Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

25.07.2025

Ребенок неусидчивый: причины, советы и помощь родителям

Поделиться статьей:

18 минут чтения

2513 просмотров
Фото аватара

AK

Содержание
  1. Ребенок неусидчивый: почему это бывает и как помочь
  2. Признаки неусидчивости у детей
  3. Как выглядит неусидчивое поведение
  4. 📌 Примеры из жизни:
  5. Различия между возрастной активностью и нарушением поведения
  6. Причины неусидчивости у детей
  7. Физические и возрастные особенности:
  8. Психологические причины:
  9. Медицинские и неврологические аспекты
  10. Как помочь неусидчивому ребенку дома и в школе?
  11. Организация пространства и деятельности
  12. Игры и упражнения на развитие усидчивости
  13. Как справиться с неусидчивым ребенком без криков и упреков?
  14. Как работать с неусидчивым ребенком в школе
  15. Советы педагогам и родителям
  16. Общение с классом и учителем
  17. Когда стоит обратиться к специалисту
  18. Тревожные признаки:
  19. Как проходит диагностика:
  20. FAQ: советы для родителей неусидчивых детей
  21. Растет — перерастет: всегда ли это так?
  22. Какие методы реально работают?
  23. Можно ли требовать «сидеть смирно» на уроке — прав ли учитель?
  24. Как объяснить окружающим, что ребенок — не просто «шалун»?
  25. Онлайн-игры и гаджеты: вред или польза?
  26. Заключение
Содержание показать

Ребенок неусидчивый: почему это бывает и как помочь

 

«Мой ребенок неусидчивый! Не может спокойно посидеть и пяти минут!» — знакомо? Для многих родителей эта тема весьма болезненна. Особенно в начальной школе, когда от детей ожидают сосредоточенности, умения слушать и выполнять инструкции.

Но что скрывается за этим «не может усидеть»? Это просто особенность темперамента или признак более серьезной проблемы? Как справиться с неусидчивым ребенком — разберем подробно.

Если детсадовец или школьник беспокойный, это не обязательно говорит о его плохом воспитании. Хотя многие родители переживают по этому поводу, ищут оправдания перед воспитателями и учителями. Но педагоги-то в курсе, что непоседливость может быть отражением возраста, характера или текущего эмоционального состояния.

А вот родители, к сожалению, далеко не всегда понимают важную истину: неусидчивость — это не диагноз. Это особенность поведения, связанная с темпераментом, уровнем зрелости нервной системы, а иногда — с внешними обстоятельствами. Главное — отличать возрастную активность от признаков расстройств, требующих внимания специалистов.

Шамиль Ахмадуллин:

«Неусидчивость — это не лень, а часто признак умного, живого ума, которому просто скучно. В нашем Детском центре мы используем подход “движение + внимание”: играем, движемся, а потом фиксируем знания. И это работает!»

неусидчивый ребенок
Неусидчивость — не всегда признак проблем, часто это часть нормы

 

Признаки неусидчивости у детей

 

Как выглядит неусидчивое поведение

  • ребенок постоянно двигается, ерзает на стуле, встает без причины;
  •  быстро теряет интерес к любому занятию — будь то урок, книжка или игра;
  • часто отвлекается на внешние раздражители: шум, движения, предметы;
  • перебивает, не дослушивает, забывает, что собирался сделать;
  • кажется, будто он «вне контекста» даже в простой беседе.

📌 Примеры из жизни:

– Петя начинает рисовать, но уже через три минуты бросает карандаши и бежит к игрушкам.
– Маша читает задание, но ее внимание уходит на птицу за окном. Она не может вспомнить, что только что прочитала.
– Толя на уроке вскакивает с места, делает несколько шагов и только потом вспоминает, что «нельзя» бегать по классу на уроке.

Различия между возрастной активностью и нарушением поведения

Чем младше ребенок, тем меньше у него способности к саморегуляции и концентрации внимания. Это норма.

  • в 3-4 года малыш может концентрироваться 5–7 минут;
  •  в 5-6 лет — около 10–15 минут;
  •  в 7-9 лет внимание школьника удерживается до 30 минут, особенно если материал интересный и чередуется с отдыхом.

Но родителю следует насторожиться, если: 

  • поведение ребенка мешает обучению или общению с ровесниками;
  • ребенок не может себя контролировать даже в спокойной, знакомой обстановке;
  • часто возникают конфликты, агрессия, полное игнорирование просьб;
  • поведение влияет на самооценку и вызывает постоянное недовольство со стороны взрослых.

Причины неусидчивости у детей

 

При работе с неусидчивыми детьми важно учитывать всю совокупность факторов — биологических, психологических, медицинских. Поведение ребёнка — это всегда сигнал, а не «каприз». Правильная реакция взрослых помогает не подавлять энергию ребенка, а направлять ее в конструктивное русло.

Физические и возрастные особенности:

  • Высокая моторная активность — нормальный этап развития. У большинства малышей в возрасте от 3 до 7 лет наблюдается повышенная потребность в движении. Им сложно долго сидеть на месте не потому, что они «не слушаются», а потому что их нервная система ещё не готова к длительной статичности.
  • Особенность темперамента: холерики и сангвиники более подвижны от природы. У таких детей энергия буквально «бьёт через край». Им сложно справляться с эмоциями и спокойно усваивать материал без смены видов деятельности, движения и внешней стимуляции. Это не недостаток, а индивидуальная особенность, требующая соответствующего подхода.
  • Физиологическая незрелость мозга, особенно до 7-8 лет. Лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, внимание и торможение импульсов, развиваются дольше других. До определённого возраста ребёнок просто не может контролировать своё поведение так, как ожидают взрослые.

Психологические причины:

  • Ребенку скучно, у него отсутствует мотивация. Если деятельность не вызывает интереса, внимание у ребёнка быстро рассыпается. Повторяющиеся задания, однотипные упражнения без игровой составляющей усиливают неусидчивость. Особенно это заметно у детей с развитым воображением или креативным мышлением.
  • Стресс и тревожность. Внутреннее напряжение из-за развода родителей, давления в школе, конфликтов с одноклассниками нередко выражается в виде гиперактивности, рассеянности, суетливости. Ребёнок не может сосредоточиться, потому что его психика занята «пережевыванием» сложных эмоций и событий.
  • Недостаток родительского внимания — ребёнок «добивается» отклика любыми средствами. Когда ребёнку не хватает тепла, одобрения или совместного времени с родителями, он может начать вести себя активно и шумно, чтобы его заметили. Иногда неусидчивость — это форма эмоционального запроса: «Посмотри на меня, я есть!».

Медицинские и неврологические аспекты

Если вы замечаете чрезмерную активность, вспышки агрессии, постоянную импульсивность, нарушения сна и речи, стоит подумать о профессиональной консультации. Возможные причины:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из самых распространенных нейропсихологических расстройств. Часто его путают с «просто непослушанием».

🧠 Шамиль Ахмадуллин:
«СДВГ — это не крест, а особенность. У нас более 60% детей с гиперактивностью показывают явный прогресс уже через 3 недели занятий на платформе с нейротренажерами. Важно не “гасить” активность, а направить её в нужное русло. Тогда мозг ребёнка учится саморегуляции».

  • Гиперактивный ребенок нуждается не в наказании, а в системной поддержке.
  • Скрытые заболевания, нарушение обмена веществ, дефицит сна или питания.

Постоянные двойки и тройки, жалобы учителей и расстроенные глаза ребенка — знакомая ситуация?

Проблема часто не в способностях ребенка, а в методах обучения.

На бесплатном 5-дневном марафоне Шамиля Ахмадуллина вы узнаете, как повысить успеваемость по любому предмету минимум на 1 балл.

Автор более 40 методик эффективного обучения детей поделится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день.

Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе.

Вступайте в Марафон и принимайте подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина сборник нейроупражнений для развития многофункциональности головного мозга!

👉

Записаться бесплатно и получить подарок

 

Как помочь неусидчивому ребенку дома и в школе?

 

Организация пространства и деятельности

Обстановка напрямую влияет на внимание и поведение, поэтому сделайте все, чтобы ребенку было комфортно:

  • Минимизируйте отвлекающие факторы: Уберите со стола лишние игрушки, книги, яркие предметы. Гаджеты только по расписанию. Телевизор и фоновый шум затрудняют концентрацию даже взрослым.
  • Делите задания на небольшие участки по 10–15 минут: Лучше сделать три коротких подхода с переменками, чем пытаться усадить ребёнка на 40 минут. Особенно важно это при выполнении домашних заданий.
  • Включайте подвижные переменки: 3–5 минут активности между заданиями: попрыгать, поприседать, потянуться, пройтись с «заданием» («Принеси зелёный карандаш!») – помогают «перезагрузиться».
  • Обеспечьте чёткий ритм дня: Установленный режим с чередованием занятий, отдыха, еды и сна помогает ребёнку предсказуемо проживать день и лучше регулировать своё поведение.

👪 Совет для родителей неусидчивых детей:
Избегайте однообразия и перегрузок. Чередуйте виды деятельности и предлагайте выбор:

«Ты хочешь сначала собрать конструктор или помочь мне с ужином?»
Это развивает чувство контроля и снижает напряжение.

Игры и упражнения на развитие усидчивости

Развить внимание, терпение и самоконтроль можно в игре — в самой естественной для ребенка форме обучения:

  • «Найди отличие», «Что изменилось?»
    Так тренируют наблюдательность, зрительную память, удержание деталей.
  • «Замри!»
    Весёлая игра на самоконтроль: по команде ребёнок замирает в любой позе. Можно добавить музыку или усложнение — «замри на одной ноге».
  • «Слушай и делай»
    Варианты: «Прыгай — хлопай — прыгай» или «Дотронься до носа — колена — уха». Развивает слуховое внимание, последовательность действий и торможение импульсов.
  • «Найди красный круг»
    Игра с карточками, цветами, формами — на развитие концентрации и визуального различения.
  • Игры на баланс. Стояние на одной ноге, хождение по линии, кручение обруча — учат удерживать равновесие и внимание.

Нейроупражнения для развития усидчивости ребенка — простые и весёлые задания, которые помогают активизировать мозг, улучшить внимание, координацию и самоконтроль. Их можно делать дома, в школе или на прогулке. Вот несколько примеров:

– ребенок зеркально рисует двумя руками одновременно;

– считает вслух на четные шаги и хлопает на нечетные;

– правой рукой берется за нос, левой за противоположное ухо, меняет руки по хлопку.

Проблемы с вниманием у ребенка в комплексе решаются через креативный подход. Так усидчивость и усердие ненавязчиво «воспитывается» во время творческих занятий. Например:

  • Раскрашивание по номерам или образцу развивает терпение, мелкую моторику и последовательность действий.
  • Мозаика, пазлы, аппликации, вышивка, лего-конструирование – здесь результат достигается пошагово, отлично тренируют усидчивость.

Полезно делать с ребенком дыхательные упражнения и растяжку. Это помогает успокоиться, замедлить темп и почувствовать контроль над телом. Но и тут важен нестандартный подход: не просто предлагайте упражнения, как обычный учитель физкультуры, а играйте, транслируйте для ребенка образы. Например: можно «надуть живот, как шарик», «медленно выдыхать на воображаемое пёрышко».

Игра «Морзянка» из книги Шамиля Ахмадуллина «Как научить ребенка учиться» — тренировка слухового внимания и самоконтроля:

👂 Взрослый стучит по столу карандашом и линейкой в определённой последовательности. Карандаш — точка, линейка — тире.

🧠 Ребёнок записывает ритм в виде морзянки. Это не только развивает внимание, но и отлично помогает «приземлить» сверхподвижных детей перед занятием.

Как справиться с неусидчивым ребенком без криков и упреков?

Главное — взаимопонимание и уважение. Ребенок должен чувствовать, что он личность, что его мнение ценно для вас. Выразить это можно следующим образом:

  • Хвалите за старание, а не только за результат. «Ты молодец, что так долго старался сосредоточиться».
  • Не сравнивайте с другими детьми — это только увеличивает тревожность.
  • Избегайте ярлыков: «Ты лентяй», «Ты не умеешь слушать» — это подрывает уверенность.
  • Учитесь говорить о чувствах: «Я вижу, тебе тяжело сидеть на месте. Давай подвигаемся, а потом вернемся к делу».

👨‍ Если понимаете, что не справляетесь — обратитесь к специалисту: детскому неврологу, психологу или нейропсихологу. Иногда достаточно нескольких занятий, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло.

упражнения для неусидчивых детей
Развивающие игры — отличный способ укрепить внимание и усидчивость

 

Как работать с неусидчивым ребенком в школе

 

Неусидчивость у детей — одна из самых частых причин обращений родителей к учителям, психологам и врачам. Но если медицинской проблемы точно нет, не относитесь к непоседе с раздражением, тем более не забрасывайте нравоучениями. Помните, что если ребенок неусидчивый — это сигнал: внимание требует поддержки, поведение — коррекции, а сам малыш — понимания и грамотного подхода.

Советы педагогам и родителям

  • Используйте рассадку в классе как важный инструмент. Неусидчивый ребенок в школе лучше концентрируется, если его посадить подальше от отвлекающих факторов: окон, доски, друзей, шумных учеников.
  • Обеспечьте вертлявой детворе возможность двигаться. Например: «походить во время задания», «сменить место после 15 минут работы», «сделать разминку». Это снижает внутреннее напряжение и улучшает концентрацию.
  •  Групповые и парные формы работы — способ удержать внимание и переключить энергию в нужное русло. Совместные задания вовлекают, особенно при активной смене ролей.
  • Перерывы и «островки тишины» полезны для регуляции возбуждения и восстановления концентрации.

Общение с классом и учителем

Работа с неусидчивым ребенком — это не только организация уроков, но и коммуникация:

  • Спокойно объясняйте педагогу особенности ребенка. Избегайте обобщений и диагнозов. Вместо «у него СДВГ» скажите: «Он лучше справляется с короткими заданиями, когда есть паузы на движение».
  • Уточняйте, какие методы уже работают дома. Совместные усилия родителей и школы дают лучшие результаты.
  • Избегайте ярлыков. Формулировки «невоспитанный», «шалун», «мешает урокам» ухудшают самооценку ребенка и отношения с одноклассниками.
  • Не обсуждайте поведение ребенка с другими родителями. Даже если кажется, что это «из лучших побуждений».

Вам трудно справиться с ребенком, а ведь он еще даже не подросток?

Не может учиться, уроки делает по 3 часа! «Хватает на лету» не знания и умения, а разве что мячи да мысли о новых игровых приложениях для смартфона?

Мы вам поможем! Проблема усидчивости, внимания, мотивации к учебе и самостоятельности абсолютно решаема.

👨‍🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ детских развивающих пособий.

Что вас ждёт:
✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉

Записаться бесплатно

 

Когда стоит обратиться к специалисту

 

Неусидчивость — частая черта темперамента. Но есть случаи, когда проблемы с вниманием у ребенка выходят за рамки нормы.

Тревожные признаки:

  • Очень выраженная неусидчивость: ребенок не может сосредоточиться даже на любимом деле.
  • Стойкие проблемы с вниманием и поведением на уроках и дома.
  • Конфликты, проявления агрессии, частые наказания, жалобы.
  • Ребенок чувствует вину, замыкается, говорит: «Я плохой», «Меня никто не любит».

Как проходит диагностика:

  • Первый этап — консультация невролога или детского психолога.
  • При подозрении на СДВГ или похожие состояния — комплексное обследование: наблюдение в школе и дома, беседы с родителями и педагогами, психологические тесты.

Не ставьте диагнозы по интернету — только специалист может объективно оценить ситуацию.

💡 Рекомендация от Шамиля:
«Если вы уже пробовали всё, а поведение ребенка не меняется — важно начать не с “воспитания”, а с диагностики. В нашем центре есть экспресс-диагностика когнитивных навыков: она показывает, что именно мешает ребенку быть внимательным. Иногда корень не в характере, а в незрелости определенных зон мозга. Это корректируется».

диагностика когнитивных навыков у ребенка
Подобрать «ключ» к ребенку помогает экспресс диагностика когнитивных навыков

 

FAQ: советы для родителей неусидчивых детей

 

Растет — перерастет: всегда ли это так?

Не всегда. Иногда активность — это возрастной этап, особенно в 4–6 лет. Но если трудности с усидчивостью у детей мешают учебе, общению и самооценке, нужно не ждать, а помогать.

Какие методы реально работают?

Системный подход. Но все методы эффективны только в комплексе: соблюдение режима, упражнения, поддержка родителей, вовлеченные учителя и безопасная атмосфера. Включайте ребенка в учебные процессы в игровом контексте, ставьте при этом только понятные цели. Даже если при всех ваших стараниях резвый сын или дочь «лезет на потолок», все равно проявляйте доброжелательность. Постепенно все у вас получится!

🗣 Шамиль Ахмадуллин:
«Когда родитель говорит “не может усидеть”, мы в центре всегда уточняем: а как долго он может сосредоточиться, если дело его захватывает? Часто оказывается — 20 минут! Это уже не неусидчивость, это отсутствие интереса. Поэтому мы не “сажаем” ребенка, мы сначала его зажигаем».

Можно ли требовать «сидеть смирно» на уроке — прав ли учитель?

Можно, но не жестко. В первый год обучения в школе, к слову, все дети кажутся непоседами. Особенно те из них, кто не познал азы дисциплины и послушания в детском саду. Это нормально, если учитель ждет от ребенка 7-8 лет спокойного сидения на месте в течение 5 минут, но потом необходима смена деятельности.

✍️ Во многих современных школах обращаются к методу советского педагога и ученого Владимира Базарного: в классах рядом с партами стоят конторки — высокие письменные столики с наклонной доской. Под ними лежат мягкие массажные коврики. Если ребенку не сидится, он может разуться, встать на коврик и некоторое время заниматься стоя.

Как объяснить окружающим, что ребенок — не просто «шалун»?

Говорите спокойно и уверенно: «У него активный темперамент, мы учим его справляться с собой. У него уже есть прогресс». Поддержка семьи и педагога — ключ к формированию здоровой самооценки.

Онлайн-игры и гаджеты: вред или польза?

Могут быть как помощниками, так и отвлекающим фактором. Важно соблюдать меру. Используйте игры на ПК, смартфоне, планшете для развития восприятия и внимания у ребенка, но ограничивайте его по времени.

Заключение

 

Ребенок неусидчивый — это не приговор, а приглашение к внимательной работе.

Если у ребенка проблемы с вниманием, он не справляется с заданиями, устает, раздражается — важно не ругать, а искать способы помочь. Ведь он еще только учится управлять своим телом, эмоциями, вниманием.

Родительская поддержка, комфортная структура дня, регулярные тренировки игровые форматы и щадящее отношение творят чудеса. Ребенок шаг за шагом научится лучше концентрироваться, контролировать себя и чувствовать уверенность.

Чтобы наверняка преодолеть трудности с усидчивостью у детей, важно не бороться с ребенком, а быть на одной с ним стороне — верить в него, вместе работать с его особенностями. Это путь к взаимопониманию и успехам дома в школе. 

❤️ Шамиль Ахмадуллин:
«Каждому ребенку можно помочь — если мы начнем не с требований, а с понимания. Неусидчивый — не значит трудный. Это значит, что у него другой путь, и наша задача — пройти его вместе с ним, шаг за шагом. С любовью. С уважением. С верой».

 

Получить подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать