Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

10.04.2025

Твердые и мягкие согласные

Поделиться статьей:

13 минут чтения

899 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Твердые и мягкие согласные: как научить ребенка различать их

Одни и те же буквы при произношении получают разные звучания. Например, в словах «дети» и «дом» звучания буквы «д» различаются. Попробуем разобраться, почему в одних случаях она произносится мягко, а в других — твердо. Расскажем, как научить ребенка видеть разницу в произношении и правильно определять характеристики звуков. Это облегчит выполнение фонетического анализа при обучении в школе.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

 

 

Основные понятия

Согласными называются звуки, при произношении которых возникает шум. Когда мы говорим их, струя воздуха натыкается на препятствия: расположенные особым образом зубы, язык, губы. Так появляются свойственные согласным шумы. Научиться распознавать мягкие и твердые звуки помогает специальная таблица, где указываются все правила.

В таблице также рассматриваются исключения, которые всегда звучат только твердо или только мягко. При произношении первых дополнительных движений языка не требуется. Проговаривая мягкие звуки, мы приподнимаем среднюю часть языка, прижимая его кончик к зубам. Потому при произношении буквы звучат по-разному. Попробуйте сказать слова «лес» и «ложка». В первом слове мы слышим мягкое звучание звука «л», во втором — твердое.

Основные правила

Как было замечено ранее, твердые и мягкие согласные различаются особенностями работы артикуляционного аппарата во время произношения. Однако есть и другие признаки, позволяющие легко разграничивать звуки:

  • На мягкость предыдущего звука указывают идущие за ним гласные е, ё, и, ю, я: сено [с’эно], пёс [п’эс], лист [л’ист], люстра [л’устра], мясо [м’асо].
  • Если после согласного идут буквы а, о, у, ы, э, он звучит твердо: каша [каша], дом [дом], лук [лук], дым [дым], мэр [мэр].
  • В сочетании из двух согласных первый звук всегда произносится твердо. Однако есть исключения. Если вторыми идут звуки [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], предыдущая буква смягчается [зон’т’ик].
  • Если после согласного идет мягкий знак, он будет произноситься мягко: даль [дал’].

Произношение некоторых букв не меняется в зависимости от контекста. Рассмотрим их позже.

Парные согласные

Почти у всех твердых согласных имеется мягкая пара. Различия в способах произношения заключаются в положении средней части языка и его корня. Все остальные органы речевого аппарата работают одинаково при проговаривании как твердых, так и мягких звуков. 

Непарные согласные

К данной группе относится 6 согласных русского алфавита:

  • ж, ш, ц всегда произносятся твердо;
  • й, ч, щ всегда являются мягкими.

Особенности произношения этих звуков не зависят от их места в словах. Рассмотренные выше правила сложны для детей. Простое заучивание не поможет научиться применять их на практике. Подробно рассмотрим, как научить ребенка правильно слышать согласные звуки.

Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?

Звонкие, глухие, мягкие, твёрдые — звучит как заклинание. Как сделать так, чтобы ребёнок понял и запомнил навсегда?
👉 А вы бы хотели получить понятные методики для домашних занятий — без путаницы и криков?

Если слова «Пора делать уроки» вызывают у вас тревожность — вы не одиноки.
Тысячи родителей каждый день проходят через тот же стресс.

Но есть способ сделать всё по-другому.
Уже более 200 000 детей и родителей почувствовали разницу!

📘 Шамиль Ахмадуллин, педагог с опытом и автор 110+ пособий, запускает бесплатный марафон.

Там вы узнаете:
✅ Как без давления воспитать ответственность
✅ Как улучшить концентрацию в домашних условиях
✅ Как превратить домашку в привычку, а не пытку
✅ Как изменить всё за 15 минут в день

👉

Зарегистрироваться бесплатно
 

Когда приступать к обучению

С буквами и звуками детей обычно знакомят в начальной школе. В возрасте 7-8 лет ребенок имеет сформированную речь, однако до конца не знает, из чего она состоит. Объяснить ему, что такое согласные звуки и как меняется их произношение, несложно. 

Некоторые родители считают, что начинать знакомить ребенка со звуками нужно раньше. Дошкольникам бывает сложнее найти различия между мягкими и твердыми согласными. Однако есть несколько методик и лайфхаков, которые облегчают процесс обучения и делают его интересным для ребенка.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные

Тема достаточно сложна, поэтому стоит разделить ее на несколько занятий. Рассмотрим основные этапы и способы обучения.

Знакомимся с особенностями работы речевого аппарата 

Не стоит объяснять ребенку особенности работы речевого аппарата, используя сложные термины. Достаточно показать наглядно. Говорите слова, в которых одна и та же буква произносится по-разному. Например, «перераспределение». При произношении первой в слове буквы «р» язык прижимается к небу —  [р’]. Когда мы произносим следующий звук [р], язык не напрягается. К небу поднимается только его кончик. Попросите ребенка внимательно следить за вашим языком, когда вы проговариваете твердые и мягкие звуки.

Объясняем разницу

Детям раннего возраста сложно воспринимать информацию, подаваемую в виде лекций. Поэтому подключайте фантазию и придумывайте обучающую сказку, которая поможет понять, чем различаются мягкие и твердые согласные звуки. 

Пример: 

«Когда-то все звуки жили веселой и дружной компанией. Однако потом буквы Е, Ё, И, Ю, Я решили властвовать над другими. Они начали ссориться и ругаться с остальными. 

Борьба продолжалась долго. Оставшиеся гласные не хотели участвовать в ней. Они держались отдельно и не вступали в споры. Тогда воинственно настроенные гласные пошли на хитрость, попросив помощи у мягкого знака. У этой буквы не было собственного звука. Однако он заставлял остальные звуки спорить друг с другом. 

Мягкий знак рассказал, где скрываются согласные. Однако он потребовал плату за ценную информацию. Согласные буквы были найдены и окружены гласными. Чтобы избежать беды, они согласились на все условия. 

У гласных появилось немало привилегий. Например, они смогли решать, какими будут согласные в тех или иных словах (твердыми или мягкими). Это же право получил мягкий знак. Он также командует побежденными согласными. Часть букв не согласилась с новыми правилами и отделилась от группы. Шипящие стали жить в лесу сами по себе. С тех пор большинство согласных соблюдает установленные правила, а беглецы так и живут обособленно». 

Интересная и простая сказка поможет объяснить правила произношения согласных звуков в словах. Шипящие стоит выписать и внести в список исключений. Выделите их ярким цветом, чтобы ребенок запомнил информацию. Подсказкой стоит пользоваться до тех пор, пока правило не будет усвоено в полном объеме. Согласные, не вошедшие в список исключений, бывают и твердыми, и мягкими. 

Учимся записывать 

При фонетическом разборе делается транскрипция — слово записывается так, как оно слышится. Для обозначения мягких звуков используется специальный знак — апостроф (’). Твердые звуки в транскрипции пишутся без дополнительных символов. 

Обучать транскрибированию слов стоит после усвоения всего объема теоретического материала. Давайте ребенку простые задания: записывайте состоящие из 4-6 букв слова, просите выбрать те, в которых есть мягкие звуки. Найдя их, ребенок должен написать транскрипцию, используя специальные знаки. При регулярном выполнении таких заданий он быстро поймет, как искать мягкие звуки в словах и записывать их в транскрипции.

Рассказываем о других свойствах согласных

Все характеристики звуков можно изучать одновременно. Расскажите, что помимо мягких и твердых, различают глухие или звонкие согласные. Объясните, что при произношении звонких слышится и шум, и голос, при произношении глухих — только шум. Выпишите сначала один тип согласных, потом — другой. Придумайте словосочетания и предложения с ними.

Упражнения и методики

Изучить довольно обширную тему путем простого разбора правил не получится. После многократных повторений ребенок запомнит их, однако применять на практике может не научиться. Лучше всего разбить теоретический материал на несколько частей и дополнить интересными заданиями. На первом уроке рассмотрите твердые и мягкие согласные, на следующем — глухие и звонкие. Используйте в обучении:

  • Разноцветные буквы. Их можно нарисовать на бумаге или вырезать из картона. Также продаются готовые обучающие наборы. Твердые согласные в них обычно имеют синий цвет, а мягкие — зеленый. Красный используется для обозначения гласных. Такое сочетание цветов используется и при обучении детей в школе. Поэтому усваивать нужный материал в 1 классе после домашних занятий будет проще. 
  • Карточки со звуками и слогами. Их можно приобрести в готовом виде или сделать своими руками. Карточки не только знакомят ребенка с характеристиками согласных звуков, но и используются для составления слов. Игра с ними станет важным этапом в обучении чтению. При изучении каждого нового правила приводите простые примеры слов. 
  • Интересные истории. Дети любят сказки, поэтому используйте их в обучении. Истории можно придумывать и при изучении других правил фонетики. 
  • Разбор слогов. Попросите ребенка определить, какие характеристики приобретает согласный звук в разных слогах. После отработки этого навыка приступайте к фонетическому разбору слов. Рассматривайте 5-10 примеров в день. Так ребенок научится быстро определять характеристики звуков. Также можно проводить интересные игры: озвучивать ряд слов и просить назвать те, в которых есть мягкие согласные. Слова должны быть короткими и хорошо знакомыми.
  • Музыкальный алфавит. Полезная игрушка учит правильному произношению, рассказывает сказки и поет песни.
  • Игру «Слова-двойняшки». Придумывайте пары слов с парными согласными. Прочитывайте и разбирайте их вместе. Для начала определите значение слов, затем сделайте фонетический анализ. Составьте несколько коротких предложений с ними.

Распространенные ошибки и способы их исправления

Ученики начальных классов часто путают мягкие и твердые звуки при чтении, неправильно обозначают их в транскрипции слов. Способность различать типы согласных звуков зависит от развитости слухового восприятия, особенностей работы речевого аппарата. Распространенными причинами ошибок становятся:

  • неспособность различать разные типы звуков на слух;
  • отсутствие понимания характеристики гласного звука, идущего после согласного (мягкость или твердость такой буквы зависит от типа гласного).

Для предотвращения таких ошибок необходимо:

  • отработать способность различать разные виды звуков на слух;
  • разобрать двузначность букв, используемых для обозначения согласных звуков (большая часть таких букв в зависимости от последующей буквы принимает разное звучание);
  • запомнить буквы, перед которыми согласный звук становится мягким;
  • отработать навык определения свойств последующей буквы (особенно в открытых слогах).

Дополнительные рекомендации

Чтобы ребенок быстрее научился различать твердые и мягкие согласные, следуйте таким рекомендациям:

  • Используйте примеры, помогающие понять разницу на слух. Например, слова с парными согласными: лук и люк. Просите ребенка повторить их и найти разницу в звучании первых букв. 
  • Просите угадывать звуки. Придумывайте слова, ребенок должен говорить, какой звук он слышит — мягкий или твердый. 
  • Применяйте тактильные упражнения. Приготовьте жесткие и мягкие кубики. Ребенок должен распределять их с учетом звуков, которые слышит. 
  • Используйте визуальные приемы. Сделайте карточки со словами, в которых одна и также буква приобретает разные звучания, например: мел и мель. 
  • Выучите непарные согласные. Это поможет избежать распространенных ошибок в определении характеристик звука. 
  • Занимайтесь регулярно. Это позволит закрепить изученный материал и отработать навыки фонетического разбора до автоматизма. 
  • Создайте комфортную обстановку для занятий. Заниматься лучше в специально предназначенном для этого месте, за удобным рабочим столом, в спокойной обстановке. Так ребенок сможет настроиться на нужный лад.
  • Приступайте к изучению мягких и твердых согласных после того, как ребенок поймет, чем согласные отличаются от гласных. 
  • Хвалите ребенка за прогресс в обучении. Отмечайте малейшие достижения, это поможет поддерживать мотивацию. Не ругайте ребенка, даже если он делает ошибки. Лучше подробно разберите их и найдите пути исправления.

Заключение

Чтобы правильно выполнять задания по фонетическому разбору в школе, ребенок должен понимать разницу между глухими и звонкими, твердыми и мягкими согласными. Для этого необходимо наглядно показать особенности произношения, изучить гласные, от которых зависит мягкость или твердость предыдущего звука. Закрепляйте изученный материал с помощью игр и упражнений, это поможет довести навык до автоматизма.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать