Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

24.10.2024

Почему ребенок не запоминает и как ему помочь?

Поделиться статьей:

Память – важная функция головного мозга, от которой зависит способность к усвоению и анализу новой информации, получению необходимых для нормальной жизни навыков. Однако многие родители сталкиваются с проблемой: ребенок неспособен запоминать слова, стихотворения, цифры. Постараемся разобраться, почему такое происходит, как действовать в этой ситуации. 

Основные причины, почему ребенок не запоминает информацию

Память у детей начинает развиваться в раннем возрасте, и процесс этот протекает постепенно. Большинство родителей замечает имеющиеся проблемы с запоминанием, когда малышу исполняется 4-5 лет. Например, ему трудно учить стихотворения в саду. Ребенок забывает имена людей, названия цветов или фигур. 

Проблема усугубляется при поступлении в 1 класс. Ребенку приходится заучивать большие объемы текстов, запоминать способы решения задач по математике. Сложности иногда возникают и в подростковом возрасте. Старшекласснику бывает трудно готовиться к контрольным и экзаменам, значительный объем информации выпадает из памяти. Ответы на вопрос, почему ребенок не запоминает услышанное или прочитанное, стоит искать в состоянии здоровья, психологических особенностях, окружающей обстановке.

Мы знаем как это исправить

Ребенок  каждый день встает со словами «дурацкая школа», считает, что слишком много времени он «тратит» на походы туда, не понимает зачем она нужна?

Физиологические причины

Такие причины стоит рассматривать в первую очередь, если проблемы с памятью появились на фоне нормального развития. Почему ребенок начинает плохо запоминать информацию? Основными причинами такой ситуации считаются:

📌Дефицит витаминов. Сбалансированное питание помогает получать все необходимые для роста и развития организма вещества. В том числе те, которые положительно влияют на работу головного мозга.

Ребенок начинает плохо запоминать информацию, если в рационе отсутствуют овощи, фрукты, рыба. Негативно влияет на работу нервной системы избыток соли, сахара и жира. Жареные, соленые и маринованные продукты наносят вред не только ЖКТ, но и нервной системе. Детям дошкольного возраста они противопоказаны. 

📌Малоподвижный образ жизни. Отсутствие физических нагрузок не только тормозит рост ребенка, но и негативно влияет на работу головного мозга. Поэтому в распорядок дня включают не только выполнение домашних заданий, но и прогулки, спортивные тренировки. 

📌Хронические заболевания и прочие проблемы со здоровьем. Не только неврологические нарушения влияют на способность запоминать информацию. Память нередко страдает при нарушении зрения или слуха, частых простудных заболеваниях.

Психологические и когнитивные факторы

Даже если явных проблем со здоровьем нет, не стоит списывать трудности запоминания на лень и рассеянность. Обратитесь к специалистам, чтобы узнать, почему информация не откладывается в памяти ребенка. Основными причинами считаются:

📌Задержка психоречевого развития. К ней приводят как врожденные патологии или гипоксия, так и длительные стрессы, чрезмерные физические нагрузки.

📌Последствия перенесенных ранее тяжелых заболеваний.

📌Токсические или травматические поражения определенных отделов головного мозга.

📌Бесконтрольное применение препаратов, негативно влияющих на работу ЦНС.

📌Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, возникающие на фоне заболеваний сердца, опорно-двигательного аппарата, сосудов. 

📌СДВГ. Из-за гиперактивности ребенок не может сосредотачиваться на одном занятии и запоминать информацию. 

📌Педагогическая запущенность. Без регулярных тренировок память развиваться не может. И начинать их необходимо с раннего возраста. Если родители уделяют мало внимания обучению ребенка, он не усваивает важные навыки. 

📌Изменение программы обучения, психоэмоциональные перегрузки. При увеличении количества уроков в день, необходимости посещать несколько дополнительных занятий ребенок переутомляется. Стресс копится годами и мешает усваивать новую информацию.

Внешние раздражители

Посторонние звуки сильно отвлекают детей от обучения. Если ребенок пытается выучить стихотворение или сделать пересказ, постоянно отвлекаясь на телефон или телевизор, значительная часть информации не усвоится.

Постарайтесь минимизировать количество раздражающих факторов. Занятия станут более продуктивными, материал будет усваиваться в полном объеме. 

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Как помочь ребенку улучшить память?

Каждый родитель задается вопросом, что делать, если у сына или дочери плохая память. Понимая, почему это происходит, вы получите возможность своевременно скорректировать нарушение и помочь ребенку начать хорошо запоминать информацию. 

Улучшение сна и питания

Крепкий сон – залог нормальной работы головного мозга. При организации режима дня обязательно учитывайте возрастные нормы сна. Создайте комфортные условия для полноценного ночного отдыха. Обратите внимание на рацион ребенка и вы узнаете, почему он быстро устает и плохо усваивает информацию. Исключите газированные напитки, ярко окрашенные продукты, кофе. Ограничьте потребление сладостей.

Включите в рацион:

📌сезонные фрукты и овощи;

📌рыбу и морепродукты, морскую капусту;

📌нежирное отварное мясо;

📌молочные продукты;

📌орехи.

Важную роль играет и режим питания, способствующий более полному усвоению полезных веществ.

Создание спокойной обстановки для учебы

Проводите занятия с детьми в тишине. Выключите гаджеты, попросите домочадцев не отвлекать вас. Обращайте внимание на обстановку в доме не только во время занятий. Только при проживании в спокойных условиях и при отсутствии постоянного стресса дети способны хорошо запоминать информацию. 

Регулярные упражнения для памяти

Лучше запоминать информацию детям помогают такие игры и занятия:

📌Ассоциации. Напишите несколько цифр. Ребенок будет подбирать похожие на них предметы. Например, 8 напоминает снеговика, 0 – бублик. Проговорите и закрепите каждую ассоциацию. Назовите цифру, попросите ребенка сказать, на что она похожа и почему. Усложняйте задачу, собирайте несколько ассоциаций вместе. Например, число 80 похоже на снеговик с бубликом. Связывайте полученные ассоциации с важными датами.

📌«Таблица Шульте». Она разделена на несколько квадратов, в которые вписаны цифры. Ребенок находит и собирает их по порядку. Чем быстрее он выполняет задание, тем лучше. 

📌«Пять спичек». Ребенок бросает 5 спичек на поверхность, запоминает сложившуюся картинку. После этого он входит в другую комнату и пытается воспроизвести рисунок.

📌«Что вокруг». Замечая детали окружающей обстановки, дети тренируют память. Попросите их осмотреть комнату, закрыть глаза и назвать находящиеся в помещении предметы. Играть в эту игру можно и на улице. Наблюдательность – важный навык, помогающий ребенку в обычной жизни.

📌Спидкубинг. Сборка кубика Рубика заставляет запоминать большое количество комбинаций. Особенно, когда делаешь это на скорость. Новички запоминают около 8 вариантов, в памяти профессионала содержится до 200 комбинаций. 

Как развивать когнитивные навыки ребенка?

Запоминание слов и цифр проходит 2 этапа: восприятие и представление. В первом участвуют органы чувств. Формированию же представления способствует полученный опыт. Поэтому на этапе восприятия стоит задерживаться дольше.

Развитие зрительной и слуховой памяти

Для тренировки данной функции используйте следующие игры:

📌«Фотоаппараты». Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на рисунок, запоминает его. После этого он составляет подробный рассказ об увиденном, стараясь запомнить как можно больше деталей. Если с первого раза воспроизвести все сложно, покажите рисунок еще раз.

📌Поиск различий. Участнику игры показывают две почти одинаковые картинки, имеющих незначительные различия. Их необходимо запомнить и назвать. Постепенно ребенок начнет находить различия намного быстрее. 

📌Десять слов. Упражнение развивает кратковременную память. Ребенку называют 10 любых слов, предлагают запомнить и повторить их.

📌Заучивание песен и стихов. Детские произведения имеют простой смысл и достаточно легко заучиваются. Также попросите ребенка запомнить имена близких и друзей, свой адрес.

Методы ассоциаций и мнемоники

Мнемоника – набор приемов и методов, помогающих легко запоминать информацию. Она основывается на визуализации образов и поиске ассоциаций, помогающих связывать уже имеющиеся знания с новыми. Создание таких связей способствует быстрому усвоению информации и ее длительному сохранению в памяти.

Почему ребенок не запоминает буквы или цифры?

При отсутствии нарушений когнитивных функций ребенок быстро запоминает цифры и буквы. Достаточно нескольких повторений, чтобы он правильно отвечал на вопросы. Однако случаются ситуации, когда родители и учитель регулярно занимаются с ребенком, а он не может назвать ни одной буквы. Рассмотрим, почему так происходит.

Недостаточное развитие зрительно-пространственных навыков

Для запоминания буквы или цифры недостаточно считывать ее конфигурацию и расположение в пространстве. Эта информация должна отложиться в памяти, чтобы мозгу не приходилось постоянно обращаться к ее анализу. В норме после заучивания буква воспринимается автоматически. При отсутствии зрительно-пространственных навыков эти процессы нарушаются, человек быстро забывает изученные ранее буквы.

Недостаток повторений и упражнений

Со временем полученная ранее информация вытесняется новой. Если вы прочитали книгу вчера, большая часть текста забудется к сегодняшнему дню. Через неделю будет утрачено более 80% полученной информации. Поэтому любые знания требуют закрепления. 

Когда нужно обращаться к специалисту?

Далеко не всегда проблемы с памятью устраняются с помощью простых развивающих занятий. Между тем, такое нарушение влияет не только на учебу, но и на многие другие сферы жизни. Поэтому необходимо как можно раньше обратиться к нейропсихологу. Особенно при появлении таких симптомов, как:

📌поведенческие нарушения;

📌проблемы со сном;

📌снижение аппетита, общая слабость;

📌невнимательность;

📌резкое снижение успеваемости;

📌снижение концентрации внимания. 

Диагностика и возможные методы лечения

Узнать, почему ребенок не может запоминать информацию, помогут такие диагностические методы:

📌сбор анамнеза (специалист беседует с родителями для выявления явных симптомов);

📌нейропсихологические тесты, помогающие обнаруживать когнитивные нарушения;

📌электроэнцефалография, оценивающая активность разных отделов головного мозга;

📌лабораторные исследования;

📌допплерография сосудов головного мозга. 

Лечение осуществляется как медикаментозными, так и немедикаментозными методами. Назначаются препараты, восполняющие дефицит витаминов, нормализующие мозговое кровообращение и защищающие мозговые клетки.

Также применяются специальные упражнения, физиотерапевтические методы. Заниматься самолечением нельзя, необходимо обращаться к врачу при первом же обнаружении проблем с памятью.

Как мотивировать ребенка к запоминанию? 

Если ребенок плохо запоминает информацию и не может выучить даже простой стих, не стоит начинать критиковать его. В первую очередь выясните, почему это происходит. После этого составьте план занятий, включающий упражнения, направленные на тренировку всех видов памяти. Чаще общайтесь с ребенком, задавайте ему вопросы, читайте вместе. 

Игры и творческие задания

Игры и занятия выбирают с учетом типа памяти, которую нужно тренировать:

📌Активные игры стимулируют двигательную память. Попросите ребенка попрыгать, поднять руки и присесть. После небольшой паузы предложите повторить все действия по порядку.

📌Для тренировки зрительной памяти подойдут игры с картинками, рисование. Например, предложите воспроизвести рисунок по памяти, стараясь учитывать все детали.

📌Игра в описание предметов поможет развить слуховую память. Скажите название любой вещи. Попросите ребенка описать все ее характеристики и свойства: цвет, форму, назначение. 

📌Для развития долгосрочной памяти регулярно расспрашивайте о прошедшем дне, просите подробно описывать наиболее яркие события. 

Поощрение и позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление с поощрением – лучший способ мотивации ребенка к запоминанию. Такая методика развивает эмпатию и самосознание, помогает в построении социальных отношений. Обучение в этом случае ассоциируется с положительными эмоциями, и ребенок приступает к занятиям с удовольствием.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Воспитываем ребенка лидером: практические рекомендации

Воспитание лидерских качеств у детей – это важный аспект их развития, способный значительно повлиять на их будущее. ...

30.10.2024 Читать

Как приучить ребенка к порядку: практические советы для родителей

Многие дети не обращают никакого внимания на беспорядок и не спешат делать уборку в своей комнате. Родителю приходится либо ...

30.10.2024 Читать

Как развивать память у ребенка 5 лет: практические советы для родителей

Способность запоминать информацию не считается врожденным навыком. Ее можно и нужно развивать. Особенно ответственно к этому ...

30.10.2024 Читать