Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

31.03.2025

Спряжение глаголов в русском языке

Поделиться статьей:

12 минут чтения

1073 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Содержание показать

Спряжение глаголов в русском языке — таблицы и примеры

Русский язык славится своей грамматической сложностью, и одним из ключевых аспектов его грамматики является спряжение глаголов. Правильное использование глагольных форм не только делает нашу речь грамотной, но и помогает точно выражать свои мысли. В этой статье мы подробно разберем, что такое спряжение глаголов, какие существуют типы спряжений, рассмотрим исключения из правил и предоставим полезные таблицы, которые помогут вам и вашим детям освоить эту тему.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

Что такое спряжение глаголов?

Определение

Спряжение глаголов — — это изменение глаголов по лицам и числам, при котором к основе глагола добавляются соответствующие окончания. Спряжение помогает нам понять, кто именно совершает действие (я, ты, он/она/оно, мы, вы, они) и в каком количестве (единственное или множественное число).

В русском языке глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. Например, глагол «»читать» в настоящем времени имеет формы: я читаю, ты читаешь, он читает, мы читаем, вы читаете, они читают. Эти формы образуются путем добавления определенных окончаний к основе глагола.

Важно понимать, что спряжение — это не просто теоретическое правило, а ежедневный инструмент общения. Когда ребенок говорит: «Я идёт в школу» вместо «Я иду в школу», мы сразу замечаем ошибку. Правильное спряжение глаголов делает нашу речь естественной и понятной.

Как определить спряжение?

В русском языке существует два основных типа спряжения: первое (I) и второе (II). Определить, к какому спряжению относится глагол, можно по его неопределенной форме (инфинитиву).

Алгоритм определения спряжения:

  1. Посмотрите на окончание инфинитива:
    • Если глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), он относится ко II спряжению.
    • Остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.
  2. Проверьте, не является ли глагол исключением:
    • Исключения I спряжения: брить, стелить, зиждиться.
    • Исключения II спряжения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть и производные от них (например, выдержать, увидеть).

Например, глагол «строить» оканчивается на -ить, значит, он относится ко II спряжению. А глагол «читать» оканчивается на -ать, поэтому относится к I спряжению.

Особое внимание следует обратить на глаголы с безударными личными окончаниями. В таких случаях определение спряжения по окончанию является критически важным, так как произношение может не дать нам ясного ответа о правильном написании.

Первое и второе спряжение

Отличия

Главное отличие между первым и вторым спряжением заключается в окончаниях, которые добавляются к основе глагола при изменении по лицам и числам.

Окончания глаголов I спряжения:

  • В единственном числе: -у/-ю, -ешь, -ет
  • Во множественном числе: -ем, -ете, -ут/-ют

Окончания глаголов II спряжения:

  • В единственном числе: -у/-ю, -ишь, -ит
  • Во множественном числе: -им, -ите, -ат/-ят

Заметьте разницу в выделенных буквах: для I спряжения характерны буквы «е» и «у/ю», а для II спряжения — «и» и «а/я».

Практический совет для родителей: помогите ребенку запомнить разницу через мнемоническую фразу: «Первое спряжение — поЁТЕ, второе — говОрИтЕ» (подчеркивая гласные).

 

Устали от ежедневных битв за выполнение домашних заданий?

Если вы часами сидите рядом с ребенком, практически делая уроки за него, пока он сопротивляется каждому шагу — вы не одиноки.

Что если существует лучший подход, способный превратить вашего ребенка из неохотного ученика в самомотивированного?

Присоединяйтесь к БЕСПЛАТНОМУ 5-дневному марафону Шамиля Ахмадуллина, где вы узнаете:

  • Почему ребенок сопротивляется учебе (и что с этим делать)
  • Как повысить успеваемость по любому предмету без бесконечных споров
  • Практические техники для развития внимания, памяти и мышления всего за 15 минут в день
  • Пошаговую систему, которая поможет вашему ребенку учиться самостоятельно

Прекратите борьбу за домашние задания и помогите ребенку добиться академических успехов, сохраняя при этом хорошие отношения.

Зарегистрироваться на бесплатный марафон

Исключения из правил

Особые случаи

Как и во многих других аспектах русского языка, в спряжении глаголов есть свои исключения, которые необходимо запомнить. Эти глаголы не подчиняются общему правилу определения спряжения по инфинитиву.

Исключения I спряжения

(глаголы, которые оканчиваются на -ать или -еть, но спрягаются по II спряжению)

Глаголы на -ать:

  • гнать (гонишь, гонит…)
  • держать (держишь, держит…)
  • дышать (дышишь, дышит…)
  • слышать (слышишь, слышит…)

Глаголы на -еть:

  • видеть (видишь, видит…)
  • ненавидеть (ненавидишь, ненавидит…)
  • обидеть (обидишь, обидит…)
  • терпеть (терпишь, терпит…)
  • зависеть (зависишь, зависит…)
  • вертеть (вертишь, вертит…)
  • смотреть (смотришь, смотрит…)

Исключения II спряжения

(глаголы, которые оканчиваются на -ить, но спрягаются по I спряжению)

  • брить (бреешь, бреет…)
  • стелить (стелешь, стелет…)
  • зиждиться (зиждешься, зиждется…)

Для запоминания исключений существует мнемоническая фраза: “Гнать, держать, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, смотреть”. Можно придумать историю с этими глаголами или сочинить смешное стихотворение — это отличный способ помочь ребенку запомнить исключения.

Важно отметить, что все глаголы, образованные от исключений с помощью приставок, сохраняют тип спряжения исходного глагола. Например, от «видеть» (II спряжение) образованы глаголы «увидеть», «предвидеть», «повидеть» — все они также относятся ко II спряжению.

Случаи с разноспрягаемыми глаголами

В русском языке есть особая категория глаголов — разноспрягаемые. Они сочетают окончания I и II спряжения. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать» и «чтить».

Спряжение глагола «хотеть»:

  • Я хочу (как I спр.)
  • Ты хочешь (как I спр.)
  • Он/она хочет (как I спр.)
  • Мы хотим (как II спр.)
  • Вы хотите (как II спр.)
  • Они хотят (как II спр.)

Спряжение глагола «бежать»:

  • Я бегу (как I спр.)
  • Ты бежишь (как II спр.)
  • Он/она бежит (как II спр.)
  • Мы бежим (как II спр.)
  • Вы бежите (как II спр.)
  • Они бегут (как I спр.)

Отдельно стоит упомянуть глагол «есть» (кушать) и «дать», которые имеют особые формы спряжения:

Спряжение глагола «есть»:

  • Я ем
  • Ты ешь
  • Он/она ест
  • Мы едим
  • Вы едите
  • Они едят

Спряжение глагола «дать»:

  • Я дам
  • Ты дашь
  • Он/она даст
  • Мы дадим
  • Вы дадите
  • Они дадут

Эффективные методики запоминания

Для успешного освоения спряжений глаголов рекомендуем использовать следующие методы:

  1. Метод карточек: напишите на одной стороне карточки инфинитив глагола, а на другой — его личные формы. Регулярно повторяйте эти карточки.
  2. Составление предложений: придумывайте с ребенком предложения, включающие различные формы глаголов. Например: «Я читаю книгу, ты читаешь статью, он читает газету».
  3. Игра «Спряги глагол»: по очереди называйте формы глагола для разных лиц и чисел.
  4. Мнемонические приемы: для запоминания исключений используйте рифмовки, стихи или ассоциации.
  5. Регулярная практика: включайте упражнения на спряжение глаголов в ежедневную практику русского языка.

Типичные ошибки при спряжении глаголов

При изучении спряжений глаголов дети (и даже взрослые) часто допускают определенные ошибки:

  1. Неправильное определение спряжения: например, глагол «видеть» из-за окончания -еть часто ошибочно относят к I спряжению, забывая, что это исключение.
  2. Ошибки в безударных окончаниях: так как в устной речи эти окончания звучат одинаково, часто пишут «ты смотрешь» вместо правильного «ты смотришь».
  3. Неправильное спряжение разноспрягаемых глаголов: часто путают формы глаголов «хотеть», «бежать» и «чтить», не учитывая их особенности.
  4. Ошибки в глаголах с чередованием согласных: например, «я пеку» — «ты печёшь», «я могу» — «ты можешь». Такие глаголы требуют особого внимания.
  5. Неправильное образование форм для глаголов с беглыми гласными: например, «ждать» — «жду», «ждёшь» (выпадение «а»).

Для преодоления этих ошибок рекомендуется регулярная практика и использование таблиц спряжений в качестве справочного материала.

Спряжение глаголов в прошедшем и будущем времени

Прошедшее время глаголов

В прошедшем времени глаголы не спрягаются по лицам, а изменяются по родам и числам. Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л и родовых окончаний.

Интересно отметить, что в прошедшем времени спряжение глагола (I или II) не влияет на образование форм — все глаголы образуют формы прошедшего времени по одному принципу.

Будущее время глаголов

Будущее время может быть простым и сложным:

  1. Простое будущее время образуется от глаголов совершенного вида путем спряжения по лицам и числам (как в настоящем времени):
Лицо написать (I спряжение) решить (II спряжение)
Я напишу решу
Ты напишешь решишь
Он/она напишет решит
Мы напишем решим
Вы напишете решите
Они напишут решат
  1. Сложное будущее время образуется от глаголов несовершенного вида с помощью вспомогательного глагола «быть» в будущем времени и инфинитива основного глагола:
Лицо читать говорить
Я буду читать буду говорить
Ты будешь читать будешь говорить
Он/она будет читать будет говорить
Мы будем читать будем говорить
Вы будете читать будете говорить
Они будут читать будут говорить

Практические упражнения для закрепления материала

Упражнение 1: Определите спряжение глаголов

Предложите ребенку определить спряжение следующих глаголов:

  • Строить (II спр.)
  • Лететь (I спр.)
  • Держать (II спр., исключение)
  • Кричать (I спр.)
  • Видеть (II спр., исключение)
  • Бежать (разноспрягаемый)

Упражнение 2: Вставьте правильные окончания

Заполните пропуски в предложениях, используя правильные окончания глаголов:

  1. Ты чита..шь интересную книгу.
  2. Мы сид..м в уютном кафе.
  3. Они пиш..т контрольную работу.
  4. Вы ход..те в школу каждый день.
  5. Он слыш..т громкую музыку.

Упражнение 3: Спряжение глаголов в контексте

Составьте предложения с глаголами «хотеть» и «бежать» в разных лицах и числах:

  1. Я хочу мороженое.
  2. Ты бежишь очень быстро.
  3. Мы хотим поехать на море.
  4. Они бегут на стадионе.

Значение правильного спряжения в повседневной речи

Правильное спряжение глаголов — это не просто теоретическое знание, необходимое для сдачи экзаменов. Это важный аспект грамотной речи, который влияет на понимание и впечатление, которое мы производим на окружающих.

Представьте ситуацию: ваш ребенок делает презентацию в школе и говорит: «Я хочу рассказать о своем проекте. Я делаю его уже месяц». Здесь все глаголы спряжены правильно, речь звучит естественно и понятно. А теперь представьте, если бы он сказал: «Я хочат рассказать о своем проекте. Я делаешь его уже месяц». Такая речь вызовет недоумение и может стать причиной насмешек.

Особенно важным становится правильное спряжение глаголов в письменной речи — в сочинениях, эссе, письмах. Ошибки в спряжении могут снизить оценку даже за содержательную работу.

Заключение: как помочь ребенку овладеть спряжением глаголов

Изучение спряжения глаголов — это процесс, требующий времени и практики. Вот несколько советов, которые помогут родителям поддержать ребенка в этом процессе:

  1. Регулярность: уделяйте немного времени каждый день для практики спряжения глаголов.
  2. Игровой подход: превратите изучение спряжений в увлекательную игру, используя карточки, соревнования, ролевые игры.
  3. Визуализация: используйте цветные таблицы и схемы для наглядного представления материала.
  4. Контекст: показывайте, как спряжение глаголов применяется в реальной речи, читая книги, обсуждая фильмы или повседневные ситуации.
  5. Положительное подкрепление: отмечайте успехи ребенка, хвалите за правильные формы глаголов в устной и письменной речи.

Помните, что главная цель изучения спряжения глаголов — это не просто знание правил, а умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Поэтому фокусируйтесь не только на теории, но и на применении знаний на практике.

Правильное спряжение глаголов — это важный шаг к грамотной речи, которая открывает широкие возможности для успешного обучения, карьеры и общения. И начинать развивать этот навык никогда не рано.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать