Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

17.03.2025

Синтаксический разбор предложения — полное руководство с примерами

Поделиться статьей:

16 минут чтения

454 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Как сделать синтаксический разбор предложения? Полное пошаговое руководство

В школьной программе синтаксический разбор предложения — один из самых важных и одновременно сложных навыков, который должен освоить каждый ученик. Этот навык не только помогает лучше понимать структуру родного языка, но и развивает аналитическое мышление, улучшает грамотность и способствует более глубокому пониманию текстов. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое синтаксический разбор, как правильно его выполнять и приведем конкретные примеры для лучшего понимания материала.

Что такое синтаксический разбор?

Синтаксический разбор предложения — это определение структуры предложения, выявление его грамматической основы, второстепенных членов и установление связей между ними. По сути, это своеобразная ««анатомия» предложения, когда мы разбираем его на составляющие части и анализируем, как они взаимодействуют между собой.

Синтаксический разбор включает следующие этапы:

  1. 📍  Определение типа предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. 📍  Определение типа предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное)
  3. 📍  Установление грамматической основы предложения (подлежащее и сказуемое)
  4. 📍  Определение типа предложения по структуре (простое или сложное)
  5. 📍  Выявление и характеристика второстепенных членов предложения
  6. 📍  Для сложных предложений — определение типа связи между частями (сочинение, подчинение, бессоюзная связь)

Важно понимать, что синтаксический разбор — это не механическое действие, а глубокий анализ, требующий понимания смысловых связей внутри предложения. Именно поэтому многие школьники сталкиваются с трудностями при его выполнении.

Виды предложений по цели высказывания

Прежде чем приступать к полному синтаксическому разбору, необходимо определить тип предложения по цели высказывания. Это первый шаг, позволяющий понять, для чего служит анализируемое предложение.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Повествовательные предложения содержат сообщение о каком-либо факте, явлении или событии. Они констатируют определенную информацию. Например: «Солнце светит ярко», «Ученики выполнили домашнее задание», «Наступила долгожданная весна».

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Характерные признаки повествовательных предложений:

  • 📍  Интонация понижается к концу предложения
  • 📍  В конце предложения ставится точка (или восклицательный знак, если предложение эмоционально окрашено)
  • 📍  Часто используются глаголы в изъявительном наклонении

Вопросительные предложения содержат обращенный к собеседнику вопрос, требующий ответа. Например: «Когда ты вернешься домой?», «Вы выполнили домашнее задание?», «Почему так рано наступила весна?».

Характерные признаки вопросительных предложений:

  • 📍  Интонация повышается к концу предложения или на слове, содержащем вопрос
  • 📍  В конце предложения ставится вопросительный знак
  • 📍  Часто используются вопросительные слова (кто, что, когда, где, почему, зачем и т. д.)
  • 📍  Может использоваться особый порядок слов (инверсия)
  • 📍  Могут включать вопросительные частицы (ли, разве, неужели)

Побудительные предложения выражают приказ, просьбу, пожелание, совет или запрет, то есть побуждают к действию. Например: «Закройте дверь», «Будьте внимательны на дороге», «Давайте подумаем вместе».

Характерные признаки побудительных предложений:

  • 📍  Часто используются глаголы в повелительном наклонении
  • 📍  Могут начинаться со слов «пусть», «давай(те)», «да»
  • 📍  В конце предложения ставится точка или восклицательный знак (в зависимости от интонации)
  • 📍  Могут быть как развернутыми, так и состоять из одного слова («Стой!», «Тише!»)

Определение типа предложения по цели высказывания помогает лучше понять его функцию в тексте и общий смысл высказывания.

Виды предложений по интонации

После определения цели высказывания, важно обратить внимание на эмоциональную окраску предложения, то есть на его интонацию. По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Невосклицательные предложения произносятся с обычной интонацией, без яркой эмоциональной окраски. Они нейтральны по своему тону и служат для спокойного сообщения информации, постановки вопроса или побуждения к действию. Например: «День был теплый», «Когда ты придешь?», «Откройте учебники».

Характерные признаки невосклицательных предложений:

  • 📍  Произносятся с ровной интонацией
  • 📍  В конце ставится точка (для повествовательных и побудительных) или вопросительный знак (для вопросительных)
  • 📍  Не выражают сильных эмоций

Восклицательные предложения произносятся с повышенной эмоциональной окраской и выражают различные чувства: радость, восторг, удивление, гнев, испуг и т. д. Любое предложение — повествовательное, вопросительное или побудительное — может стать восклицательным, если его произнести с соответствующей интонацией. Например: «Какой прекрасный день!», «Неужели ты не понимаешь?!», «Немедленно прекратите разговоры!»

Характерные признаки восклицательных предложений:

  • 📍  Произносятся с яркой эмоциональной окраской и повышенной интонацией
  • 📍  В конце обязательно ставится восклицательный знак
  • 📍  Могут содержать междометия (ах, ох, увы, ура и т. д.)
  • 📍  Часто включают усилительные частицы (как, какой, что за и т. д.)

Важно отметить, что в некоторых случаях в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки (?!). Это происходит, когда вопросительное предложение произносится с сильной эмоциональной окраской: «Неужели вы этого не знали?!»

Правильное определение интонационной окраски предложения помогает лучше передать его эмоциональный подтекст и избежать ошибок при постановке знаков препинания.

Как определить грамматическую основу?

Грамматическая основа — это главные члены предложения, которые образуют его смысловой центр. В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, хотя существуют и односоставные предложения, где грамматическая основа представлена только одним главным членом.

Определение грамматической основы — ключевой этап синтаксического разбора, от которого зависит правильность всего последующего анализа.

Алгоритм определения грамматической основы:

  1. 📍  Найдите подлежащее. Подлежащее обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?» и чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже. Например: «Солнце (что?) светило ярко», «Мы (кто?) пошли в кино». Подлежащее может быть выражено:
    • Существительным в именительном падеже: «Машина остановилась у дома»
    • Местоимением: «Она быстро решила задачу»
    • Числительным: «Пятеро отправились в поход»
    • Инфинитивом: «Учиться всегда пригодится»
    • Словосочетанием: «Несколько человек вошли в зал»
  2. 📍  Найдите сказуемое. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?», «каков предмет?» и т. д. Сказуемое обозначает действие или состояние предмета, выраженного подлежащим. Сказуемое может быть:
    • Простым глагольным: «Дети играют во дворе»
    • Составным глагольным: «Он начал читать книгу»
    • Составным именным: «Небо было голубым»
  3. 📍  Учитывайте особые случаи:
    • В односоставных предложениях может быть только один главный член, аналогичный либо подлежащему, либо сказуемому: «Вечереет», «Тишина»
    • Подлежащее может быть выражено любой частью речи, если она употреблена в значении существительного: «Завтра будет другим днем»
    • В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего: «Мне не спится», «В комнате потемнело»

Практический совет для родителей и учителей: чтобы помочь ребенку научиться определять грамматическую основу, предложите ему представить, что подлежащее и сказуемое — это главные актеры на сцене предложения. Кто действует и что делает? Такое образное представление часто помогает детям лучше понять суть анализа.

При определении грамматической основы важно не путать подлежащее с дополнением, особенно когда оно выражено существительным в винительном падеже без предлога: «Кота (не подлежащее, а дополнение) поймала мышь (подлежащее)».

Разбираем части сложного предложения

Сложное предложение состоит из двух или более простых предложений (частей), объединенных по смыслу и интонационно. При синтаксическом разборе сложного предложения важно уметь выделять каждую его часть и определять тип связи между ними.

Алгоритм разбора сложного предложения:

  1. 📍  Определите количество грамматических основ в предложении. Каждая грамматическая основа соответствует одной части сложного предложения. Например, в предложении «Солнце село, и на небе появились первые звезды» две грамматические основы: «солнце село» и «звезды появились».
  2. 📍  Выделите части сложного предложения. Границы между частями обычно проходят по союзам, союзным словам или знакам препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  3. 📍  Проанализируйте каждую часть как отдельное простое предложение. Определите тип каждой части по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов.
  4. 📍  Определите второстепенные члены предложения в каждой части. К ним относятся определения, дополнения и обстоятельства.
    • Определение отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?» и характеризует предмет: «красное (какое?) яблоко», «мамина (чья?) сумка».
    • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей («кого?», «чего?», «кому?», «чему?» и т. д.) и обозначает предмет, на который направлено действие: «читаю книгу (что?)», «пишу брату (кому?)».
    • Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «почему?», «как?» и т. д. и указывает на признак действия или другого признака: «говорил громко (как?)», «приехал вчера (когда?)», «пошел в кино (куда?)».
  5. 📍  Проанализируйте способы выражения каждого члена предложения (какой частью речи он выражен).

При разборе частей сложного предложения важно помнить, что каждая часть может иметь свою собственную структуру и особенности, которые нужно учитывать при анализе.

Тип сложного предложения

После выделения частей сложного предложения необходимо определить тип связи между ними. Существует три основных типа сложных предложений:

  1. 📍  Сложносочиненные предложения (ССП) — части связаны сочинительными союзами (и, а, но, или, да и т. д.) и равноправны по смыслу. Например: «Солнце светило ярко, и птицы весело щебетали». Здесь две равноправные части, соединенные союзом «и». Признаки сложносочиненного предложения:
    • Части равноправны, независимы друг от друга
    • Связаны сочинительными союзами
    • Между частями обычно ставится запятая
    • Части могут быть переставлены без изменения смысла всего предложения (но не всегда)
  2. 📍  Сложноподчиненные предложения (СПП) — одна часть (главная) подчиняет себе другую (придаточную), которая поясняет главную часть. Части связаны подчинительными союзами (что, чтобы, если, так как, потому что, когда и т. д.) или союзными словами (который, какой, где, куда и т. д.). Например: «Я знаю, что завтра будет хорошая погода». Здесь «я знаю» — главная часть, а «что завтра будет хорошая погода» — придаточная. Признаки сложноподчиненного предложения:
    • Есть главная и придаточная части
    • Придаточная отвечает на вопрос, поставленный от главной части
    • Связаны подчинительными союзами или союзными словами
    • Придаточная часть может стоять перед главной, после нее или внутри нее
  3. 📍  Бессоюзные сложные предложения (БСП) — части связаны только по смыслу и интонационно, без союзов. Например: «Солнце село — стало темнеть». Здесь две части соединены без союзов, только с помощью тире. Признаки бессоюзного сложного предложения:
    • Части не связаны союзами
    • Связь осуществляется с помощью интонации
    • Между частями ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие или тире в зависимости от смысловых отношений
  4. 📍  Сложные предложения с разными видами связи — в таких предложениях может сочетаться сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь. Например: «Когда наступило утро, туман рассеялся, и солнце осветило поля». Здесь первая и вторая части связаны подчинительной связью, а вторая и третья — сочинительной.

При определении типа сложного предложения важно обращать внимание на смысловые отношения между частями и средства связи, используемые для их соединения.

Примеры синтаксического разбора

Теперь, когда мы рассмотрели основные теоретические аспекты синтаксического разбора, предлагаем проанализировать несколько конкретных примеров для закрепления материала.

Пример №1

Предложение: Солнце медленно опускалось за горизонт, окрашивая небо в розовые тона.

Разбор:

  1. 📍  По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение о факте)
  2. 📍  По интонации: невосклицательное (произносится с нейтральной интонацией)
  3. 📍  По структуре: простое, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «окрашивая небо в розовые тона»
  4. 📍  Грамматическая основа: «солнце опускалось» (подлежащее + сказуемое)
  5. 📍  Второстепенные члены:
    • «медленно» — обстоятельство образа действия, выраженное наречием
    • «за горизонт» — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом
    • «окрашивая небо в розовые тона» — обособленное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом
      • «небо« — дополнение, выраженное существительным
      • «в розовые тона» — обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом
      • «розовые» — определение, выраженное прилагательным

Пример №2

Предложение: Если завтра будет хорошая погода, мы обязательно пойдем в парк на пикник.

Разбор:

  1. 📍  По цели высказывания: повествовательное
  2. 📍  По интонации: невосклицательное
  3. 📍  По структуре: сложноподчиненное предложение с придаточным условия
  4. 📍  Части предложения:
    • «Если завтра будет хорошая погода» — придаточная часть условия
    • «мы обязательно пойдем в парк на пикник» — главная часть
  5. 📍  Разбор придаточной части:
    • Грамматическая основа: «погода будет» (подлежащее + составное именное сказуемое)
    • Второстепенные члены:
      • «хорошая» — определение, выраженное прилагательным
      • «завтра» — обстоятельство времени, выраженное наречием
  6. 📍  Разбор главной части:
    • Грамматическая основа: «мы пойдем» (подлежащее + сказуемое)
    • Второстепенные члены:
      • «обязательно» — обстоятельство образа действия, выраженное наречием
      • «в парк» — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом
      • «на пикник» — обстоятельство цели, выраженное существительным с предлогом

Пример №3

Предложение: Книгу, которую ты мне подарил на день рождения, я прочитал с большим интересом.

Разбор:

  1. 📍  По цели высказывания: повествовательное
  2. 📍  По интонации: невосклицательное
  3. 📍  По структуре: сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
  4. 📍  Части предложения:
    • «Книгу… я прочитал с большим интересом» — главная часть (разорванная)
    • «которую ты мне подарил на день рождения» — придаточная определительная часть
  5. 📍  Разбор главной части:
    • Грамматическая основа: «я прочитал» (подлежащее + сказуемое)
    • Второстепенные члены:
      • «книгу» — дополнение, выраженное существительным
      • «с интересом» — обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом
      • «большим» — определение, выраженное прилагательным
  6. 📍  Разбор придаточной части:
    • Грамматическая основа: «ты подарил» (подлежащее + сказуемое)
    • Второстепенные члены:
      • «которую» — союзное слово, выполняющее роль дополнения, выраженное местоимением
      • «мне» — дополнение, выраженное местоимением
      • «на день рождения» — обстоятельство времени, выраженное существительным с предлогом

Пример №4

Предложение: Наступила весна, зазеленели деревья, и птицы начали вить гнезда.

Разбор:

  1. 📍  По цели высказывания: повествовательное
  2. 📍  По интонации: невосклицательное
  3. 📍  По структуре: сложносочиненное предложение, состоящее из трех простых
  4. 📍  Части предложения:
    • «Наступила весна» — первая часть
    • «зазеленели деревья» — вторая часть
    • «птицы начали вить гнезда» — третья часть
  5. 📍  Разбор первой части:
    • Грамматическая основа: «весна наступила» (подлежащее + сказуемое)
    • Второстепенных членов нет
  6. 📍  Разбор второй части:
    • Грамматическая основа: «деревья зазеленели» (подлежащее + сказуемое)
    • Второстепенных членов нет
      • Грамматическая основа: «птицы начали вить» (подлежащее + составное глагольное сказуемое)
      • Второстепенные члены:
          • «гнезда» — дополнение, выраженное существительным

        Эти примеры демонстрируют, как применять теоретические знания о синтаксическом разборе на практике. Регулярное выполнение таких разборов поможет школьникам лучше понять структуру русского предложения и правильно использовать разнообразные синтаксические конструкции в своей речи.

        Синтаксический разбор предложения — не просто необходимый элемент школьной программы, но и важный инструмент для развития языкового чутья и аналитического мышления. Овладев этим навыком, ученик сможет грамотнее строить собственные высказывания, точнее понимать чужие тексты и уверенно чувствовать себя в мире родного языка.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать