- Ребенок неусидчивый: почему это бывает и как помочь
- Признаки неусидчивости у детей
- Как выглядит неусидчивое поведение
- 📌 Примеры из жизни:
- Различия между возрастной активностью и нарушением поведения
- Причины неусидчивости у детей
- Физические и возрастные особенности:
- Психологические причины:
- Медицинские и неврологические аспекты
- Как помочь неусидчивому ребенку дома и в школе?
- Организация пространства и деятельности
- Игры и упражнения на развитие усидчивости
- Как справиться с неусидчивым ребенком без криков и упреков?
- Как работать с неусидчивым ребенком в школе
- Советы педагогам и родителям
- Общение с классом и учителем
- Когда стоит обратиться к специалисту
- Тревожные признаки:
- Как проходит диагностика:
- FAQ: советы для родителей неусидчивых детей
- Растет — перерастет: всегда ли это так?
- Какие методы реально работают?
- Можно ли требовать «сидеть смирно» на уроке — прав ли учитель?
- Как объяснить окружающим, что ребенок — не просто «шалун»?
- Онлайн-игры и гаджеты: вред или польза?
- Заключение
Ребенок неусидчивый: почему это бывает и как помочь
«Мой ребенок неусидчивый! Не может спокойно посидеть и пяти минут!» — знакомо? Для многих родителей эта тема весьма болезненна. Особенно в начальной школе, когда от детей ожидают сосредоточенности, умения слушать и выполнять инструкции.
Но что скрывается за этим «не может усидеть»? Это просто особенность темперамента или признак более серьезной проблемы? Как справиться с неусидчивым ребенком — разберем подробно.
Если детсадовец или школьник беспокойный, это не обязательно говорит о его плохом воспитании. Хотя многие родители переживают по этому поводу, ищут оправдания перед воспитателями и учителями. Но педагоги-то в курсе, что непоседливость может быть отражением возраста, характера или текущего эмоционального состояния.
А вот родители, к сожалению, далеко не всегда понимают важную истину: неусидчивость — это не диагноз. Это особенность поведения, связанная с темпераментом, уровнем зрелости нервной системы, а иногда — с внешними обстоятельствами. Главное — отличать возрастную активность от признаков расстройств, требующих внимания специалистов.
«Неусидчивость — это не лень, а часто признак умного, живого ума, которому просто скучно. В нашем Детском центре мы используем подход “движение + внимание”: играем, движемся, а потом фиксируем знания. И это работает!»

Признаки неусидчивости у детей
Как выглядит неусидчивое поведение
- ребенок постоянно двигается, ерзает на стуле, встает без причины;
- быстро теряет интерес к любому занятию — будь то урок, книжка или игра;
- часто отвлекается на внешние раздражители: шум, движения, предметы;
- перебивает, не дослушивает, забывает, что собирался сделать;
- кажется, будто он «вне контекста» даже в простой беседе.
📌 Примеры из жизни:
– Петя начинает рисовать, но уже через три минуты бросает карандаши и бежит к игрушкам.
– Маша читает задание, но ее внимание уходит на птицу за окном. Она не может вспомнить, что только что прочитала.
– Толя на уроке вскакивает с места, делает несколько шагов и только потом вспоминает, что «нельзя» бегать по классу на уроке.
Различия между возрастной активностью и нарушением поведения
Чем младше ребенок, тем меньше у него способности к саморегуляции и концентрации внимания. Это норма.
- в 3-4 года малыш может концентрироваться 5–7 минут;
- в 5-6 лет — около 10–15 минут;
- в 7-9 лет внимание школьника удерживается до 30 минут, особенно если материал интересный и чередуется с отдыхом.
Но родителю следует насторожиться, если:
- поведение ребенка мешает обучению или общению с ровесниками;
- ребенок не может себя контролировать даже в спокойной, знакомой обстановке;
- часто возникают конфликты, агрессия, полное игнорирование просьб;
- поведение влияет на самооценку и вызывает постоянное недовольство со стороны взрослых.
Причины неусидчивости у детей
При работе с неусидчивыми детьми важно учитывать всю совокупность факторов — биологических, психологических, медицинских. Поведение ребёнка — это всегда сигнал, а не «каприз». Правильная реакция взрослых помогает не подавлять энергию ребенка, а направлять ее в конструктивное русло.
Физические и возрастные особенности:
- Высокая моторная активность — нормальный этап развития. У большинства малышей в возрасте от 3 до 7 лет наблюдается повышенная потребность в движении. Им сложно долго сидеть на месте не потому, что они «не слушаются», а потому что их нервная система ещё не готова к длительной статичности.
- Особенность темперамента: холерики и сангвиники более подвижны от природы. У таких детей энергия буквально «бьёт через край». Им сложно справляться с эмоциями и спокойно усваивать материал без смены видов деятельности, движения и внешней стимуляции. Это не недостаток, а индивидуальная особенность, требующая соответствующего подхода.
- Физиологическая незрелость мозга, особенно до 7-8 лет. Лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, внимание и торможение импульсов, развиваются дольше других. До определённого возраста ребёнок просто не может контролировать своё поведение так, как ожидают взрослые.
Психологические причины:
- Ребенку скучно, у него отсутствует мотивация. Если деятельность не вызывает интереса, внимание у ребёнка быстро рассыпается. Повторяющиеся задания, однотипные упражнения без игровой составляющей усиливают неусидчивость. Особенно это заметно у детей с развитым воображением или креативным мышлением.
- Стресс и тревожность. Внутреннее напряжение из-за развода родителей, давления в школе, конфликтов с одноклассниками нередко выражается в виде гиперактивности, рассеянности, суетливости. Ребёнок не может сосредоточиться, потому что его психика занята «пережевыванием» сложных эмоций и событий.
- Недостаток родительского внимания — ребёнок «добивается» отклика любыми средствами. Когда ребёнку не хватает тепла, одобрения или совместного времени с родителями, он может начать вести себя активно и шумно, чтобы его заметили. Иногда неусидчивость — это форма эмоционального запроса: «Посмотри на меня, я есть!».
Медицинские и неврологические аспекты
Если вы замечаете чрезмерную активность, вспышки агрессии, постоянную импульсивность, нарушения сна и речи, стоит подумать о профессиональной консультации. Возможные причины:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из самых распространенных нейропсихологических расстройств. Часто его путают с «просто непослушанием».
🧠 Шамиль Ахмадуллин:
«СДВГ — это не крест, а особенность. У нас более 60% детей с гиперактивностью показывают явный прогресс уже через 3 недели занятий на платформе с нейротренажерами. Важно не “гасить” активность, а направить её в нужное русло. Тогда мозг ребёнка учится саморегуляции».
- Гиперактивный ребенок нуждается не в наказании, а в системной поддержке.
- Скрытые заболевания, нарушение обмена веществ, дефицит сна или питания.
Постоянные двойки и тройки, жалобы учителей и расстроенные глаза ребенка — знакомая ситуация?
Проблема часто не в способностях ребенка, а в методах обучения.
На бесплатном 5-дневном марафоне Шамиля Ахмадуллина вы узнаете, как повысить успеваемость по любому предмету минимум на 1 балл.
Автор более 40 методик эффективного обучения детей поделится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день.
Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе.
Вступайте в Марафон и принимайте подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина — сборник нейроупражнений для развития многофункциональности головного мозга!
👉
Записаться бесплатно и получить подарок
Как помочь неусидчивому ребенку дома и в школе?
Организация пространства и деятельности
Обстановка напрямую влияет на внимание и поведение, поэтому сделайте все, чтобы ребенку было комфортно:
- Минимизируйте отвлекающие факторы: Уберите со стола лишние игрушки, книги, яркие предметы. Гаджеты только по расписанию. Телевизор и фоновый шум затрудняют концентрацию даже взрослым.
- Делите задания на небольшие участки по 10–15 минут: Лучше сделать три коротких подхода с переменками, чем пытаться усадить ребёнка на 40 минут. Особенно важно это при выполнении домашних заданий.
- Включайте подвижные переменки: 3–5 минут активности между заданиями: попрыгать, поприседать, потянуться, пройтись с «заданием» («Принеси зелёный карандаш!») – помогают «перезагрузиться».
- Обеспечьте чёткий ритм дня: Установленный режим с чередованием занятий, отдыха, еды и сна помогает ребёнку предсказуемо проживать день и лучше регулировать своё поведение.
👪 Совет для родителей неусидчивых детей:
Избегайте однообразия и перегрузок. Чередуйте виды деятельности и предлагайте выбор:«Ты хочешь сначала собрать конструктор или помочь мне с ужином?»
Это развивает чувство контроля и снижает напряжение.
Игры и упражнения на развитие усидчивости
Развить внимание, терпение и самоконтроль можно в игре — в самой естественной для ребенка форме обучения:
- «Найди отличие», «Что изменилось?»
Так тренируют наблюдательность, зрительную память, удержание деталей. - «Замри!»
Весёлая игра на самоконтроль: по команде ребёнок замирает в любой позе. Можно добавить музыку или усложнение — «замри на одной ноге». - «Слушай и делай»
Варианты: «Прыгай — хлопай — прыгай» или «Дотронься до носа — колена — уха». Развивает слуховое внимание, последовательность действий и торможение импульсов. - «Найди красный круг»
Игра с карточками, цветами, формами — на развитие концентрации и визуального различения. - Игры на баланс. Стояние на одной ноге, хождение по линии, кручение обруча — учат удерживать равновесие и внимание.
Нейроупражнения для развития усидчивости ребенка — простые и весёлые задания, которые помогают активизировать мозг, улучшить внимание, координацию и самоконтроль. Их можно делать дома, в школе или на прогулке. Вот несколько примеров:
– ребенок зеркально рисует двумя руками одновременно;
– считает вслух на четные шаги и хлопает на нечетные;
– правой рукой берется за нос, левой за противоположное ухо, меняет руки по хлопку.
Проблемы с вниманием у ребенка в комплексе решаются через креативный подход. Так усидчивость и усердие ненавязчиво «воспитывается» во время творческих занятий. Например:
- Раскрашивание по номерам или образцу развивает терпение, мелкую моторику и последовательность действий.
- Мозаика, пазлы, аппликации, вышивка, лего-конструирование – здесь результат достигается пошагово, отлично тренируют усидчивость.
Полезно делать с ребенком дыхательные упражнения и растяжку. Это помогает успокоиться, замедлить темп и почувствовать контроль над телом. Но и тут важен нестандартный подход: не просто предлагайте упражнения, как обычный учитель физкультуры, а играйте, транслируйте для ребенка образы. Например: можно «надуть живот, как шарик», «медленно выдыхать на воображаемое пёрышко».
Игра «Морзянка» из книги Шамиля Ахмадуллина «Как научить ребенка учиться» — тренировка слухового внимания и самоконтроля:
👂 Взрослый стучит по столу карандашом и линейкой в определённой последовательности. Карандаш — точка, линейка — тире.
🧠 Ребёнок записывает ритм в виде морзянки. Это не только развивает внимание, но и отлично помогает «приземлить» сверхподвижных детей перед занятием.
Как справиться с неусидчивым ребенком без криков и упреков?
Главное — взаимопонимание и уважение. Ребенок должен чувствовать, что он личность, что его мнение ценно для вас. Выразить это можно следующим образом:
- Хвалите за старание, а не только за результат. «Ты молодец, что так долго старался сосредоточиться».
- Не сравнивайте с другими детьми — это только увеличивает тревожность.
- Избегайте ярлыков: «Ты лентяй», «Ты не умеешь слушать» — это подрывает уверенность.
- Учитесь говорить о чувствах: «Я вижу, тебе тяжело сидеть на месте. Давай подвигаемся, а потом вернемся к делу».
👨 Если понимаете, что не справляетесь — обратитесь к специалисту: детскому неврологу, психологу или нейропсихологу. Иногда достаточно нескольких занятий, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло.

Как работать с неусидчивым ребенком в школе
Неусидчивость у детей — одна из самых частых причин обращений родителей к учителям, психологам и врачам. Но если медицинской проблемы точно нет, не относитесь к непоседе с раздражением, тем более не забрасывайте нравоучениями. Помните, что если ребенок неусидчивый — это сигнал: внимание требует поддержки, поведение — коррекции, а сам малыш — понимания и грамотного подхода.
Советы педагогам и родителям
- Используйте рассадку в классе как важный инструмент. Неусидчивый ребенок в школе лучше концентрируется, если его посадить подальше от отвлекающих факторов: окон, доски, друзей, шумных учеников.
- Обеспечьте вертлявой детворе возможность двигаться. Например: «походить во время задания», «сменить место после 15 минут работы», «сделать разминку». Это снижает внутреннее напряжение и улучшает концентрацию.
- Групповые и парные формы работы — способ удержать внимание и переключить энергию в нужное русло. Совместные задания вовлекают, особенно при активной смене ролей.
- Перерывы и «островки тишины» полезны для регуляции возбуждения и восстановления концентрации.
Общение с классом и учителем
Работа с неусидчивым ребенком — это не только организация уроков, но и коммуникация:
- Спокойно объясняйте педагогу особенности ребенка. Избегайте обобщений и диагнозов. Вместо «у него СДВГ» скажите: «Он лучше справляется с короткими заданиями, когда есть паузы на движение».
- Уточняйте, какие методы уже работают дома. Совместные усилия родителей и школы дают лучшие результаты.
- Избегайте ярлыков. Формулировки «невоспитанный», «шалун», «мешает урокам» ухудшают самооценку ребенка и отношения с одноклассниками.
- Не обсуждайте поведение ребенка с другими родителями. Даже если кажется, что это «из лучших побуждений».
Вам трудно справиться с ребенком, а ведь он еще даже не подросток?
Не может учиться, уроки делает по 3 часа! «Хватает на лету» не знания и умения, а разве что мячи да мысли о новых игровых приложениях для смартфона?
Мы вам поможем! Проблема усидчивости, внимания, мотивации к учебе и самостоятельности абсолютно решаема.
👨🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ детских развивающих пособий.
Что вас ждёт:
✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе👉
Записаться бесплатно
Когда стоит обратиться к специалисту
Неусидчивость — частая черта темперамента. Но есть случаи, когда проблемы с вниманием у ребенка выходят за рамки нормы.
Тревожные признаки:
- Очень выраженная неусидчивость: ребенок не может сосредоточиться даже на любимом деле.
- Стойкие проблемы с вниманием и поведением на уроках и дома.
- Конфликты, проявления агрессии, частые наказания, жалобы.
- Ребенок чувствует вину, замыкается, говорит: «Я плохой», «Меня никто не любит».
Как проходит диагностика:
- Первый этап — консультация невролога или детского психолога.
- При подозрении на СДВГ или похожие состояния — комплексное обследование: наблюдение в школе и дома, беседы с родителями и педагогами, психологические тесты.
Не ставьте диагнозы по интернету — только специалист может объективно оценить ситуацию.
💡 Рекомендация от Шамиля:
«Если вы уже пробовали всё, а поведение ребенка не меняется — важно начать не с “воспитания”, а с диагностики. В нашем центре есть экспресс-диагностика когнитивных навыков: она показывает, что именно мешает ребенку быть внимательным. Иногда корень не в характере, а в незрелости определенных зон мозга. Это корректируется».

FAQ: советы для родителей неусидчивых детей
Растет — перерастет: всегда ли это так?
Не всегда. Иногда активность — это возрастной этап, особенно в 4–6 лет. Но если трудности с усидчивостью у детей мешают учебе, общению и самооценке, нужно не ждать, а помогать.
Какие методы реально работают?
Системный подход. Но все методы эффективны только в комплексе: соблюдение режима, упражнения, поддержка родителей, вовлеченные учителя и безопасная атмосфера. Включайте ребенка в учебные процессы в игровом контексте, ставьте при этом только понятные цели. Даже если при всех ваших стараниях резвый сын или дочь «лезет на потолок», все равно проявляйте доброжелательность. Постепенно все у вас получится!
🗣 Шамиль Ахмадуллин:
«Когда родитель говорит “не может усидеть”, мы в центре всегда уточняем: а как долго он может сосредоточиться, если дело его захватывает? Часто оказывается — 20 минут! Это уже не неусидчивость, это отсутствие интереса. Поэтому мы не “сажаем” ребенка, мы сначала его зажигаем».
Можно ли требовать «сидеть смирно» на уроке — прав ли учитель?
Можно, но не жестко. В первый год обучения в школе, к слову, все дети кажутся непоседами. Особенно те из них, кто не познал азы дисциплины и послушания в детском саду. Это нормально, если учитель ждет от ребенка 7-8 лет спокойного сидения на месте в течение 5 минут, но потом необходима смена деятельности.
✍️ Во многих современных школах обращаются к методу советского педагога и ученого Владимира Базарного: в классах рядом с партами стоят конторки — высокие письменные столики с наклонной доской. Под ними лежат мягкие массажные коврики. Если ребенку не сидится, он может разуться, встать на коврик и некоторое время заниматься стоя.
Как объяснить окружающим, что ребенок — не просто «шалун»?
Говорите спокойно и уверенно: «У него активный темперамент, мы учим его справляться с собой. У него уже есть прогресс». Поддержка семьи и педагога — ключ к формированию здоровой самооценки.
Онлайн-игры и гаджеты: вред или польза?
Могут быть как помощниками, так и отвлекающим фактором. Важно соблюдать меру. Используйте игры на ПК, смартфоне, планшете для развития восприятия и внимания у ребенка, но ограничивайте его по времени.
Заключение
Ребенок неусидчивый — это не приговор, а приглашение к внимательной работе.
Если у ребенка проблемы с вниманием, он не справляется с заданиями, устает, раздражается — важно не ругать, а искать способы помочь. Ведь он еще только учится управлять своим телом, эмоциями, вниманием.
Родительская поддержка, комфортная структура дня, регулярные тренировки игровые форматы и щадящее отношение творят чудеса. Ребенок шаг за шагом научится лучше концентрироваться, контролировать себя и чувствовать уверенность.
Чтобы наверняка преодолеть трудности с усидчивостью у детей, важно не бороться с ребенком, а быть на одной с ним стороне — верить в него, вместе работать с его особенностями. Это путь к взаимопониманию и успехам дома в школе.
❤️ Шамиль Ахмадуллин:
«Каждому ребенку можно помочь — если мы начнем не с требований, а с понимания. Неусидчивый — не значит трудный. Это значит, что у него другой путь, и наша задача — пройти его вместе с ним, шаг за шагом. С любовью. С уважением. С верой».


