Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

07.10.2024

Речевое развитие ребенка от рождения до 7 лет: этапы и методы стимуляции

Поделиться статьей:

Речевое развитие ребенка 

 

Первый год жизни и дошкольное детство — это чрезвычайно важные периоды, во время которых происходит становление ранней речи ребенка. В это время детский мозг особенно интенсивно усваивает язык. В норме дети достаточно рано усваивают особенности фонетики родного языка без помощи логопеда.



Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Что такое речевое развитие ребенка?

 

Под речевым развитием понимается процесс формирования у ребенка способности общаться с помощью речи. Он длится несколько лет и начинается еще во внутриутробном периоде, когда плод уже способен слышать голос матери.

Семейное окружение играют ключевую роль в речевом развитии детей младенческого возраста. Родителям рекомендуется как можно чаще разговаривать с ребенком, рассказывать ему, что происходит вокруг, четко проговаривать названия предметов. Это способствует быстрому формированию основного словарного запаса.

Нельзя забывать, что речевое развитие детей раннего возраста сильно зависит от состояния здоровья. Любые заболевания тормозят процесс овладения речью. Даже стресс, тревожность, депрессия родителей могут оказать отрицательное влияние. Поэтому для предотвращения нарушения речевого развития детей раннего возраста необходимо тщательно следить за здоровьем как самого ребенка, так и всех членов семьи.

Этапы развития речи у детей по возрастам

 

В речевом развитии ребенка раннего возраста выделяются три достаточно четких этапа

речевое-развитие

Развитие речи от рождения до 1 года

Овладение родным языком у каждого малыша характеризуется индивидуальными особенностями и происходит в своем темпе. Тем не менее, существуют усредненные закономерности.

Возраст до полутора месяцев

Основным средством общения является крик. Но как только младенец начинает фокусировать взгляд на маме и других членах семьи, он пробует не кричать, а издавать спокойные звуки. Самыми первыми появляются открытые гласные, такие как «а», «о», «у», «э». 

Родителям следует обращать внимание на особенности раннего детского крика. Если он слишком слабый или, наоборот, неистово-пронзительный, если крик издается на вдохе — это повод для обращения к врачу.

речевое-развитие

Специфика раннего возраста от 2 до 3 месяцев состоит в том, что в этот период формируется так называемый «комплекс оживления». Эта особенность проявляется в виде активных движений ручками и ножками, которые младенец совершает, когда видит маму. Также он при этом пытается «говорить», произнося сочетания различных звуков («ау», «агу», «ага» и т. п.).

К трем месяцам малыш агукает при виде всего, что его интересует, а также при контактах с людьми. Он уже способен активно играть с погремушками и сосредотачивать внимание на звуках. Его уже можно начинать по-настоящему учить говорить. При этом взрослому следует использовать короткие фразы, состоящие из 1-3 слов.

Возраст 3-5 месяцев — малыш активно гулит, произносит довольно длинные сочетания звуков, среди которых уже много согласных. О возможной задержке речевого развития на этом раннем этапе свидетельствует такая особенность, как однообразное повторение одних только гласных.

В возрасте полугода дети начинают лепетать. Они довольно отчетливо произносят повторяющиеся слоги, что уже похоже на настоящие слова. Своеобразие этих «монологов» обычно приводит всех слушателей в настоящий восторг. Кстати, звуки детского лепета оказывают успокаивающее действие на нервную систему взрослых.

Лепет — большой шаг вперед на пути освоения речи. Слоги, которые с таким увлечением произносит малыш, еще не имеют для него какого-то определенного смысла. Но с их помощью тренируется весь речевой и слуховой аппарат, появляется навык распознавания звуков.

Отсутствие лепета может свидетельствовать о проблемах со слухом. Малыша с такой особенностью обязательно следует показать врачу.

Когда возраст достигает 7 месяцев, ребенок может улавливать связь между словами и предметами, которые они обозначают. Родителям следует почаще четко называть предметы, которые окружают малыша, чтобы он быстрее запомнил новые слова.

К 9 месяцу многие здоровые дети осознанно произносят первые слова. Обычно это «мама», «папа», «дай». Как только это происходит, ребенок предпочитает общаться со взрослыми с помощью речи, а не жестов.

В 10-месячном возрасте дети склонны автоматически повторять все, что слышат. Такая эхолалия не является болезненным симптомом — малыши просто тренируют речевые навыки.

Особенности развития речи от 1 года до 3 лет

У детей этой возрастной группы речь быстро пополняется новыми словами. Некоторые малыши произносят свои первые слова только после возраста 1,5 лет. Это один из вариантов нормы. Но если ребенок совсем не говорит к двум годам, нужно обращаться к врачу.

Здоровым детям быстрый рост, характерный для этого периода, позволяет интенсивно исследовать особенности окружающих предметов. При этом пассивный словарный запас расширяется быстрее, чем активный. Малыш понимает значительно больше, чем может высказать.

Произношение звуков продолжает совершенствоваться, но у всех детей в возрасте до 3 лет присутствует следующая особенность: они стараются упростить слово за счет выбрасывания части слогов или замены звуков. Подобное упрощение не является дефектом речи, но поправлять ошибки необходимо. Делать это нужно тактично, неназойливо. Ни в коем случае нельзя сердиться, упрекать или наказывать за неправильное произношение.

Дети старше двух лет уже самостоятельно строят предложения. Сначала это назывные, состоящие всего из одного слова. Затем малыши осваивают простейшие фразы из 2-3 слов, и постепенно переходят к полноценным высказываниям с подлежащим, сказуемым и другими членами.

Родители могут ускорить овладение речью. Для этого подходят любые интерактивные игры: прятки, ладушки, горячо-холодно, съедобное-несъдобное, «покажи, как кричат животные». С раннего возраста следует приучать ребенка к книгам, читать ему детские сказки, показывать картинки и рассказывать, что на них изображено.



 
Необходимо уделять внимание улучшению тонкой моторики пальцев и общей координации движений. Рисование, лепка, подвижные игры на свежем воздухе — вся эта деятельность помогает детям быстрее научиться правильно и хорошо говорить
Шамиль Ахмадуллин
Нейропсихолог

Особенности развития речи от 3 до 7 лет 

 

В дошкольном периоде, если родители занимаются с ребенком, и он посещает детский сад, то словарный запас обогащается быстро. Совершенствуется артикуляция. Малыш самостоятельно пытается исправлять свои ошибки, усердно тренирует трудные для него звуки.

Типичные особенности характерной детской речи (замена «р» на «л», «ш» на «с», пропуску конечных слогов и другие) нередко сохраняются до 7 лет. Всего лишь около 3% трехлетних детей произносят все звуки вполне правильно. И если ваш малыш не может освоить чистое произношение так рано, в этом нет никаких причин для беспокойства. Спокойно продолжайте развивать его умения, и он начнет хорошо говорить, когда придет его время.

Четырехлетний дошкольник уже должен уверенно произносить в быстрой разговорной речи такие звуки, как «ц», «з», «ч», «щ». Звук «р» еще дается с трудом, и многие овладевшие им четырехлетки так гордятся своим умением, что иногда злоупотребляют им — произносят слишком продолжительно и громко. Обычно такая особенность довольно быстро исчезает самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Книжки в периоде дошкольного детства играют важную роль в становлении речи. Читайте малышу сказки, стишки, потешки, пойте с ним песенки.




Факторы, влияющие на развитие речи у ребенка

К самым распространенным генетическим и физиологическим факторам, способным вызвать стойкие речевые нарушения, относится следующее:

✅ увеличенная глоточная миндалина (аденоиды);

✅ частые и продолжительные насморки, гайморит;

✅ укороченная подъязычная уздечка;

✅ серьезный кариес молочных зубов;

✅ выраженный неправильный прикус;

✅ частичная потеря слуха.

Исказить и затормозить становление речи может и такая особенность, как умильное сюсюканье взрослых. Необходимо помнить, что малыш копирует звуки, и если он постоянно слышит искаженное произношение, то он его запомнит и будет воспроизводить.

Кроме чисто биологических факторов, влияние оказывают еще и психологические особенности. Крепкое здоровье, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье и коллективе детского сада способствуют быстрому освоению артикуляции и наращиванию словарного запаса. 

Наличие таких дурных привычек, как сосание пальцев или слишком длительное использование соски существенно мешают овладению речью.

Крайне негативно на общее состояние оказывает затяжной стресс. Испытывающий его ребенок становится замкнутым, плаксивым, у него пропадает желание учиться чему-то новому. В тяжелых случаях может развиться заикание.

Как стимулировать развитие речи у ребенка

Желание поскорей научить ребенка говорить вполне естественно. Самым важным и естественным методом стимуляции ранней речевой активности является общение. Когда родители разговаривают с малышом, читают ему, рассказывают истории, играют с ним, новые слова и языковые конструкции усваиваются значительно быстрее.

речевое-развитие

Игры для развития речи

Существует множество игр, помогающих детям учиться говорить. Дошкольники раннего возраста (2-3 года) с увлечением играют такие игры с карточками и картинками, как «Назови животных / фрукты / овощи / предметы». В эту игру можно играть и без карточек, например, во время прогулки называть деревья, птиц, цветы, машины — все, с чем вы встречаетесь каждый день. Вернувшись домой, можно расспросить малыша о то, что он видел на прогулке.

Детям постарше очень нравится игра «Что изменилось?» Правила очень просты. Взрослый показывает набор игрушек, небольших предметов, карточек с картинками и предлагает запомнить, в каком порядке они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, часть предметов убирают, после чего он должен назвать, что исчезло.

В другом варианте этой игры используются две похожие картинки. Нужно найти в них отличия и назвать их. 

Игра «Запомни слово» тоже улучшает ранние речевые навыки и развивает зрительную память. Правила следующие: взрослый показывает картинку, на которой изображены разные предметы. Затем картинку убирают, и ребенок должен перечислить, что он успел запомнить.

Настольная игра «Кто быстрее» подходит для старших дошкольников, которые уже знакомятся со счетом. В ходе этой игры нужно провести фишки к «домикам». Количество ходов, которые можно сделать, определяют, бросая кубик, на гранях которого написаны числа.

Чтение книг и рассказывание историй

Читать ребенку детские книги следует каждый день с самого раннего возраста. Книги должны быть самыми разными: сказки, стишки, рассказы, образовательные. Во время чтения показывайте картинки, задавайте вопросы, просите пересказать прослушанное, дать характеристику особенностей главных героев или придумать свою историю. Обязательно объясняйте значение новых слов.

речевое-развитие

Составление собственных вариантов сказок или придумывание совершенно новых рассказов очень нравится дошкольникам. Более сложный вариант этого упражнения — поиск рифм. Начинают с самых простых (зайчишка — трусишка, сорока — белобока) и постепенно переходят к более сложным, насколько хватает фантазии. Играть в рифмы помогают специальные наборы с карточками. С их помощью дети могут сочинять собственные стишки.

Очень эффективным развивающим упражнением является обсуждение прочитанного. Интересную сказку или понравившийся рассказ можно обсуждать несколько дней, или возвращаться к нему некоторое время спустя. Это отличная тренировка памяти.

Развитие мелкой моторики как способ улучшения речи

Совершенствование мелкой моторики, то есть способности выполнять точные движения пальцами, оказывает огромное влияние на раннее развитие речи. Один из самых простых способов улучшения и моторики, и речи — игры с мелкими предметами. При этом родителям нужно зорко следить за играющими детьми, чтобы пуговицы, бусины и другая мелочь не оказались у юных исследователей во рту. 

Детям младше трех лет вообще не рекомендуется давать в руки мелкие предметы. Но даже дошкольники часто не могут устоять перед соблазном сунуть в рот бусинку или какую-нибудь фигурку.

Рисование, раскрашивание, лепка, сборка мозаик и головоломок тоже хорошо укрепляют пальцы. Даже простое разминание теста или игрушки-антистресса оказывает благотворное влияние.

Еще одно эффективное средство — пальчиковая гимнастика. Упражнения несложные: сжимать и разжимать кулаки, собирать пальцы «в замок», по очереди прикасаться большим пальцем к остальным по порядку (делать «колечко»), хлопать в ладоши, показывать «рожки», складывать ладони «лодочкой». Эти движения стимулируют активность всех связанных с ними зон головного мозга, и дети быстрее осваивают речь.

Заключение

Развитие ранних речевых навыков включает в себя как понимание речи, так и активное произнесение собственных слов и предложений. Доречевая стадия охватывает первый год жизни. При этом особенности речевого развития детей раннего возраста носят сугубо индивидуальный характер.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы Порой случается так, что успеваемость ребенка в школе ...

13.02.2025 Читать

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы Английский язык — это не просто предмет в школе, а ключ ...

12.02.2025 Читать

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение Что такое скорочтение и зачем оно нужно ...

12.02.2025 Читать