Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

05.03.2025

Звук «л»: как научить ребенка

Поделиться статьей:

Звук «л»: как научить ребенка

Когда дети только начинают осваивать речь, они правильно произносят далеко не все звуки. Проблемы, как правило, обнаруживаются к 4-5 годам. У родителей появляется вопрос, как научить ребенка говорить букву «л». Это достаточно сложный в произношении звук, потому его постановке приходится уделять немало времени. Расскажем, как избавиться от проблем с произношением и сделать речь ребенка более четкой. 

Актуальность проблемы

Специалисты называют проблемы с произношением звука «л» ламбдацизмом. Существует несколько вариантов этого логопедического нарушения:

  • 📌  Носовой. В этом случае при произношении звука ребенок выдыхает воздух через нос. Причиной становится соприкосновение корня языка с мягким небом. Звук «л» произносится как «нг»
  • 📌  Двугубный. Из-за перенапряжения губных мышц нужный звук произносится как «у»
  • 📌  Межзубный. Кончик языка попадает в межзубную щель
  • 📌  Нижний. Язык прилегает к нижней челюсти. Такая разновидность ламбдацизма сложнее всего поддается коррекции
  • 📌  Фрикативный. Вместо звука «л» ребенок произносит «г»

Иногда ввиду сложности произношения нужный звук заменяется другим, из-за чего нередко искажается смысл слова. У детей раннего возраста чаще всего обнаруживается полное выпадение звука. В норме такое нарушение корректируется к 5 годам. Однако иногда оно сохраняется и после достижения этого возраста.

Причины неправильного произношения звука «Л»

Нередко ребенок неправильно произносит звуки из-за того, что подобная проблема имеется у родителей. Дети копируют не только поведение, но и особенности речи взрослых. Особенно часто такое случается, если в семье говорят на двух и более языках. Ребенку сложно воспринимать разную речь, в итоге он начинает путать звуки. Перед тем как научить ребенка говорить «л», стоит разобрать и другие причины ламбдацизма.

Анатомические факторы

Неправильному произношению звука могут способствовать:

  • 📌  Нарушение слухового восприятия. Ребенок неправильно слышит и запоминает звуки, соответственно, не может нормально воспроизводить их
  • 📌  Нарушение речевого дыхания, патологии органов слуха
  • 📌  Неправильное строение артикуляционного аппарата. Часто ребенок неправильно произносит звуки из-за укороченной уздечки языка. Такая проблема легко устраняется. Надрез уздечки требуется не всегда, поскольку сейчас существуют безоперационные методики коррекции. С помощью специальных упражнений ткани растягиваются до нужных размеров

Выявить анатомические факторы самостоятельно достаточно сложно. Если ребенок старше 5 лет неправильно произносит звук «л», обратитесь к логопеду.

Функциональные факторы

К данной группе относятся следующие причины:

  • 📌  Сниженная подвижность органов артикуляционного аппарата. В этом случае при произношении сложных звуков затрудняются дифференцированные и тонкие движения. Нужные буквы выпадают или заменяются другими
  • 📌  Недоразвитие фонематического слуха. Из-за слабости речевого анализатора ребенок не может дифференцировать звуки, имеющие незначительные акустические различия

Диагностика

Ламбдацизм у детей старшего дошкольного возраста не стоит оставлять без внимания, поскольку такая проблема иногда сохраняется на всю жизнь. Диагностика включает следующие этапы:

  • 📌  Наблюдение за речью ребенка. Оно применимо в раннем возрасте, когда ламбдацизм считается нормой. Если он сохраняется после 5 лет, начните обследование ребенка у логопеда
  • 📌  Осмотр органов речевого аппарата. Помогает оценить тонус мышц, выявить некоторые аномалии строения губ, неба, языка. Логопед просит ребенка выполнить упражнения, помогающие получить представление о точности движений, подвижности органов речевого аппарата
  • 📌  Оценку фонематического слуха. Для проверки используются специальные логопедические приемы 
  • 📌  Оценку фонетического состава речи. Проверяется правильность произношения всех звуков, устанавливается вид ламбдацизма и обнаруживаются сопутствующие речевые дефекты

Перед тем как научить ребенка выговаривать букву «л», логопед может отправить на консультацию к другим специалистам: отоларингологу, стоматологу, неврологу.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Подготовка к постановке звука

Перед началом коррекции выполняется подготовка речевого аппарата, облегчающая дальнейшую работу.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка мышц речевого аппарата не вызывает неприятных ощущений и напоминает игру. Проводить ее в домашних условиях реально. Включите в план занятия следующие упражнения:

  • 📌  «Улыбка». Попросите ребенка растянуть губы, не открывая рта. Повторяйте упражнение 5-10 раз в день по 8 секунд
  • 📌  «Лошадка». Поиграйте в лошадку, попросив ребенка поцокать. Покажите пример, чтобы он понимал, как выполнять это упражнение. Сначала цокайте громко, через несколько секунд издавайте эти звуки тише. Нижняя челюсть при этом двигаться не должна, должна работать только верхняя челюсть и язык
  • 📌  «Ветерок». Ребенок высовывает язык и прижимает его губами. Удерживая такое положение, он с усилием выдувает воздух в течение 3 минут. Воздушные потоки должны идти параллельно краям языка
  • 📌  «Варенье». Ребенок представляет, что съел что-то сладкое и испачкался. Кончиком языка ему нужно убрать варенье с губ, облизывая их круговыми движениями
  • 📌  «Достань до подбородка». Несложное упражнение нравится детям, и они с удовольствием выполняют его. Им весело смотреть в зеркало, пытаясь достать до подбородка языком
  • 📌  «Трубочка». Попросите ребенка складывать язык трубочкой. Первые разы показывайте ему пример, как это нужно делать
  • 📌  «Тянущееся ы». Упражнение лучше выполнять перед зеркалом, поскольку ребенок должен видеть, что он делает. Необходимо отвести кончик языка вглубь, чтобы спинка касалась неба. После этого ребенок должен протяжно произнести звук «ы». Такое упражнение отлично тренирует артикуляционный аппарат
  • 📌  Дыхательная гимнастика. При выполнении каждого упражнения ребенок должен правильно дышать. Для тренировки дыхания используйте мыльные пузыри. Летом их можно заменить одуванчиками

Развитие фонематического слуха

Для тренировки фонематического слуха используются следующие упражнения:

  • 📌  «Внимательные уши». Логопед говорит слова с твердым и мягким «л». Как только ребенок слышит этот звук, он поднимает флажок. Синий обозначает твердый звук, зеленый — мягкий 
  • 📌  «Поймай звук». Ведущий называет ряд звуков, ребенок звонит в колокольчик, когда слышит «л»
  • 📌  «Угадай слово». Ребенок составляет слова из называемых логопедом звуков, показывает карточки с соответствующими изображениями
  • 📌  «Веселый поезд». Такая игра учит искать место звука. Из картона делается поезд с 3 вагонами. Ребенку выдается набор картинок. Карточки кладутся в первый вагон, если звук находится в начале, во второй — если в середине, в третий — если в конце 
  • 📌  «Правильно — неправильно». Часть слов произносится правильно, часть — с заменой звуков. Детей должны найти ошибки и исправить их. Такая игра способствует более быстрому развитию фонематического слуха 

Понимание звука Л

При произношении данного звука:

  • 📌  Губы округляются так, как это делается при произношении звука «о»
  • 📌  Зубы размыкаются. Между ними остается расстояние в 3-4 мм
  • 📌  Кончик языка поднимается к верхним зубам. Его можно упереть в десну
  • 📌  Корень языка приподнимается и оттягивается назад. В средней части должна появиться впадина
  • 📌  Сомкнутые голосовые связки вибрируют

Когда человек произносит твердый звук «л», кончик языка поднимается к началу альвеол, средняя часть опускается, а задняя поднимается. Напряженный язык напоминает ложку. Чтобы правильно произнести мягкий звук, нужно опустить корневую часть языка и поднять среднюю к твердому небу. Язык не должен быть напряженным.

Методы обучения

Как научить ребенка произносить звук «л»? Самыми эффективными методами считаются постановка по подражанию, с помощью правильного дыхания или механическими способами.

Подражание

Дети часто копируют действия взрослых, поэтому в раннем возрасте метод подражания хорошо работает. Для начала специалист или родитель показывает, в каком положении должны находиться губы и язык. Чтобы ребенок понял вас, дайте ему краткую инструкцию

  1. 📌  Расширь язык.
  2. 📌  Прижми кончик языка к передней части верхней десны или зубам.
  3. 📌  Прогни середину языка, приподнимая корень.
  4. 📌  Не поднимай края языка. Между ними и щеками должны оставаться расстояния для прохождения воздуха.

Прикоснитесь к щекам ребенка, когда он произносит нужный звук. Если он делает все правильно, щеки будут слегка вибрировать. Первые занятия проводите перед зеркалом. Вначале проговорите звук сами, после этого попросите ребенка повторить.

На вдохе

Гимнастику для развития речевого аппарата обязательно сочетают с дыхательными упражнениями. Звук «л» обычно ставится на вдохе. Перед началом занятия необходимо:

  • 📌  сделать быстрый вдох
  • 📌  медленно и плавно выдохнуть воздух

После этого начинается непосредственная постановка звука:

  • 📌  Ребенка просят подуть на вертушку, чтобы она закрутилась. Потом он должен сделать вдох, расслабиться и произнести «прррр»
  • 📌  Кладут ребенка на горизонтальную поверхность спиной вниз. Просят его сделать вдох, надувая живот. Ваша рука, лежащая на животе ребенка, должна ощущать движения мышц на вдохе и выдохе
  • 📌  Ребенка просят закрыть глаза и угадать предметы по запаху, например, фрукты. Он должен втягивать носом воздух и на выдохе называть угаданный фрукт

Механические методы

Для постановки звука этим способом используются специальные инструменты: шпатели, ложки, деревянные палочки. Если их нет, применяются пальцы. Механические методы направлены на фиксацию мышцы или органа в нужном положении. Используя инструменты или пальцы, выполняют следующие упражнения:

  • 📌  Деревянную палочку ставят поперек языка. Это помогает оставить пространство между верхними жевательными зубами и краями языка, обеспечивает правильное прохождение воздушных потоков через рот
  • 📌  Используя большой палец, отрабатывают твердый звук «л». Подушечку пальца ставят в ямку под подбородком. Надавливая на это место, просят ребенка говорить звук
  • 📌  Прижимают кисть тыльной стороной к подбородку. Такое упражнение помогает поставить твердый звук
  • 📌  Делают массаж мимических мышц. Его используются для снятия излишнего напряжения в органах речевого аппарата
  • 📌  Растягивают уголки губ двумя пальцами, удерживая их в таком положении. Такая методика направлена на коррекцию двугубного ламбдацизма

Как довести произношение звука «л» до автоматизма

Важно знать не только, как научить ребенка выговаривать «л», но и как сохранить результат на долгие годы. Расскажем, как автоматизировать произношение.

Принципы автоматизации

При закреплении правильного произношения необходимо:

  • 📌  Действовать постепенно. Для начала отрабатывается произношение звука в слогах, затем в словах. Только после этого можно переходить к предложениям, стихотворениям, сложным текстам 
  • 📌  Работать регулярно. Занимайтесь ежедневно, уделяя тренировкам не менее 20 минут
  • 📌  Используйте игры. Они делают занятия более увлекательными, не вызывают у детей усталость, сохраняют мотивацию

Рекомендации

Сочетание звуков «л» и «р» сложно в произношении. Дети часто путают и меняют их местами. Поэтому такое сочетание не стоит использовать на ранних этапах постановки звуков. Для автоматизации буквы «л» применяйте такие упражнения:

  • 📌  Произносите слова, постоянно меняя громкость. Используйте игрушки, объясняя, что некоторые из них говорят тихо, а некоторые громко
  • 📌  Читайте сказки по ролям. Меняйте громкость и тембр голоса
  • 📌  Показывайте картинки и делайте ошибки, называя изображенное. Ребенок должен находить неправильно произнесенные слова и исправлять их
  • 📌  Работайте с карточками, на которых изображены предметы, имеющие схожие названия. Ребенок должен правильно говорить эти слова
  • 📌  Закрепляйте произношение, ежедневно наблюдая за речью. Исправляйте обнаруживаемые ошибки

Как научить ребенка букве л: дополнительные рекомендации

Если ваш ребенок неправильно произносит сложные звуки, следуйте таким рекомендациям:

  • 📌  Сочетайте артикуляционную гимнастику с развитием мелкой моторики. В постановке правильной речи важную роль играет комплексный подход. Поэтому необходимо использовать игры, развивающие мелкую моторику. Сборка пазлов, рисование, лепка и вырезание положительно влияют на работу нервной системы, способствуют гармоничному развитию ребенка
  • 📌  Используйте скороговорки. Помимо основных упражнений, проговаривайте ежедневно фразы и стихотворения, в которых много слов с нужным звуком. Важно, чтобы буква «л» в них сочеталась с разными гласными
  • 📌  Делайте преобладающими игровые занятия. Это лучший способ обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не стоит превращать занятия в школьные уроки, не доставляющие ребенку особого удовольствия. Дети должны чувствовать себя комфортно и непринужденно
  • 📌  Отмечайте малейшие успехи и хвалите ребенка. Не критикуйте, если у него что-то не получается. Давление и принуждение отбивают желание учиться. Объясняйте ребенку, для чего нужно правильно произносить звуки. Он должен понимать, что учеба нужна в первую очередь ему, а не родителям
  • 📌  Не бойтесь обращаться к логопеду повторно. Если самостоятельные занятия не дают никаких результатов, не стоит продолжать их в надежде исправить ситуацию. Обратитесь к специалисту повторно, и он пересмотрит схему коррекции

Чего делать не стоит

При обучении правильному произношению буквы «л» нельзя:

  • 📌  Одергивать и ругать ребенка. Указывайте на ошибки спокойным голосом, не показывайте раздражение. Подробно разбирайте непонятные моменты
  • 📌  Заставлять заниматься. Учитывайте состояние ребенка. Не стоит начинать занятие, если он уставший или в плохом настроении
  • 📌  Сравнивать с более успешными сверстниками. Обращайте внимание только на прогресс собственного ребенка. Сравнивать его можно только с самим собой

Заключение

Проблемы с произношением некоторых звуков у детей младше 4-5 лет считаются возрастной особенностью. Но если они сохраняются в более старшем возрасте, необходимо обратиться к логопеду. Специалист подберет подходящую схему коррекции. Большую часть упражнений можно выполнять в домашних условиях. Если самостоятельные занятия не приносят никакого результата, обратитесь к специалисту повторно.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Миллениалы

Миллениалы: кто это и чем они отличаются? В современном мире все чаще звучит слово «миллениалы». Его употребляют в ...

19.03.2025 Читать

Дни недели на английском языке

Дни недели на английском языке: полное руководство Изучение английского языка начинается с базовых понятий, и знание дней ...

19.03.2025 Читать

Думскроллинг

Думскроллинг: что это и как избавиться от информационной зависимости? В эпоху безграничного доступа к информации многие из ...

19.03.2025 Читать