Как помочь ребенку улучшить память?
Каждый родитель задается вопросом, что делать, если у сына или дочери плохая память. Понимая, почему это происходит, вы получите возможность своевременно скорректировать нарушение и помочь ребенку начать хорошо запоминать информацию.
Улучшение сна и питания
Крепкий сон – залог нормальной работы головного мозга. При организации режима дня обязательно учитывайте возрастные нормы сна. Создайте комфортные условия для полноценного ночного отдыха. Обратите внимание на рацион ребенка и вы узнаете, почему он быстро устает и плохо усваивает информацию. Исключите газированные напитки, ярко окрашенные продукты, кофе. Ограничьте потребление сладостей.
Включите в рацион:
📌сезонные фрукты и овощи;
📌рыбу и морепродукты, морскую капусту;
📌нежирное отварное мясо;
📌молочные продукты;
📌орехи.
Важную роль играет и режим питания, способствующий более полному усвоению полезных веществ.
Создание спокойной обстановки для учебы
Проводите занятия с детьми в тишине. Выключите гаджеты, попросите домочадцев не отвлекать вас. Обращайте внимание на обстановку в доме не только во время занятий. Только при проживании в спокойных условиях и при отсутствии постоянного стресса дети способны хорошо запоминать информацию.
Регулярные упражнения для памяти
Лучше запоминать информацию детям помогают такие игры и занятия:
📌Ассоциации. Напишите несколько цифр. Ребенок будет подбирать похожие на них предметы. Например, 8 напоминает снеговика, 0 – бублик. Проговорите и закрепите каждую ассоциацию. Назовите цифру, попросите ребенка сказать, на что она похожа и почему. Усложняйте задачу, собирайте несколько ассоциаций вместе. Например, число 80 похоже на снеговик с бубликом. Связывайте полученные ассоциации с важными датами.
📌«Таблица Шульте». Она разделена на несколько квадратов, в которые вписаны цифры. Ребенок находит и собирает их по порядку. Чем быстрее он выполняет задание, тем лучше.
📌«Пять спичек». Ребенок бросает 5 спичек на поверхность, запоминает сложившуюся картинку. После этого он входит в другую комнату и пытается воспроизвести рисунок.
📌«Что вокруг». Замечая детали окружающей обстановки, дети тренируют память. Попросите их осмотреть комнату, закрыть глаза и назвать находящиеся в помещении предметы. Играть в эту игру можно и на улице. Наблюдательность – важный навык, помогающий ребенку в обычной жизни.
📌Спидкубинг. Сборка кубика Рубика заставляет запоминать большое количество комбинаций. Особенно, когда делаешь это на скорость. Новички запоминают около 8 вариантов, в памяти профессионала содержится до 200 комбинаций.
Как развивать когнитивные навыки ребенка?
Запоминание слов и цифр проходит 2 этапа: восприятие и представление. В первом участвуют органы чувств. Формированию же представления способствует полученный опыт. Поэтому на этапе восприятия стоит задерживаться дольше.
Развитие зрительной и слуховой памяти
Для тренировки данной функции используйте следующие игры:
📌«Фотоаппараты». Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на рисунок, запоминает его. После этого он составляет подробный рассказ об увиденном, стараясь запомнить как можно больше деталей. Если с первого раза воспроизвести все сложно, покажите рисунок еще раз.
📌Поиск различий. Участнику игры показывают две почти одинаковые картинки, имеющих незначительные различия. Их необходимо запомнить и назвать. Постепенно ребенок начнет находить различия намного быстрее.
📌Десять слов. Упражнение развивает кратковременную память. Ребенку называют 10 любых слов, предлагают запомнить и повторить их.
📌Заучивание песен и стихов. Детские произведения имеют простой смысл и достаточно легко заучиваются. Также попросите ребенка запомнить имена близких и друзей, свой адрес.
Методы ассоциаций и мнемоники
Мнемоника – набор приемов и методов, помогающих легко запоминать информацию. Она основывается на визуализации образов и поиске ассоциаций, помогающих связывать уже имеющиеся знания с новыми. Создание таких связей способствует быстрому усвоению информации и ее длительному сохранению в памяти.
Почему ребенок не запоминает буквы или цифры?
При отсутствии нарушений когнитивных функций ребенок быстро запоминает цифры и буквы. Достаточно нескольких повторений, чтобы он правильно отвечал на вопросы. Однако случаются ситуации, когда родители и учитель регулярно занимаются с ребенком, а он не может назвать ни одной буквы. Рассмотрим, почему так происходит.
Недостаточное развитие зрительно-пространственных навыков
Для запоминания буквы или цифры недостаточно считывать ее конфигурацию и расположение в пространстве. Эта информация должна отложиться в памяти, чтобы мозгу не приходилось постоянно обращаться к ее анализу. В норме после заучивания буква воспринимается автоматически. При отсутствии зрительно-пространственных навыков эти процессы нарушаются, человек быстро забывает изученные ранее буквы.
Недостаток повторений и упражнений
Со временем полученная ранее информация вытесняется новой. Если вы прочитали книгу вчера, большая часть текста забудется к сегодняшнему дню. Через неделю будет утрачено более 80% полученной информации. Поэтому любые знания требуют закрепления.
Когда нужно обращаться к специалисту?
Далеко не всегда проблемы с памятью устраняются с помощью простых развивающих занятий. Между тем, такое нарушение влияет не только на учебу, но и на многие другие сферы жизни. Поэтому необходимо как можно раньше обратиться к нейропсихологу. Особенно при появлении таких симптомов, как:
📌поведенческие нарушения;
📌проблемы со сном;
📌снижение аппетита, общая слабость;
📌невнимательность;
📌резкое снижение успеваемости;
📌снижение концентрации внимания.
Диагностика и возможные методы лечения
Узнать, почему ребенок не может запоминать информацию, помогут такие диагностические методы:
📌сбор анамнеза (специалист беседует с родителями для выявления явных симптомов);
📌нейропсихологические тесты, помогающие обнаруживать когнитивные нарушения;
📌электроэнцефалография, оценивающая активность разных отделов головного мозга;
📌лабораторные исследования;
📌допплерография сосудов головного мозга.
Лечение осуществляется как медикаментозными, так и немедикаментозными методами. Назначаются препараты, восполняющие дефицит витаминов, нормализующие мозговое кровообращение и защищающие мозговые клетки.
Также применяются специальные упражнения, физиотерапевтические методы. Заниматься самолечением нельзя, необходимо обращаться к врачу при первом же обнаружении проблем с памятью.
Как мотивировать ребенка к запоминанию?
Если ребенок плохо запоминает информацию и не может выучить даже простой стих, не стоит начинать критиковать его. В первую очередь выясните, почему это происходит. После этого составьте план занятий, включающий упражнения, направленные на тренировку всех видов памяти. Чаще общайтесь с ребенком, задавайте ему вопросы, читайте вместе.
Игры и творческие задания
Игры и занятия выбирают с учетом типа памяти, которую нужно тренировать:
📌Активные игры стимулируют двигательную память. Попросите ребенка попрыгать, поднять руки и присесть. После небольшой паузы предложите повторить все действия по порядку.
📌Для тренировки зрительной памяти подойдут игры с картинками, рисование. Например, предложите воспроизвести рисунок по памяти, стараясь учитывать все детали.
📌Игра в описание предметов поможет развить слуховую память. Скажите название любой вещи. Попросите ребенка описать все ее характеристики и свойства: цвет, форму, назначение.
📌Для развития долгосрочной памяти регулярно расспрашивайте о прошедшем дне, просите подробно описывать наиболее яркие события.
Поощрение и позитивное подкрепление
Позитивное подкрепление с поощрением – лучший способ мотивации ребенка к запоминанию. Такая методика развивает эмпатию и самосознание, помогает в построении социальных отношений. Обучение в этом случае ассоциируется с положительными эмоциями, и ребенок приступает к занятиям с удовольствием.