Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

23.06.2025

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Поделиться статьей:

15 минут чтения

108 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Развитие мышления у детей дошкольного возраста: формы, приемы и методика обучения

 

Мышление — основная когнитивная функция у детей, которая активнее всего развивается в дошкольном возрасте. Ребенок хорошо усваивает новую информацию, учится говорить и думать, использовать разные способы взаимодействия с предметами, соблюдать правила поведения в обществе. Развитие мышления у детей — важный этап воспитания, который закладывает базу для дальнейшего обучения, освоения профессиональных и других необходимых навыков для успешной жизни.

Почему важно развивать мышление именно в дошкольном возрасте

Развитие мышления в дошкольном возрасте помогает не только подготовить ребенка к обучению в школе, но и заложить фундамент для будущей адаптации к жизни. В этот период начинается активное освоение ключевых навыков, используемых для познания мира, самовыражения и решения проблем. Почему важно развитие мышления у детей дошкольного возраста:

  • В 3-6 лет ребенок входит в сенситивный период, когда он становится наиболее восприимчивым к новой информации. Это лучшее время для развития когнитивных функций. Нейронные связи в раннем детстве образуются с большой скоростью, ребенок легко осваивает навыки. Упускать этот период нельзя, поскольку в будущем развивать мышление будет сложнее. 
  • Основы абстрактного и логического мышления закладываются во время игр. И они наиболее интересны дошкольникам. В играх дети моделируют разные ситуации, решают задачи, ставят эксперименты. Хорошими средствами развития интеллекта становятся конструкторы, настольные игры, головоломки. Все это активизирует мыслительные операции. 
  • В дошкольном возрасте появляются навыки анализа, сравнения, поиска причинно-следственных связей. Ребенок сравнивает предметы и явления, анализирует информацию, перебирает варианты. Он понимает, чем одна вещь отличается от другой, почему происходят те или иные события, как решать простые задачи. Эти навыки будут использоваться не только в обучении, но и в других жизненных ситуациях. Развивая когнитивные функции у дошкольника, мы даем ему действенный инструмент достижения успеха и познания мира.

развитие мышления у детей

Основные формы и типы детского мышления

Выделяют 3 основных формы развития детского мышления:

  1. Наглядно-действенную. Это основной тип мышления у детей раннего возраста. Мыслительные процессы тесно связаны с практическими действиями. Ребенок не умеет решать задачи без наглядного материала. Дети с развитым наглядно-действенным мышлением используют получаемую информацию для выявления свойств и связей объектов, выполнения последующих действий. 
  2. Наглядно-образную. Эта форма характерна для детей среднего дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление используется для решения задач со скрытыми свойствами предметов, открывающимися при подключении воображения. Выполняя практические действия, ребенок накапливает опыт, помогающий мысленно строить образы и прогнозировать, каким будет результат того или иного поступка.
  3. Логическую. Эта высшая форма мышления, которая начинает развиваться у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок учится отделять главные признаки от второстепенных, анализировать, сравнивать и рассуждать, обобщать и классифицировать, аргументировать высказываемое мнение, находить причинно-следственные связи. Появляются первые признаки креативного мышления, подразумевающего нестандартный подход к решению задач. 

Развитие форм мышления у детей происходит следующим образом:

  • От наглядно-действенного к образному. В раннем возрасте закладывается база для более сложных форм мышления. В течение первых 4-5 лет жизни ребенок переходит от неосознанных практических действий к решению простых, а затем и сложных задач с использованием мысленных образов. 
  • От наглядно-образного к словесно-логическому. Переход начинается после 5-6 лет. Ребенок пользуется рассуждениями, понятиями и умозаключениями. От узких понятий он переходит к обобщающим.

В развитии мышления у дошкольника важная роль отводится играм. Игровая деятельность мотивирует к изучению окружающего мира, наблюдению, анализу и рассуждению. Не менее важна речь, благодаря которой дети начинают использовать рассуждения для решения задач и понимания явлений. Дошкольник учится выражать мысли связно и логично. Игры и развитие речи нужно дополнять практической деятельностью: чтением, лепкой, рисованием. Они развивают мелкую моторику, мыслительные способности.

 

Этапы и особенности развития мышления у дошкольников

О стадиях развития мышления мы более подробно писали в другом материале. Здесь же рассмотрим процесс развития мышления у дошкольников в виде таблицы:

Возраст

Вид мышления

Операции и навыки

1-2 года

наглядно-действенное действия с предметами, понимание их признаков и свойств (при наличие речевого сопровождения взрослых)
2-3 года

наглядно-действенное

  • появление активной речи;
  • понимание простых причин явлений и свойств предметов

3-4 года

наглядно-образное
  • первые представления о величине и количестве; 
  • простейшая классификация

4-5 лет

наглядно-образное + словесно-логическое
  • сериация, классификация;
  • счет до 10;
  • понимание пространства и времени;
  • знаково-символическая форма мышления
5-6, 6-7 лет словесно-логическое
  • построение логических цепочек;
  • представление об изменении количеств;
  • представление об обратимости и необратимости явлений;
  • навыки планирования собственных действий.

На ранних этапах развития мышления (в дошкольном возрасте) проявляются такие его способы:

  • Метод проб и ошибок. Это элемент наглядно-действенного мышления, преобладающий в 3-4-летнем возрасте. Наблюдение за различными ситуациями позволяет накапливать опыт, который поможет выполнять нужные действия в дальнейшем. Например, двухлетние дети стучат по двери и пробуют разные способы ее открытия. Успех достигается случайно. 
  • Подражание. Относится к функциям наглядно-образного мышления. Подражанием дети пользуются в 4-5 лет. Они копируют особенности поведения взрослых, моделируя собственные образы в воображении. Эта особенность хорошо проявляется в играх, где с помощью одной вещи представляется другая. 
  • Сравнение. Это универсальный способ мышления, осваиваемый еще в раннем дошкольном возрасте. Он строится на противопоставлении, помогающем формировать суждения. В сравнении используются такие параметры, как: форма, величина, температура, цвет и т. д. 
  • Классификация. Это сложная операция, в которой используется сравнение и обобщение. Уровень развития навыка классификации зависит от пола и возраста ребенка. На первых этапах развития мышления у детей дошкольного возраста предметы классифицируются по внешним признакам и назначению. К 5 годам способы классификации усложняются. Например, машина может быть не только большой или маленькой, настоящей или игрушечной, но и легковой или грузовой, личной или рабочей.

Эффективные методики развития когнитивных способностей у детей разбираем на бесплатном онлайн-марафоне для родителей учеников 1-8 классов. Автор более 40 методик эффективного обучения детей — Шамиль Ахмадуллин — делится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день. Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе.

ПОДРОБНЕЕ

Приемы и методы развития мышления у детей

Правильному развитию мышления способствует всестороннее обучение, включающее множество методов и приемов, активизирующих когнитивные функции. О системе развития мышления можете почитать подробнее в другой нашей статье.

1. Техники развития мышления 

К основным приемам развития мышления у детей относятся:

  • «Найди отличие». Игра подразумевает поиск различий в двух почти одинаковых картинках. Обычно это мелкие элементы, которые не бросаются в глаза. Для решения поставленной задачи ребенок задействует память, воображение, внимание. 
  • «Найди лишнее». Ряд предметов складывается в коробку. Задача ребенка — найти тот, что отличается от остальных по каким-либо признакам. Игра учит анализировать, искать схожие и различные черты, классифицировать предметы.
  • «Что, если…». Игра предназначена для детей 4-6 лет и направлена на развитие логического мышления, способности формулировать мысли. Задавайте вопросы, начинающиеся со «Что будет, если…». Например, что будет, если не выключать воду? 
  • «Игра наоборот». Взрослый говорит фразу, в которой есть ошибка. Ребенок должен быстро найти и исправить ее. Сложность игры выбирается с учетом возраста.
  • «Описание предмета». Ребенок должен найти как можно больше определений к названному предмету. Например, яблоко: красное, зеленое, кислое, сладкое, желтое, сочное.
  • «Найди последовательность». Игра предназначена для детей, умеющих считать. Попросите ребенка составить последовательность, в которой каждое следующее число будет больше или меньше предыдущего на некоторое количество единиц.

игры на развитие мышления у детей

2. Методы развития мышления 

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие методы:

  • Проблемные ситуации. Педагог описывает несколько проблемных ситуаций, дети должны найти эффективные варианты их решения. Метод учит делать предположения и выводы, адекватно относиться к собственным ошибкам.
  • Рассказывание сказок. В процессе занятия дети придумывают собственные истории или переделывают уже написанные. Например, можно переписать конец сказки, изменить происходящие в ней события, добавить немного юмора. Этот метод помогает развивать воображение и креативное мышление. 
  • Игры из серии «черный ящик». Ведущий озвучивает правило, дети должны угадать, что находится в ящике. Можно загадать загадку или описать признаки данного предмета. Игра учит систематизировать и обобщать.

3. Творческие занятия

Развитию мышления у детей способствуют:

  • Конструирование. Конструкторы с разными типами деталей позволяют не только собирать по инструкции, но и придумывать собственные объекты. Конструирование по заданной теме и правилам развивает способность анализировать данные, применять их на практике. Создание собственных моделей развивает творческие способности. 
  • Рисование. Развивает пространственное мышление, знакомит с понятиями пропорции и перспективы, учит строить композиции. Также в процессе рисования раскрываются творческие навыки.
  • Моделирование. Помогает систематизировать и обобщать знания об окружающем мире. При моделировании дети запоминают строение и название предметов. В процессе срабатывает принцип вытеснения, при котором реальный объект заменяется условным символом или изображением. Моделирование развивает образное и логическое мышление.

4. Воспитание мышления через игру и общение

Общение и игра считаются основными инструментами развития и воспитания мышления у детей дошкольного возраста. Они помогают познавать окружающий мир, экспериментировать, делать собственные выводы. Такие инструменты применяются в:

  • Сюжетно-ролевых играх. Дети разыгрывают разные ситуации, в которых примеряют на себя разные роли. Игры стимулируют мыслительные процессы, воображение, развивают эмпатию и умение решать различные вопросы. 
  • Дидактических играх. Они направлены на формирование определенных навыков и получение новых знаний. Например, с помощью дидактических игр дети изучают геометрические фигуры, цвета, числа. Они существенно повышают эффективность обучения. 
  • Педагогических методиках. Например, методика Монтессори дает детям свободу выбора материалов и действий, развивая любознательность и самостоятельность. Сказкотерапия учит проживать эмоции через сказки и истории, развивает эмпатию. Методы Воскобовича и Зайцева, основанные на интерактивности и наглядности, помогают обучать детей математике и чтению. 
  • Обсуждение сказок и мультфильмов. Дети анализируют мотивы и последствия поступков главных героев, оценивают ситуацию, делают выводы. Хорошим способом развития воображения является сочинение собственных историй. В процессе ребенок структурирует свои мысли, учится пользоваться речевыми инструментами, строить логические цепочки, выражать идеи устно и письменно.
  • Сочинение и разгадывание загадокпрекрасный инструмент развития когнитивных способностей у детей, о котором мы писали в другой нашей статье.
  • 10 веселых детских игр для развития креативного мышления найдете в еще одной нашей статье.

👨‍🏫 Хотите узнать больше лайфхаков и эффективных методик, которые помогают тысячам ученикам обучаться в школе легко и с интересом, а родителям быть уверенными в успешном будущем их детей? Тогда присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ детских развивающих пособий.

Вот только некоторые темы, которые рассмотрим на марафоне:

✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

Записаться бесплатно

 

Роль педагога и родителя в развитии мышления ребёнка

В развитии мышления у детей-дошкольников решающую роль играют взрослые люди, которые его окружают. В первую очередь, это родители и педагоги. Основными функциями педагога в данном процессе являются:

  • создание дружелюбной и комфортной среды для получения знаний и навыков;
  • обучение применению логического мышления в разных жизненных ситуациях;
  • проведение обсуждений и дискуссий, которые учат детей анализировать информацию;
  • оценка степени усвоения новой информации, уровня развития детей.

развивающие занятия для детей

 

Родители должны способствовать закреплению и расширению полученных в детском саду и учреждениях дополнительного образования навыков. Для этого необходимо:

  • давать возможность работы с разным игровым материалом;
  • создавать условия для творческой деятельности;
  • поощрять любознательность ребенка, позволять ему задавать вопросы и исследовать окружающий мир;
  • давать развернутые ответы на вопросы ребенка, способствуя расширению понимания окружающего мира и развитию мышления;
  • играть в активные и дидактические игры, развивающие самостоятельность и креативность;
  • формировать основной понятийный аппарат.

Совместная работа родителей и педагога помогает сформировать устойчивую мотивацию к познанию, раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка.

Заключение

Развитие мышления — важная часть воспитания ребенка. Оно помогает сформировать навыки, благодаря которым человек становится успешным в будущем. Развивать мышление необходимо с раннего детства, благодаря этому ребенок добьется хороших результатов в учебе и творчестве, легко адаптируется в обществе. При этом развитие мышления ребенка — процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается и в школьные годы и всю последующую жизнь. Но что делать, если у вашего ребенка уже возникли трудности с учебой? Как помочь ему справиться с отвлекающими факторами и нежеланием учиться?

Специально для решения этих вопросов Шамиль Ахмадуллин проводит бесплатный марафон для родителей школьников. Всего за 5 дней вы узнаете, как повысить успеваемость ребенка, развить самостоятельность и помочь ему полюбить учебу. 

На марафоне вы:

– освоите эффективные техники улучшения памяти, внимания и мышления вашего ребенка;
– получите практические инструменты для повышения когнитивных способностей;
– научитесь применять методы интеллектуального развития в повседневной жизни.

Узнать подробнее

 

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Что должен знать ребёнок к 1 классу: памятка для родителей

Что должен знать ребёнок к 1 классу — памятка для родителей   Поступление в первый класс — волнительный момент в ...

17.07.2025 Читать
Сложные темы в английском: начальная школа

Самые сложные темы в английском языке: начальная школа   Английский язык в начальной школе может стать настоящим ...

16.07.2025 Читать
Самые сложные предметы в школе: рейтинги, проблемы, помощь ребенку

Самые сложные предметы в школе: что дается детям труднее всего?   Каждый взрослый вспоминает школьные годы ...

15.07.2025 Читать