Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

27.03.2025

Сложноподчинённое предложение

Поделиться статьей:

11 минут чтения

2480 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Сложноподчинённое предложение — виды, примеры, пунктуация

Сложноподчинённые предложения — одна из самых важных и одновременно сложных тем в русском языке. Независимо от того, готовите ли вы ребёнка к экзаменам, работаете учителем или сами хотите разобраться в этом непростом вопросе — эта статья станет вашим надёжным путеводителем.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

Что такое сложноподчинённое предложение?

Сложноподчинённое предложение (СПП) — это особый тип синтаксической конструкции, в которой две или более частей связаны между собой неравноправно. Одна часть является главной, а другая (или другие) — зависимой, или придаточной. Такая связь оформляется подчинительными союзами или союзными словами.

Определение

Официальное определение звучит так: сложноподчинённое предложение — это сложное предложение, части которого соединены подчинительной связью, когда одна часть (придаточная) зависит от другой (главной) и присоединяется к ней посредством подчинительных союзов или союзных слов.

Например: «Я знаю, что завтра будет солнечно». В этом предложении часть «я знаю» — главная, а «что завтра будет солнечно» — придаточная, которая присоединяется союзом «что».

Чем отличается от сложносочинённого?

Многие школьники и даже взрослые путают сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Давайте разберёмся в ключевых отличиях:

  1. Тип связи между частями:
    • В сложносочинённом предложении части равноправны и соединяются сочинительными союзами (и, а, но, или, да, либо).
    • В сложноподчинённом одна часть зависит от другой, и они соединяются подчинительными союзами (что, чтобы, если, потому что) или союзными словами (который, где, куда, когда).
  2. Структурная зависимость:
    • В сложносочинённых предложениях части можно поменять местами без существенного изменения смысла.
    • В сложноподчинённых такая перестановка часто невозможна или значительно меняет смысл.
  3. Пример сравнения:
    • Сложносочинённое: «Солнце село, и стало темнеть» (части равноправны).
    • Сложноподчинённое: «Мы пошли домой, когда солнце село» (вторая часть зависит от первой).

Виды сложноподчинённых предложений

Сложноподчинённые предложения классифицируются в зависимости от того, к чему относится придаточная часть и какой вопрос она отвечает. Понимание типов СПП критически важно для правильной пунктуации и осмысленного использования этих конструкций в речи.

Изъяснительные

Изъяснительные придаточные — один из самых распространённых типов придаточных предложений, которые мы используем в повседневной речи.

Отвечают на вопросы косвенных падежей

Главная особенность изъяснительных придаточных — они отвечают на вопросы косвенных падежей: что? о чём? чему? для чего? и др. Они раскрывают содержание действия или состояния, о котором говорится в главной части.

В главной части обычно есть слова со значением речи, мысли, чувства, восприятия:

  • глаголы: сказать, думать, видеть, слышать, знать, чувствовать
  • существительные: мысль, идея, ощущение, известие, слух
  • прилагательные: уверенный, убеждённый, довольный

Примеры

  1. «Я надеюсь, что наша команда выиграет чемпионат».
    • Главная часть: Я надеюсь
    • Придаточная: что наша команда выиграет чемпионат
    • Вопрос: на что я надеюсь?
  2. «Нам сообщили, что занятия отменяются из-за морозов».
    • Главная часть: Нам сообщили
    • Придаточная: что занятия отменяются из-за морозов
    • Вопрос: о чём сообщили?
  3. «Важно понимать, почему возникают конфликты и как их разрешать».
    • Главная часть: Важно понимать
    • Придаточная: почему возникают конфликты и как их разрешать
    • Вопрос: что важно понимать?

Определительные

Определительные придаточные — это настоящие мастера уточнений и пояснений. Они помогают нам сделать речь более точной и информативной.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

Определяют существительное

Основная функция определительных придаточных — характеризовать предмет (существительное или местоимение) в главной части. Они отвечают на вопросы «какой?», «который?», «чей?».

Определительные придаточные обычно присоединяются к главной части с помощью:

  • союзных слов: который, какой, чей, где, куда, откуда, что, когда
  • союзов: что, чтобы, как, будто

Интересный факт: в определительных придаточных со словом «который» это слово всегда согласуется в роде и числе с определяемым существительным из главной части.

Примеры

  1. «Книга, которую я купил вчера, оказалась очень увлекательной».
    • Главная часть: Книга оказалась очень увлекательной
    • Придаточная: которую я купил вчера
    • Вопрос: какая книга?
  2. «Дом, где прошло моё детство, недавно отреставрировали».
    • Главная часть: Дом недавно отреставрировали
    • Придаточная: где прошло моё детство
    • Вопрос: какой дом?
  3. «Это был тот самый человек, чьи советы всегда помогали мне в трудных ситуациях».
    • Главная часть: Это был тот самый человек
    • Придаточная: чьи советы всегда помогали мне в трудных ситуациях
    • Вопрос: какой человек?

Обстоятельственные

Обстоятельственные придаточные придают главной части различные смысловые оттенки, уточняя обстоятельства действия. Это самая разнообразная группа сложноподчинённых предложений.

Виды обстоятельственных придаточных

  1. Придаточные места
    • Отвечают на вопросы: где? куда? откуда?
    • Присоединяются союзными словами: где, куда, откуда
    • Пример: «Я пойду туда, где меня ждут».
  2. Придаточные времени
    • Отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор?
    • Присоединяются союзами: когда, пока, едва, как только, после того как
    • Пример: «Когда наступила весна, природа ожила».
  3. Придаточные причины
    • Отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?
    • Присоединяются союзами: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого что
    • Пример: «Я не пришёл на встречу, потому что заболел».
  4. Придаточные цели
    • Отвечают на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
    • Присоединяются союзами: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
    • Пример: «Он много занимался, чтобы поступить в университет».
  5. Придаточные условия
    • Отвечают на вопрос: при каком условии?
    • Присоединяются союзами: если, когда, раз, ли
    • Пример: «Если пойдёт дождь, экскурсия не состоится».
  6. Придаточные уступки
    • Отвечают на вопрос: несмотря на что?
    • Присоединяются союзами: хотя, несмотря на то что, пусть, как ни
    • Пример: «Хотя было уже поздно, они продолжали работать».
  7. Придаточные следствия
    • Указывают на следствие, результат того, о чём говорится в главной части
    • Присоединяются союзом: так что
    • Пример: «Было уже поздно, так что мы решили остаться на ночь».
  8. Придаточные образа действия
    • Отвечают на вопросы: как? каким образом?
    • Присоединяются союзами: как, как будто, словно, чем
    • Пример: «Он говорил тихо, как будто боялся кого-то разбудить».
  9. Придаточные меры и степени
    • Отвечают на вопросы: насколько? в какой мере? в какой степени?
    • Присоединяются союзами: сколько, насколько, чем
    • Пример: «Я насколько мог, настолько помог».
  10. Придаточные сравнительные
    • Содержат сравнение с тем, о чём говорится в главной части
    • Присоединяются союзами: как, будто, словно, точно
    • Пример: «Он бежал, словно за ним гнались».

Постоянные двойки и тройки, жалобы учителей и расстроенные глаза ребенка — знакомая ситуация? Проблема часто не в способностях ребенка, а в методах обучения. На бесплатном 5-дневном марафоне Шамиля Ахмадуллина вы узнаете, как повысить успеваемость по любому предмету минимум на 1 балл. Автор более 40 методик эффективного обучения детей поделится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день. Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе. 

Участвовать бесплатно

Таблица сложноподчинённых предложений

Для систематизации знаний предлагаю таблицу основных видов СПП с указанием вопросов и примеров:

Запятые в сложноподчинённых предложениях

Правильная пунктуация в сложноподчинённых предложениях часто вызывает затруднения даже у образованных людей. Давайте разберёмся в основных правилах.

Когда ставятся

  1. Общее правило: придаточная часть всегда отделяется от главной запятой (или запятыми, если придаточная находится в середине главной). Пример: «Я знаю, что он придёт». Пример: «Девочка, которая сидела у окна, читала книгу».
  2. При нескольких придаточных:
    • Однородные придаточные, относящиеся к одному слову в главной части и отвечающие на один вопрос, разделяются запятыми.
  3. Пример: «Она сказала, что весна наступила рано и что цветы уже распустились».
    • Неоднородные придаточные также разделяются запятыми.
  4. Пример: «Когда я пришёл домой, я увидел, что дверь открыта».
  5. Сложные союзы: если придаточное предложение присоединяется с помощью сложного союза (потому что, для того чтобы, с тем чтобы, в связи с тем что, ввиду того что и др.), то запятая ставится или перед всем союзом, или перед его второй частью, в зависимости от смысла и интонации. Пример: «Он не пришёл, потому что заболел». или: «Он не пришёл потому, что заболел». В первом случае подчёркивается сам факт отсутствия, во втором — причина.
  6. При придаточных в середине главного: если придаточное находится внутри главного предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон. Пример: «Книга, которую я прочитал на прошлой неделе, оказалась очень интересной».

Исключения

  1. Цельные по смыслу выражения: если придаточная часть составляет с главной цельное по смыслу выражение, запятая не ставится. Пример: «Сделай как следует». Пример: «Приходи когда хочешь».
  2. Двойные союзы: если в предложении есть двойной союз (чем… тем, не столько… сколько, как… так и и др.), запятая ставится перед второй частью союза. Пример: «Чем ближе весна, тем ярче светит солнце».
  3. Устойчивые выражения с союзным словом «что»: в составе некоторых устойчивых выражений запятая перед союзным словом «что» не ставится. Пример: «Делай что хочешь». Пример: «Говори что думаешь».
  4. Фразеологизмы и целостные по смыслу выражения: если придаточное и главное предложения образуют устойчивое сочетание, запятая между ними не ставится. Пример: «Бери что дают». Пример: «Будь что будет».
  5. При наличии указательных слов: если перед подчинительным союзом стоит отрицание «не» или частицы «только», «лишь», «именно», «даже», запятая ставится не перед союзом, а перед этими словами. Пример: «Он приехал не, когда его ждали, а намного позже». Пример: «Он сделал это только, чтобы доказать свою правоту».

Владение правилами пунктуации в сложноподчинённых предложениях — важная часть грамотной письменной речи. Эти знания пригодятся не только на экзаменах, но и в повседневной жизни — при написании деловых писем, отчётов, статей и даже сообщений в мессенджерах.

Заключение

Сложноподчинённые предложения — это не просто синтаксическая конструкция, а мощный инструмент для выражения сложных мыслей, причинно-следственных связей и логических построений. Они помогают сделать нашу речь более точной, логичной и выразительной.

Понимание структуры СПП, видов придаточных предложений и правил пунктуации в них — важный навык, который пригодится каждому школьнику и взрослому. Эти знания помогут успешно сдать экзамены, грамотно составлять тексты и эффективно коммуницировать в профессиональной сфере.

Практикуйтесь в использовании сложноподчинённых предложений в речи и письме, анализируйте их в прочитанных текстах, и вы заметите, как ваша речь станет более богатой и выразительной!

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать