Пирамида обучения Эдгара Дейла: методика быстрого запоминания
«Конус опыта» или «пирамида обучения» Эдгара Дейла – как ими пользоваться для повышения эффективности учебы.
Конус обучения Дейла
Модель «Learning pyramid» известна под такими названиями, как «конус Дейла/опыта», «пирамида/конус обучения/удержания» – в литературе встречаются самые разные сочетания. Но речь всегда идет о схеме, разработанной в 1946 году американским педагогом Эдгаром Дейлом (1900 – 1985 гг.). Эта схема активно распространялась американским Национальным институтом учебных лабораторий NTL.
В своей книге «Аудиовизуальные методы в обучении» (Audio Visual Methods in Teaching) Э. Дейл тщательно проанализировал способности учащихся воспроизводить пройденный материал. Он утверждал, что преподносил учащимся одну и ту же информацию разными способами. По его словам, лучше всего ученики запоминали те сведения, которые им приходилось добывать лично, и хуже всего то, что сообщалось им в словесной форме.
Во второй половине ХХ века институт NTL провел исследования и дополнил пирамиду Дейла численными характеристиками. Правда, результаты проведенных экспериментов каким-то образом оказались утрачены, и данную информацию предлагается принимать на веру.
«Пирамида» устроена следующим образом: если принять учебный материал за 100%, то при разных способах изложения учащиеся запоминают следующие количества:
- 10% – материал был прочитан учеником;
- 20% – прослушана лекция;
- 30% – просмотр рисунков, диаграмм, видео;
- 50% – демонстрация визуального материала сопровождалась лекцией;
- 70% – ученик подготовил выступление, затем участвовал в дискуссии на данную тему;
- 90% – активная деятельность по учебной теме: выступления с докладами; самостоятельная демонстрация процессов; театрализованное выступление, самостоятельно подготовленное по заданной теме.
«Конус обучения» вызывал и до сих пор вызывает горячие дискуссии. У него есть немало сторонников и противников, причем каждая из сторон выдвигает убедительные доказательства своей правоты. Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, если ученик читает, слушает, наблюдает, участвует в реальной деятельности, то он усваивает материал наилучшим образом.
Применение «пирамиды» на практике
Применение данной схемы дает наилучшие результаты при изучении гуманитарных наук. Рассмотрим, как можно воспользоваться «пирамидой» при изучении, например, темы «Отечественная война 1812 года». Эту тему по истории проходят в 8 классе.
Чтение
База: ученики читают соответствующие параграфы в школьном учебнике.
Максимум: рекомендуется чтение художественной и научной литературы по данной теме. Например, ход войны очень красочно описан в романе-эпопее «Война и мир». О причинах войны и ее сражениях писали А. М. Валькович, Б. С. Абалихин, М.С. Андреева, Л. П. Богданов и другие. Школьникам, желающим быстро прочитывать большие объемы литературы, рекомендуется освоить скорочтение.
Слушание
База: ученик слушает лекцию учителя. При этом рекомендуется стараться представить себе то, о чем идет речь.
Максимум: прослушивается подборка аудиокниг о войне 1812 года.
Просмотр рисунков, схем, диаграмм
База: внимательно изучается графический материал, содержащийся в учебнике. При этом ученик должен постараться включить свою зрительную память.
Максимум: изучение инфографики, схем сражений, хронологических таблиц, картин известных художников (В. В. Верещагин, И. М. Прянишников, П. Гесс, С. Герасимов, Е. Е. Лансере). Для лучшего запоминания изображения можно распечатать и держать их перед глазами на рабочем столе.
Просмотр видеоматериалов
База: просмотр материалов, которые показывает учитель во время урока.
Максимум: просмотр рекомендованных учебных и документальных фильмов, диафильмов. Просмотр художественных фильмов: «Кутузов», «Багратион», «Наполеон. Путь к вершине», «Гусарская баллада», «Война и мир» и другие.
Экспериментальная деятельность
База: составление хронологических таблиц основных сражений войны, а также схематической интеллект-карты; создание простейшего макета, демонстрирующего схему какого-нибудь сражения.
Максимум: рисование крупномасштабной, красочной интеллект-карты; подготовка презентации, посвященной основным военным событиям.
Дискуссия
База: обсуждение темы во время урока.
Максимум: в социальных сетях или в каком-либо мессенджере проводится длительная дискуссия, во время которой участники высказывают свое личное мнение по теме, задают вопросы, предлагают тезисы для споров.
Выступление с докладом
База: ученик делает краткое сообщение по теме, которую задал ему учитель, либо записывает небольшое выступление для классного дискуссионного клуба.
Максимум: в классе для желающих проводится конференция. Каждый участник сам выбирает тему и готовит выступление, сопровождающееся показом слайдов, либо плакатов.
Реальные действия
База: устраивается театрализованное чтение стихов Пушкина, Лермонтова, Жуковского, посвященных событиям войны 1812 года; разыгрывается пьеса А. Аверченко «1812 год», А. Гладкова «Давным-давно». Для поставки учащиеся делают декорации, подбирают и шьют костюмы. Это масштабная работа, требующая много времени, но если ее выполнить, то тема будет прочно усвоена и не забудется в течение многих лет.
Максимум: делается подробная историческая реконструкция какого-либо события войны 1812 года. Школьники отправляются на экскурсию по историческим местам, посещают музеи, затем сами подготавливают выставку для школьного или классного музея; готовят красочное сообщение по данной теме для учащихся младших классов.
Очевидно, что использование всех ступеней конуса Дейла требует много времени и материальных затрат (например, подготовка костюмов для представления; покупка материалов для макетов; расходы, связанные с экскурсиями). Поэтому применять его для каждой темы, которая изучается в школе, не всегда возможно.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Основные темы
Рекомендуем к прочтению
Как научить ребёнка пересказывать текст: простые и эффективные техники
Научить детей пересказывать прочитанное — это важный навык, который способствует развитию речевых, аналитических и ...
Почему дети не любят читать и что делать?
Несмотря на тотальное распространение современных технологий и повышение популярности видео, книга остаётся основным ...
Как научить ребёнка считать в уме?
Развитие навыков устного счёта у детей играет важную роль в их интеллектуальном развитии и закладывает прочный фундамент для ...