Факторы, влияющие на развитие речи у ребенка
К самым распространенным генетическим и физиологическим факторам, способным вызвать стойкие речевые нарушения, относится следующее:
✅ увеличенная глоточная миндалина (аденоиды);
✅ частые и продолжительные насморки, гайморит;
✅ укороченная подъязычная уздечка;
✅ серьезный кариес молочных зубов;
✅ выраженный неправильный прикус;
✅ частичная потеря слуха.
Исказить и затормозить становление речи может и такая особенность, как умильное сюсюканье взрослых. Необходимо помнить, что малыш копирует звуки, и если он постоянно слышит искаженное произношение, то он его запомнит и будет воспроизводить.
Кроме чисто биологических факторов, влияние оказывают еще и психологические особенности. Крепкое здоровье, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье и коллективе детского сада способствуют быстрому освоению артикуляции и наращиванию словарного запаса.
Наличие таких дурных привычек, как сосание пальцев или слишком длительное использование соски существенно мешают овладению речью.
Крайне негативно на общее состояние оказывает затяжной стресс. Испытывающий его ребенок становится замкнутым, плаксивым, у него пропадает желание учиться чему-то новому. В тяжелых случаях может развиться заикание.
Как стимулировать развитие речи у ребенка
Желание поскорей научить ребенка говорить вполне естественно. Самым важным и естественным методом стимуляции ранней речевой активности является общение. Когда родители разговаривают с малышом, читают ему, рассказывают истории, играют с ним, новые слова и языковые конструкции усваиваются значительно быстрее.

Игры для развития речи
Существует множество игр, помогающих детям учиться говорить. Дошкольники раннего возраста (2-3 года) с увлечением играют такие игры с карточками и картинками, как «Назови животных / фрукты / овощи / предметы». В эту игру можно играть и без карточек, например, во время прогулки называть деревья, птиц, цветы, машины — все, с чем вы встречаетесь каждый день. Вернувшись домой, можно расспросить малыша о то, что он видел на прогулке.
Детям постарше очень нравится игра «Что изменилось?» Правила очень просты. Взрослый показывает набор игрушек, небольших предметов, карточек с картинками и предлагает запомнить, в каком порядке они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, часть предметов убирают, после чего он должен назвать, что исчезло.
В другом варианте этой игры используются две похожие картинки. Нужно найти в них отличия и назвать их.
Игра «Запомни слово» тоже улучшает ранние речевые навыки и развивает зрительную память. Правила следующие: взрослый показывает картинку, на которой изображены разные предметы. Затем картинку убирают, и ребенок должен перечислить, что он успел запомнить.
Настольная игра «Кто быстрее» подходит для старших дошкольников, которые уже знакомятся со счетом. В ходе этой игры нужно провести фишки к «домикам». Количество ходов, которые можно сделать, определяют, бросая кубик, на гранях которого написаны числа.
Чтение книг и рассказывание историй
Читать ребенку детские книги следует каждый день с самого раннего возраста. Книги должны быть самыми разными: сказки, стишки, рассказы, образовательные. Во время чтения показывайте картинки, задавайте вопросы, просите пересказать прослушанное, дать характеристику особенностей главных героев или придумать свою историю. Обязательно объясняйте значение новых слов.

Составление собственных вариантов сказок или придумывание совершенно новых рассказов очень нравится дошкольникам. Более сложный вариант этого упражнения — поиск рифм. Начинают с самых простых (зайчишка — трусишка, сорока — белобока) и постепенно переходят к более сложным, насколько хватает фантазии. Играть в рифмы помогают специальные наборы с карточками. С их помощью дети могут сочинять собственные стишки.
Очень эффективным развивающим упражнением является обсуждение прочитанного. Интересную сказку или понравившийся рассказ можно обсуждать несколько дней, или возвращаться к нему некоторое время спустя. Это отличная тренировка памяти.
Развитие мелкой моторики как способ улучшения речи
Совершенствование мелкой моторики, то есть способности выполнять точные движения пальцами, оказывает огромное влияние на раннее развитие речи. Один из самых простых способов улучшения и моторики, и речи — игры с мелкими предметами. При этом родителям нужно зорко следить за играющими детьми, чтобы пуговицы, бусины и другая мелочь не оказались у юных исследователей во рту.
Детям младше трех лет вообще не рекомендуется давать в руки мелкие предметы. Но даже дошкольники часто не могут устоять перед соблазном сунуть в рот бусинку или какую-нибудь фигурку.
Рисование, раскрашивание, лепка, сборка мозаик и головоломок тоже хорошо укрепляют пальцы. Даже простое разминание теста или игрушки-антистресса оказывает благотворное влияние.
Еще одно эффективное средство — пальчиковая гимнастика. Упражнения несложные: сжимать и разжимать кулаки, собирать пальцы «в замок», по очереди прикасаться большим пальцем к остальным по порядку (делать «колечко»), хлопать в ладоши, показывать «рожки», складывать ладони «лодочкой». Эти движения стимулируют активность всех связанных с ними зон головного мозга, и дети быстрее осваивают речь.
Заключение
Развитие ранних речевых навыков включает в себя как понимание речи, так и активное произнесение собственных слов и предложений. Доречевая стадия охватывает первый год жизни. При этом особенности речевого развития детей раннего возраста носят сугубо индивидуальный характер.