Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

31.03.2025

Средняя скорость — формула, примеры, задачи

Поделиться статьей:

11 минут чтения

699 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Средняя скорость — формула, примеры, задачи

В жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием скорости — когда едем в школу, возвращаемся с работы, планируем поездку. Умение рассчитать среднюю скорость помогает точно планировать время и принимать правильные решения. В этой статье мы разберемся, что такое средняя скорость, как ее вычислить и на примерах рассмотрим типичные задачи.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

Что такое средняя скорость?

Определение средней скорости

Средняя скорость — это физическая величина, которая характеризует движение тела на протяжении определенного промежутка времени или участка пути. По сути, это отношение всего пройденного пути к затраченному на него времени.

Когда мы говорим о средней скорости автомобиля в 60 км/ч, это означает, что в среднем за каждый час машина проезжала 60 километров. При этом в некоторые моменты скорость могла быть выше (например, 80 км/ч на трассе), а в другие — ниже (20 км/ч при проезде через населенный пункт).

Средняя скорость особенно полезна, когда необходимо:

  • Рассчитать время в пути
  • Спланировать маршрут
  • Сравнить эффективность разных способов передвижения
  • Проанализировать движение объекта на длительном участке

Представьте, что вы едете из Москвы в Санкт-Петербург. Общее расстояние составляет около 700 км, а в пути вы провели 8 часов с учетом остановок. Ваша средняя скорость будет равна 700 ÷ 8 = 87,5 км/ч, хотя во время движения спидометр мог показывать и 100, и 110 км/ч на хороших участках трассы.

Школьная тревожность, страх ошибки и неудачи могут парализовать способность ребенка учиться. Но корень проблемы часто лежит не в эмоциональной сфере, а в недостатке эффективных учебных навыков. Когда ребенок не знает, КАК учиться — страх неизбежен. На бесплатном 5-дневном марафоне Шамиля Ахмадуллина вы узнаете, как помочь ребенку обрести уверенность через развитие конкретных навыков. Эксперт с многолетним опытом поделится методиками, которые помогли более 200 000 детей преодолеть учебные барьеры и полюбить процесс получения знаний. Инвестируйте всего 15 минут в день, чтобы раскрыть потенциал вашего ребенка и избавить его от страха перед школой. 

Получить доступ

Отличие от мгновенной скорости

Важно понимать разницу между средней и мгновенной скоростью:

Средняя скорость Мгновенная скорость
Характеризует движение за весь промежуток времени Показывает скорость в конкретный момент времени
Вычисляется как отношение пути ко времени Определяется как производная пути по времени
Измеряется для интервала времени Измеряется в точке (момент времени)
То, что показывает бортовой компьютер в конце поездки То, что показывает спидометр в данный момент

Именно поэтому, даже если спидометр вашего автомобиля показывал 90 км/ч бóльшую часть пути, средняя скорость может оказаться значительно ниже из-за остановок, снижения скорости в населенных пунктах или из-за дорожной ситуации.

Формула средней скорости

Основное уравнение

Для вычисления средней скорости используется следующая формула:

𝑣ср = 𝑠общ ÷ 𝑡общ

где:

  • 𝑣ср — средняя скорость
  • 𝑠общ — общий пройденный путь
  • 𝑡общ — общее затраченное время

Эта формула универсальна и подходит для любых задач на определение средней скорости.

Вывод формулы из закона движения

Чтобы лучше понять, откуда берется формула средней скорости, рассмотрим закон равномерного движения:

s = v × t

где s — путь, v — скорость, t — время.

Когда тело движется с постоянной скоростью, то пройденный путь равен произведению скорости на время. Однако в реальной жизни скорость редко остается постоянной на всем пути. Поэтому мы используем понятие средней скорости.

Если переписать формулу, выразив скорость, получим:

v = s ÷ t

Для средней скорости это будет выглядеть так:

𝑣ср = 𝑠общ ÷ 𝑡общ

Важно отметить, что если движение происходит с постоянной скоростью, то средняя скорость будет равна этой постоянной скорости. Но если скорость меняется, то средняя скорость будет отличаться от мгновенных значений.

Средняя скорость при разных скоростях на участках пути

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда на разных участках пути скорость движения существенно отличается. Например, в городе мы едем медленнее, а на трассе быстрее. Как в таком случае рассчитать среднюю скорость?

Формула для двух участков

Когда речь идет о движении с разными скоростями на двух участках одинаковой длины, средняя скорость вычисляется по формуле:

𝑣ср = 2𝑣₁𝑣₂ ÷ (𝑣₁+𝑣₂)

где:

  • 𝑣₁ — скорость на первом участке
  • 𝑣₂ — скорость на втором участке

Эта формула часто вызывает удивление, так как многие ошибочно полагают, что средняя скорость на двух участках равна среднему арифметическому двух скоростей: (𝑣₁ + 𝑣₂) ÷ 2. Однако это верно только в случае, если время движения на обоих участках одинаково.

Для лучшего понимания рассмотрим пример:

Автомобиль проехал 60 км со скоростью 60 км/ч, а затем еще 60 км со скоростью 40 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Первый участок: t₁ = s₁ ÷ v₁ = 60 ÷ 60 = 1 час Второй участок: t₂ = s₂ ÷ v₂ = 60 ÷ 40 = 1,5 часа Общее время: tобщ = 1 + 1,5 = 2,5 часа Общий путь: sобщ = 60 + 60 = 120 км

Средняя скорость: vср = sобщ ÷ tобщ = 120 ÷ 2,5 = 48 км/ч

Проверим по формуле для двух участков: vср = 2 × 60 × 40 ÷ (60 + 40) = 4800 ÷ 100 = 48 км/ч

Как видим, результаты совпадают. Это доказывает справедливость формулы.

Для случая, когда имеется несколько участков с разными скоростями, рекомендуется использовать общую формулу:

𝑣ср = 𝑠общ ÷ 𝑡общ

где общее время находится как сумма времен прохождения каждого участка:

𝑡общ = t₁ + t₂ + … + tₙ

А общий путь является суммой длин всех участков:

𝑠общ = s₁ + s₂ + … + sₙ

Примеры задач на нахождение средней скорости

Задача с равными интервалами времени

Задача 1: Велосипедист двигался 2 часа со скоростью 15 км/ч и еще 2 часа со скоростью 25 км/ч. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.

Решение: Поскольку интервалы времени равны, можно найти общий путь и общее время, а затем вычислить среднюю скорость.

Путь на первом участке: s₁ = v₁ × t₁ = 15 × 2 = 30 км Путь на втором участке: s₂ = v₂ × t₂ = 25 × 2 = 50 км Общий путь: sобщ = 30 + 50 = 80 км Общее время: tобщ = 2 + 2 = 4 часа

Средняя скорость: vср = sобщ ÷ tобщ = 80 ÷ 4 = 20 км/ч

В данном случае средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей на двух участках: (15 + 25) ÷ 2 = 20 км/ч. Это объясняется тем, что время движения на обоих участках одинаково.

Задача с разными скоростями на участках

Задача 2: Турист прошел 10 км по равнине со скоростью 5 км/ч, а затем 5 км в гору со скоростью 2,5 км/ч. Какова его средняя скорость на всем маршруте?

Решение: Найдем время, затраченное на каждый участок:

Время на равнине: t₁ = s₁ ÷ v₁ = 10 ÷ 5 = 2 часа Время в гору: t₂ = s₂ ÷ v₂ = 5 ÷ 2,5 = 2 часа Общее время: tобщ = 2 + 2 = 4 часа Общий путь: sобщ = 10 + 5 = 15 км

Средняя скорость: vср = sобщ ÷ tобщ = 15 ÷ 4 = 3,75 км/ч

Заметим, что в этом случае средняя скорость не равна среднему арифметическому скоростей, которое составило бы (5 + 2,5) ÷ 2 = 3,75 км/ч. Это совпадение связано с тем, что время, проведенное на обоих участках, оказалось одинаковым.

Задача 3: Автомобиль ехал из города А в город Б со скоростью 90 км/ч, а обратно по той же дороге со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля за всю поездку, если расстояние между городами 180 км.

Решение: Время в пути из А в Б: t₁ = s₁ ÷ v₁ = 180 ÷ 90 = 2 часа Время в пути из Б в А: t₂ = s₂ ÷ v₂ = 180 ÷ 60 = 3 часа Общее время: tобщ = 2 + 3 = 5 часов Общий путь: sобщ = 180 + 180 = 360 км

Средняя скорость: vср = sобщ ÷ tобщ = 360 ÷ 5 = 72 км/ч

Также можно использовать формулу для двух участков одинаковой длины: vср = 2 × 90 × 60 ÷ (90 + 60) = 10800 ÷ 150 = 72 км/ч

Ошибки при вычислении средней скорости

Распространённые ошибки в расчётах

  1. Ошибка среднего арифметического

Самая распространенная ошибка — представление о том, что средняя скорость всегда равна среднему арифметическому скоростей на отдельных участках. Это верно только в случае, если время движения на всех участках одинаково.

Пример: Автомобиль ехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч, а вторую половину — со скоростью 40 км/ч.

Неверный расчет: vср = (60 + 40) ÷ 2 = 50 км/ч Верный расчет (используя формулу для участков одинаковой длины): vср = 2 × 60 × 40 ÷ (60 + 40) = 48 км/ч

  1. Игнорирование времени остановок

При расчете средней скорости необходимо учитывать все время, затраченное на движение, включая остановки.

Пример: Автобус двигался 3 часа со скоростью 50 км/ч с остановками общей продолжительностью 1 час.

Неверный расчет (без учета остановок): vср = 50 км/ч Верный расчет: общий путь = 50 × 3 = 150 км, общее время = 3 + 1 = 4 часа, vср = 150 ÷ 4 = 37,5 км/ч

  1. Путаница с единицами измерения

При расчете средней скорости важно использовать согласованные единицы измерения.

Пример: Автомобиль проехал 10 км за 30 минут.

Неверный расчет: vср = 10 ÷ 30 = 0,33 (без указания единиц измерения) Верный расчет: vср = 10 ÷ 0,5 = 20 км/ч (переводим 30 минут в 0,5 часа)

  1. Неправильное понимание средней скорости при движении «туда и обратно»

Многие ошибочно полагают, что если объект движется туда и обратно с разными скоростями, то средняя скорость будет равна среднему арифметическому этих скоростей.

Пример: Автомобиль едет из пункта А в пункт Б со скоростью 60 км/ч, а обратно со скоростью 40 км/ч.

Неверный расчет: vср = (60 + 40) ÷ 2 = 50 км/ч Верный расчет (используя формулу для двух участков одинаковой длины): vср = 2 × 60 × 40 ÷ (60 + 40) = 48 км/ч

  1. Ошибки при расчете средней скорости на нескольких участках

При наличии более двух участков следует находить общий путь и общее время, а затем вычислять среднюю скорость по общей формуле.

Пример: Автомобиль проехал первые 100 км со скоростью 50 км/ч, следующие 150 км со скоростью 75 км/ч и последние 50 км со скоростью 25 км/ч.

Неверный расчет: vср = (50 + 75 + 25) ÷ 3 = 50 км/ч Верный расчет:

  • t₁ = 100 ÷ 50 = 2 часа
  • t₂ = 150 ÷ 75 = 2 часа
  • t₃ = 50 ÷ 25 = 2 часа
  • tобщ = 2 + 2 + 2 = 6 часов
  • sобщ = 100 + 150 + 50 = 300 км
  • vср = sобщ ÷ tобщ = 300 ÷ 6 = 50 км/ч

В данном случае средняя скорость действительно совпала со средним арифметическим скоростей, но это произошло только потому, что время движения на всех трех участках оказалось одинаковым (по 2 часа).

Понимание принципов расчета средней скорости и умение избегать типичных ошибок поможет вам правильно решать задачи и применять полученные знания на практике.

Используя приведенные в статье формулы и примеры, вы сможете уверенно вычислять среднюю скорость в различных ситуациях. Это умение пригодится не только в учебе, но и в повседневной жизни — при планировании поездок, расчете времени в пути и анализе эффективности различных маршрутов.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать