Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

30.07.2025

Существительное в русском языке: как объяснить ребенку с примерами

Поделиться статьей:

17 минут чтения

2911 просмотров
Фото аватара

AS

Содержание
  1. Всё о существительных в русском языке: объясняем детям и родителям
  2. Существительное — это…
  3. Важность вопросов «Кто? Что?»
  4. Как объяснить ребёнку, что такое существительное
  5. С чего начать, чтобы заинтересовать
  6. Полезные ассоциации для объяснения
  7. Вопросы «Кто?» и «Что?» — волшебные помощники
  8. Примеры из жизни
  9. Как определить существительное в тексте
  10. Алгоритм для определения существительного
  11. Существительное vs другие части речи: краткие отличия
  12. Виды существительных в русском языке
  13. Нарицательные и собственные
  14. Одушевлённые и неодушевлённые
  15. Конкретные и абстрактные
  16. Примеры из жизни, сказок, учебников
  17. 👉
    Узнать подробности и зарегистрироваться
  18. Главные правила
  19. Род: мужской, женский, средний
  20. Единственное и множественное число
  21. Изменение по падежам
  22. С какими словами обычно употребляется существительное
  23. Как писать и употреблять существительные правильно
  24. Заглавная буква
  25. Проверочные вопросы и подсказки
  26. Помощь в написании сочинений и рассказов
  27. Упражнения и игры для закрепления знаний
  28. Найди существительные в тексте
  29. Раскрась слова разным цветом по частям речи
  30. Придумай предложения только из существительных
  31. Раздели: кто? / что?
  32. Проверочные задания и короткие тесты
  33. 👉
    Записаться бесплатно
  34. Трудности и частые ошибки
  35. На чём чаще всего спотыкаются дети
  36. Путаница с другими частями речи
  37. Как родителям объяснить и не запутаться
  38. Полезные мнемотехники:
  39. FAQ по теме существительных
  40. Со скольки лет учить существительные?
  41. Нужно ли учить все виды существительных сразу?
  42. Как объяснить разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными?
  43. В каких случаях «имя» — существительное?
  44. Чем существительное полезно для учёбы и сочинительства?
  45. Заключение
Содержание показать

Всё о существительных в русском языке: объясняем детям и родителям

 

Язык начинается с простого — умения называть предметы, людей, явления. Для этого существует существительное, оно помогает строить фразы, понимать тексты, ясно выражать мысли.

Для школьников это базовое умение, без которого невозможно освоить письмо, чтение и составление предложений. Существительные помогают ребёнку быстрее понять грамматику, чувствовать, как устроена речь, и увереннее писать тексты.

«Если ребёнок не научится учиться в школе, он будет зависеть от чужих подсказок и контроля. Наша задача — дать ему свободу через навык самостоятельного обучения».

Шамиль Ахмадуллин, педагог и автор методик развития учебных навыков

Существительное — это…

 

Существительное — это часть речи, которая называет предметы, людей, животных, явления, состояния, чувства. С его помощью мы понимаем, о чём или о ком идёт речь. Вопросы «Кто?» и «Что?» — главный ориентир, который помогает отличать существительное от других частей речи.

Объясняя ребёнку, приводите примеры из жизни — так проще запомнить.

  • Кто это? — мама, учитель, собака.
  • Что это? — книга, мяч, дождь.

Скажите: существительные — названия всего, что нас окружает. Их можно:

  • увидеть (машина, кукла),
  • потрогать (мяч, яблоко),
  • представить (мечта, грусть),
  • услышать (песня, шум).

Важность вопросов «Кто? Что?»

Задать вопрос — универсальный способ распознать часть речи. Их удобно использовать:

  • при разборе предложений;
  • в чтении и письме;
  • при выполнении домашних заданий.

Подсказка для запоминания:

Всё, что можно назвать, — это существительное.
Спроси: кто? или что? — и ты его найдёшь!

существительные примеры для детей
Существительное отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”

Как объяснить ребёнку, что такое существительное

 

Ребёнку проще понять, если объяснение будет не сухим, а образным и интересным. Не перегружайте терминами, используйте ассоциации, примеры и игровые подходы.

С чего начать, чтобы заинтересовать

Начинайте с простых вопросов:

— Посмотри, какие слова можно найти вокруг нас?

Оглянитесь: стол, окно, папа, книга, радуга, ветер. Эти слова — существительные, они называют предметы, людей и явления. Всё, что можно представить или увидеть, и есть существительные.

Полезные ассоциации для объяснения

Ребёнку будет легче запомнить, если вы предложите ассоциации:

  • Существительное — имя для всего. Оно даёт название.
  • Это как наклейка на коробке — она говорит, что внутри. Например: коробка с надписью «игрушки» — значит, это про игрушки. Слово «игрушки» — существительное.

Вопросы «Кто?» и «Что?» — волшебные помощники

Расскажите, что вопрос — ключ к правильному определению части речи:

  • Кто? — мама, врач, герой, кошка.
  • Что? — снег, молоко, дом, радость.

Когда ребёнок привыкнет задавать нужный вопрос, он сам сможет отличать существительные от других слов.

Примеры из жизни

  • Люди: девочка, папа, учитель, Антон.
  • Животные: заяц, кот, медведь, рыбка.
  • Предметы: стул, шар, рюкзак, карандаш.
  • Явления: дождь, снег, ветер, гроза.
  • Чувства: радость, грусть, страх, любовь.
  • Имена и названия: Оля, Андрей, Россия, Москва.

🎲 Упражнение от центра Шамиля Ахмадуллина:

Игра «Найди имена». Дайте ребёнку журнал или детскую книжку и предложите выписать 10 существительных. Можно устроить «охоту за словами» — кто найдет больше за 2 минуты.

Такая игра не только закрепляет знание, но и вызывает интерес к чтению!

Как определить существительное в тексте

 

Чтобы научиться находить существительные, ребёнку поможет простой план — шаг за шагом.

Алгоритм для определения существительного

  1. Прочитай слово и подумай, что оно обозначает: это предмет, человек, животное, явление?
  2. Задай вопрос «Кто?» или «Что?» — если слово отвечает на один из них, скорее всего, это существительное.
  3. Попробуй использовать слово с прилагательным или числительным: красная книга, один мяч, добрая бабушка. Слово сочетается — ещё плюс балл.
  4. Измени число: мяч — мячи, дождь — дожди. Существительные изменяются по числам и падежам.

Существительное vs другие части речи: краткие отличия

Чтобы не путать существительное с другими частями речи, учитывайте их различия:

  • Существительное называет предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? — кот, дом.
  • Глагол определяет действие, его вопросы: Что делает? Что делал? Что сделает? — лежит, стоял, полетит.
  • Прилагательное описывает признак, к нему можно задать: Какой? Какая? — быстрый, красивая.

Подсказка родителям:

«Не ждите, что ребёнок усвоит тему сразу — идите по шагам, без давления. Один из самых сильных способов вовлечь ребёнка — это спокойное совместное выполнение задания и похвала за старание, даже если результат не идеален».

Виды существительных в русском языке

 

Чтобы ребёнок научился правильно говорить и писать, познакомьте его с основными видами существительных.

Нарицательные и собственные

  • Нарицательные называют общее понятие: стол, тетрадь, шкаф, сумка.
  • Собственные обозначают конкретные имена: Маша, Москва, Луна, Сочи.

Собственные имена всегда пишутся с заглавной буквы. Это один из признаков, по которому их легко определить.

Одушевлённые и неодушевлённые

  • Одушевленные отвечают на вопрос «Кто?», обозначают живых существ: человек, кошка, лошадь, бабушка.
  • Неодушевленные отвечают на вопрос «Что?», обозначают предметы и явления: стол, книга, ветер, компьютер.

Одушевлённое — это всё, что может дышать, двигаться или чувствовать. Всё остальное — неодушевлённое.

Конкретные и абстрактные

  • Конкретные — всё, что можно увидеть, потрогать или представить в виде предмета: хлеб, карандаш, автобус, носорог.
  • Абстрактные потрогать нельзя: радость, грусть, доброта, счастье, здоровье.

Абстрактные слова описывают чувства, качества, состояния. Мы их ощущаем, но не можем взять в руки.

Примеры из жизни, сказок, учебников

Знакомы примеры помогут быстрее разобраться, в видах существительных:

  • Нарицательные: девочка, зонт, книга, мама.
  • Собственные: Анна, Снегурочка, Волга, Петя.
  • Одушевлённые: медведь, кот, дядя, волшебник.
  • Неодушевлённые: стул, дождь, дом, морковь.
  • Конкретные: лошадь, карандаш, машина, дверь.
  • Абстрактные: любовь, страх, свобода, знание, мечта.

🎁 Зарегистрируйтесь на бесплатный 5-дневный марафон Шамиля Ахмадуллина для родителей школьников 1–8 классов, получите в подарок гайд: «Как не допустить, чтобы ребенок целыми днями сидел в гаджетах и стал игроманом». Еще 4 полезных бонуса ждут в прямом эфире!

👉
Узнать подробности и зарегистрироваться

Главные правила

 

Знание грамматических признаков помогает строить правильные предложения и избегать ошибок.

Род: мужской, женский, средний

Определить род можно по окончанию слова или смыслу.

  • Мужской — чаще всего заканчивается на согласную: стол, дом, учитель.
  • Женский — заканчивается на а, я: мама, книга, Земля.
  • Средний — заканчивается на о, е: окно, море, яйцо.

Или подставьте к слову местоимение:

  • Он — дом → мужской.
  • Она — лампа → женский.
  • Оно — молоко → средний.

Единственное и множественное число

Существительные могут стоять:

  • в единственном числе — один предмет: кот, игрушка;
  • в множественном числе — много или несколько предметов: коты, игрушки.

Ребёнок может потренироваться, изменяя слова по числам:

  • ручка — ручки;
  • река — реки;
  • стол — столы.

Изменение по падежам

Существительные в русском языке изменяются по падежам — форма слова меняется в зависимости от того, какую роль оно играет в предложении.

Чтобы ребёнку было проще, покажите изменение по падежам как игру. Каждый падеж задаёт свой вопрос.

Основные правила:

  • Падеж влияет на окончание существительного.
  • Вопрос падежа помогает правильно выбрать форму.
  • Слова изменяются по числу и падежу: кот — кота — котов.
Падеж Вопрос Пример
Именительный Кто? Что? девочка, дом, коты
Родительный Кого? Чего? девочки, дома, котов
Дательный Кому? Чему? девочке, дому, котам
Винительный Кого? Что? девочку, дом, котов
Творительный Кем? Чем? девочкой, домом, котами
Предложный О ком? О чём? о девочке, о доме, о котах

С какими словами обычно употребляется существительное

Существительные редко живут в предложении одни. Они входят в словосочетания — соединяются с другими словами. Это может быть прилагательное, числительное, местоимение, глагол, предлог.

Основные типы сочетаний:

  1. С прилагательными — показывают признак предмета: синее море, добрая мама, интересная книга
  2. С числительными — показывают количество: один карандаш, три игрушки, пять яблок
  3. С местоимениями — показывают, кому принадлежит предмет: мой мяч, её сумка, наш класс
  4. С глаголами — показывают, что происходит с предметом: читать книгу, взять мяч, делать домашку

Не все союзы слов называются словосочетаниями, но могут стоять вместе и создавать смысл:

  1. С глаголами — если оба являются главными членами предложения и связываются через действия: мальчик читает, собака спит, дождь идёт
  2. С предлогами — указывает на отношения с другими словами:

    в школе, на столе, под деревом, за окном

Словосочетания помогают ребёнку точнее выражать мысли, строить связные фразы и правильно задавать вопросы к словам.

 

Как писать и употреблять существительные правильно

Заглавная буква

Большая буква стоит в начале предложения, ещё с неё пишутся все имена собственные:

  • Имена людей: Аня, Максим, Олег.
  • Фамилии: Петров, Иванова.
  • Города, страны: Москва, Россия, Италия.
  • Клички животных: Шарик, Мурка.
  • Названия праздников: Новый год.

Проверочные вопросы и подсказки

Ребёнок может задать себе вопросы:

  • Отвечает на вопрос кто? или что? — это существительное.
  • Можно подставить слово в пару: один–много? (друг — друзья) — тоже знак.
  • Это имя или название? — пишу с большой буквы.

Такие проверки развивают самостоятельность и уверенность при письме.

Помощь в написании сочинений и рассказов

Существительные — основа любого текста. Без них невозможно написать почти ни одно осмысленное предложение. Чтобы упростить задачу, можно идти по плану:

  • Начать с выбора существительных-героев (мальчик, кошка, дерево).
  • Добавить к ним действия (глаголы) и описания (прилагательные).
  • Построить предложения: Кошка лежала на окне. Ветер качал деревья. Мальчик читал книгу.

Чем больше ребёнок будет практиковаться, тем увереннее и грамотнее он будет использовать слова на письме.

таблица существительных для школьников
Инфографика с подсказками для запоминания правил

Упражнения и игры для закрепления знаний

 

Игра — один из самых эффективных способов запоминания. Чтобы дети научились применять новые знания на практике, нужны весёлые и понятные упражнения.

Найди существительные в тексте

Прочитайте короткий рассказ или стих и попросите ребёнка найти все слова, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?».

Во дворе играли дети, рядом лаял щенок и прыгала лягушка.
Ответ: дворе, дети, щенок, лягушка.

Раскрась слова разным цветом по частям речи

Напишите на листе слова из разных частей речи. Попросите:

  • существительные обвести красным;
  • глаголы синим;
  • прилагательные зелёным.

Используйте наборы слов или короткие предложения.

Придумай предложения только из существительных

Очень весёлое задание — составить фразу только из существительных, сохранив при этом смысл.

Пример:
Мама — кухня — обед.
Кошка — диван — сон.
Школа — уроки — учитель — ученики.

Раздели: кто? / что?

Поделите лист на две части. В одну колонку пишем, кто это, во вторую — что это.

  • Кто? Учитель, книга, заяц.
  • Что? Молоко, мама, снег.

Так он научится быстро отделять одушевлённое от неодушевлённого.

Проверочные задания и короткие тесты

Найди имя существительное:

  1. Бежать
  2. Сон
  3. Быстрый

Выбери существительное во множественном числе:

  1. Мыши
  2. Сыр
  3. Кот

Подбирайте задания с упором на пройденные темы.  Используйте, чтобы понимать, насколько хорошо ребёнок усвоил тему, а что ещё нужно повторить.

Домашние задания — кошмар для всей семьи? Пора это менять!

Уже более 200 000 родителей убедились: работает.

👨‍🏫 Педагог Шамиль Ахмадуллин, автор 110+ пособий, приглашает на бесплатный марафон.

За 5 дней вы узнаете, как за 15 минут занятий в день:
✅ развить у ребёнка самостоятельность без давления
✅ прокачать память и внимание
✅ превратить «домашку» в спокойную привычку

Присоединяйтесь — сделайте учёбу проще и верните мир в семью.

👉
Записаться бесплатно

 

Трудности и частые ошибки

 

Даже зная определение, дети часто путаются. Покажите ему, где именно можно ошибиться, и помогите преодолеть трудности.

На чём чаще всего спотыкаются дети

  1. Путают части речи.
    Ребёнок может принять прилагательное или глагол за существительное, особенно если они близки по звучанию или обозначают похожие вещи: бег/бегать, красота/красивый.
  2. Не различают одушевлённые и неодушевлённые.
    Иногда сложно понять, кто это или что это. Например: робот — он движется, но не живой — неодушевлённое.
  3. Сомневаются в роде.
    Из-за необычной формы слова вроде жюри, кофе, пальто вызывают трудности.
  4. Ошибаются в падежах.
    Типичная ошибка — использование неверной формы: «у мама платок» вместо «у мамы красивый платок».

Путаница с другими частями речи

Ошибившись при определении часть речи, ребёнок и дальше работает со словом неправильно. Чтобы это предотвратить, нужно знать, с чем чаще всего путают существительное:

  • Прилагательное (какой? какая?) — это признак предмета, а не название.
  • Глагол (что делает?) — это действие, а не кто или что.
  • Наречие (как?) — это обстоятельство, не название.

Как родителям объяснить и не запутаться

  • Начинайте с простых примеров. Стол, кошка, мяч, мама — всё, что можно назвать и представить.
  • Приводите сравнение с «именами» вещей. «Существительные — названия всего вокруг».
  • Не перегружайте информацией. Сначала — основное понятие, потом — виды, правила и исключения.
  • Используйте мультфильмы, картинки и реальные предметы. «Вот собака — это кто? Собака — существительное!»

Полезные мнемотехники:

  • «Кто? Что?» — сразу в дело. Повторяйте эти вопросы как ритм: «Кто? Что? — Существительное!»
  • Цепочка-ассоциация. Имя — Имя существительное — Имя предмета — Название — Слово — Существительное.
  • Игра «Имя — не имя?» — давайте ребёнку слово, а он должен определить, это существительное или нет.

FAQ по теме существительных

 

Со скольки лет учить существительные?

Знакомство с существительными начинается в дошкольном возрасте с 4-5 лет. В это время дети активно учатся называть предметы, людей и явления вокруг. В школе знания углубляются — появляются грамматические правила и падежи.

Нужно ли учить все виды существительных сразу?

Лучше поэтапно. Сначала — что такое существительное и на какие вопросы оно отвечает: «кто?» и «что?». Потом — виды: нарицательные, собственные, одушевлённые, неодушевлённые. Так ребёнку проще понять и не запутаться.

Как объяснить разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными?

Если слово отвечает на «кто?» и обозначает живое существо — это одушевлённое существительное. Они могут двигаться, чувствовать, реагировать.

Если слово отвечает на «что?» и называет предмет или явление — это неодушевлённое.

Чтобы закрепить, задайте ребёнку вопрос: «Оно может ходить, дышать, разговаривать?»
Если нет — это точно неодушевлённое.

В каких случаях «имя» — существительное?

Слово «имя» — это тоже существительное, оно обозначает чьё-то «название».

Имя мальчика — Артём.

В грамматике есть термин: «имя существительное» — так называют всю эту часть речи, она даёт названия предметам, людям и явлениям.

Чем существительное полезно для учёбы и сочинительства?

С существительными ребёнок быстрее понимает текст и увереннее пишет. Это опорные слова, вокруг которых строится фраза и весь рассказ.

  • Понимание текста: легко находить ключевые слова и суть абзаца.
  • Построение предложений: есть опора для согласования слов, меньше «рваных» фраз.
  • Сочинения и истории: проще придумать героя и место.
  • Помощь в других предметах: понятнее условия задач по математике, термины в окружающем мире, имена и названия в истории и литературе.
  • Навык планирования: удобнее делать конспекты и планы — выписывать опорные существительные.
  • Самопроверка: помогает увидеть ошибки и поправить текст.
существительные необходимы в учёбе и сочинительстве
Каждое существительное — кирпичик истории. Чем точнее слово, тем ярче воображение

Заключение

 

Существительные — «строительный материал» речи. С помощью существительных мы называем людей, предметы, животных и явления, рассказываем о мире вокруг.

Регулярные упражнения, простые примеры из жизни делают процесс обучения лёгким и интересным. Задача взрослых — всё понятно объяснить и поддержать интерес к учёбе.

 

 

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать