Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

09.05.2025

Способы и правила составления словосочетаний

Поделиться статьей:

15 минут чтения

2291 просмотр
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Основы составления словосочетаний: как помочь ребенку в обучении

Самым распространенным способом выражения мыслей человека является речь. При построении словосочетаний и предложений должны соблюдаться определенные правила, чтобы речевые конструкции были понятны собеседникам. Расскажем, как правильно складывать слова в словосочетания, какие способы связи для этого применяются.

Что такое словосочетание и для чего оно используется

 

Словосочетанием называется комбинация двух отдельных слов, одно из которых является основным, другое — зависимым. Определить это несложно, достаточно попробовать задать вопрос от одного слова к другому. Связь между основным и дополнительным словом называется подчинительной. 

Например, платье (какое?) красное. Главным словом здесь является «платье», зависимым — «красное». Между собой они связываются лексически (по смыслу) или грамматически (путем подбора формы зависимой части). Также могут быть реализованы оба вида связи.

составление словосочетаний

Словосочетания обычно используются для описания предметов и действий. В отличие от отдельных слов, они дают более подробную информацию. Например, словосочетание «сладкий чай» помогает узнать о том, какой вкус имеет предложенный напиток. Словосочетания обогащают нашу речь, позволяют более подробно и понятно выражать мысли. 

Однако стоит помнить, что при общении чаще всего используются более сложные речевые конструкции — предложения. В отличие от словосочетаний, с их помощью высказывается законченная мысль. Словосочетания же используются для построения предложений. Последние могут состоять из одного слова, например: Стемнело. Словосочетание всегда включает 2 и более слов.

Какие законы соблюдаются при построении словосочетаний

Слова в словосочетании обязательно должны сочетаться по смыслу или грамматически. Для этого при их составлении должны соблюдаться следующие законы:

  • Иерархии. Всегда есть основное и зависимое слово. Словосочетание не может состоять только из главных или только из зависимых частей. Грамматические свойства словосочетания зависят от главного слова. 
  • Семантической совместимости. Слова должны сочетаться друг с другом по смыслу. Например, нелогичным будет считаться словосочетание «деревянное счастье». Материальная характеристика несовместима с абстрактным понятием. 
  • Синтаксической связи. Части словосочетания связываются одним из подчинительных способов. Также в нем должно быть не менее 2 самостоятельных частей речи. 

Рассмотрим пример: «Дети играли в футбол». Попытаемся выделить из этого предложения словосочетания. Получаем «дети играли», «играли в футбол». Конструкция «в футбол» к словосочетаниям не относится, поскольку предлог не является самостоятельной частью речи.



Типы словосочетаний

Классификация словосочетаний осуществляется по частям речи, к которым относятся главные слова. Они бывают:

  • Именными. В основе лежат части речи, названия которых начинается с «имя»: существительное, числительное, прилагательное. Также в основе словосочетания может лежать местоимение, заменяющее все указанные части речи. 
  • Глагольными. Основой такого словосочетания является глагол: уехали из города, пошли в магазин. 
  • Наречными. Главным словом в нем является наречие: справа от меня, очень страшно.

Какие способы связи применяются для составления словосочетаний

При составлении словосочетаний всегда применяется подчинительная связь, поскольку обязательно имеется главное и зависимое слово. Однако у нее есть несколько подвидов. Их стоит рассмотреть подробнее.

1. Согласование

В этом случае зависимое слово имеет те же грамматические признаки, что и основное. Части словосочетания согласуются по формам. При таком способе связи дополнительное слово меняется вслед за главным. Например, шариковая ручка, шариковые ручки, шариковой ручкой и т. д. 

Объясняя ребенку принцип согласования, можно взять в качестве примера надувной круг, качающийся на волне. Вода поднимается, и круг вместе с ней. 

Основным словом при согласовании становится существительное или иная часть речи, способная заменить его. Например: зимнее пальто, новые учащиеся. Зависимыми словами могут являться:

  • прилагательные (новая тетрадь, яркая помада);
  • причастие (прошедший год, убегающая собака);
  • притяжательное местоимение (твоя сумка, моя книга);
  • порядковое числительное (второй час).

2. Примыкание

В этом случае слова связаны только по смыслу. Например: поворот налево, читает быстро, очень красивый. В качестве наглядного примера берем панели для строительства домов. Их устанавливают вплотную и скрепляют раствором. Панели так и стоят, примкнув друг к другу.

При примыкании основой словосочетания становятся: глагол, существительное, прилагательное, местоимение. В качестве зависимых слов используются неизменяемые существительные, глаголы неопределенных форм, наречия или сравнительные прилагательные.

3. Управление

В этом случае зависимое слово употребляется в определенном падеже, который может отличаться от такового у главного. Также для связи слов иногда используется предлог, например: разговор с родителями, разговора с родителями и т. д. 

Для наглядного объяснения можно использовать пример кондитера и эскимо. Кондитер выбирает состав мороженого, однако форма меняться не должна. В противном случае мы получим уже другое сладкое блюдо. При использовании управления в качестве способа связи главными словами могут становиться:

  • глагол (писать книгу, рисовал в альбоме);
  • существительное (беседа с соседкой);
  • прилагательное (достойный похвалы);
  • наречие (вблизи дома).

Зависимым словом обычно является существительное или другая, заменяющая его, часть речи: говорит мне, общаюсь с подругой, решили задачу, смотрит на говорящего.

slovosochetaniya 1

 

С чем часто путают словосочетания: распространенные ошибки

Многие словосочетания похожи на другие речевые конструкции. Поэтому на ранних этапах изучения темы учащиеся нередко совершают ошибки. Рассмотрим, чем словосочетание отличается от других синтаксических единиц.

1. Предложение

В отличие от предложения, словосочетание не имеет грамматической основы и не позволяет высказать законченную мысль. Предложение имеет подлежащее и сказуемое, либо только подлежащее, либо только сказуемое. Пример: «красная роза» (словосочетание), «Красная роза растет рядом с домом» (предложение).

2. Грамматическая основа

Грамматическая основа предложения составляется из подлежащего и сказуемого. Устанавливаемая между ними связь называется предикативной, а не подчинительной. Примеры: «кошка бежит» (грамматическая основа), «полосатая кошка» (словосочетание).

3. Фразеологизм

Это устойчивое выражение, значение которого невозможно расшифровать с учетом значений составляющих его слов. В словосочетании же каждый элемент сохраняет свое изначальное значение. Например: «бить баклуши» (фразеологизм, означающий безделье), «бить по мячу» (словосочетание).

4. Предложно-падежная форма

Это сочетание предлога и существительного (либо другой заменяющей его части речи), используемого в определенном падеже. В словосочетание входит не менее 2 самостоятельных частей речи. Пример: «в шкафу» (предложно-падежная форма), «спрятано в шкафу» (словосочетание).


Как научить ребенка составлять словосочетания

В первую очередь нужно объяснить, что предложения и словосочетания строятся по-разному. Слова могут сочетаться разными способами, однако главный принцип неизменен: для начала выбирается главное слово. После этого к нему подбирается зависимое. Например: слово «юбка» соединяются с прилагательными: зеленая, летняя, шифоновая, длинная и т. д. Можно добавить к нему другое существительное, например: «юбка и пиджак». 

Определения и дополнения легко подбираются к любым предметам и явлениям. Главное, помнить особенности структуры словосочетаний. Объясняя эту тему ребенку, используйте наглядные методы:

  • Упражнения и игры. Подготовьте карточки с изображением предметов обихода, животных, людей. Также сделайте карточки с глаголами, прилагательными, обстоятельствами. Попросите ребенка выбрать изображение предмета. Задайте несколько наводящих вопросов для выбора зависимых слов. Такая игра помогает научиться правильно составлять словосочетания. 
  • Рисунки. Попросите нарисовать картину и описать ее, используя словосочетания. Также можно самостоятельно рисовать предметы, просить ребенка раскрашивать их и называть цвет.

Как ребенка научить составлять словосочетания
и включить мотивацию
к учёбе?

Узнать
snimok ekrana 2024 10 01 085010

 

Как закрепить материал

Запоминание изученного — достаточно сложная для ребенка задача. Однако существуют методы, делающие учебные процессы более увлекательными и эффективными.

1. Мнемотехника

Для запоминания способов связи слов в словосочетании используйте:

  • Ассоциации. Придумайте образ для каждого вида связи. Например, согласование ассоциируется с танцующей парой. Второй партнер в ней следует за движениями первого.
  • Акронимы. Создавайте простые слова из первых букв запоминаемых понятий. 
  • Стихи и рифмы. Рифмованные правила запоминаются быстрее, чем написанные простым текстом. Например: при управлении падеж подбирается, при согласовании слово меняется, при примыкании форма сохраняется. 

2. Упражнения

Закрепить тему и освежить знания в области построения словосочетаний помогут такие задания:

  • «Найди пару». Подготовьте карточки с основными и зависимыми словами. Попросите ребенка составить словосочетания и определить виды связи.
  • «Составь цепочку». Каждый участник создает новое словосочетание, по смыслу связанное с предыдущим. Например: «писать в тетради» — «писать ручкой» — «писать красиво».
  • «Составь текст». Попросите ребенка написать небольшой рассказ, используя словосочетания с определенными типами связей. Это научит применять теоретический материал при выполнении практических заданий.

3. Методы визуализации

Данные приемы подойдут детям, у которых хорошо развита зрительная память. К наиболее эффективным методам относятся:

  • Ментальные карты. На них рисуются схемы, отражающие структуры разных типов словосочетаний. 
  • Таблицы. Они помогут систематизировать информацию и облегчат ее запоминание. 
  • Графические схемы. Используйте стрелки, вопросы и другие символы для отображения типов связи.

4. Повторение материала

Лучший результат дают следующие способы:

  • Интервальное повторение. Повторяйте пройденное, постоянно увеличивая перерывы: на следующий день, через неделю, через месяц после изучения. Такой подход помогает поместить информацию в долгосрочную память.
  • Повторение в нескольких контекстах. Анализируйте словосочетания в разных предложениях и текстах, определяйте их функции.
  • Самопроверки. Регулярно проходите тесты и выполняйте практические задания по пройденным темам.

5. Дополнительные рекомендации родителям

Чтобы обучение было увлекательным и эффективным, следуйте таким рекомендациям:

  • начинайте с более простых примеров, постепенно повышайте сложность задач;
  • берите примеры из простых текстов, которые помогают понять практическую ценность темы;
  • последовательно подавайте материал;
  • поощряйте достижения ребенка.

Обязательно ищите примеры словосочетаний в повседневной жизни: в названиях продуктов и вещей, газетных заголовках, рекламе. Этот метод вызывает у детей интерес к теме, способствует закреплению материала. Не торопите ребенка, если у него что-то не получается. Помните, что каждый человек развивается в своем темпе. Подбирайте методики в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?

Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.

 

Заключение

Умение составлять словосочетания и отличать их от других языковых единиц — важный навык, который расширяет словарный запас, помогает кратко и понятно доносить информацию до собеседника, строить грамотную речь. Необходимо не только объяснить ребенку теоретический материал, но и научить применять знания на практике. Помогут в этом специальные упражнения, игры, техники запоминания.

Все это мы будем отрабатывать на бесплатном марафоне «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5». За 5 дней вы узнаете, как развить самостоятельность ребенка в учебе, повысить успеваемость по всем предметам и раскрыть его потенциал.

Вы освоите методику, которая поможет вашему ребенку не только разобраться со словосочетаниями, но и со всеми школьными предметами! Зарегистрируйтесь на марафон прямо сейчас!

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Система и методы развития мышления

Как развить мышление Мышление — важнейшая когнитивная функция, от которой зависит способность человека к обучению, принятию ...

18.05.2025 Читать
Пишем изложения на 5

Как научиться писать изложения на отлично Изложение — распространенный вид школьных заданий по русскому языку, позволяющий ...

15.05.2025 Читать
Учимся вычислять периметр прямоугольника

Учимся вычислять периметр прямоугольника С периметрами простых фигур дети знакомятся еще в начальной школе. Также их ...

10.05.2025 Читать