- Сложноподчинённое предложение — виды, примеры, пунктуация
- Что такое сложноподчинённое предложение?
- Определение
- Чем отличается от сложносочинённого?
- Виды сложноподчинённых предложений
- Изъяснительные
- Отвечают на вопросы косвенных падежей
- Примеры
- Определительные
- Определяют существительное
- Примеры
- Обстоятельственные
- Виды обстоятельственных придаточных
- Таблица сложноподчинённых предложений
- Запятые в сложноподчинённых предложениях
- Когда ставятся
- Исключения
- Заключение
Сложноподчинённое предложение — виды, примеры, пунктуация
Сложноподчинённые предложения — одна из самых важных и одновременно сложных тем в русском языке. Независимо от того, готовите ли вы ребёнка к экзаменам, работаете учителем или сами хотите разобраться в этом непростом вопросе — эта статья станет вашим надёжным путеводителем.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
Что такое сложноподчинённое предложение?
Сложноподчинённое предложение (СПП) — это особый тип синтаксической конструкции, в которой две или более частей связаны между собой неравноправно. Одна часть является главной, а другая (или другие) — зависимой, или придаточной. Такая связь оформляется подчинительными союзами или союзными словами.
Определение
Официальное определение звучит так: сложноподчинённое предложение — это сложное предложение, части которого соединены подчинительной связью, когда одна часть (придаточная) зависит от другой (главной) и присоединяется к ней посредством подчинительных союзов или союзных слов.
Например: «Я знаю, что завтра будет солнечно». В этом предложении часть «я знаю» — главная, а «что завтра будет солнечно» — придаточная, которая присоединяется союзом «что».
Чем отличается от сложносочинённого?
Многие школьники и даже взрослые путают сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Давайте разберёмся в ключевых отличиях:
- Тип связи между частями:
- В сложносочинённом предложении части равноправны и соединяются сочинительными союзами (и, а, но, или, да, либо).
- В сложноподчинённом одна часть зависит от другой, и они соединяются подчинительными союзами (что, чтобы, если, потому что) или союзными словами (который, где, куда, когда).
- Структурная зависимость:
- В сложносочинённых предложениях части можно поменять местами без существенного изменения смысла.
- В сложноподчинённых такая перестановка часто невозможна или значительно меняет смысл.
- Пример сравнения:
- Сложносочинённое: «Солнце село, и стало темнеть» (части равноправны).
- Сложноподчинённое: «Мы пошли домой, когда солнце село» (вторая часть зависит от первой).
Виды сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения классифицируются в зависимости от того, к чему относится придаточная часть и какой вопрос она отвечает. Понимание типов СПП критически важно для правильной пунктуации и осмысленного использования этих конструкций в речи.
Изъяснительные
Изъяснительные придаточные — один из самых распространённых типов придаточных предложений, которые мы используем в повседневной речи.
Отвечают на вопросы косвенных падежей
Главная особенность изъяснительных придаточных — они отвечают на вопросы косвенных падежей: что? о чём? чему? для чего? и др. Они раскрывают содержание действия или состояния, о котором говорится в главной части.
В главной части обычно есть слова со значением речи, мысли, чувства, восприятия:
- глаголы: сказать, думать, видеть, слышать, знать, чувствовать
- существительные: мысль, идея, ощущение, известие, слух
- прилагательные: уверенный, убеждённый, довольный
Примеры
- «Я надеюсь, что наша команда выиграет чемпионат».
- Главная часть: Я надеюсь
- Придаточная: что наша команда выиграет чемпионат
- Вопрос: на что я надеюсь?
- «Нам сообщили, что занятия отменяются из-за морозов».
- Главная часть: Нам сообщили
- Придаточная: что занятия отменяются из-за морозов
- Вопрос: о чём сообщили?
- «Важно понимать, почему возникают конфликты и как их разрешать».
- Главная часть: Важно понимать
- Придаточная: почему возникают конфликты и как их разрешать
- Вопрос: что важно понимать?
Определительные
Определительные придаточные — это настоящие мастера уточнений и пояснений. Они помогают нам сделать речь более точной и информативной.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
Определяют существительное
Основная функция определительных придаточных — характеризовать предмет (существительное или местоимение) в главной части. Они отвечают на вопросы «какой?», «который?», «чей?».
Определительные придаточные обычно присоединяются к главной части с помощью:
- союзных слов: который, какой, чей, где, куда, откуда, что, когда
- союзов: что, чтобы, как, будто
Интересный факт: в определительных придаточных со словом «который» это слово всегда согласуется в роде и числе с определяемым существительным из главной части.
Примеры
- «Книга, которую я купил вчера, оказалась очень увлекательной».
- Главная часть: Книга оказалась очень увлекательной
- Придаточная: которую я купил вчера
- Вопрос: какая книга?
- «Дом, где прошло моё детство, недавно отреставрировали».
- Главная часть: Дом недавно отреставрировали
- Придаточная: где прошло моё детство
- Вопрос: какой дом?
- «Это был тот самый человек, чьи советы всегда помогали мне в трудных ситуациях».
- Главная часть: Это был тот самый человек
- Придаточная: чьи советы всегда помогали мне в трудных ситуациях
- Вопрос: какой человек?
Обстоятельственные
Обстоятельственные придаточные придают главной части различные смысловые оттенки, уточняя обстоятельства действия. Это самая разнообразная группа сложноподчинённых предложений.
Виды обстоятельственных придаточных
- Придаточные места
- Отвечают на вопросы: где? куда? откуда?
- Присоединяются союзными словами: где, куда, откуда
- Пример: «Я пойду туда, где меня ждут».
- Придаточные времени
- Отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор?
- Присоединяются союзами: когда, пока, едва, как только, после того как
- Пример: «Когда наступила весна, природа ожила».
- Придаточные причины
- Отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?
- Присоединяются союзами: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого что
- Пример: «Я не пришёл на встречу, потому что заболел».
- Придаточные цели
- Отвечают на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
- Присоединяются союзами: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
- Пример: «Он много занимался, чтобы поступить в университет».
- Придаточные условия
- Отвечают на вопрос: при каком условии?
- Присоединяются союзами: если, когда, раз, ли
- Пример: «Если пойдёт дождь, экскурсия не состоится».
- Придаточные уступки
- Отвечают на вопрос: несмотря на что?
- Присоединяются союзами: хотя, несмотря на то что, пусть, как ни
- Пример: «Хотя было уже поздно, они продолжали работать».
- Придаточные следствия
- Указывают на следствие, результат того, о чём говорится в главной части
- Присоединяются союзом: так что
- Пример: «Было уже поздно, так что мы решили остаться на ночь».
- Придаточные образа действия
- Отвечают на вопросы: как? каким образом?
- Присоединяются союзами: как, как будто, словно, чем
- Пример: «Он говорил тихо, как будто боялся кого-то разбудить».
- Придаточные меры и степени
- Отвечают на вопросы: насколько? в какой мере? в какой степени?
- Присоединяются союзами: сколько, насколько, чем
- Пример: «Я насколько мог, настолько помог».
- Придаточные сравнительные
- Содержат сравнение с тем, о чём говорится в главной части
- Присоединяются союзами: как, будто, словно, точно
- Пример: «Он бежал, словно за ним гнались».
Постоянные двойки и тройки, жалобы учителей и расстроенные глаза ребенка — знакомая ситуация? Проблема часто не в способностях ребенка, а в методах обучения. На бесплатном 5-дневном марафоне Шамиля Ахмадуллина вы узнаете, как повысить успеваемость по любому предмету минимум на 1 балл. Автор более 40 методик эффективного обучения детей поделится проверенными инструментами для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день. Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе.
Таблица сложноподчинённых предложений
Для систематизации знаний предлагаю таблицу основных видов СПП с указанием вопросов и примеров:
Запятые в сложноподчинённых предложениях
Правильная пунктуация в сложноподчинённых предложениях часто вызывает затруднения даже у образованных людей. Давайте разберёмся в основных правилах.
Когда ставятся
- Общее правило: придаточная часть всегда отделяется от главной запятой (или запятыми, если придаточная находится в середине главной). Пример: «Я знаю, что он придёт». Пример: «Девочка, которая сидела у окна, читала книгу».
- При нескольких придаточных:
- Однородные придаточные, относящиеся к одному слову в главной части и отвечающие на один вопрос, разделяются запятыми.
- Пример: «Она сказала, что весна наступила рано и что цветы уже распустились».
- Неоднородные придаточные также разделяются запятыми.
- Пример: «Когда я пришёл домой, я увидел, что дверь открыта».
- Сложные союзы: если придаточное предложение присоединяется с помощью сложного союза (потому что, для того чтобы, с тем чтобы, в связи с тем что, ввиду того что и др.), то запятая ставится или перед всем союзом, или перед его второй частью, в зависимости от смысла и интонации. Пример: «Он не пришёл, потому что заболел». или: «Он не пришёл потому, что заболел». В первом случае подчёркивается сам факт отсутствия, во втором — причина.
- При придаточных в середине главного: если придаточное находится внутри главного предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон. Пример: «Книга, которую я прочитал на прошлой неделе, оказалась очень интересной».
Исключения
- Цельные по смыслу выражения: если придаточная часть составляет с главной цельное по смыслу выражение, запятая не ставится. Пример: «Сделай как следует». Пример: «Приходи когда хочешь».
- Двойные союзы: если в предложении есть двойной союз (чем… тем, не столько… сколько, как… так и и др.), запятая ставится перед второй частью союза. Пример: «Чем ближе весна, тем ярче светит солнце».
- Устойчивые выражения с союзным словом «что»: в составе некоторых устойчивых выражений запятая перед союзным словом «что» не ставится. Пример: «Делай что хочешь». Пример: «Говори что думаешь».
- Фразеологизмы и целостные по смыслу выражения: если придаточное и главное предложения образуют устойчивое сочетание, запятая между ними не ставится. Пример: «Бери что дают». Пример: «Будь что будет».
- При наличии указательных слов: если перед подчинительным союзом стоит отрицание «не» или частицы «только», «лишь», «именно», «даже», запятая ставится не перед союзом, а перед этими словами. Пример: «Он приехал не, когда его ждали, а намного позже». Пример: «Он сделал это только, чтобы доказать свою правоту».
Владение правилами пунктуации в сложноподчинённых предложениях — важная часть грамотной письменной речи. Эти знания пригодятся не только на экзаменах, но и в повседневной жизни — при написании деловых писем, отчётов, статей и даже сообщений в мессенджерах.
Заключение
Сложноподчинённые предложения — это не просто синтаксическая конструкция, а мощный инструмент для выражения сложных мыслей, причинно-следственных связей и логических построений. Они помогают сделать нашу речь более точной, логичной и выразительной.
Понимание структуры СПП, видов придаточных предложений и правил пунктуации в них — важный навык, который пригодится каждому школьнику и взрослому. Эти знания помогут успешно сдать экзамены, грамотно составлять тексты и эффективно коммуницировать в профессиональной сфере.
Практикуйтесь в использовании сложноподчинённых предложений в речи и письме, анализируйте их в прочитанных текстах, и вы заметите, как ваша речь станет более богатой и выразительной!