Упражнения для развития памяти у детей 5 лет
Развитие внимания и памяти требует активизации мыслительной деятельности. Когда ребенок учится думать, он анализирует, исследует предметы и явления, обобщает понятия, классифицирует вещи. Именно активное мышление становится основой логического запоминания.
При подаче в игровой форме информация усваивается быстрее, чем при простой ее подаче. Яркие эмоции активизируют непроизвольную память, где откладывается множество второстепенных элементов, помогающих удерживать суть. Ребенок 5-6 года жизни хорошо запоминает необычные и яркие события, которые происходят в его жизни. Рассмотрим несколько упражнений, которые помогают развить память у ребенка за 2 года подготовки к школе.
«Цифры и ассоциации»
Упражнение помогает развивать память у детей старшего дошкольного возраста. Напишите на бумаге цифры от 0 до 9. Придумайте образы, которые соответствуют каждой из них. Например, 1 напоминает крючок, 6 – стул со спинкой и т. д.
Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил все ассоциации. Важно, чтобы образ прочно привязывался к каждой цифре. Усложняйте задачу, называя составные числа. Просите ребенка совмещать образы. Чем необычнее и ярче полученные ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
«Три задания»
Шестой год жизни ребенка характеризуется значительным увеличением концентрации внимания и объема памяти. Ускорить развитие этих функций поможет игра «Три задания». Придумайте 3 простых задачи, которые ребенок будет запоминать и воспроизводить в указанной вами последовательности. Просите ребенка слушать задание внимательно. К его выполнению он будет приступать после сигнала.
«Таблица Шульте»
Упражнение помогает развивать внимание, наблюдательность и зрительную память. Для его выполнения рисуют таблицу с числами от 1 до 25. Ребенок ищет цифры взглядом и называет их. Чем быстрее он выполнит это задание, тем лучше.
Игры для развития памяти у детей
Даже если ребенок не обладает хорошей памятью, за год-два ее можно улучшить до необходимого для обучения уровня. Помогают в этом развивающие игры и методики быстрого запоминания. Чтобы занятия приносили положительный результат, их проводят регулярно. Достаточно играть 15 минут в день, чтобы развивать память, мышление и творческие способности.
«Что изменилось?»
Предложите ребенку взглянуть на картинку и запомнить все ее детали. Он рассматривает ее в течение минуты, после чего вы убираете изображение и показываете другое, являющееся не совсем точной копией первого. Попросите ребенка найти и описать несоответствия.
«Повтори за мной»
При работе с детьми шестого года жизни необходимо активно развивать не только слуховую, но и моторную память. Попросите ребенка запомнить ряд действий и воспроизвести их с высокой точностью. Игра поможет развить психомоторные функции и повысить концентрацию внимания. Со временем усложняйте задачу, увеличивая количество действий и скорость, с которой малыш должен их воспроизвести.
«Запомни последовательность»
Назовите 3-4 слова и попросите ребенка запомнить их. Со временем увеличивайте это количество. Заменяйте слова картинками. Посмотрев на них минуту, ребенок должен запомнить и назвать, что на них нарисовано. Если он запомнил не все, покажите картинки повторно.
Рекомендации для родителей по развитию памяти у ребенка
Шестой год жизни – важный период, в который дети получают большое количество новых навыков и огромные объемы информации, которые пригодятся при дальнейшем обучении в школе. Приведенные ниже рекомендации помогут ребенку правильно развиваться и с удовольствием получать новые знания.
Создание правильной среды для обучения
При наличии внешних раздражителей концентрация внимания снижается, и ребенок запоминает меньше. Поэтому необходимо создать комфортные условия для обучения. Обустройте удобное рабочее место, где будет тихо и спокойно. Так ребенок сможет сосредоточиться на занятиях и усвоить больше информации.
Важность повторений и последовательности
При однократном прочтении, просмотре или прослушивании информация обычно откладывается только в кратковременной памяти. И необходимо научить ребенка переводить ее в долговременную.
Выученное правило, стихотворение или формулу нужно повторять ежедневно в течение пары недель. Многократно прочитанное или услышанное запоминается надолго, и даже через год человек спокойно воспроизводит информацию.