- Прямая речь в русском языке — правила, примеры, упражнения
- Что мотивирует ребёнка учиться самостоятельно?
- Для чего нужна прямая речь в текстах
- Роль прямой речи в тексте
- В текстах прямая речь выполняет функции:
- Основные элементы прямой речи
- В состав прямой речи входят:
- Знаки пунктуации при прямой речи
- 1. Слова автора после прямой речи
- 2. Слова автора перед прямой речью
- 3. Прямая речь внутри слов автора
- 4. Оформление диалогов
- Ошибки в оформлении прямой речи
- Таблица правил пунктуации в прямой речи
- Случай
- Схема
- Пример
- Исключения и сложные случаи
- 1. Прямая речь без авторских слов
- 2. Прямая речь с отсутствующими кавычками
- 3. Прямая речь с цитатой
- Упражнения для закрепления и проверки знаний
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Заключение
Прямая речь в русском языке — правила, примеры, упражнения
В художественных, новостных и рекламных текстах часто встречается прямая и косвенная речь. Ее можно видеть и в простых школьных сочинениях, персонажи которых задаются вопросами, высказывают свои мысли или удивляются чему-либо. При включении чужой речи в текст важно правильно применять знаки препинания. Расскажем, какие правила необходимо соблюдать при оформлении прямой речи в текстах.
Что мотивирует ребёнка учиться самостоятельно?
Узнать
Для чего нужна прямая речь в текстах
Так называются реплики другого лица, включаемые в авторский текст. Для их воспроизведения используется 2 способа: прямой и косвенный. В первом случае реплики воспроизводятся с полным сохранением смысла и формы. Для выделения прямой речи предназначены кавычки и знаки пунктуации, отделяющие ее от слов автора. Пример: «Пойдем в цирк?», — сказала мама. «Да», — ответили дети.
В отличие от прямой косвенная речь не передает чужие высказывания в точности, однако их суть сохраняет. Автор просто пересказывает реплику, оформляя ее соответствующим образом. При вводе косвенной речи кавычки не используются: Папа сказал, что завтра мы идем в цирк.
Роль прямой речи в тексте
В текстах прямая речь выполняет функции:
- передачи монологов и диалогов персонажей художественных произведений;
- дословной передачи чужих высказываний при необходимости сохранения авторского оформления и интонации;
- цитирования других авторов.
В художественных произведениях живая и выразительная речь помогает лучше понимать мысли и настроение персонажей. В публицистических текстах ее используют для передачи важных слов экспертов или спикеров.
Основные элементы прямой речи
В состав прямой речи входят:
- Слова персонажа. Прямая речь передает чужие слова дословно, без изменения формы и смысла. В нее могут входить диалектизмы, междометия, тавтологии.
- Авторская речь. Эта конструкция, поясняющая, кому принадлежит приведенное в тексте высказывание. В нее часто входят глаголы, обозначающие мыслительные или речевые процессы: сказал, спросил, говорит, отвечает, думает и т. д.
- Знаки препинания. Помогают понять, где начинается и заканчивается реплика другого лица, а также авторский текст.
Знаки пунктуации при прямой речи
Прямая речь в тексте выделяется разными способами. Все зависит от того, где она находится. Рассмотрим самые распространенные варианты.
1. Слова автора после прямой речи
Если чужая реплика приводится перед словами автора, ее отделяют с помощью тире. Пояснение автора пишется с маленькой буквы. Прямая речь отделяется от него кавычками, запятой и тире, если высказывание приводится в повествовательном тоне. В зависимости от типа предложения запятая может быть заменена другими знаками.
В вопросительном предложении соответствующий знак ставится до закрывающей кавычки. То же правило действует и в отношении восклицательного знака. Рассмотрим примеры:
- Повествовательное предложение: «Сегодня холодновато», — подумала Катя, выходя из дома.
- Вопросительное предложение: «Тебе не кажется, что кошки — удивительные существа?» — спросила девочка у мамы.
- Восклицательное предложение: «Дети, послушайте меня внимательно!» — сказал учитель.
2. Слова автора перед прямой речью
Иногда автор дает все необходимые пояснения перед вводом прямой речи в текст. После них ставится двоеточие, затем идет открывающая кавычка. Чужая реплика начинается с заглавной буквы. Точка после прямой речи ставится за второй кавычкой, восклицательный и вопросительный знаки — перед ней. Примеры:
- Маша пришла из школы, пообедала, отдохнула и подумала: «Пора приниматься за уроки».
- Мальчик вышел во двор, увидел большую компанию друзей, играющих в футбол, и воскликнул: «Как же много вас тут собралось!»
- Саша проснулся рано утром, потянулся и подумал: «А не пойти ли мне порыбачить?»
3. Прямая речь внутри слов автора
Иногда прямая речь делит авторский текст на несколько частей. В таком случае она выделяется кавычками. После первой части авторских пояснений ставится двоеточие, перед второй — запятая и тире (в случае повествовательной реплики), вопросительный или восклицательный знак и тире (в остальных случаях).
Света задумалась, произнесла: «Не стоит, это не слишком хорошая идея», — после чего разговор прекратился.
Разделенной может быть и прямая речь. Авторское пояснение остается между ее частями и отделяется тире. Реплики могут включать как одно, так и несколько предложений. В первом случае вторая часть высказывания пишется после запятой, с маленькой буквы. Пример: «Пойдем, — воскликнул Сережа, — нас ждут большие приключения!»
При наличии в прямой речи нескольких предложений после первого ставится запятая или заменяющий ее знак пунктуации. Слова автора завершаются точкой. Следующее предложение пишется после тире, с большой буквы. Пример: «Вот это чудеса! — думала девочка. — Еще вчера окна были прозрачными, а ночью мороз нарисовал на них восхитительные узоры».
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАШ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ?
Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и узнайте, как заинтересовать ребенка учебой. Сэкономите деньги на репетиторах и освободите несколько свободных часов в день: ребенок сам начнет делать уроки, без криков и угроз.
4. Оформление диалогов
Все предыдущие варианты ввода прямой речи применяются, если автор передает слова одного персонажа. Если в разговоре участвует несколько действующих лиц, применяются диалоги. При их оформлении каждая реплика начинается с тире и заглавной буквы. Кавычками прямая речь в этом случае не выделяется:
— Привет, Катя!
— Привет, Лена!
— Ты идешь сегодня в кино?
— Да, уже собираюсь.
Ошибки в оформлении прямой речи
Оформление прямой речи — одна из самых сложных тем раздела «Синтаксис и пунктуация». На первых этапах обучения ошибки в текстах просто неизбежны. Достаточно часто ученики, да и взрослые люди:
- Путают прямую и косвенную речь. Это приводит к неправильному составлению предложений и применению знаков пунктуации. Вот пример такой ошибки: «Маша спросила, что „хочу ли я идти туда, как ты думаешь?”». Это предложение правильнее всего употреблять с прямой речью. В этом случае оно будет писаться так: Маша спросила: «Хочу ли идти туда, как ты думаешь?».
- Повторяют кавычки в середине прямой речи. Кавычки пишутся только в начале и конце реплики, даже если она разрывается авторскими словами. Пример неправильного написания: «Я что-то сделал не так», — спросил Ваня, — «Катя, почему ты обиделась?».
- Убирают подлежащее из слов автора. Это способствует тому, что читатель перестает понимать, о ком и о чем идет речь в тексте. Пример ошибки: «Куда же он мог пойти, — огляделся по сторонам, — Ладно, вернется» — отмахнулся беззаботно.
- Используют дефис вместо тире. Для отделения реплик в диалоге и прямой речи от слов автора должно применяться именно длинное тире.
- Используют всевозможные сокращения и малопонятные аббревиатуры в цитатах и репликах. Ошибочное написание: «Для приготовления теста потребуется 2 ст. муки», — сказал повар. Правильное написание: «Для приготовления теста потребуется 2 стакана муки», — сказал повар.
- Путают вводные конструкции с прямой речью. При использовании вводных слов двоеточие и кавычки не используются.
- Выносят за кавычки вопросительный и восклицательный знаки.
Чтобы не совершать таких ошибок, необходимо запомнить все рассмотренные ранее схемы текстов с прямой речью.
Таблица правил пунктуации в прямой речи
Систематизировать изученную информацию и запомнить важные моменты поможет таблица.
Случай | Схема | Пример |
Слова автора перед прямой речью | А: «П». А: «П!» А: «П?» | Мама сказала: «Пора идти домой». Катя воскликнула: «Как же красиво!» |
Прямая речь до слов автора | «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. | «Катя заболела, поэтому гулять не выйдет», — сообщила мама моей подруги. «Надо бежать домой!» — крикнул Коля сестренке. «Куда мы пойдем сегодня?» — спросил сын. |
Прямая речь со словами автора внутри | «П, — а. — П». «П, — а, — п». «П! — а. — П». «П? — а. — П». «П, — а: — П». | «Билеты на поезд купить не сложно, — подумал я. — Завтра поеду на море». «Я рад, — сказал он, — что вы вернулись». «Смотри! — крикнула Лена. — Твой кот влез на дерево». «Маша, ты не забыла? — спросила Света. — Сегодня у нас конкурс песни». |
Прямая речь внутри авторских слов | А: «П», — а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. | Он тихо сказал: «Что-то мне нехорошо», — и надолго замолчал. Он закричал: «Стой!» — и побежал вслед за убегающей собакой. Она спросила: «Пойдем ли мы в парк?» — и пошла собираться. |
Исключения и сложные случаи
Ошибки также могут возникать при оформлении предложений, являющихся исключениями из правил, а также сложных речевых конструкций. Рассмотрим их подробнее.
1. Прямая речь без авторских слов
Не всегда к чужой речи дается пояснение автора. Иногда она включается в текст отдельно и обозначается кавычками. Например: Из спортзала доносились громкие голоса. «Саша лезет по канату вверх! Он может упасть! Слезай быстрее, Саша!» Мария Петровна подошла к двери спортзала и прислушалась.
2. Прямая речь с отсутствующими кавычками
Такую ситуацию представить сложно, если речь идет не о диалоге. Но не все знают, что прямая речь без кавычек может употребляться и тогда, когда:
- Принадлежность высказывания неизвестна. Прямая речь в текст вводится с помощью обезличенного предложения: Про таких, как Василий, часто говорят: мал золотник, да дорог.
- Имеется вводное слово, указывающее на источник прямой речи: Я, говорит, всю планету объездил, и путешествия мне больше неинтересны.
- Имеется специальная конструкция, отражающая источник сообщения: Современные дети, считает психолог, вынуждены получать и анализировать большие объемы информации.
3. Прямая речь с цитатой
Если в состав прямой речи включена цитата, ее заключают в дополнительные кавычки. Пример: И тут Петров поднял на учителя глаза и, усмехнувшись, сказал: «Мария Ивановна, ну вы же сами сказали „Дурака учить — только портить!‟».
Кавычками цитата выделяется и в диалоге. В этом случае они будут единственными.
Упражнения для закрепления и проверки знаний
Научить ребенка правильно оформлять прямую речь в текстах — непростая задача. Тем более что в школьной программе на эту тему отводится не слишком много часов. Закреплять материал придется дома. В этом помогут следующие упражнения и методики:
- Схематический диктант. Продиктуйте ребенку предложение с прямой речью. Попросите его составить схему, пользуясь полученными ранее знаниями.
- Расстановка знаков пунктуации в тексте. Напишите несколько предложений, не используя ни одного знака препинания. Попросите ребенка расставить их в соответствии с правилами оформления прямой речи. На первых этапах используйте хорошо знакомые ребенку тексты, например, отрывки из сказок.
- Поиск соответствий. Напишите схемы в несколько колонок. После этого выдайте ребенку отрывок текста. Попросите вписать каждое предложение в соответствующую ему колонку.
- Игра с карточками. Попросите ребенка перестроить написанный на карточке текст так, чтобы в нем содержалась прямая речь.
- Работа с текстами. Предложите ребенку прочитать отрывок из произведения, найти главную мысль, выделить имеющие прямую и косвенную речь предложения. Также попросите объяснить, почему использовались именно эти знаки препинания.
Важно сочетать несколько способов обучения в одном занятии. Только так уроки станут интересными для ребенка и помогут закрепить изученный материал. Приведем примеры заданий для проверки знаний.
Задание 1
Правильно расставьте знаки пунктуации в предложениях (реплики приводятся в скобках):
- Заблудившийся в тумане еж тихо говорил (Лошадка).
- (Рассчитайте объем этого куба) попросил преподаватель на уроке геометрии.
- Ребенок крикнул (Киса!) и бросился бежать за большим серым котом, рванувшим прочь от неожиданности.
- (Когда ты придешь домой из школы) спросила мама (и чем ты будешь заниматься потом?).
Задание 2
Перестройте предложения так, чтобы прямая речь и авторские слова поменялись местами:
- «Давай дружить!» — сказала Маша, подойдя к Оле.
- Вика посмотрела на небо и задумчиво произнесла: «Какие темные тучи, наверное, сейчас начнется дождь».
- Он восхищался увиденной в музее картиной: «Как же она прекрасна!»
- Бабушка недоумевала: «Зачем же идти гулять, если на улице сегодня так холодно?»
Задание 3
Расставьте знаки препинания, распределите предложения на 2 группы (с прямой и косвенной речью):
- Даша удивленно отметила что фильм слишком быстро закончился.
- Учительница сказала что Кристина подготовила очень интересный реферат по биологии.
- Начинается ураган испуганно воскликнула бабушка и пошла закрывать окна.
- Учитель литературы посмотрел на ребят и спросил Кто хочет рассказать стихотворение первым?
- Рома сообщил брату, что завтра они с друзьями отправляются в поход.
- Мы не сможем достать это яблоко самостоятельно, не стоит лезть на дерево закричал мальчик своим товарищам.
- Дедушка рассказывал что солдаты во время ВОВ проявляли предельную стойкость и мужество.
- И сказал он сам себе ну схожу разок на тот дальний пруд подумаешь не разрешают никто не узнает если я пойду туда один.
- Иногда она думала про свою подругу что та постоянно говорит что-то не то и делает все неправильно.
Заключение
Научиться правильно оформлять прямую речь в текстах непросто. Особенно часто ошибки возникают на ранних этапах обучения. Чтобы улучшить этот навык, необходимо изучить все схемы предложений с прямой речью, ознакомиться с исключениями и сложными случаями. Закрепить навык поможет регулярное выполнение упражнений.
Правильное оформление прямой речи — лишь одна из многих трудностей, с которыми сталкиваются школьники. Если ваш ребенок испытывает сложности не только с пунктуацией, но и с самоорганизацией, мотивацией к учебе или выполнением домашних заданий, приглашаем вас на бесплатный марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5».
За 5 дней вы узнаете эффективные методики повышения успеваемости, научитесь развивать в ребенке самостоятельность и ответственность, а также получите пошаговый план действий для устранения пробелов в знаниях.
Не тратьте время на бесконечные споры из-за учебы! Зарегистрируйтесь прямо сейчас.