Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

28.07.2025

Удвоенные согласные в русском языке: когда пишутся и как запомнить

Поделиться статьей:

14 минут чтения

2609 просмотров
Фото аватара

DE

Содержание
  1. Удвоенные согласные: правило, примеры, ошибки и упражнения
  2. Что такое удвоенные согласные и зачем они нужны
  3. Определение:
  4. Как они влияют на произношение и смысл
  5. Когда пишутся удвоенные согласные: главные правила
  6. Внутри корня
  7. На стыке приставки и корня
  8. На стыке корня и суффикса
  9. В сложных словах
  10. В заимствованных словах (иноязычных)
  11. Частые ошибки и как их избежать
  12. Пропуск второй согласной (написание одной вместо двух)
  13. Лишняя согласная (написание двух вместо одной или там, где их быть не должно)
  14. Ошибки в заимствованных словах
  15. Упражнения на закрепление 
  16. Вставь пропущенную букву 
  17. Найди и исправь ошибки
  18. Определи, нужна ли удвоенная согласная. Объясни почему
  19. Как запомнить удвоенные согласные — работающие советы
  20. Визуальная память и “фотографирование” слов
  21. Чтение и осознанное списывание
  22. Ассоциации, рифмы и мнемоники
  23. FAQ: часто задаваемые вопросы
  24. Почему в слове “касса” две “с”, а в слове “кабина” одна “б”? Нет ли правила?
  25. Когда удвоенные согласные обязательны, а когда можно писать одну?
  26. Есть ли способ не зубрить, а понять правило для удвоения в корне?
  27. В каком классе начинают учить удвоенные согласные?
  28. Помогают ли диктанты и списывания?
  29. Заключение
Содержание показать

Удвоенные согласные: правило, примеры, ошибки и упражнения

 

Ошибки на удвоенные согласные – одна из самых частых головных болей и школьников, и взрослых. Корень проблемы – попытка зазубрить списки вместо понимания логики языка. В этой статье разберемся, когда и почему появляются две одинаковые буквы подряд, как избежать ловушек и легко запомнить правила. Готовьтесь к понятным объяснениям и практическим заданиям!

🗣 «Главная причина большинства орфографических ошибок — это не отсутствие знания правил по памяти, а отсутствие понимания логики языка. Когда мы даём ребёнку не просто список слов, а объясняем закономерности, он начинает видеть язык как систему — и тогда даже понимание темы “удвоенные согласные” становится эффектом не простого запоминания, а, скорее, интуиции.»

Шамиль Ахмадуллин

ошибка на удвоенную согласную
“Сделаный” или “сделанный”? Без понимания правил даже простые слова ставят в тупик.

 

Что такое удвоенные согласные и зачем они нужны

 

Определение:

 

Удвоенные (или двойные) согласные – это две идентичные согласные буквы, стоящие рядом в слове. Они встречаются:

  • Внутри корня: класс, сумма, ванна, Анна.
  • На стыке морфем: рассветало (приставка рас- + корень -свет), длинный (корень -длин- и суффикс -н-).
  • В заимствованиях: теннис, апелляция, дифференциал.

Как они влияют на произношение и смысл

 

Смыслоразличение: разделяем омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение). Сравните:

  • бал (вечеринка) – балл (оценка)
  • кристал (кристальный) – кристалл (минерал) (Исторически, сейчас “кристалл” пишется с двумя “л”)
  • кома (медицинское состояние) – комма (устар., запятая; сейчас “запятая”).

 

Фонетика:

  • В четкой речи удвоенная согласная может произноситься чуть длиннее или с большей напряженностью органа речи.
  • Попробуйте четко сказать “сделать” и “ссора”.

Когда пишутся удвоенные согласные: главные правила

 

Внутри корня


Это самый частый случай, но и самый коварный – правило здесь одно: написание нужно запоминать или проверять по орфографическому словарю. Объяснить это фонетикой или морфологией чаще всего нельзя.

  • Примеры: группа, аллея, ванна, кассета, теннис, хоккей, жужжать.
  • Важно: многие слова с одной согласной похожи, но это не исключения из несуществующего правила двух согласных, а самостоятельные слова: кабина (одна “б”), финал (одна “н”), атом (одна “т”).

 

На стыке приставки и корня

 

🎯 Упражнение от Детского центра

Мы даём детям слова с удвоенными согласными и просим:

  • Разделить слово на части (приставка, корень, суффикс),
  • Найти место стыка одинаковых согласных,
  • Придумать пояснение, почему здесь 2 буквы.
  • Например, “рассвет” — “рас-” и “свет”: приставка заканчивается на “с”, корень начинается на “с”. Это помогает не просто запомнить, а понять зачем там две буквы.

Здесь правило четкое: удвоенная согласная появляется, если приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с той же согласной.

Примеры:

  • рассмотреть (рас- и смотреть)
  • бессонница (без- и сонница)
  • поддержать (под- и держать)

Нет удвоения:

  • Если корень начинается на другую согласную: расписать (рас- + писать)
  • Если корень начинается на гласную: распаковать (рас- и паковать)
  • Если приставка оканчивается на гласную: пересдать (пере- и сдать)

 

На стыке корня и суффикса

 

Удвоение возникает, если корень оканчивается на согласную, а суффикс начинается с той же согласной.

 

Примеры:

  • длинный (корень -длин- и суффикс -н-)
  • осенний (корень -осен- и суффикс -н-)
  • российский (корень -росс- (от “Русь”) и суффиксы -ий-ск-) – здесь удвоение исторически в корне, но суффикс добавляется к нему
  • конный (корень -кон- и суффикс -н-)

 

В сложных словах

 

Удвоение возникает, если первая часть сложного слова (или основа) оканчивается, а вторая начинается на одну и ту же согласную букву.

  • Примеры: главврач (глав(ный) и врач), роддом (род(овой) и дом).

 

В заимствованных словах (иноязычных)

 

Здесь удвоение встречается очень часто. Написание определяется языком-источником и требует запоминания.

  • Примеры: терраса, коллектив, аппарат, дилемма, оперетта, коммивояжёр, Шопен (фамилия).
  • Особенность: Многие такие слова сохраняют удвоение, которого нет в русской фонетике (бизнес, стенд). Будьте внимательны!

“🎁 Зарегистрируйтесь на бесплатный 5-дневный марафон Шамиля Ахмадуллина для родителей школьников 1-8 классов и получите в подарок гайд: «Как не допустить, чтобы ребёнок целыми днями сидел в гаджетах и стал игроманом». А также — 4 бонуса в прямом эфире в течение марафона

.  👉  Регистрация

 

Частые ошибки и как их избежать

 

Пропуск второй согласной (написание одной вместо двух)

  • Ошибка: апарат, алея, грама.

Как бороться:

  • Визуальное запоминание: создайте “фотографию” слова в уме. Чаще пишите проблемные слова.
  • Этимология (для заимствований): знание происхождения иногда помогает (терраса – от лат. “terra” – земля).

Проверочные слова (редко): иногда помогает подбор однокоренного слова, где согласная слышится отчетливо перед гласной: классклассный, группагрупповой (хотя “п” здесь все равно не слышится отчетливо как удвоенное, но связь видна). Этот метод работает плохо для большинства слов с удвоением в корне! Лучше полагаться на запоминание и словарь.

 

Лишняя согласная (написание двух вместо одной или там, где их быть не должно)

  • Ошибка: директор (правильно: директор), галлерея (правильно: галерея), коридор (правильно: коридор), асиметрия (правильно: асимметрия – тут две “м”!).

Как бороться:

  • Знание правил стыка: уверенно применяйте правила для приставок/суффиксов. “рассвет” – да (рас- и с-вет), но “расписание” – нет (рас- и писание).
  • Словарь – лучший друг: при малейшем сомнении заглядывайте в орфографический словарь или проверяйте через надежные онлайн-сервисы.
  • Анализ структуры: разберите слово по составу. Есть ли приставка, оканчивающаяся на согласную? Начинается ли корень на ту же согласную? Если нет – удвоения быть не должно.

Ошибки в заимствованных словах

🗣 «Многие дети не делают ошибки потому, что не знают правила — а потому что мозг выдает “похожее слово” из памяти. Например, вместо “группа” — “груба”. Наша задача — натренировать внимательность к деталям, особенно в похожих словах. Это важнее, чем просто учить списки.»

Шамиль Ахмадуллин

Ошибки:

  • Апетит (правильно: аппетит), оперета (правильно: оперетта), комерция (правильно: коммерция – две “м”).

Как бороться:

  • “Фотографирование”: для иноязычных слов это самый надежный способ. Пишите их, смотрите на написание.
  • Группировка по языкам/признакам: замечайте закономерности в словах одного происхождения (часто греч., лат.), но не переоценивайте этот метод.
  • Активное использование: чем чаще вы видите и пишете слово правильно, тем крепче запоминается его образ.

 

примеры заимствованных слов с удвоенными согласными
Удвоенные согласные – частый гость в словах, пришедших в русский из других языков.

 

Упражнения на закрепление 

 

Вставь пропущенную букву 

  • А(л/лл)ея парка была усыпана листьями.
  • Он купил мощный ко(м/мм)пьютер.
  • По(д/дд)ержать друга в трудную минуту – важно.
  • В старинном здании была красивая те(р/рр)а(с/сс)а.
  • Шумная гру(п/пп)а туристов осматривала достопримечательности.
  • Эта загадка вызвала ди(л/лл)е(м/мм)у.
  • Надо оформить проез(д/дд)ной билет.
  • Он подал апе(л/лл)яцию на решение суда.

    (Ответы: 1. лл, 2. м, 3. д, 4. рр, с, 5. пп, 6. лл, 7. д, 8. лл)

 

Найди и исправь ошибки

 

В этом тексте допущено 5 ошибок на написание удвоенных согласных. Найди их!

“Приехав в новый клас, Алла почувствовала легкую тревогу.. Длиный коридор вел к кабинету директора. Она вспомнила, как в прошлом году участвовала в школьном театре и играла в оперете. У нее был настоящий апетит к сцене. Надеюсь, в новой школе тоже найдется кружок искуств.”

(Ошибки: клас – класс, длиный – длинный,  оперете – оперетте, апетит – аппетит, искуств – искусств)

 

Определи, нужна ли удвоенная согласная. Объясни почему

 

  1. Бе(с/сс)покойный сон. (беспокойный – приставка “без-” (з-с перед глухой) оканчивается на с, корень начинается на “с”? Нет, на “п”. Удвоения нет. Правило на стыке приставки и корня не срабатывает.
  2. Иску(с/сс)ный мастер. (искусный – слово с удвоенной “с” в корне? Нет. Проверим: искусен. Пишется с одной “с”. Запоминаем).
  3. Ра(с/сс)писание уроков. (расписание – приставка “рас-” оканчивается на “с”, корень “-пис-” начинается на “с”? Нет. Удвоения нет.
  4. Старая ка(с/сс)ета. (кассета – слово с удвоенной “с” в корне? Да. Запоминаем / проверяем по словарю).
  5. По(д/дд)ержать мяч. (поддержать – приставка “под-” оканчивается на д, корень “-держ-” начинается на “д”? Да! Удвоение на стыке приставки и корня).

 

🎁 Выучить все правила русского языка без зубрёжки — реально!

Зарегистрируйтесь на бесплатный 5-дневный марафон Шамиля Ахмадуллина для родителей школьников 1–8 классов и получите в подарок гайд:
«Как не допустить, чтобы ребёнок целыми днями сидел в гаджетах и стал игроманом»

Вас ждут:
✅ Уникальные методики обучения любым предметам школьной программы,
✅ Алгоритмы запоминания трудных тем,
✅ 4 бонуса в прямом эфире!

…и не только )

👉 Записаться на марафон

 

Как запомнить удвоенные согласные — работающие советы

 

📘 Методика “Фотоловушка” от Детского центра

Чтобы дети запоминали написание слов с удвоенными согласными, мы используем приём «Фотоловушка». Это карточки со словами, где двойная согласная выделяется цветом, и ребёнку нужно 5 секунд “сфотографировать” слово взглядом. Через несколько повторов дети начинают видеть правильное написание «изнутри». Эффективность запоминания — до 87% по результатам диагностики!

 

Визуальная память и “фотографирование” слов

  • Карточки: создайте карточки: на одной стороне слово (например, аппетит), на другой – короткое объяснение или ассоциация (“два ‘п’, как два кусочка пирожного”). Регулярно просматривайте.
  • Цвет: выделяйте удвоенную согласную цветом при записи (класс, группа). Зрительный образ закрепится.
  • “Стоп-кадр”: представьте слово написанным крупными буквами. Мысленно “сфотографируйте” его.

Чтение и осознанное списывание

  • Внимательное чтение: когда читаете, специально обращайте внимание на слова с удвоенными согласными. Отмечайте их про себя.
  • Списывание с проговариванием: переписывая текст, шепотом или про себя четко проговаривайте каждую букву, особенно сдвоенные. Это подключает моторную память.

Ассоциации, рифмы и мнемоники

  • Рифмовки: придумайте короткие стишки: “в кассе, как в классе – две С“, “аппетит, приходи и две П с собой возьми!”, “тонна груза – вторая Н — не обуза”.
  • Ассоциации: свяжите слово с образом: ванна – в ней 4 ножки – 4 вертикальные палочки, как в начертании “нн”, сумма – два мешка денег (мм).
  • Разбор по слогам (осторожно!): иногда помогает разбить слово на слоги, где удвоенная согласная “разрывается”: клас-сный, груп-па, рас-сказ. Но помните, что слогоделение не всегда соответствует месту удвоения при письме.

 

ребёнок учит удвоенные согласные
Визуальное сравнение правильного и неправильного написания – мощный инструмент запоминания.

 

FAQ: часто задаваемые вопросы

 

  • Почему в слове “касса” две “с”, а в слове “кабина” одна “б”? Нет ли правила?

К сожалению, для большинства слов с удвоенной согласной внутри корня единого фонетического или морфологического правила нет. Это исторически сложившаяся норма письма, часто унаследованная из языка-источника. Главное правило здесь: запоминать или сверяться со словарем. Искать логику вроде “после какой гласной” или “перед каким суффиксом” – в данном случае бесполезно.

 

  • Когда удвоенные согласные обязательны, а когда можно писать одну?

Удвоенные согласные всегда обязательны в соответствии с орфографической нормой. Написание одной согласной вместо двух (или наоборот) – это орфографическая ошибка. Исключений, где можно выбирать, нет.

 

  • Есть ли способ не зубрить, а понять правило для удвоения в корне?

Для слов с удвоением исключительно в корне (не на стыке морфем) – нет универсального “понятийного” правила. Их написание обусловлено историей языка и традицией. Однако:

  • Понимание помогает на стыках приставки/корня и корня/суффикса.
  • Знание слов из группы заимствованных и использование мнемотехник облегчает запоминание, делая его не слепой зубрежкой, а осознанным процессом с опорой на разные приемы.

 

  • В каком классе начинают учить удвоенные согласные?

Основное знакомство с этой орфограммой происходит во 2-3 классе начальной школы. Дети учатся видеть двойные согласные в простых словах (класс, суббота). Более сложные случаи (на стыках морфем, заимствования) и углубленное изучение правил проходят в 4-5 классах и далее. Однако ошибки на эту тему встречаются на всех уровнях обучения русскому языку.

 

  • Помогают ли диктанты и списывания?


Да, и очень существенно!

  • Диктанты: тренируют применение правил в условиях, приближенных к реальным (надо быстро принять решение о написании). Развивают орфографическую зоркость.
  • Списывание: при осознанном списывании (с проговариванием, анализом) активно работает зрительная и моторная память, закрепляется правильный графический образ слова. Это один из самых эффективных методов борьбы с ошибками на запоминание, включая удвоенные согласные. Главное – не механическое переписывание, а вдумчивое.

Шамиль Ахмадуллин:

«Если вы устали проверять домашку за ребенком — значит, пора не “заставлять запомнить”, а научить учиться. Даже сложные орфограммы становятся простыми, если ребёнок понимает, как их устроить. И да, выдохните: вы точно не одни — мы в Детском центре каждый день решаем именно такие задачи вместе с родителями.»

 

Заключение

 

Удвоенные согласные – не прихоть лингвистов, а важный элемент русской орфографии, влияющий на смысл и структуру слова. Ключ к грамотности – не в бездумном заучивании списков, а в понимании логики там, где она есть (например, стыки морфем), и в выработке навыка видеть и запоминать написание слов с удвоением в корне.

Используйте визуальные образы, ассоциации, много читайте и пишите. Регулярная практика через упражнения, диктанты и списывание сведут к минимуму или вовсе исключат возможность ошибки на письме в словах с удвоенной согласной. Помните: грамотность – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно развивать!

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать