные плюсы (при регулярных занятиях 2-3 месяца и более):
- Заметное снижение трудностей с письмом и чтением: улучшение почерка, повышение скорости и понимания чтения.
- Повышение мотивации к учёбе: ребенку становится легче учиться, появляется уверенность в своих силах.
- Улучшение логического и пространственного мышления.
- Развитие саморегуляции: ребенок лучше управляет своими эмоциями и поведением.
- Улучшение координации движений и мелкой моторики.
- Стойкое повышение познавательной активности.
Пример из практики:
Мама 8-летнего Егора: «После месяца ежедневных 10-минутных занятий учитель отметил, что Егор стал гораздо внимательнее на уроках, перестал витать в облаках. Домашние задания теперь делает на 20-30 минут быстрее, потому что меньше отвлекается».
Важно:
Первые устойчивые результаты становятся заметны обычно через 4–8 недель регулярных (желательно ежедневных) занятий. Регулярность — ключевой фактор успеха! Не ждите чуда от одного занятия, но и длительные изматывающие тренировки не нужны. Короткие, но систематичные нейроупражнения работают эффективнее.
💬 «Никакое „давай займемся‟ не работает так, как игра. Поэтому мы всегда заходим через ролевой сюжет — у кого-то это динозавры, у кого-то — супергерои»
— Шамиль Ахмадуллин
FAQ о нейрогимнастике для мозга детей
- Приём из Детского центра Шамиля Ахмадуллина:
Когда ребёнок «не в ресурсе», вместо «мама просит» появляется персонаж. Например, Бот «Учеба-3000» говорит:
— «Запускаю тренировку мозга! Готов на миссию?»
💬 «Через игру ребёнок получает не давление, а вызов. Даже тревожные дети включаются без сопротивления», — Шамиль Ахмадуллин.
- Как выбрать упражнения для конкретного возраста?
Для малышей 3-5 лет — максимально простые, игровые, с крупными движениями («Перекрестные шаги» сидя, пальчиковые игры, простые ритмы). Для 6-9 лет — добавляем графомоторные («Восьмерки»), упражнения на переключение («Ухо-нос»), внимание. Для 10-12+ — можно вводить более сложные координационные и дыхательные техники, элементы мнемотехник. Ориентируйтесь на интерес и возможности ребенка.
- Можно ли делать нейроупражнения ежедневно?
Да, и это очень желательно! Короткие ежедневные занятия (5–15 мин) гораздо эффективнее редких и долгих. Главное — не перегружать.
- Есть ли противопоказания или ограничения?
Абсолютных противопоказаний мало. С осторожностью при тяжелых неврологических заболеваниях, недавних травмах головы/позвоночника, острых состояниях. При серьезных диагнозах (СДВГ, дислексия и др.) программу нейроупражнений лучше согласовать с вашим нейропсихологом или неврологом. Начинайте с самых простых упражнений.
- Что делать, если ребёнок не хочет заниматься?
Не заставлять! Попробуйте:
- Начать с себя (делайте упражнения сами, с энтузиазмом).
- Сильнее вовлечь в игру (истории, игрушки).
- Сделать короче (даже 2 минуты – уже хорошо).
- Выбрать другое время/место.
- Предложить ребенку самому выбрать упражнение из нескольких вариантов.
- Использовать видео нейроупражнений как мотиватор.
- Нужна ли подготовка к упражнениям?
Специальной подготовки не нужно. Желательно, чтобы ребенок был в удобной одежде, не был очень голодным или только что поев. Проветрите комнату.
- Можно ли сочетать нейроупражнения с физкультурой?
Да. Нейрогимнастика может стать прекрасной разминкой перед физкультурой или «перезагрузкой» во время нее. Они дополняют друг друга.
- Где найти пошаговые видеоинструкции?
Ищите на YouTube по запросам «нейрогимнастика для детей», «гимнастика для мозга упражнения», «нейроупражнения видео». Смотрите каналы педагогов, психологов, логопедов. Также используйте материалы авторских курсов (например, от Шамиля Ахмадуллина).
- Какие упражнения самые эффективные?
Эффективность зависит от целей и индивидуальных особенностей ребенка. Универсально мощными считаются «Ленивые восьмерки», «Перекрестные шаги», «Крюки Деннисона», «Зеркальное рисование», упражнения на ритм и переключение внимания. Начинайте с них.
- Когда ждать первых заметных изменений?
Легкое улучшение настроения и бодрости может быть сразу после занятия. Устойчивые изменения в внимании, поведении, обучении обычно становятся заметны окружающим (родителям, учителям) через 4–8 недель регулярных занятий.
- Как измерить «результат» и понять, что ребёнок стал внимательнее?
Наблюдайте:
- Уменьшилось ли время на домашние задания?
- Стало ли меньше ошибок «по невнимательности»?
- Может ли ребенок дольше удерживать внимание на одном деле?
- Отмечает ли учитель улучшения на уроках?
- Стало ли ребенку легче следовать многоступенчатым инструкциям?
Можно использовать простые тесты (найди отличия, корректурная проба – для школьников) до начала занятий и через 1-2 месяца.

Заключение
Нейроупражнения для детей – это не модное веяние, а реальный, научно обоснованный и, главное, очень простой и доступный инструмент для поддержки и развития детского мозга. Виды нейроупражнений разнообразны: от активных двигательных до спокойных графомоторных и игр на внимание. Их польза неоспорима: улучшение памяти и концентрации, развитие межполушарных связей, снятие стресса, профилактика учебных трудностей и просто хорошее настроение.
🌱 Заключительная мысль от Шамиля Ахмадуллина:
«Дети — это не машины, которым нужно просто „загрузить знания‟. Их мозг нуждается в движении, внимании, эмоциях. Нейроупражнения — это мост между телом, мышлением и доверием к себе. И каждый родитель может построить этот мост».


