Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

11.03.2025

Служебные части речи в русском языке: полный справочник с примерами

Поделиться статьей:

18 минут чтения

2478 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Содержание
  1. Служебные части речи в русском языке: полный справочник с примерами
  2. Что такое служебные части речи?
  3. 1. Предлоги
  4. Виды предлогов
  5. По структуре предлоги делятся на:
  6. По значению предлоги выражают различные отношения:
  7. Примеры употребления предлогов
  8. Пространственные отношения:
  9. Временные отношения:
  10. Важно отметить, что один и тот же предлог может выражать разные отношения в зависимости от контекста:
  11. Некоторые предлоги требуют определенного падежа, другие могут употребляться с разными падежами, меняя при этом свое значение:
  12. 2. Союзы
  13. Виды союзов
  14. Функции союзов в предложении
  15. Соединение однородных членов предложения:
  16. Соединение частей сложносочиненного предложения:
  17. Соединение главного и придаточного предложений в сложноподчиненном предложении:
  18. Союзы также могут выполнять текстообразующую функцию, связывая предложения в тексте и обеспечивая его целостность и связность:
  19. 3. Частицы
  20. Значение частиц
  21. Виды частиц
  22. Как отличить служебные части речи от самостоятельных?

Служебные части речи в русском языке: полный справочник с примерами

 

Русский язык с его богатством форм и выразительных средств представляет собой сложную систему, основой которой являются части речи. Если самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) находятся в центре внимания любого изучающего язык, то служебные части речи часто остаются в тени, хотя без них невозможно построить правильное, логически связанное предложение. В данной статье мы подробно рассмотрим служебные части речи, их особенности, функции и значение в современном русском языке.

 

 

Что такое служебные части речи?

Служебные части речи — это особая группа слов, которые, в отличие от самостоятельных частей речи, не называют предметы, признаки или действия. Они не имеют номинативной функции и не являются членами предложения. Главная задача служебных частей речи — выражать различные отношения между словами в предложении, частями сложного предложения или придавать дополнительные оттенки значения словам и предложениям.

В русском языке к служебным частям речи относятся:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Каждая из этих групп выполняет свою уникальную функцию в построении языковых конструкций. В отличие от самостоятельных частей речи, служебные слова не склоняются, не спрягаются и не имеют морфологических признаков. Их лексическое значение тесно связано с грамматическим и проявляется только в контексте, при взаимодействии с другими словами.

 

Служебные части речи в русском языке: полный справочник с примерами

 

Несмотря на кажущуюся простоту, служебные части речи представляют определенную сложность для изучающих русский язык, особенно для иностранцев. Это связано с их многозначностью, омонимией со знаменательными словами и между собой, а также с особенностями употребления в различных стилях речи.

1. Предлоги

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги помогают установить различные смысловые отношения между словами: пространственные, временные, причинные, целевые и другие.

Особенность предлогов заключается в том, что они всегда употребляются с существительными, числительными, местоимениями и субстантивированными частями речи, то есть с теми словами, которые могут изменяться по падежам. Предлоги всегда требуют после себя определенного падежа.

Например:

  • о книге (предложный падеж)
  • к другу (дательный падеж)
  • от дома (родительный падеж)
  • через дорогу (винительный падеж)

В современном русском языке насчитывается около 200 предлогов, и их количество постоянно увеличивается за счет перехода других частей речи в разряд предлогов (например, благодаря, включая, несмотря на).

Виды предлогов

По происхождению предлоги в русском языке делятся на три основные группы:

  1. Непроизводные (первообразные) — это предлоги, которые не образованы от других частей речи и используются только как предлоги. К ним относятся самые древние предлоги: в, на, за, под, над, из, к, о, по, с, у, для, до, без, при и другие. Они немногочисленны, но очень частотны в речи.
  2. Производные (непервообразные) — это предлоги, образованные от других частей речи. Они подразделяются на:
    • Наречные (образованные от наречий): вблизи, вокруг, возле, впереди, позади, навстречу, сверх, напротив и др.
    • Отыменные (образованные от имен существительных): ввиду, вследствие, насчет, путем, в течение, в продолжение, за счет, по поводу и др.
    • Отглагольные (образованные от деепричастий): благодаря, включая, исключая, несмотря на, спустя и др.
  3. Составные — это предлоги, состоящие из нескольких слов: в связи с, в соответствии с, в зависимости от, в течение, в отличие от, по отношению к, несмотря на и др. Количество таких предлогов постоянно растет, так как язык стремится к более точному выражению различных отношений.

По структуре предлоги делятся на:

  • Простые (состоящие из одного слова): в, на, под, от, к, через и др.
  • Составные (состоящие из двух и более слов): в течение, в продолжение, в заключение, в отношении, в отличие от и др.

По значению предлоги выражают различные отношения:

  • Пространственные: в, на, под, над, у, около, вблизи, рядом с, позади, впереди и др.
  • Временные: в, через, после, до, с, по, накануне, в течение, на протяжении и др.
  • Причинные: благодаря, из-за, по причине, вследствие, в силу, ввиду и др.
  • Целевые: для, ради, с целью, во имя, в интересах и др.
  • Образа действия: в соответствии с, подобно, по и др.
  • Объектные: о, про, насчет, по поводу и др.

Примеры употребления предлогов

Правильное употребление предлогов — это один из показателей грамотной речи. Рассмотрим несколько примеров, которые демонстрируют, как предлоги помогают выражать различные отношения:

Пространственные отношения:

  • Книга лежит на столе.
  • Мальчик спрятался за дверью.
  • Школа находится напротив парка.

Временные отношения:

  • Занятия начинаются в девять часов.
  • Я не видел его с прошлого года.
  • Встреча состоится через неделю.
  • Проект должен быть завершен к концу месяца.

Причинные отношения:

  • Из-за дождя экскурсия была отменена.
  • Благодаря поддержке друзей он смог преодолеть трудности.
  • Вследствие аварии движение было перекрыто.

Целевые отношения:

  • Я приехал для встречи с вами.
  • Он отказался от своих планов ради семьи.
  • Средства были выделены на строительство новой школы.

Важно отметить, что один и тот же предлог может выражать разные отношения в зависимости от контекста:

  • Книга о приключениях (объектные отношения).
  • Ваза разбилась о пол (пространственные отношения).

Некоторые предлоги требуют определенного падежа, другие могут употребляться с разными падежами, меняя при этом свое значение:

  • Положить на стол (винительный падеж) — лежать на столе (предложный падеж).
  • Спрятаться за дверь (винительный падеж) — стоять за дверью (творительный падеж).

Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки. Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины. Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?

Зубрить по 20 раз? Или выучить за 5 минут с помощью ассоциаций и простых приёмов?
👉 А вы бы хотели узнать, как развить память и внимание у ребёнка — без репетиторов и слёз?

👨‍🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ пособий.

Что вас ждёт:

✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉 

Зарегистрироваться бесплатно
 

 

2. Союзы

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, которые связывают отдельные слова, союзы могут соединять как слова, так и целые предложения, выражая при этом различные смысловые отношения.

Союзы не изменяются и не являются членами предложения. Они играют важную роль в построении синтаксических конструкций и организации текста, выражая логические связи между его частями.

Виды союзов

По строению союзы делятся на:

  1. Простые — состоящие из одного слова: и, а, но, или, что, как, чтобы, если, хотя и др.
  2. Составные — состоящие из нескольких слов: потому что, так как, для того чтобы, с тем чтобы, в связи с тем что, несмотря на то что, как будто и др.

По синтаксической функции союзы делятся на две большие группы:

  1. Сочинительные союзы — соединяют однородные члены предложения или равноправные части сложносочиненного предложения. Они подразделяются на:
    • Соединительные: и, да (в значении «и»), ни…ни, как…так и, не только…но и, также, тоже и др.
    • Противительные: а, но, да (в значении «но»), зато, однако, же и др.
    • Разделительные: или, либо, то…то, не то…не то, или…или и др.
    • Пояснительные: то есть, а именно и др.
    • Присоединительные: да и, а также, причем, притом и др.
  2. Подчинительные союзы — соединяют части сложноподчиненного предложения, выражая подчинение одной части другой. Они делятся на группы по значению:
    • Временные: когда, пока, в то время как, едва, как только, прежде чем, с тех пор как и др.
    • Причинные: потому что, так как, поскольку, ибо, благодаря тому что и др.
  3. Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др.
    • Условные: если, в случае если, при условии что, когда (в значении «если») и др.
    • Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что, пусть, пускай и др.
    • Сравнительные: как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.
    • Следственные: так что, поэтому и др.
    • Изъяснительные: что, чтобы, как, будто и др.

Особую группу составляют союзные слова — относительные местоимения (кто, что, который, какой, чей) и местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, почему, зачем, как), которые, в отличие от союзов, являются членами предложения. Они используются в сложноподчиненных предложениях для связи главного предложения с придаточным.

Функции союзов в предложении

Основная функция союзов — устанавливать смысловые отношения между частями высказывания. Рассмотрим различные функции союзов в предложении:

Соединение однородных членов предложения:

  • На столе лежали книги, тетради и ручки.
  • Мы можем пойти в кино или остаться дома.
  • Ни дождь, ни снег не могли помешать нашей встрече.

Соединение частей сложносочиненного предложения:

  • Солнце село, и наступила темнота.
  • Мы спешили, но все равно опоздали.
  • То светило солнце, то набегали тучи.

Соединение главного и придаточного предложений в сложноподчиненном предложении:

  • Я знал, что он придет.
  • Мы поедем отдыхать, когда закончится учебный год.
  • Он сделал все, чтобы помочь другу.
  • Он не пришел, потому что заболел.

Союзы также могут выполнять текстообразующую функцию, связывая предложения в тексте и обеспечивая его целостность и связность:

  • Вечером пошел дождь. И это изменило все наши планы.
  • Мы долго готовились к экзамену. Однако результаты оказались не такими, как мы ожидали.

Важно отметить, что некоторые союзы могут быть многозначными и выражать разные смысловые отношения в зависимости от контекста:

  • Союз и может выражать не только соединительные, но и присоединительные, временные, условные, следственные отношения.
  • Союз как может быть сравнительным, временным, изъяснительным.

Правильное употребление союзов позволяет точно выразить мысль, установить логические связи между частями высказывания и сделать речь грамматически связной и стилистически выразительной.

Почему именно ваш школьник не хочет учиться?

Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.

👉

Записаться бесплатно
 

 

3. Частицы

Частица — это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки словам, словосочетаниям или предложениям. В отличие от предлогов и союзов, частицы не служат для связи слов в предложении, но играют важную роль в формировании значения высказывания и выражении отношения говорящего к сообщаемому.

Значение частиц

Частицы вносят в предложение разнообразные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего к высказыванию. Они помогают усилить выразительность речи, придать ей эмоциональность, уточнить или ограничить смысл других слов.

Несмотря на свою небольшую величину, частицы существенно влияют на содержание высказывания. Например:

  • Я пойду в театр (нейтральное сообщение).
  • Я же пойду в театр (противопоставление: я — в отличие от других).
  • Я не пойду в театр (отрицание).
  • Я только пойду в театр (ограничение: больше никуда).
  • Я ведь пойду в театр (обоснование, причина).
  • Я даже пойду в театр (усиление, подчеркивание неожиданности).

Как видно из примеров, использование различных частиц существенно меняет смысл высказывания, делая речь более точной, выразительной и эмоциональной.

Виды частиц

По значению и функциям частицы делятся на несколько групп:

  1. Формообразующие частицы — служат для образования форм слов:
    • Бы (б) — для образования условного наклонения глаголов: Я бы пошел; Он сделал бы.
    • Да, пусть, пускай — для образования повелительного наклонения: Пусть войдет; Да здравствует король!
    • -то, -либо, -нибудь, кое- — для образования неопределенных местоимений и наречий: Кто-то пришел; Сделай что-нибудь.
  2. Отрицательные частицы — выражают отрицание:
  • Не, ни: Он не пришел; Ни один человек не знал об этом.
  1. Вопросительные частицы — используются для образования вопросительных предложений:
    • Ли, разве, неужели, что за, как: Придет ли он?; Разве вы не знали?; Неужели это правда?; Что за шум?
  2. Указательные частицы — указывают на предметы, признаки, действия:
    • Вот, вон, это: Вот наш дом; Вон идет мой друг; Это и есть решение проблемы.
  3. Уточняющие частицы — уточняют значение слов или предложений:
    • Именно, как раз, точно, ровно, прямо, подлинно: Мы пришли именно вовремя; Это как раз то, что нужно.
  4. Выделительно-ограничительные частицы — выделяют или ограничивают значение слова:
    • Только, лишь, исключительно, единственно, хотя бы: Я лишь хотел помочь; Он пришел только ради тебя.
  5. Усилительные частицы — усиливают выразительность речи:
    • Даже, же, уж, ведь, все, и, ни, все-таки: Это даже интересно; Он же обещал; Как все-таки хорошо!
  6. Восклицательные частицы — придают высказыванию эмоциональную окраску:
    • Что за, как, какой: Что за прелесть эти сказки!; Как хорошо в лесу!
  7. Модальные частицы — выражают отношение говорящего к высказываемому:
  • Вряд ли, едва ли, будто, словно, как будто, якобы, дескать, мол: Вряд ли он придет; Он будто не знал об этом.
  1. Сравнительные частицы — используются при сравнении:
  • Как, словно, точно, будто, как будто: Белый как снег; Глаза блестят словно звезды.
  1. Утвердительные частицы — выражают утверждение:
  • Да, так, точно, конечно, ага, угу: Да, я согласен; Это, конечно, правда.

Многие частицы могут относиться к разным разрядам в зависимости от контекста. Например, частица да может быть утвердительной (Да, это так), формообразующей (Да здравствует свобода!), союзной (Я хотел пойти в кино, да времени не было).

Частицы могут быть простыми (же, бы, ли) и составными (как будто, вряд ли, едва ли). Они могут быть ударными и безударными, что также влияет на их функционирование в предложении.

В русском языке частицы играют важную роль в выражении модальности, то есть отношения говорящего к содержанию высказывания. Они помогают выразить уверенность, сомнение, предположение, желание, удивление и другие оттенки значений.

Как отличить служебные части речи от самостоятельных?

Иногда бывает трудно отличить служебные части речи от самостоятельных, особенно когда одно и то же слово может выступать в разных ролях. Рассмотрим основные критерии, которые помогут в определении служебных частей речи:

  1. Синтаксическая функция. Служебные части речи не являются членами предложения. Они не отвечают на вопросы, не имеют синтаксических связей с другими словами. Их функция — служебная, то есть они выражают отношения между словами или частями предложения, либо придают дополнительные оттенки значения.
  2. Морфологические признаки. Служебные части речи не склоняются, не спрягаются, не имеют форм числа, рода, лица и других грамматических категорий, характерных для самостоятельных частей речи.
  3. Лексическое значение. У служебных частей речи нет полноценного лексического значения. Они не называют предметы, действия, признаки, а выражают отношения между ними или уточняют значения других слов.
  4. Контекстуальная зависимость. Значение служебных слов проявляется только в контексте, при их взаимодействии с самостоятельными словами или предложениями.

Особую сложность представляют случаи омонимии, когда одно и то же слово может употребляться как служебная и как самостоятельная часть речи. Рассмотрим несколько примеров:

 

Предлог и наречие:

  • После дождя дороги размыло (после — предлог)
  • Мы встретимся после (после — наречие)

Союз и наречие:

  • Я пришел, когда вы уже ушли (когда — союз)
  • Когда вы придете в гости? (когда — наречие)

Частица и наречие:

  • Это просто удивительно! (просто — частица)
  • Он говорил просто и понятно (просто — наречие)

Предлог и деепричастие:

  • Благодаря помощи друзей он справился с задачей (благодаря — предлог)
  • Он улыбался, благодаря их за поддержку (благодаря — деепричастие)

Союз и местоимение:

  • Я знаю, что он придет (что — союз)
  • Что ты делаешь? (что — местоимение)

Частица и глагол:

  • Пускай он придет. (пускай — частица)
  • Не пускай их на улицу (пускай — глагол)

Для правильного определения части речи необходимо учитывать контекст, значение слова, его синтаксическую функцию и возможность замены другими словами той же категории.

В случае затруднений полезно помнить следующие подсказки:

  • Предлог всегда требует после себя существительного (или другого слова) в определенном падеже.
  • Союз соединяет однородные члены предложения или части сложного предложения.
  • Частица не выполняет связующей функции, а лишь вносит дополнительные оттенки значения.

Знание особенностей служебных частей речи и умение отличать их от самостоятельных помогает избежать грамматических и пунктуационных ошибок, а также способствует более точному и выразительному использованию языковых средств.

Таким образом, служебные части речи, несмотря на свою «служебность», являются неотъемлемой частью языковой системы и играют важную роль в построении предложений и выражении различных смысловых отношений. Без них невозможно представить себе правильную, грамотную и выразительную речь.

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Что должен знать ребёнок к 1 классу: памятка для родителей

Что должен знать ребёнок к 1 классу — памятка для родителей   Поступление в первый класс — волнительный момент в ...

17.07.2025 Читать
Сложные темы в английском: начальная школа

Самые сложные темы в английском языке: начальная школа   Английский язык в начальной школе может стать настоящим ...

16.07.2025 Читать
Самые сложные предметы в школе: рейтинги, проблемы, помощь ребенку

Самые сложные предметы в школе: что дается детям труднее всего?   Каждый взрослый вспоминает школьные годы ...

15.07.2025 Читать