Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

15.07.2025

Задачи на скорость: как объяснить и решить задачи на движение

Поделиться статьей:

19 минут чтения

2269 просмотров
Фото аватара

AK

Решаем задачи на скорость (движение)

 

Задачи на скорость многими детьми, да чего уж скрывать, и родителями, воспринимаются как наиболее сложные. Зачастую нужно учесть целый букет фактов: сколько объектов движется, в одну или противоположные стороны, одновременно ли они отправляются в путь. Это заставляет юного мыслителя поломать голову.

Но как бы ни были непокорны задания на движение, даже школьнику-гуманитарию не стоит их игнорировать. При постепенном усложнении математических упражнений дети обучаются критически мыслить и анализировать информацию.

К тому же знания о скорости, времени и расстоянии пригодятся не только на уроках математики, но и в реальной жизни: когда мы планируем время поездки, рассчитываем скорость и даже подсчитываем в уме, насколько быстро сможем добраться до пункта назначения.

Дети получают важные представления о скоростных пределах человека, животных, транспорта. Да и расстояния перестают быть просто цифрами — стометровку становится легко прикинуть на глаз, а путь до парка в два километра ребенок оценивает в минутах.  

Чтобы задачи на движение не стали камнем преткновения и для вашего школьника, разберём, что же представляет собой эта категория заданий, почему ученики часто не понимают их и, самое главное, как помочь им справиться с этой темой. Важнейшая цель — не просто показать, как решать, но твёрдо закрепить навык и сделать обучение увлекательным и понятным.

 

задачи на скорость для детей
На практике задачи на скорость становятся понятнее и интереснее

 

Формула для решения задачи на скорость

 

Чтобы разобраться в задачах на скорость и движение, необходимо понять простую связь: скорость отражает, насколько быстро объект преодолевает заданное расстояние за определённое время.

Главное «уравнение», с которым мы будем работать: S = v × t, где S — расстояние, v — скорость, t — время. Исходя из ключевой формулы, можно выяснить любую из трёх составляющих. Например, если известна скорость и время, легко найти расстояние.

Задачи на движение и скорость появляются в учебниках с 4 класса. В предлагаемых обстоятельствах движутся и обгоняют друг друга поезда, автобусы, самолеты, корабли. Нередко герои сюжетов из задачников совершают пешие прогулки и велосипедные заезды. Даже если ваш ребёнок не особо жалует задачки такого вида, лучше сразу разобраться, как их решать. Ведь впредь они не исчезнут, а будут постепенно усложняться до выпускного класса.

Казалось бы, всего три буквы латиницы и простая для взрослого мозга зависимость. Но нелюбовь к математике часто начинается с проблемы запоминания заветной формулы скорости для детей.

Чтобы облегчить процесс, используйте метод ассоциации:

Рисуете треугольник, в верхнем углу пишете S, в правом — v, в левом — t. Можно и знаки действий между ними расставить. Поочередно закрывайте рукой секторы фигуры, и открытые буквы будут складываться в формулы с обратной зависимостью:

S = v × t — путь находим умножением скорости на часы (минуты, секунды).

t = S ÷ v — время вычисляем делением расстояния на скорость.

v = S ÷ t — скорость выясним делением пути на его продолжительность.

 

задачи на скорость
Треугольник для запоминания формул движения

📌 В Детском центре Шамиля Ахмадуллина на уроках используется «живой треугольник»: на полу рисуется большая фигура, дети встают на места S, v и t. Учитель задаёт условия, а ученики «подставляют себя» в роли нужной переменной. Это превращает абстрактную формулу в осязаемую и понятную игру.

Образность и творческий подход поможет запомнить формулу даже второкласснику, который освоил умножение и только начинает разбираться в делении. Буквы ассоциируйте со знакомыми предметами или понятиями:

v — похожа на рогатку, она придаёт камню ускорение.

t — как часики, которые тикают тик-так.

S — словно горная дорога, вьётся то направо, то налево.

 

Как объяснить ребенку решение задачи на скорость пошагово

 

Рассмотрим, как можно последовательно объяснить решение:

  1. Выделение известных данных. Нужно внимательно прочесть условие, учитывая все числа, единицы измерения и факты. Понять, что именно нужно найти.
  2. Схемы и рисунки. Определить связь между элементами помогает визуализация. Дети лучше воспринимают информацию, когда она нарисована. Схемы помогают разложить предлагаемые обстоятельства по полочкам.
  3. Последовательность действий. Решение предполагает последовательное выполнение нескольких шагов. Из условия выделяем известные данные и что требуется вычислить. Для нахождения любого из параметров используем стандартные формулы для задач на скорость.
  4. Разбор типичного примера задачи на скорость для 4 класса.

ЗАДАЧА: Автобус движется со скоростью 72 км/ч. Сколько времени потребуется на преодоление 144 километров?

Условие: Скорость автобуса = 72 км/ч, расстояние = 144 км. Время – неизвестно.

Решение: Воспользуемся формулой: t = S ÷ v = 144 ÷ 72 = 2 ч.

Ответ: Автобус проедет 144 километра за 2 часа.

Важно подчеркнуть: При решении задачи акцентируем внимание на том, чтобы ребенок четко понимал, как извлекаются данные из условия задачи, как они вписываются в нужную формулу.

Каждый вечер как испытание: домашка, нервы, слёзы.
Вы не одни — тысячи родителей через это проходят.

Но что, если всё можно изменить?
Более 200 000 семей уже попробовали — и получилось!

👨‍🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ детских развивающих  пособий.

Что вас ждёт:
✅ Как воспитать в ребенке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉

Записаться бесплатно
 

 

Примеры задач на движение и скорость с решениями

 

Чтобы закрепить знания, нужно постоянно практиковаться. Рассмотрим несколько примеров задач на скорость с решением.

ПРИМЕР 1.

Пешеход идет со скоростью 4 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

Что нам известно? Скорость пешехода — 4 км/ч. Время — 3 часа.

Что нужно найти? Расстояние, которое пройдет пешеход.

Как решить? Используем формулу для нахождения расстояния S = v × t Подставляем известные значения: 4 × 3 = 12 км

Ответ: Пешеход пройдет 12 километров за 3 часа.

Если задание проиллюстрировать, логика рассуждений становится вдвойне понятнее. Представим, что пешеход идет по прямой дороге, и за 1 час он проходит 4 километра. Через 3 часа он будет на отметке 12 км.    задача про скорость пешехода

ПРИМЕР 2.

Велосипедист едет со скоростью 12 км/ч. Сколько времени ему нужно, чтобы проехать 36 километров?

Что нам известно? Скорость велосипедиста — 12 км/ч. Расстояние — 36 км.

Что нужно найти? Время, которое потребуется для преодоления 36 километров.

Как решить? Используем формулу для нахождения времени t = S ÷ v Подставляем известные значения: 36 ÷ 12 = 3 ч

Ответ: За 3 часа велосипедист преодолеет 36 км.

Иллюстрация: Представим, что велосипедист едет по трассе и проходит 12 километров за 1 час. Тогда за 3 часа он проедет 36 километров.

задача про скорость велосипедиста

ПРИМЕР 3. 

Два друга идут навстречу друг другу: один со скоростью 5 км/ч, другой — со скоростью 3 км/ч. Сколько времени им потребуется, чтобы встретиться, если они находятся на расстоянии 16 километров друг от друга?

Что нам известно? Скорость первого друга — 5 км/ч. Скорость второго друга — 3 км/ч. Расстояние между ними — 16 км.

Что нужно найти? Время, которое потребуется, чтобы они встретились.

Как решить? Когда два объекта движутся навстречу друг другу, их скорости складываются. Общая скорость друзей: 5 + 3 = 8 км/ч. Используем формулу для нахождения времени: t = S ÷ v

Подставляем известные значения: 16 ÷ 8 = 2 ч.

Ответ: Друзья встретятся через 2 часа.

Иллюстрация: Представим, что один друг начинает двигаться со скоростью 5 км/ч, а второй — с 3 км/ч. Если за 1 час они сокращают расстояние между собой на 8 километров, то встретятся через 2 часа. схема задачи на скорость

 

Типичные ошибки при решении задач на скорость

 

Практика задач на скорость демонстрирует характерные недочеты, которые по неопытности допускают даже самые старательные ученики:

  • Пропущенные/перепутанные единицы измерения. Дети нередко забывают правильно указывать и учитывать единицы измерения (км/ч, м/с, ч, мин). Если скорость дана в километрах в час, а время в минутах, время переводят в часы.

Представьте, что решаете задачку, как быстро доехать на автобусе в гости к бабушке. Автобус не спешит, движется со стандартной скоростью 50 км/ч, а расстояние немалое — целых 100 км. Результат найти просто: 100 ÷ 50 = 2. Но при пересчёте вдруг понимаете, что в ответе нет единиц измерения! Вроде требования соблюдены, но что означает «2»? Часа, километра или, возможно, лошадиных сил?

Таким образом, перепутанные, пропущенные, недостающие единицы измерения могут создавать настоящие ловушки на пути к правильному ответу.

  • Ошибка в выборе формулы частый просчет среди учеников начальной школы. Задача требует использовать выражение S = v × t, но вместо этого по невнимательности они применяют иную, совершенно не относящуюся к делу формулу, к примеру, площади или объёма. Важно помнить, что текст каждой задачи нужно тщательно анализировать для подбора правильной формулы.
  • Сложение/вычитание скоростей: когда и зачем. В дебрях математики есть и такие моменты, когда скорость одного объекта и другого нужно сложить. Это бывает необходимо, когда речь идёт о движении навстречу друг другу. Однако, если один объект догоняет другой, нужно вычесть меньшую скорость из большей. Но почему бы не сложить все скорости в любой ситуации, где это кажется уместным? И тут скрывается ошибка! Важно четко понимать условия, чтобы решить, стоит ли складывать или вычитать скорости.
  • Ошибки в оформлении решений. Неаккуратное оформление решения, пропуск шагов или неправильное написание формул могут запутать. Учителя не случайно уделяют много внимания правильности оформления задачи, ведь это способствует верному выбору тактики решения и формирует привычку структурированного подхода к поиску ответа.
схема задачи на скорость для школьников
Иллюстрированные схемы помогают понять логику решения

 

Практика: тренировочные задачи на скорость для детей

 

Теперь, когда мы разобрали распространенные ошибки, переходим к практике! Как заинтересовать детей в решении задач на движение?

Подборка коротких задач

Задачи на скорость для детей обычно отсылают к примерам из жизни. Намного реже встречаются абстрактные формулировки, к примеру, про путешествие космического корабля или ковра-самолёта, на котором летит сказочный герой. Но при создании условий не увлекайтесь интригующим фактором мистики или волшебства, реальные обстоятельства куда более понятны детям. На ходу, во время прогулки или занятия домашними делами предлагайте ребёнку короткие условия:

  • Если велосипедист поедет со скоростью 15 км/ч, сколько времени ему понадобится, чтобы проехать 45 км?
  • Сколько времени нужно, чтобы проехать 120 км на автобусе, который движется со скоростью 60 км/ч?
  • Пешеход идет со скоростью 4 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
  • Мотоциклист едет со скоростью 60 км/ч. Сколько времени ему нужно, чтобы проехать 180 км?
  • Автомобиль движется со скоростью 90 км/ч. Сколько километров он проедет за 3 часа?

📌 ЗАДАЧА ОТ ШАМИЛЯ АХМАДУЛЛИНА:

«Один школьник идёт в школу со скоростью 5 км/ч, а второй — на самокате со скоростью 10 км/ч. Если они вышли одновременно из дома, но в разное время, кто из них быстрее дойдёт, если до школы 2 км?»

Подсказка: здесь важно не только решить, но и обсудить, что значит «вышли одновременно из дома, но в разное время» — и как формулировка влияет на смысл.

Использование бытовых примеров

Близки и понятны примеры из повседневной жизни. Собираясь в магазин, задайте вопрос: «Если мы едем на автобусе со скоростью 30 км/ч, а магазин находится в 10 км, сколько времени мы будем в пути?». Не удивляйтесь, если сообразительное чадо спросит: «А если автобус остановится на светофоре, мы же будем ехать дольше?» Объясните, что при решении в начальных классах вы учитываете именно среднюю скорость. И позже его ждут задания сложнее, но еще интереснее.

Задавайте ребёнку простые вопросы, ненавязчиво разжигая интерес к реальным задачкам из быта вашей семьи:

  • Как быстро ты можешь проехать на велосипеде до парка, если знаешь свою скорость?
  • Сколько времени займет прогулка на работу, если папа будет идти со скоростью 5 км/ч?

Такие сопоставления делают задачи более «живыми» и способствуют лучшему усвоению материала.

Задания для самостоятельной тренировки

Предложите ребёнку придумать три карточки с задачами на скорость. Старший брат, друг или вы сами тоже сочините условия и обмениваетесь карточками. Создавая задачи самостоятельно, ребёнок не просто развивает творческое мышление и фантазию, но учится моделировать ситуации и верно интерпретировать вариации формул на движение.

Как вовлекать ребенка в процесс

Превратите обучение в игру! За правильно решённую задачу вручайте ребёнку маленькие награды или начисляйте условные баллы, которые он будет копить на крупный подарок. Маркетинговая модель вознаграждений, развитая в банках и торговых сетях, вполне хороша для домашней адаптации. Бонусы только подстегнут интерес и желание учиться!

🧩 Методика Детского центра:

«Решаем в ролях» Детям предлагают разыграть задачу, выступая в роли объектов. Один — пешеход, другой — автобус, третий — секундомер. Двигаясь по классу или даже кухне, они «проживают» условие задачи, а не просто читают его. Такой способ особенно помогает детям с кинестетическим типом восприятия.

 

Лайфхаки для родителей: Как помочь ребенку освоить задачи на скорость

 

Игра и творчество делают изучение любого материала увлекательным и понятным. То же касается и задач на скорость:

Рифмы и ассоциации

Отличный способ запомнить буквенные обозначения в формулах — срифмовать их. Например:

В самолёте вдоль небес:

Расстояние — буква S.

Вмиг окажемся в Москве:

Скорость — это буква V.

Мы успеем, без сомнения:

Буква t — время движения.

Создавайте с сыном или дочерью свои рифмы, используйте любимых персонажей или забавные истории для ассоциаций. Предложите историю: ребенок — герой, который должен спасти товарищей, вычисляя скорость, время и путь.

Учим решать «на холодильнике»

Такая формулировка предполагает, что вы потчуете своего ученика задачками в процессе домашних дел и совместного времяпрепровождения, изобретая задачи буквально на ходу. Решайте в уме или используйте игрушки, машинки, кукол.

Но можно интерпретировать метод в буквальном смысле. Прикрепите на холодильник листок-напоминалку с формулами и магнитные цифры. Задавайте задачки в процессе варки борща, жарки блинов, совместного приготовления и поедания пиццы.  А юный математик путь спокойно решает и даже считает прямо на дверце холодильника. Заодно навыки умножения с делением тренирует.

Повторение формулы игровой методикой

Играя, мы неустанно познаем мир, и обучение не должно быть исключением. Индивидуализируйте процесс повторения формул с помощью игр.

🚴 На занятиях в Детском центре используется игра «Скоростной чемпионат». За каждую правильно решённую задачу ребёнок зарабатывает «километры». Побеждает тот, кто «проедет» больше за неделю. Вариант для дома: на карте комнаты нарисуйте маршрут фломастером — за правильные ответы герой двигается вперёд.

Задавайте вопросы наподобие «Сколько времени займёт пробежка 5 километров, если ты мчишься со скоростью 10 км/ч?» или «Если я еду на машине со скоростью 60 км/ч, сколько времени мне потребуется, чтобы доехать до города, находящегося в 120 км?». Тренировочные задачи на скорость, предложенные на ходу, дети щёлкают как орешки в уме. Детям нравится игровая математика без обязательств, без необходимости писать, оформлять.

Поощряйте ребёнка и за правильные ответы, и за усилия — даже если он ошибся, похвалите за поиск верного решения. На пути к «чемпионству» в решении задач он будет постоянно повторять формулы.

Вы давно окончили школу, но продолжаете учить уроки? Понимаем, вам жаль вашего ребенка, которому трудно справиться с домашними заданиями.

Но вы хотите вырастить успешного человека, который быстро учится и все умеет сам? 

Записывайтесь на бесплатный марафон! Наши методы помогут вашему ребенку увеличить концентрацию и внимательность! 

👉

Записаться бесплатно

 

FAQ по задачам на скорость

  • Почему не получается решить задачу? Если ребенок сталкивается с трудностями при решении задач на движение, важно понять — это нормально. Математика — это не только формулы, но и логическое мышление. Разбейте задачу на части. Сначала определите, что конкретно требуется узнать, затем выбирайте формулы и подставляйте числа. Не забудьте: иногда стоит сделать паузу и прийти к решению позже, со свежим взглядом и умом.
  • Как научиться понимать условия? Умение быстро анализировать текст начинается с активного чтения. Попросите обучаемого выделить ключевые слова и понять, что нужно найти. Составьте схему или нарисуйте график, чтобы визуализировать проблему. Интерактивные обсуждения помогут понять, что важно в данном условии.
  • Нужно ли учить наизусть формулы? Зубрить математические формулы не всегда необходимо, в случае с задачами на движения для школьников важно понимать принципы их работы.
  • Можно ли справиться без репетитора? Можно! С родительской поддержкой, терпением и правильным подходом дети успешно преодолевают сложности решения задач на скорость без репетитора. Ваша помощь, мотивация и создание комфортной учебной обстановки станут теми основами, на которых вырастет уверенность ребенка в своих силах.

совместное решение задач на скорость

Решайте задачи вместе — это эффективнее и понятнее, чем в одиночку

 

Заключение

 

Разгадать секреты решения задач на скорость совсем не сложно, если ребёнок научится вдумчиво читать условие и рассуждать, мыслить пошагово. Главное — не заучивать формулы, а стремиться правильно их применять. Важно понимать, что каждая конкретная задача имеет свою структуру и логику.

Подытожим ключевые моменты для успешного обучения:

  • Выделение известных данных — необходимо чётко вычленять главную информацию из условий.
  • Использование схем — нарисованную задачу решить проще и быстрее.
  • Правильная последовательность действий — шаг за шагом объясняем, что нужно найти сначала, какую формулу применить.
  • Практика — регулярные тренировки и разбор ошибок при решении задач на скорость позволяет закрепить навыки.
  • Профилактика типичных ошибок — научите ребенка не торопиться и проверять каждый шаг, чтобы избежать неправильного прочтения задачи и неверного подбора формулы.

С помощью простых шагов и регулярных тренировок ребенок не просто освоит непростые задачки на движение, но сможет легко адаптировать полезный навык к бытовым ситуациям.

Как сказал знаменитый учёный М.В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А задачи на движение — отличные логические упражнения для развития мыслительного потенциала.

 

Получить подарок от Детского центра Шамиля Ахмадуллина

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать