- Как научиться писать изложения на отлично
- Как научить ребенка писать изложения и включить мотивацию к учёбе?
- Для чего нужны изложения
- Какими бывают изложения
- Чем изложение отличается от пересказа
- Алгоритм написания изложений
- Распространенные ошибки в изложениях
- 1. Фактические ошибки
- 2. Логические ошибки
- 3. Орфографические и пунктуационные ошибки
- 4. Речевые ошибки
- Как научить ребенка писать изложения
- 1. Подготовительный этап
- 2. Тренировка навыков запоминания
- 3. Практические тренировки
- 4. Возможные сложности
- 5. Распространенные ошибки родителей
- 6. Дополнительные рекомендации
- Как написать изложение на отлично: лайфхаки
- Заключение
Как научиться писать изложения на отлично
Изложение — распространенный вид школьных заданий по русскому языку, позволяющий проверить способность ученика к усвоению текста, умение искать смысл и выделять главное. Писать их начинают еще в младших классах. Изложение также становится одним из экзаменационных заданий на ОГЭ. Далеко не каждому удается научиться качественно выполнять такие задания. Этот навык необходимо тренировать. Расскажем, какие методики и упражнения вам помогут.
Как научить ребенка писать изложения и включить мотивацию к учёбе?
Узнать
Для чего нужны изложения
Изложением называется краткий письменный пересказ текста. Учитель зачитывает его несколько раз. Ученики не просто запоминают его, но и выделяют основные мысли, важные детали. Чтобы правильно написать изложение, необходимо составить краткий план. Текст должен быть логически связным, написанным в том же стиле, что и исходный отрывок. Чаще всего для написания изложений используются части художественных произведений. Сложность текста зависит от возраста ученика.
Как и сочинение, изложение относится к творческим заданиям. Если сочинение тренирует навыки рассуждения, то необходимость написания изложений у многих вызывает вопросы. Для чего нужны такие задания? Они помогают ученику тренировать такие навыки:
- запоминание текстовой информации на слух;
- умение выделять главную мысль, запоминать основных действующих лиц текста;
- способность определять стилистику;
- внимательность;
- умение писать конспекты;
- способность воспроизводить тексты по плану;
- умение мыслить логически, связно излагать свои мысли.
Важно не путать изложение с сочинением. При написании последнего ученик делится собственными мыслями, рассуждает о поставленной проблеме. При изложении необходимо пересказать текст, используя определенные приемы сжатия. Такие задания учат слышать, запоминать и воспроизводить тексты, сохраняя важные детали.
Какими бывают изложения
Подходы к запоминанию и воспроизведению текста зависят от типа и сложности задания. В школьной программе встречаются следующие типы изложений:
- Подробные. Направлены на развитие навыков запоминания и воспроизведения информации. Необходимо уметь передавать стилистику и важные детали, находить логические связи. Тексты имеют достаточно большие объемы, поэтому при запоминании могут возникать затруднения. Облегчит задачу подробный план. Также выписывайте важные слова на отдельный лист. Они дадут подсказки, которые помогут восстановить в памяти весь текст.
- Сжатые. Такие задания развивают навыки конспектирования, выделения главных мыслей автора. Важно найти суть повествования и выписать ее. Также запомните все приведенные автором аргументы. Собственные рассуждения приводить не нужно, однако необходимо правильно применять приемы сжатия.
- Повествовательные. Текст пересказывается с сохранением логических связей. В этом случае запоминайте глаголы, которые играют важную роль в повествовании. При написании пригодятся правила оформления деепричастных и причастных оборотов.
- Описательные. Учат грамотно употреблять эпитеты, развивают культуру речи. При пересказе необходимо подробно описывать персонажа, явление или предмет. Это сложное задание, поскольку текст может иметь сложный стиль и множество эпитетов. При написании обращайте внимание на используемые автором прилагательные. Также стоит повторить правила оформления предложений с однородными членами.
- Рассуждения. Это самый сложный вариант. Нужно не просто пересказать текст, но и внести в него собственные аргументы и рассуждения. Важно сохранять логические связи и искать убедительные доводы.
Чем изложение отличается от пересказа
Различия между этими видами заданий заключаются в следующих моментах:
- при изложении дается больше времени для анализа текста, подбора слов и составления предложений;
- к качеству изложения предъявляются более строгие требования;
- написание изложения занимает больше времени, чем подготовка устного пересказа (поэтому такие задания в школьную программу вводятся в меньшем объеме);
- при работе с изложением помимо самого текста необходимо помнить множество правил русского языка.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАШ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ?
Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и узнайте, как заинтересовать ребенка учебой. Сэкономите деньги на репетиторах и освободите несколько свободных часов в день: ребенок сам начнет делать уроки, без криков и угроз.
Алгоритм написания изложений
Написание изложения — достаточно сложная задача, способная вызывать растерянность даже у ребенка, который учится хорошо. Облегчить задачу помогает четкое следование алгоритму, включающему в себя следующие действия:
- Составление краткого плана. При первом прочтении текста необходимо не только внимательно слушать учителя, но и записывать тезисы. Короткие подсказки, записываемые в хронологическом порядке, помогут восстановить текст в памяти и записать его, сохранив основные детали.
- Составление подробного плана. Для этого между прочтениями текста делается пауза. Если вы забыли часть текста, оставляйте в плане пустые строки. Их можно будет заполнить после второго прослушивания. Выпишите основные идеи, аргументы, важные детали.
- Запоминание деталей. Это даты, имена персонажей, места и другие подробности, которые трудно запоминаются с первого раза. У вас уже имеется план текста, остается дополнить его деталями. Постарайтесь прочувствовать авторский стиль и точно передать его.
- Написание конспекта. На этом этапе необходимо расширить составленный ранее план, дополнив его подробностями. Пока вы хорошо помните текст, запишите все важные моменты. Перечитайте написанное, при необходимости сделайте правки.
- Написание черновика. Если времени до окончания работы достаточно, для начала напишите изложение на отдельном листе. Прочитайте полученный текст, проверьте, нет ли в нем ошибок.
- Написание чистовика. Переписав готовый текст, проверьте его на предмет опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.
Распространенные ошибки в изложениях
В изложениях часто встречаются не только пунктуационные и орфографические, но и некоторые другие ошибки. Их необходимо разбирать подробно, чтобы они больше не повторялись.
1. Фактические ошибки
Они чаще всего возникают из-за того, что ученики невнимательно слушают текст, плохо запоминают его или не умеют выделять важную информацию. К распространенным фактическим ошибкам относятся:
- искажение исторических фактов, изложенных в тексте;
- неправильное написание имен героев;
- ошибки в запоминании дат и мест событий;
- неправильная передача последовательности действий, отсутствие причинно-следственных связей между ними;
- искажение взятых в кавычки цитат.
2. Логические ошибки
Они возникают из-за непонимания смысла текста, неумения находить важные детали. К логическим ошибкам относятся:
- нарушение последовательности повествования;
- отсутствие логической связи между частями текста;
- повторное написание изложенных ранее мыслей;
- смешение одной микротемы с другой;
- отсутствие важных частей текста или их несоразмерность;
- перестановка микротем;
- неоправданные подмены ведущих повествование лиц.
3. Орфографические и пунктуационные ошибки
Неправильное написание слов встречается чаще остальных ошибок. К самым распространенным орфографическим ошибкам относятся:
- неправильное написание согласных в слабой позиции;
- некорректное разделение слов при переносе;
- неверно раздельное или слитное написание слов;
- ошибки в чередующихся корнях;
- неправильное написание словарных слов.
Также в предложениях могут быть неправильно расставлены знаки препинания. Например, многие ученики делают ошибки в расстановке тире и запятых, неверно оформляют прямую речь, не выделяют причастные обороты и уточняющие слова.
4. Речевые ошибки
Речевые ошибки возникают из-за непонимания значения слов, неумения правильно строить предложения и тексты. К данной категории можно отнести:
- употребление неподходящих по смыслу слов;
- использование плеоназмов и неоправданных повторов однокоренных слов;
- неправильное применение местоимений;
- ошибки в использовании паронимов;
- лексическая несочетаемость слов;
- добавление жаргонизмов и просторечных выражений в тексты, не требующие этого.
Как научить ребенка писать изложения
Написание изложения способно вызвать стресс не только у ребенка, но и у родителей. Подготовиться к такой работе за пару дней не получится, требуется длительная тренировка навыков запоминания и воспроизведения текста.
1. Подготовительный этап
Стоит понимать, что подготовка к выполнению творческих заданий должна начинаться еще до поступления в школу. При регулярных занятиях к 3 классу ребенок будет полностью готов к написанию изложений, и такие задания не будут вызывать у него затруднений. Для тренировки памяти и развития речи необходимо:
- читать сказки, рассуждать о главных героях и событиях вместе с ребенком;
- рассматривать иллюстрации, строить короткие истории на их основе, делиться впечатлениями и мыслями;
- просить ребенка пересказывать тексты, при необходимости подсказывать пропущенные детали;
- спрашивать о событиях, происходивших несколько дней назад.
Детям младшего школьного возраста задавайте задания на чтение и пересказ текстов. Постепенно увеличивайте их объем и сложность. Такие задания тренируют память, подготавливают ребенка к написанию изложений.
2. Тренировка навыков запоминания
Умение запоминать тексты пригождается не только при написании изложений. При изучении любой дисциплины ученик получает большие объемы информации, которая должна сохраняться в долгосрочной памяти. Научить ребенка запоминать тексты помогут:
- Игры на внимательность. Зачитайте отрывок сказки из 5-6 предложений. Попросите ребенка пересказать его содержание. Усложните задачу, попросив выделить только важные детали или пересказать текст от конца к началу.
- Интеллект-карты. Прочитав текст, нарисуйте схему, включающую основные события, действующих лиц. Структурированная таким способом информация лучше запоминается.
- Интервальные повторения. Прочитайте ребенку текст, попросите воспроизвести его на следующий день, через неделю, месяц и т. д. Это не только развивает память, но и способствует глубокому пониманию текстов.
- Ассоциативный метод. При запоминании текстовой информации ребенок опирается на рисунок, графическую схему или картинку, с которой ассоциируется герой или событие рассказа.
- Деление текста на части. Это то же, что и составление плана. Каждая часть рассматривается отдельно, ребенок выделяет главные мысли, формулирует тезисы.
- Метод ключевых слов. Для начала выделяются микротемы, затем — ключевые слова, на основе которых будет строиться текст пересказа или изложения.
- Техника трансформации. После чтения и обсуждения текста тот же отрывок предлагается в деформированном виде. Ребенок должен найти ошибки и исправить их.

3. Практические тренировки
К практическим занятиям стоит переходить во 2 классе. Работайте с ребенком по следующему алгоритму:
- Найдите интересный текст. Учитывайте интересы и предпочтения ребенка.
- Выберите удобное место для занятия. Читать и писать тексты необходимо в спокойной обстановке, где нет отвлекающих факторов. Важно, чтобы ребенок не был уставшим.
- Прочтите выбранный отрывок. Четко выговаривайте каждое слово.
- Объясните ребенку необходимость выделения ключевых фактов и слов. Вместе составьте краткий план. Он будет использоваться для письменного пересказа текста.
- Оцените качество готовой работы. Обязательно разберите все ошибки. Дополните текст недостающими деталями.
- Предложите рассказать услышанное на следующий день. При необходимости давайте подсказки.
- Попросите ребенка повторно написать изложение. Оцените объем информации, который ему удалось запомнить.
4. Возможные сложности
Чтобы написать подробное изложение, необходимо запомнить мельчайшие детали. На этом этапе ребенок может испытывать затруднения. Поэтому необходимо тренировать логическое мышление и память. Важно, чтобы ребенок умел искать причинно-следственные связи. Также необходимо подробно объяснять значения незнакомых слов.
Считается, что написать краткое изложение проще, чем подробное. Однако это не так. В этом случае необходимо не просто запомнить текст, а выделить из него ключевые мысли и удалить второстепенную информацию. Это необходимо для получения целостного текста. Тренируйтесь на несложных рассказах, чтобы усовершенствовать такой навык.
Дети больше всего любят творческие изложения. При их написании необходимо проявлять фантазию и воображение. Однако не всем легко дается выполнение творческих работ. Развить фантазию помогает создание собственных историй. Также можно менять окончания популярных сказок.
5. Распространенные ошибки родителей
Многие родители не знают, как правильно обучать детей написанию изложений. Они часто делают следующие ошибки:
- Оказывают давление, заставляют заниматься. Изложение — творческая работа, выполнять которую при отсутствии желания сложно. Не стоит заставлять, необходимо вызвать интерес к заданию, мотивировать ребенка.
- Требуют пересказывать текст дословно. К изложению это не имеет никакого отношения, поскольку такие задания требуют понимания текста, умения выделять ключевые факты.
- Выбирают тексты без учета предпочтений ребенка. Если рассказ не интересен, дети труднее запоминают его.
- Неправильно подбирают обучающие методы. Многие родители не учитывают рекомендации опытных педагогов по развитию памяти и логического мышления, считая, что ребенок научится самостоятельно писать изложения.
6. Дополнительные рекомендации
К 5 классу классу дети обычно умеют писать изложения. Однако у некоторых затруднения все еще возникают. Приведем несколько советов, которые помогут научить ребенка легко справляться с изложениями любых типов:
- Учите ребенка обращать внимание на события, происходящие в течение дня. Вечером задавайте ему вопросы, которые помогут вспомнить детали. Выберите конкретный случай и попросите рассказать подробности.
- Тренируйтесь на коротких текстах. Большие объемы для освоения навыков необязательны.
- Учите выделять важную информацию и удалять второстепенную. В этом также помогут регулярные пересказы. Выбирайте простые истории, в которых легко найти главную мысль.
- Объясните важность последовательной подачи материала. В тексте должны иметься основные идеи автора, а также начало, кульминация и конец повествования. При необходимости добавляются описания главных героев и мест, где происходят события.
- Учите выписывать ключевые слова, которые станут эффективными подсказками. Предлагайте короткие тексты и задавайте наводящие вопросы, которые помогут понять, какие детали являются важными.
- Тренируйте навыки самопроверки. Помните, что присутствовать на уроке и проверять изложение вы не сможете. Поэтому ребенок должен уметь внимательно читать текст и выявлять ошибки.
Как написать изложение на отлично: лайфхаки
Чтобы не допустить ошибок и получить высокую оценку при написании изложений:
- Делайте пометки. Не стоит надеяться на то, что вы сразу запомните все факты и детали. Информация из краткосрочной памяти может исчезнуть быстрее, чем вы думаете. Например, вас что-нибудь отвлечет во время работы, и вы забудете важную деталь.
- Не составляйте план при первом прослушивании текста, если испытываете трудности с запоминанием. Сосредоточьтесь на слуховом восприятии, начинайте делать пометки только при втором прочтении.
- Визуализируйте прочитанное или услышанное. Это поможет прочувствовать настроение рассказа, представить происходящие события и запомнить детали.
- Пользуйтесь короткими предложениями. Лучше выражать мысли кратко, но грамотно, чем использовать сложные речевые конструкции, в которых легко допустить ошибки. Обязательно добавляйте определения, которые делают речь богаче.
- Меняйте текст при наличии сомнений. Изложение не требует дословного воспроизведения текста. Используйте синонимы, перестраивайте предложения, если не знаете, как расставить знаки пунктуации.
- Тренируйте навык запоминания. Для этого совсем необязательно работать только с текстами. Для тренировки можно использовать головоломки, интерактивные задания, квесты.
- Метод “Репка”, который поможет написать изложение даже первокласснику.
Заключение
Написание изложений требует умения не только запоминать, но и анализировать тексты, выделять главные детали и отсеивать второстепенные. Такие навыки у детей не появляются сами собой, их необходимо начинать развивать еще до поступления в школу. Поможет в этом совместное чтение и пересказ коротких произведений, тренировка памяти и внимания с помощью игр. Со 2 класса в программу занятий вводятся практические занятия по написанию изложений. Только так вы сможете отработать навыки, которые выручат ребенка на экзамене.
Хотите помочь своему ребенку освоить навык написания изложений без стресса и разочарований? Присоединяйтесь к бесплатному марафону «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5» от Шамиля Ахмадуллина! За 5 дней вы узнаете проверенные методики развития памяти и внимания — ключевых навыков, которые сделают написание изложений простой и увлекательной задачей для вашего ребенка.
На марафоне вы получите практические упражнения для тренировки навыков запоминания и структурирования текста, научитесь эффективно помогать ребенку без лишнего давления и раздражения. Всего 15 минут в день — и вы увидите, как ваш ребенок начинает легко справляться не только с изложениями, но и с другими учебными задачами. Присоединяйтесь.