- Как развить мышление: методики, упражнения и формирование навыков
- Как развить мышление у ребенка и включить мотивацию к учёбе?
- Что включает в себя развитие мышления человека
- Что мы развиваем, прокачивая навык мышления
- Техники и методики развития мышления
- Игровые и когнитивные методики
- Техники развития мышления
- Упражнения на развитие мышления: примеры и формы
- Пример для развития мышления:
- Варианты и направления развития мышления
- 1. Критическое мышление
- 2. Стратегическое мышление
- 3. Творческое мышление
- Как развивается мышление у взрослых
- Что способствует развитию позитивного мышления
- Как быстро развить мышление: пример краткой практики
- Заключение
Как развить мышление: методики, упражнения и формирование навыков
Мышление — ключевой когнитивный процесс, который помогает человеку познавать мир, анализировать получаемую информацию и принимать правильные решения. Это сложный процесс, при котором мозг обрабатывает данные, получаемые из внутренних и внешних источников. Развитие мышления не только возможно, но и необходимо. Существует множество методик, которые подходят как детям, так и взрослым. Давайте их рассмотрим.
Как развить мышление у ребенка и включить мотивацию к учёбе?
Узнать
Что включает в себя развитие мышления человека
Мышление — психическая функция, подразумевающая познание и анализ объективной действительности через понятия, суждения и представления. Существуют следующие его виды:
- Логическое. Главной его характеристикой считается последовательность суждений. Целью развития человеческого мышления является закрепление способности делать аргументированные выводы из имеющейся информации. Логика подчиняется строгим принципам и правилам, характеризуется отсутствием спонтанности.
- Образное. Это способность формировать визуальные образы и картины в воображении. Вместо абстрактных понятий, человек для понимания чего-либо использует картинки.
- Критическое. Развитие такого мышления помогает человеку анализировать информацию, сомневаться, узнавать подробности и формировать суждения на основе чужих аргументов и собственной точки зрения.
- Креативное. Такое мышление помогает делать новые открытия и разрабатывать идеи. Также оно подразумевает использование нестандартного подхода для решения привычных задач.
Мышление связано со следующими процессами:
- Эмоциями. Это чувства, переживания, настроения. Эмоции влияют на поведение, состояние человека, отношение к объекту, субъекту или ситуации.
- Воображением. Это умение создавать идеи, образы и представления в сознании, использовать их для анализа информации и принятия решений. Воображение помогает представлять результаты своей деятельности, искать подходящие стратегии и планировать.
- Волей. Это способность принимать решения в результате мыслительных процессов, направлять мысли и действия в соответствии с поставленными целями. Воля связана с принятием решений и когнитивными функциями, без нее невозможно развитие психического мышления и памяти.
- Речью. Это средство мышления, помогающее человеку рассуждать и общаться с окружающими.
- Вниманием. Это способность направлять восприятие на определенный объект и концентрироваться на нем. Внимание помогает человеку адаптироваться в окружающей среде.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?
Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.
Что мы развиваем, прокачивая навык мышления
Мыслительная деятельность формируется и протекает в виде определенных умственных операций. Чтобы человек умел принимать решения и делать выводы, требуется развитие следующих навыков мышления:
- Анализ. Это умение мысленно делить информацию на части с последующим глубоким изучением каждый из них. Существует 2 способа анализа: мысленное разложение целого и выделение отдельных его признаков.
- Синтез. Такой навык подразумевает мысленное объединение частей. Так же, как и анализ, синтез делится на 2 вида: объединение частей и сочетание разных признаков, свойств сторон предмета или явления.
- Сравнение. Мысленное выявление сходных и различных свойств объектов и явлений.
- Обобщение. Способность мысленно объединять объекты или явления с учетом общих признаков и свойств, использование более общих понятий вместо узких.
- Аргументация. Умение оперировать фактами и логическими умозаключениями при выражении собственного мнения.
Все эти навыки редко применяются изолированно. Обычно они задействуются в разных сочетаниях. Для нормального протекания когнитивных процессов также требуется развитие следующих способностей мышления:
- Гибкости. Умения адаптироваться к окружающей обстановке, применяя креативные способности, выходя за рамки стандартного поведения и мышления. Гибкость мышления помогает перестраиваться с одной идеи на другую.
- Глубины. Способность выделять сложные вопросы и определять их суть, отделять важное от второстепенного, разрабатывать стратегии решения задач, всесторонне подходить к анализу явления.
- Абстрагирования. Выделение качества объекта или явления, которое не существует в отдельности.
- Прогнозирования. Способность предвидеть развитие ситуации, смотреть на проблему под разными углами и перебирать разные варианты исхода событий.
Все перечисленные навыки и способности необходимо тренировать для комплексного развития качества мышления.
Техники и методики развития мышления
Работа по развитию мышления — важный шаг на пути к достижению успеха в профессиональной и личной сферах, адаптации в обществе. Это основной инструмент, помогающий достигать поставленных целей и принимать правильные решения. Рассмотрим самые эффективные методики развития мышления.
Игровые и когнитивные методики
Для развития мышления у подростков и взрослых используются:
- Кубик Блума. Метод заключается в прочтении текста, после которого необходимо бросить кубик, напоминающий игральную кость. На гранях написаны призывы к действию: назови, объясни, придумай, поделись, назови, аргументируй. Необходимо придумывать к вопросам продолжения и давать ответы.
- «Шесть шляп». Метод, разработанный Эдвардом де Боно, представляет собой ролевую игру. В процессе необходимо придумывать идеи и анализировать ситуации. Каждая шляпа символизирует свой тип мышления, например, абстрактное, креативное, критическое и т. д. Метод подходит для брифингов и совещаний.
- ТРИЗ. Это разработанная в СССР методика решения задач. Она основывается на поиске оптимальных и нестандартных решений, помогающих найти правильный ответ, затрачивая минимум усилий. ТРИЗ помогает находить выходы из сложных ситуаций, разрешать конфликты и задействовать скрытые ресурсы.
- Ментальные карты. Метод направлен на структурирование информации и организацию идей. В центре карты записывается основная мысль, от нее отходят ключевые мысли, которые делятся на подпункты до полного структурирования информации. Ментальные карты развивают функции запоминания и анализа данных.
Техники развития мышления
К наиболее эффективным техникам относятся:
- Ассоциации. Это связывание далеких друг от друга свойств и качеств. Такой метод помогает генерировать нестандартные идеи, искать причинно-следственные связи, развивать воображение, тренировать память. Ассоциации бывают смежными (близкими во времени или пространстве), сходными (по общему признаку).
- Перебор вариантов. Эта техника также иногда называется методом проб и ошибок. Решение многих задач начинается именно с него. Только если найти ответ таким путем не удается, используются другие методы.
- «А что, если?». Дается определенная ситуация, после чего необходимо попробовать разыграть несколько вариантов ее развития. Также нужно придумать по нескольку стратегий действий для каждого из них и спрогнозировать возможные последствия.
- Аналогии. Некоторые решения ищутся по аналогии, когда идеи из одной области переносятся в другую и развиваются. Аналогии бывают символическими (поиск сравнений и парадоксов в привычных объектах и явлениях), личными (исследователь принимает на себя роль изучаемого предмета), фантастическими (исследуемый объект представляется в ситуациях, где явления и законы привычной реальности не действуют).
Упражнения на развитие мышления: примеры и формы
Мышление — навык, который необходимо постоянно развивать. И не только детям, но и взрослым. Помогают в этом следующие упражнения на развитие мышления:
- Головоломки. Это один из лучших видов упражнений для развития логического и абстрактного мышления. Головоломки не имеют очевидного решения, в поисках ответа приходится перебирать варианты, думать, анализировать. Например: на столе 6 чашек, первые 3 из которых пустые, оставшиеся — с водой. Нужно сделать так, чтобы полные и пустые емкости чередовались. Касаться можно только одной чашки, не трогая остальные. Решение: перелить воду из 5 чашки во вторую и вернуть ее на место.
- Задачи на дедукцию. Для поиска правильного ответа нужно активизировать логику и смекалку, быть внимательным к деталям и наблюдательным. Пример: «Барон получил пулю в сердце, но не умер. Как так получилось?» (Когда пуля попала в барона, он уже был мертвым).
- Задачи с подвохом. Необходимо найти ключ, который поможет решить задачу. Пример: «Все стены дома смотрят на юг. Возле дома стоит медведь. Какого он цвета?» (Белый, потому что все стены дома могут смотреть на юг только на севере).
Пример для развития мышления:
- «Найди лишнее». Дается ряд слов, объединенных по смыслу. Нужно найти общий для большинства признак и выделить лишнее слово. Также необходимо аргументировать свой выбор.
- «Что общего». Упражнение направлено на развитие функций абстрагирования и обобщения. Задание содержит объединенные одним смыслом слова. Необходимо передать его одним словом или краткой фразой.
- «Алгоритм из хаоса». Для начала нужно создать хаос, выбрав максимально глупый способ решения задачи. Например, если нужно продвинуть проект, создается антиреклама. Далее нужно записать 20 любых идей, даже те, что кажутся нелепыми. После небольшого перерыва необходимо вернуться к идеям и выбрать наиболее жизнеспособные.
Варианты и направления развития мышления
Человек становится успешным и разносторонне развитым, если прорабатывать все направления мышления. Естественному развитию правильного мышления способствует становление личности в семье, школьных и рабочих коллективах.
1. Критическое мышление
Оно направлено на анализ, оценку и критическое осмысление информации. Развитие активного мышления помогает научиться рассуждать логически, выдвигать весомые аргументы. Критическое мышление у школьников развивается при отделении важной информации от второстепенной, анализе важных деталей.
В работе критическое мышление проявляется в дискуссиях, принятии решений, обосновании своего мнения. Оно развивается при рассмотрении ситуаций с разных сторон, поиске способов безошибочного решения поставленных задач. Также мы развиваем критическое мышление, принимая важные решения в повседневной жизни.
2. Стратегическое мышление
Стратегическое мышление помогает оценивать риски и прогнозировать последствия своих действий. Его необходимо развивать каждому человеку. Правильный выбор стратегии действий помогает достичь успеха не только в учебе и работе, но и в личной жизни.
Вариантов развития мышления немало. Например, у школьников оно развивается при составлении плана подготовки к контрольным работам и экзаменам, планировании своего времени. В работе стратегическое мышление развивается при проработке сценариев развития событий, выборе верного плана действий для успешного ведения и завершения проектов.
3. Творческое мышление
Оно помогает генерировать оригинальные идеи, искать нестандартные решения и разрабатывать новые концепции на основе имеющихся данных. Для развития внутреннего мышления и творческих способностей в школе используются такие методы:
- создание новых языков со своими правилами;
- поиск нового применения для привычных вещей;
- определение общих признаков различных предметов;
- поиск нестандартных решений для простых жизненных ситуаций.
В работе также можно развивать творческое мышление, разрабатывая нестандартные, но эффективные идеи. В повседневной жизни для этой цели используются рисование, написание стихов и музыки.
Как развивается мышление у взрослых
Развитие мышления у взрослого человека продолжается в течение всей жизни. Старые шаблоны меняются новыми, мыслительные процессы усложняются. В них просматриваются признаки понятийного, наглядно-образного и предметно-действенного мышления.
Детское мышление от взрослого отличается следующими признаками:
- Комплексность. Дети постоянно ищут связи между предметами и обобщают вещи, не связанные друг с другом в реальной жизни.
- Отсутствие понятий. Взрослый человек мыслит, подчиняясь строгим правилам. Ребенку они мало известны и непривычны.
- Эгоцентризм. Это главная особенность детского мышления. Ребенок раннего возраста не способен проявлять эмпатию к окружающим. Эгоцентризм утрачивается по мере взросления.
Развитию мышления и мозга у взрослых способствуют:
- Чтение. Оно развивает способность к анализу и обобщению информации (словесно-логическое мышление), расширяет кругозор. Чтение книг различных жанров и авторов делает мышление гибким.
- Участие в дебатах. Учит аргументировать свое мнение, тренирует логику. Подготовка к дебатам требует не только изучения больших объемов информации, но и умения кратко и ясно высказывать свои мысли.
- Решение головоломок, кроссвордов, математических задач. В процессе человек учится перебирать варианты, искать нестандартные методы решения, всесторонне рассматривать проблемы.
- Мозговой штурм. В течение короткого периода человеку приходится генерировать множество идей, после чего фильтровать и выбирать наиболее эффективные. Мозговые штурмы стоит проводить в разных ситуациях, будь то ремонт в квартире или планирование отпуска.
- Синектика. Направлена на поиск аналогий из разных, кажущихся несовместимыми, областей. В процессе могут генерироваться самые неожиданные идеи.
- Получение новых навыков. Это может быть изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента или нового вида спорта. Все это делает мышление гибким и стимулирует мозг.
Что способствует развитию позитивного мышления
Позитивным мышлением называется способность оптимистично смотреть на себя и окружающих, не зацикливаться на проблемах, искать оптимальные решения в сложных ситуациях. К факторам, способствующим развитию позитивного мышления, относятся:
- Мотивация. Именно она заставляет человека искать интересные решения и не отступать от намеченных планов. От мотивации зависит и развитие позитивного мышления.
- Среда. Постоянное обучение, соблюдение социальных норм и правил, интерес к культуре становятся важными факторами гармоничного умственного развития.
- Окружение. Поддержка позитивных людей способствует формированию оптимистического мышления.
- Тип деятельности. Практика считается основным фактором, способствующим развитию мышления. Это могут быть эксперименты, исследовательская деятельность, интеллектуальные игры, программирование.
Как быстро развить мышление: пример краткой практики
Практика 2-дневного развития мышления поможет быстро прокачать основные навыки, однако ограничиваться только ей, естественно, не стоит. Вот пример упражнений для мини-программы:
- Развитие концентрации. Попробуйте начать с разноцветных слов. Название цвета пишется другим цветом. Вы должны называть цвет букв, а не читать их. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий мозга, повышению концентрации внимания.
- Развитие навыков анализа. Примером таких упражнений являются задачи на суждения. Нужно определять, правильно ли то или иное утверждение. Например, «все собаки — животные» (верно), «все животные — собаки» (не верно).
- Развитие дивергентного мышления. Полезны творческие занятия (моделирование, создание коллажей, написание сказок и историй). Также можно мысленно менять привычную реальность, визуализировать различные образы.
Практика развития мышления за 8 дней описана в другой нашей статье.
Заключение
Мышление — навык, который можно и нужно развивать. Не только детям, но и взрослым. Существует множество методик развития мышления, в статье были приведены самые эффективные. Они помогут развить навыки запоминания, анализа и синтеза информации, поиска нестандартных решений и создания новых идей.
Развитие мышления — это непрерывный процесс, требующий системного подхода и правильных методик. Но что делать, если вашему ребенку сложно концентрироваться, анализировать информацию или находить нестандартные решения? Как помочь ему не только развить критическое и творческое мышление, но и улучшить успеваемость по всем предметам?
Приглашаем вас на бесплатный марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5», где за 5 дней вы узнаете эффективные стратегии развития мышления, внимания и памяти от Шамиля Ахмадуллина. Он поделится упражнениями, которые занимают всего 15 минут в день, но значительно повышают учебный потенциал вашего ребенка. Зарегистрируйтесь на марафон прямо сейчас!