- Основы составления словосочетаний: как помочь ребенку в обучении
- Что такое словосочетание и для чего оно используется
- Какие законы соблюдаются при построении словосочетаний
- Типы словосочетаний
- Какие способы связи применяются для составления словосочетаний
- 1. Согласование
- 2. Примыкание
- 3. Управление
- С чем часто путают словосочетания: распространенные ошибки
- 1. Предложение
- 2. Грамматическая основа
- 3. Фразеологизм
- 4. Предложно-падежная форма
- Как научить ребенка составлять словосочетания
- Как ребенка научить составлять словосочетания и включить мотивацию к учёбе?
- Как закрепить материал
- 1. Мнемотехника
- 2. Упражнения
- 3. Методы визуализации
- 4. Повторение материала
- 5. Дополнительные рекомендации родителям
- Заключение
Основы составления словосочетаний: как помочь ребенку в обучении
Самым распространенным способом выражения мыслей человека является речь. При построении словосочетаний и предложений должны соблюдаться определенные правила, чтобы речевые конструкции были понятны собеседникам. Расскажем, как правильно складывать слова в словосочетания, какие способы связи для этого применяются.
Что такое словосочетание и для чего оно используется
Словосочетанием называется комбинация двух отдельных слов, одно из которых является основным, другое — зависимым. Определить это несложно, достаточно попробовать задать вопрос от одного слова к другому. Связь между основным и дополнительным словом называется подчинительной.
Например, платье (какое?) красное. Главным словом здесь является «платье», зависимым — «красное». Между собой они связываются лексически (по смыслу) или грамматически (путем подбора формы зависимой части). Также могут быть реализованы оба вида связи.
Словосочетания обычно используются для описания предметов и действий. В отличие от отдельных слов, они дают более подробную информацию. Например, словосочетание «сладкий чай» помогает узнать о том, какой вкус имеет предложенный напиток. Словосочетания обогащают нашу речь, позволяют более подробно и понятно выражать мысли.
Однако стоит помнить, что при общении чаще всего используются более сложные речевые конструкции — предложения. В отличие от словосочетаний, с их помощью высказывается законченная мысль. Словосочетания же используются для построения предложений. Последние могут состоять из одного слова, например: Стемнело. Словосочетание всегда включает 2 и более слов.
Какие законы соблюдаются при построении словосочетаний
Слова в словосочетании обязательно должны сочетаться по смыслу или грамматически. Для этого при их составлении должны соблюдаться следующие законы:
- Иерархии. Всегда есть основное и зависимое слово. Словосочетание не может состоять только из главных или только из зависимых частей. Грамматические свойства словосочетания зависят от главного слова.
- Семантической совместимости. Слова должны сочетаться друг с другом по смыслу. Например, нелогичным будет считаться словосочетание «деревянное счастье». Материальная характеристика несовместима с абстрактным понятием.
- Синтаксической связи. Части словосочетания связываются одним из подчинительных способов. Также в нем должно быть не менее 2 самостоятельных частей речи.
Рассмотрим пример: «Дети играли в футбол». Попытаемся выделить из этого предложения словосочетания. Получаем «дети играли», «играли в футбол». Конструкция «в футбол» к словосочетаниям не относится, поскольку предлог не является самостоятельной частью речи.
Типы словосочетаний
Классификация словосочетаний осуществляется по частям речи, к которым относятся главные слова. Они бывают:
- Именными. В основе лежат части речи, названия которых начинается с «имя»: существительное, числительное, прилагательное. Также в основе словосочетания может лежать местоимение, заменяющее все указанные части речи.
- Глагольными. Основой такого словосочетания является глагол: уехали из города, пошли в магазин.
- Наречными. Главным словом в нем является наречие: справа от меня, очень страшно.
Какие способы связи применяются для составления словосочетаний
При составлении словосочетаний всегда применяется подчинительная связь, поскольку обязательно имеется главное и зависимое слово. Однако у нее есть несколько подвидов. Их стоит рассмотреть подробнее.
1. Согласование
В этом случае зависимое слово имеет те же грамматические признаки, что и основное. Части словосочетания согласуются по формам. При таком способе связи дополнительное слово меняется вслед за главным. Например, шариковая ручка, шариковые ручки, шариковой ручкой и т. д.
Объясняя ребенку принцип согласования, можно взять в качестве примера надувной круг, качающийся на волне. Вода поднимается, и круг вместе с ней.
Основным словом при согласовании становится существительное или иная часть речи, способная заменить его. Например: зимнее пальто, новые учащиеся. Зависимыми словами могут являться:
- прилагательные (новая тетрадь, яркая помада);
- причастие (прошедший год, убегающая собака);
- притяжательное местоимение (твоя сумка, моя книга);
- порядковое числительное (второй час).
2. Примыкание
В этом случае слова связаны только по смыслу. Например: поворот налево, читает быстро, очень красивый. В качестве наглядного примера берем панели для строительства домов. Их устанавливают вплотную и скрепляют раствором. Панели так и стоят, примкнув друг к другу.
При примыкании основой словосочетания становятся: глагол, существительное, прилагательное, местоимение. В качестве зависимых слов используются неизменяемые существительные, глаголы неопределенных форм, наречия или сравнительные прилагательные.
3. Управление
В этом случае зависимое слово употребляется в определенном падеже, который может отличаться от такового у главного. Также для связи слов иногда используется предлог, например: разговор с родителями, разговора с родителями и т. д.
Для наглядного объяснения можно использовать пример кондитера и эскимо. Кондитер выбирает состав мороженого, однако форма меняться не должна. В противном случае мы получим уже другое сладкое блюдо. При использовании управления в качестве способа связи главными словами могут становиться:
- глагол (писать книгу, рисовал в альбоме);
- существительное (беседа с соседкой);
- прилагательное (достойный похвалы);
- наречие (вблизи дома).
Зависимым словом обычно является существительное или другая, заменяющая его, часть речи: говорит мне, общаюсь с подругой, решили задачу, смотрит на говорящего.
С чем часто путают словосочетания: распространенные ошибки
Многие словосочетания похожи на другие речевые конструкции. Поэтому на ранних этапах изучения темы учащиеся нередко совершают ошибки. Рассмотрим, чем словосочетание отличается от других синтаксических единиц.
1. Предложение
В отличие от предложения, словосочетание не имеет грамматической основы и не позволяет высказать законченную мысль. Предложение имеет подлежащее и сказуемое, либо только подлежащее, либо только сказуемое. Пример: «красная роза» (словосочетание), «Красная роза растет рядом с домом» (предложение).
2. Грамматическая основа
Грамматическая основа предложения составляется из подлежащего и сказуемого. Устанавливаемая между ними связь называется предикативной, а не подчинительной. Примеры: «кошка бежит» (грамматическая основа), «полосатая кошка» (словосочетание).
3. Фразеологизм
Это устойчивое выражение, значение которого невозможно расшифровать с учетом значений составляющих его слов. В словосочетании же каждый элемент сохраняет свое изначальное значение. Например: «бить баклуши» (фразеологизм, означающий безделье), «бить по мячу» (словосочетание).
4. Предложно-падежная форма
Это сочетание предлога и существительного (либо другой заменяющей его части речи), используемого в определенном падеже. В словосочетание входит не менее 2 самостоятельных частей речи. Пример: «в шкафу» (предложно-падежная форма), «спрятано в шкафу» (словосочетание).
Как научить ребенка составлять словосочетания
В первую очередь нужно объяснить, что предложения и словосочетания строятся по-разному. Слова могут сочетаться разными способами, однако главный принцип неизменен: для начала выбирается главное слово. После этого к нему подбирается зависимое. Например: слово «юбка» соединяются с прилагательными: зеленая, летняя, шифоновая, длинная и т. д. Можно добавить к нему другое существительное, например: «юбка и пиджак».
Определения и дополнения легко подбираются к любым предметам и явлениям. Главное, помнить особенности структуры словосочетаний. Объясняя эту тему ребенку, используйте наглядные методы:
- Упражнения и игры. Подготовьте карточки с изображением предметов обихода, животных, людей. Также сделайте карточки с глаголами, прилагательными, обстоятельствами. Попросите ребенка выбрать изображение предмета. Задайте несколько наводящих вопросов для выбора зависимых слов. Такая игра помогает научиться правильно составлять словосочетания.
- Рисунки. Попросите нарисовать картину и описать ее, используя словосочетания. Также можно самостоятельно рисовать предметы, просить ребенка раскрашивать их и называть цвет.
Как ребенка научить составлять словосочетания
и включить мотивацию
к учёбе?
Узнать

Как закрепить материал
Запоминание изученного — достаточно сложная для ребенка задача. Однако существуют методы, делающие учебные процессы более увлекательными и эффективными.
1. Мнемотехника
Для запоминания способов связи слов в словосочетании используйте:
- Ассоциации. Придумайте образ для каждого вида связи. Например, согласование ассоциируется с танцующей парой. Второй партнер в ней следует за движениями первого.
- Акронимы. Создавайте простые слова из первых букв запоминаемых понятий.
- Стихи и рифмы. Рифмованные правила запоминаются быстрее, чем написанные простым текстом. Например: при управлении падеж подбирается, при согласовании слово меняется, при примыкании форма сохраняется.
2. Упражнения
Закрепить тему и освежить знания в области построения словосочетаний помогут такие задания:
- «Найди пару». Подготовьте карточки с основными и зависимыми словами. Попросите ребенка составить словосочетания и определить виды связи.
- «Составь цепочку». Каждый участник создает новое словосочетание, по смыслу связанное с предыдущим. Например: «писать в тетради» — «писать ручкой» — «писать красиво».
- «Составь текст». Попросите ребенка написать небольшой рассказ, используя словосочетания с определенными типами связей. Это научит применять теоретический материал при выполнении практических заданий.
3. Методы визуализации
Данные приемы подойдут детям, у которых хорошо развита зрительная память. К наиболее эффективным методам относятся:
- Ментальные карты. На них рисуются схемы, отражающие структуры разных типов словосочетаний.
- Таблицы. Они помогут систематизировать информацию и облегчат ее запоминание.
- Графические схемы. Используйте стрелки, вопросы и другие символы для отображения типов связи.
4. Повторение материала
Лучший результат дают следующие способы:
- Интервальное повторение. Повторяйте пройденное, постоянно увеличивая перерывы: на следующий день, через неделю, через месяц после изучения. Такой подход помогает поместить информацию в долгосрочную память.
- Повторение в нескольких контекстах. Анализируйте словосочетания в разных предложениях и текстах, определяйте их функции.
- Самопроверки. Регулярно проходите тесты и выполняйте практические задания по пройденным темам.
5. Дополнительные рекомендации родителям
Чтобы обучение было увлекательным и эффективным, следуйте таким рекомендациям:
- начинайте с более простых примеров, постепенно повышайте сложность задач;
- берите примеры из простых текстов, которые помогают понять практическую ценность темы;
- последовательно подавайте материал;
- поощряйте достижения ребенка.
Обязательно ищите примеры словосочетаний в повседневной жизни: в названиях продуктов и вещей, газетных заголовках, рекламе. Этот метод вызывает у детей интерес к теме, способствует закреплению материала. Не торопите ребенка, если у него что-то не получается. Помните, что каждый человек развивается в своем темпе. Подбирайте методики в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?
Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.
Заключение
Умение составлять словосочетания и отличать их от других языковых единиц — важный навык, который расширяет словарный запас, помогает кратко и понятно доносить информацию до собеседника, строить грамотную речь. Необходимо не только объяснить ребенку теоретический материал, но и научить применять знания на практике. Помогут в этом специальные упражнения, игры, техники запоминания.
Все это мы будем отрабатывать на бесплатном марафоне «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5». За 5 дней вы узнаете, как развить самостоятельность ребенка в учебе, повысить успеваемость по всем предметам и раскрыть его потенциал.
Вы освоите методику, которая поможет вашему ребенку не только разобраться со словосочетаниями, но и со всеми школьными предметами! Зарегистрируйтесь на марафон прямо сейчас!