- Развитие мышления у детей дошкольного возраста: формы, приемы и методика обучения
- Почему важно развивать мышление именно в дошкольном возрасте
- Основные формы и типы детского мышления
- Развитие форм мышления у детей происходит следующим образом:
- Этапы и особенности развития мышления у дошкольников
- Возраст
- Вид мышления
- Операции и навыки
- На ранних этапах развития мышления (в дошкольном возрасте) проявляются такие его способы:
- Приемы и методы развития мышления у детей
- 1. Техники развития мышления
- 2. Методы развития мышления
- 3. Творческие занятия
- 4. Воспитание мышления через игру и общение
- Роль педагога и родителя в развитии мышления ребёнка
- Заключение
Развитие мышления у детей дошкольного возраста: формы, приемы и методика обучения
Мышление — основная когнитивная функция у детей, которая активнее всего развивается в дошкольном возрасте. Ребенок хорошо усваивает новую информацию, учится говорить и думать, использовать разные способы взаимодействия с предметами, соблюдать правила поведения в обществе. Развитие мышления у детей — важный этап воспитания, который закладывает базу для дальнейшего обучения, освоения профессиональных и других необходимых навыков для успешной жизни.
Почему важно развивать мышление именно в дошкольном возрасте
Развитие мышления в дошкольном возрасте помогает не только подготовить ребенка к обучению в школе, но и заложить фундамент для будущей адаптации к жизни. В этот период начинается активное освоение ключевых навыков, используемых для познания мира, самовыражения и решения проблем. Почему важно развитие мышления у детей дошкольного возраста:
- В 3-6 лет ребенок входит в сенситивный период, когда он становится наиболее восприимчивым к новой информации. Это лучшее время для развития когнитивных функций. Нейронные связи в раннем детстве образуются с большой скоростью, ребенок легко осваивает навыки. Упускать этот период нельзя, поскольку в будущем развивать мышление будет сложнее.
- Основы абстрактного и логического мышления закладываются во время игр. И они наиболее интересны дошкольникам. В играх дети моделируют разные ситуации, решают задачи, ставят эксперименты. Хорошими средствами развития интеллекта становятся конструкторы, настольные игры, головоломки. Все это активизирует мыслительные операции.
- В дошкольном возрасте появляются навыки анализа, сравнения, поиска причинно-следственных связей. Ребенок сравнивает предметы и явления, анализирует информацию, перебирает варианты. Он понимает, чем одна вещь отличается от другой, почему происходят те или иные события, как решать простые задачи. Эти навыки будут использоваться не только в обучении, но и в других жизненных ситуациях. Развивая когнитивные функции у дошкольника, мы даем ему действенный инструмент достижения успеха и познания мира.
Основные формы и типы детского мышления
Выделяют 3 основных формы развития детского мышления:
- Наглядно-действенную. Это основной тип мышления у детей раннего возраста. Мыслительные процессы тесно связаны с практическими действиями. Ребенок не умеет решать задачи без наглядного материала. Дети с развитым наглядно-действенным мышлением используют получаемую информацию для выявления свойств и связей объектов, выполнения последующих действий.
- Наглядно-образную. Эта форма характерна для детей среднего дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление используется для решения задач со скрытыми свойствами предметов, открывающимися при подключении воображения. Выполняя практические действия, ребенок накапливает опыт, помогающий мысленно строить образы и прогнозировать, каким будет результат того или иного поступка.
- Логическую. Эта высшая форма мышления, которая начинает развиваться у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок учится отделять главные признаки от второстепенных, анализировать, сравнивать и рассуждать, обобщать и классифицировать, аргументировать высказываемое мнение, находить причинно-следственные связи. Появляются первые признаки креативного мышления, подразумевающего нестандартный подход к решению задач.
Развитие форм мышления у детей происходит следующим образом:
- От наглядно-действенного к образному. В раннем возрасте закладывается база для более сложных форм мышления. В течение первых 4-5 лет жизни ребенок переходит от неосознанных практических действий к решению простых, а затем и сложных задач с использованием мысленных образов.
- От наглядно-образного к словесно-логическому. Переход начинается после 5-6 лет. Ребенок пользуется рассуждениями, понятиями и умозаключениями. От узких понятий он переходит к обобщающим.
В развитии мышления у дошкольника важная роль отводится играм. Игровая деятельность мотивирует к изучению окружающего мира, наблюдению, анализу и рассуждению. Не менее важна речь, благодаря которой дети начинают использовать рассуждения для решения задач и понимания явлений. Дошкольник учится выражать мысли связно и логично. Игры и развитие речи нужно дополнять практической деятельностью: чтением, лепкой, рисованием. Они развивают мелкую моторику, мыслительные способности.
Этапы и особенности развития мышления у дошкольников
О стадиях развития мышления мы более подробно писали в другом материале. Здесь же рассмотрим процесс развития мышления у дошкольников в виде таблицы:
Возраст | Вид мышления | |
1-2 года | наглядно-действенное | действия с предметами, понимание их признаков и свойств (при наличие речевого сопровождения взрослых) |
2-3 года | наглядно-действенное |
|
3-4 года | наглядно-образное |
|
4-5 лет | наглядно-образное + словесно-логическое |
|
5-6, 6-7 лет | словесно-логическое |
|
На ранних этапах развития мышления (в дошкольном возрасте) проявляются такие его способы:
- Метод проб и ошибок. Это элемент наглядно-действенного мышления, преобладающий в 3-4-летнем возрасте. Наблюдение за различными ситуациями позволяет накапливать опыт, который поможет выполнять нужные действия в дальнейшем. Например, двухлетние дети стучат по двери и пробуют разные способы ее открытия. Успех достигается случайно.
- Подражание. Относится к функциям наглядно-образного мышления. Подражанием дети пользуются в 4-5 лет. Они копируют особенности поведения взрослых, моделируя собственные образы в воображении. Эта особенность хорошо проявляется в играх, где с помощью одной вещи представляется другая.
- Сравнение. Это универсальный способ мышления, осваиваемый еще в раннем дошкольном возрасте. Он строится на противопоставлении, помогающем формировать суждения. В сравнении используются такие параметры, как: форма, величина, температура, цвет и т. д.
- Классификация. Это сложная операция, в которой используется сравнение и обобщение. Уровень развития навыка классификации зависит от пола и возраста ребенка. На первых этапах развития мышления у детей дошкольного возраста предметы классифицируются по внешним признакам и назначению. К 5 годам способы классификации усложняются. Например, машина может быть не только большой или маленькой, настоящей или игрушечной, но и легковой или грузовой, личной или рабочей.
Эффективные методики развития когнитивных способностей у детей разбираем на бесплатном онлайн-марафоне для родителей учеников 1-8 классов. Автор более 40 методик эффективного обучения детей — Шамиль Ахмадуллин — делится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день. Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе.
ПОДРОБНЕЕ
Приемы и методы развития мышления у детей
Правильному развитию мышления способствует всестороннее обучение, включающее множество методов и приемов, активизирующих когнитивные функции. О системе развития мышления можете почитать подробнее в другой нашей статье.
1. Техники развития мышления
К основным приемам развития мышления у детей относятся:
- «Найди отличие». Игра подразумевает поиск различий в двух почти одинаковых картинках. Обычно это мелкие элементы, которые не бросаются в глаза. Для решения поставленной задачи ребенок задействует память, воображение, внимание.
- «Найди лишнее». Ряд предметов складывается в коробку. Задача ребенка — найти тот, что отличается от остальных по каким-либо признакам. Игра учит анализировать, искать схожие и различные черты, классифицировать предметы.
- «Что, если…». Игра предназначена для детей 4-6 лет и направлена на развитие логического мышления, способности формулировать мысли. Задавайте вопросы, начинающиеся со «Что будет, если…». Например, что будет, если не выключать воду?
- «Игра наоборот». Взрослый говорит фразу, в которой есть ошибка. Ребенок должен быстро найти и исправить ее. Сложность игры выбирается с учетом возраста.
- «Описание предмета». Ребенок должен найти как можно больше определений к названному предмету. Например, яблоко: красное, зеленое, кислое, сладкое, желтое, сочное.
- «Найди последовательность». Игра предназначена для детей, умеющих считать. Попросите ребенка составить последовательность, в которой каждое следующее число будет больше или меньше предыдущего на некоторое количество единиц.
2. Методы развития мышления
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие методы:
- Проблемные ситуации. Педагог описывает несколько проблемных ситуаций, дети должны найти эффективные варианты их решения. Метод учит делать предположения и выводы, адекватно относиться к собственным ошибкам.
- Рассказывание сказок. В процессе занятия дети придумывают собственные истории или переделывают уже написанные. Например, можно переписать конец сказки, изменить происходящие в ней события, добавить немного юмора. Этот метод помогает развивать воображение и креативное мышление.
- Игры из серии «черный ящик». Ведущий озвучивает правило, дети должны угадать, что находится в ящике. Можно загадать загадку или описать признаки данного предмета. Игра учит систематизировать и обобщать.
3. Творческие занятия
Развитию мышления у детей способствуют:
- Конструирование. Конструкторы с разными типами деталей позволяют не только собирать по инструкции, но и придумывать собственные объекты. Конструирование по заданной теме и правилам развивает способность анализировать данные, применять их на практике. Создание собственных моделей развивает творческие способности.
- Рисование. Развивает пространственное мышление, знакомит с понятиями пропорции и перспективы, учит строить композиции. Также в процессе рисования раскрываются творческие навыки.
- Моделирование. Помогает систематизировать и обобщать знания об окружающем мире. При моделировании дети запоминают строение и название предметов. В процессе срабатывает принцип вытеснения, при котором реальный объект заменяется условным символом или изображением. Моделирование развивает образное и логическое мышление.
4. Воспитание мышления через игру и общение
Общение и игра считаются основными инструментами развития и воспитания мышления у детей дошкольного возраста. Они помогают познавать окружающий мир, экспериментировать, делать собственные выводы. Такие инструменты применяются в:
- Сюжетно-ролевых играх. Дети разыгрывают разные ситуации, в которых примеряют на себя разные роли. Игры стимулируют мыслительные процессы, воображение, развивают эмпатию и умение решать различные вопросы.
- Дидактических играх. Они направлены на формирование определенных навыков и получение новых знаний. Например, с помощью дидактических игр дети изучают геометрические фигуры, цвета, числа. Они существенно повышают эффективность обучения.
- Педагогических методиках. Например, методика Монтессори дает детям свободу выбора материалов и действий, развивая любознательность и самостоятельность. Сказкотерапия учит проживать эмоции через сказки и истории, развивает эмпатию. Методы Воскобовича и Зайцева, основанные на интерактивности и наглядности, помогают обучать детей математике и чтению.
- Обсуждение сказок и мультфильмов. Дети анализируют мотивы и последствия поступков главных героев, оценивают ситуацию, делают выводы. Хорошим способом развития воображения является сочинение собственных историй. В процессе ребенок структурирует свои мысли, учится пользоваться речевыми инструментами, строить логические цепочки, выражать идеи устно и письменно.
- Сочинение и разгадывание загадок — прекрасный инструмент развития когнитивных способностей у детей, о котором мы писали в другой нашей статье.
- 10 веселых детских игр для развития креативного мышления найдете в еще одной нашей статье.
👨🏫 Хотите узнать больше лайфхаков и эффективных методик, которые помогают тысячам ученикам обучаться в школе легко и с интересом, а родителям быть уверенными в успешном будущем их детей? Тогда присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ детских развивающих пособий.
Вот только некоторые темы, которые рассмотрим на марафоне:
✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбеЗаписаться бесплатно
Роль педагога и родителя в развитии мышления ребёнка
В развитии мышления у детей-дошкольников решающую роль играют взрослые люди, которые его окружают. В первую очередь, это родители и педагоги. Основными функциями педагога в данном процессе являются:
- создание дружелюбной и комфортной среды для получения знаний и навыков;
- обучение применению логического мышления в разных жизненных ситуациях;
- проведение обсуждений и дискуссий, которые учат детей анализировать информацию;
- оценка степени усвоения новой информации, уровня развития детей.
Родители должны способствовать закреплению и расширению полученных в детском саду и учреждениях дополнительного образования навыков. Для этого необходимо:
- давать возможность работы с разным игровым материалом;
- создавать условия для творческой деятельности;
- поощрять любознательность ребенка, позволять ему задавать вопросы и исследовать окружающий мир;
- давать развернутые ответы на вопросы ребенка, способствуя расширению понимания окружающего мира и развитию мышления;
- играть в активные и дидактические игры, развивающие самостоятельность и креативность;
- формировать основной понятийный аппарат.
Совместная работа родителей и педагога помогает сформировать устойчивую мотивацию к познанию, раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка.
Заключение
Развитие мышления — важная часть воспитания ребенка. Оно помогает сформировать навыки, благодаря которым человек становится успешным в будущем. Развивать мышление необходимо с раннего детства, благодаря этому ребенок добьется хороших результатов в учебе и творчестве, легко адаптируется в обществе. При этом развитие мышления ребенка — процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается и в школьные годы и всю последующую жизнь. Но что делать, если у вашего ребенка уже возникли трудности с учебой? Как помочь ему справиться с отвлекающими факторами и нежеланием учиться?
Специально для решения этих вопросов Шамиль Ахмадуллин проводит бесплатный марафон для родителей школьников. Всего за 5 дней вы узнаете, как повысить успеваемость ребенка, развить самостоятельность и помочь ему полюбить учебу.
На марафоне вы:
– освоите эффективные техники улучшения памяти, внимания и мышления вашего ребенка;
– получите практические инструменты для повышения когнитивных способностей;
– научитесь применять методы интеллектуального развития в повседневной жизни.Узнать подробнее