20.03.2024

Функциональная грамотность: почему она так важна в 21 веке

Поделиться статьей:

Понятие функциональной грамотности возникло относительно недавно. В прошлом под ним подразумевался базовый набор навыков, обеспечивающих нормальное существование человека в обществе. Это умение читать, считать и писать. Однако мир претерпел кардинальные изменения, общие требования к человеку выросли. Теперь уметь получать информацию недостаточно. Требуются критическое мышление, навыки обработки больших объемов данных, с которыми мы регулярно сталкиваемся в своей жизни. Нужно не только знать таблицу умножения, но и применять математику в быту.

Классическая школа работает по устаревшим программам и принципам, поэтому многие родители отдают предпочтение семейному обучению. Стандартные образовательные программы дают знания, но не учат применять их на практике. Именно способность пользования различными навыками в реальной жизни называется функциональной грамотностью. Он ней мы и поговорим подробно.

Грамотность читателя

Мотивировать к изучению букв и слов современного ребенка не нужно. Он знает, что без таких навыков не сможет пользоваться гаджетами. Однако чтение – нечто большее, чем просто складывать из букв слова и тексты. Человек должен понимать смысл написанного, логику повествования, данный автором посыл. Важное уметь рассуждать: не только пересказывать текст, но и давать краткое резюме. Необходимо учиться отличать основное от второстепенного, улавливать ироничный тон и понимать скрытый смысл.

Нужно понимать, что смысл художественного произведения находится за пределами написанного. Следует анализировать содержание, искать альтернативные сценарии развития сюжета. Для получения функциональных навыков чтения нужно дать ребенку понять, на какие вопросы он сможет найти ответы с помощью литературы, найти связь между произведением и реальной жизнью. Именно такие задачи ставятся перед современными педагогами.

Функциональная грамотность в математике

Многие ученики, да и их родители не понимают, для чего в школах годами учат математику и отводят этой дисциплине существенную часть учебного плана, ведь делать расчеты можно с помощью калькулятора. Не стоит считать подобный вопрос глупым. На него можно ответить, что счет без использования вспомогательных инструментов тренирует память и предотвращает ее ухудшение. Однако остроту ума помогают сохранять и некоторые иные способы. Например, можно заучивать стихотворения, читать интересные статьи.

Учиться математике нужно в том числе для того, чтобы использовать калькулятор правильно. Незнакомый с вычислительными операциями человек не поймет, почему калькулятор не может правильно решать примеры формата «А+А×А», что расчеты нужно выполнять последовательно, с учетом приоритета. Чтобы важность освоения математики не вызывала сомнений, необходимо исключить работу с абстрактными значениями. В повседневной жизни мы встречаем немало ситуаций, в которых пригодятся навыки подсчета:

● определение итоговой стоимости покупки;

● приготовление блюд по готовым рецептам;

● проверка правильности начисления коммунальных платежей;

● расчет веса багажа перед посадкой в самолет.

Ученик должен знать, что логика вычислений важнее самих математических операций. Нужно знать, что к чему прибавить, что умножить или разделить. Получить ответы на эти вопросы калькулятор не поможет.

Нестандартное мышление

Творческие способности требуются не только для написания картин или романов, создания дизайна интерьера. Нестандартно мыслить должен уметь каждый. Так, вы сможете смотреть на привычные вещи по-другому. Творческое мышление поможет сделать рутинные процессы увлекательными, найти выход из сложной ситуации и создать что-то новое. Интеллект должен работать вместе с воображением. Это и есть творческое мышление. Поэтому нередко от представителей технических профессий требуется креативность.

Обучение нестандартному мышлению не требуются. Все дети рождаются с определенным взглядом на мир, который в раннем возрасте не зависит от стереотипов и общественных мнений. Поэтому школа не должна лишать ребенка собственных взглядов на жизнь. Важно позволять ему выражать собственное мнение. Помогают в этом творческие и проектные работы, сочинения на свободные темы и задачи с несколькими вариантами верных ответов.

Критическое мышление

Подростки многие ситуации воспринимают скептически. Попытки пойти против общественных ценностей и правил родителями и педагогами расцениваются как начало переходного возраста. Однако за этим стоят природные адаптационные механизмы. Дети сталкиваются с вопросами, на которые в интернете можно получить массу противоречивых ответов. Реальность тесно переплетается с компьютерной графикой, а виртуальный друг может оказаться совсем не тем, кем пытается казаться.

Уже в младших классах ребенок должен отличать правду ото лжи. Такая способность и называется критическим мышлением. Развивают его гуманитарные предметы: история, обществознание, литература. Например, историки могут иметь разные взгляды на то или иное событие. Важно показать школьникам, как зависит мнение наблюдателя от условий, в которых он находится. Необходимо порассуждать об абсолютной истине и возможностях ее поиска.

В работе можно использовать новостные порталы и социальные сети. Например, в пабликах нередко приводятся цитаты. Попросите ребенка узнать, действительно ли она принадлежит указанному автору, научите его пользоваться официальными источниками. Например, поисковая система не всегда выдает верный ответ, поскольку строится на распространенных запросах пользователей. Для получения верной информации следуетпользоваться официальными сайтами, специальной литературой.

Эмоциональный интеллект

Это возможность определять вид собственных и чужих эмоций, регулировать их. Для чего нужен такой навык человеку в современном мире? Например, СМИ и реклама сейчас практически неотделимы. Производители и продавцы всеми путями пытаются вызвать у потенциального покупателя отклик и заставить его что-либо купить. Для этого они переключают наше внимание на менее важные вещи, формируют негативные и позитивные образы. Развитый эмоциональный интеллект – то, что защищает нас от необдуманных действий, помогает отделять истинные чувства от навязанных.

Ребенок должен начать учиться работе с эмоциями в раннем детстве. Так, вы избежите детских истерик и сможете построить доверительные отношения. Став взрослым, ваш ребенок не станет жертвой информационной войны и агрессивного маркетинга, не будет испытывать тревогу и страх.

Вводить отдельный урок для развития критического мышления необязательно. По многим литературным произведениям можно делать подробные психологические разборы. Писатели уделяют немало внимания чувствам и переживаниям персонажей. Если педагог на уроке литературы уйдет от шаблонов и позволит детям мыслить нестандартно, книга станет своеобразным учебником чувств. Ученики будут участвовать в жизни героев, погружаться в атмосферу произведения, делать выводы. Педагог должен попробовать спросить у детей, что они чувствуют при прочтении, какими средствами автор наводит читателей на подобные размышления, как они относятся к поступкам персонажей, какие эмоции могли руководить поведением героев.

Гибкий ум

Многие некогда актуальные вещи считаются устаревшими в современном мире. Речь не только об одежде и гаджетах. Меняются общественные установки, особенности жизни. Чтобы не стать невостребованным и быть на волне со всеми, нужно не бояться всего нового. Например, искать новые способы решения рабочих задач, менять сферу деятельности при необходимости.

Современные школьники не должны слепо заучивать правила, которые могут никогда не пригодиться в жизни. Вместо этого их нужно учить неординарному мышлению, использованию полученных знаний для решения реальных задач, сохранению человечности и чуткости при любых условиях. Если этим начнут заниматься школы, детей ждет хорошее будущее.

Вывод

Базовых навыков и знаний, даваемых в школе, современному человеку недостаточно. Чтобы комфортно ощущать себя в обществе и развиваться в выбранной сфере, нужна функциональная грамотность. Это умение мыслить логически и нестандартно, искать оптимальные решения в сложных ситуациях, анализировать получаемую информацию.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать