- Подлежащее и сказуемое — что это такое и как их определить
- Введение в тему
- Что такое подлежащее и сказуемое?
- Определение подлежащего
- Определение сказуемого
- Виды сказуемого:
- Как найти подлежащее и сказуемое в предложении?
- Ошибки при выделении главных членов предложения
- Типичные ошибки:
- Задачи для практики
- Таблица главных членов предложения
- Практический кейс
- Заключение
Подлежащее и сказуемое — что это такое и как их определить
Когда ребёнок начинает изучать предложения в русском языке, первым шагом становится знакомство с его главными членами — подлежащим и сказуемым. Это основа, на которой держится весь смысл. И чем раньше ребёнок поймёт, как они работают, тем легче ему будет писать и разбирать предложения.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
В этой статье мы разберём, что такое подлежащее и сказуемое, как их находить в предложении, какие ошибки делают школьники, и как помочь ребёнку понять эту тему с примерами из жизни.
Введение в тему
Что такое подлежащее и сказуемое?
Подлежащее — это тот, о ком или о чём говорится в предложении.
Сказуемое — это то, что говорится о подлежащем: что он делает, в каком он состоянии, кем или чем является.
🧠 Простой способ объяснить ребёнку:
Подлежащее — «кто?», а сказуемое — «что делает?»
Пример:
Мальчик читает.
Подлежащее: мальчик (кто?)
Сказуемое: читает (что делает?)
Определение подлежащего
Подлежащее — это существительное или местоимение (иногда словосочетание), которое отвечает на вопросы:
- Кто? — Человек, собака, мама
- Что? — Солнце, молоко, дерево
Оно обычно стоит в именительном падеже.
✏️ Примеры подлежащего:
- Девочка смеётся. → Кто смеётся? Девочка — подлежащее.
- Осень наступила. → Что наступила? Осень — подлежащее.
Подлежащее может быть выражено:
- Существительным: Заяц убежал.
- Местоимением: Он играет.
- Словосочетанием: Мама с папой уехали.
- Инфинитивом: Читать — полезно.
Определение сказуемого
Сказуемое показывает, что делает подлежащее или в каком оно состоянии. Оно чаще всего выражено глаголом.
Вопросы к сказуемому:
- Что делает? (бежит)
- Что сделал? (сказал)
- Что будет делать? (поедет)
- Каков? Кто он? Что это? (умный, врач, день)
Виды сказуемого:
Вид сказуемого | Что это? | Пример |
Простое глагольное | Один глагол | Мальчик бежит. |
Составное глагольное | Глагол-связка + инфинитив | Ребёнок начал читать. |
Составное именное | Глагол-связка + прилагательное/существительное | Папа был уставший. Мама — врач. |
🔎 Примеры сказуемого:
- Кот спит. → Что делает? Спит — сказуемое.
- Она будет петь. → Что будет делать? Будет петь — сказуемое.
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении?
Пошаговая инструкция:
- Прочитайте предложение внимательно.
- Найдите, о ком или о чём идёт речь — это подлежащее.
- Спросите: что делает или что говорят о подлежащем — это сказуемое.
Примеры разбора:
- Весна пришла.
Подлежащее: Весна (что?)
Сказуемое: пришла (что сделала?) - Дети играли в парке.
Подлежащее: Дети (кто?)
Сказуемое: играли (что делали?) - Мама купила яблоки.
Подлежащее: Мама
Сказуемое: купила
Ошибки при выделении главных членов предложения
Типичные ошибки:
- Запутались в вопросах.
Иногда дети путают, где кто. Например, считают сказуемое подлежащим, потому что оно в начале предложения. - Выделяют второстепенные члены.
В предложении «Маленький мальчик с собакой играл во дворе» ребёнок может подумать, что собакой — подлежащее. - Смешивают составное сказуемое с дополнением.
В предложении «Он начал читать книгу» — начал читать — это всё сказуемое, а книгу — дополнение.
❗ Как помочь ребёнку избежать ошибок:
Регулярно спрашивайте: кто? что делает? Задавайте вопросы к словам — это развивает навык логического анализа.
Задачи для практики
Разберите предложения и найдите подлежащее и сказуемое:
- Мальчик рисует.
- Осенью птицы улетают на юг.
- Девочка с интересом читает сказку.
- Кошка лежала на подоконнике.
- Солнце светит ярко.
- Ребята будут смотреть фильм.
- Мама с бабушкой готовят обед.
- Дождь пошёл внезапно.
- Бабочка села на цветок.
- Мы поехали на экскурсию.
Таблица главных членов предложения
Член предложения | Вопросы | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Девочка, он, собака, чтение |
Сказуемое | Что делает? Каков? Кто он? | бежит, был добрым, стал врачом |
Эта таблица поможет быстро вспомнить, как искать подлежащее и сказуемое.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
👨🏫 Шамиль Ахмадуллин, педагог и автор более 110 развивающих пособий, приглашает вас на бесплатный 5-дневный марафон.
📌 За 5 дней вы узнаете:
✅ Как без давления развить в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как превратить домашние задания из стресса — в привычку
✅ Как всего за 15 минут в день изменить подход к учебе
✨ Этот марафон — шанс навсегда прекратить «бои за домашку» и обрести спокойствие в семье.
👉
Практический кейс
👩👦 История из жизни
Мама шестиклассника Лёши заметила, что сын часто путается в заданиях: то не может найти подлежащее, то пишет лишние слова как сказуемое. Вместо того чтобы объяснять снова правила, она предложила игру:
- Они вместе читали короткие предложения.
- Мама задавала только два вопроса: «Кто?» и «Что делает?»
- Лёша выделял нужные слова, а мама рисовала «карточку героя»: слева персонаж (подлежащее), справа — его действие (сказуемое).
Через неделю Лёша сам просил порешать примеры — он понял, что грамматика может быть понятной и даже интересной, если подходить к ней творчески.
Заключение
Подлежащее и сказуемое — это основа любого предложения. Когда ребёнок понимает, кто действует и что делает, он увереннее пишет, говорит и рассуждает. Не нужно перегружать его терминами — достаточно научить задавать простые вопросы: Кто? и Что делает?
И помните: лучше один раз разобрать на примере, чем сто раз заучить правило.