В прошлом дети носили ботинки со шнурками, банты, шапки с завязками. Это способствовало постепенному появлению навыка завязывания узла. Современная одежда и обувь делается максимально удобной как для родителей, так и для самого ребенка. В результате важные навыки так и не появляются. Родителям приходится искать способы, как научить ребенка завязывать узел. Такой навык во взрослой жизни требуется часто. И не только для завязывания шнурков на ботинках. Расскажем, как научить ребенка делать узлы.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Современные родители считают навык завязывания узлов не слишком важным и не уделяют его развитию должного внимания. Между тем он часто пригождается:
✦︎ При выполнении повседневных дел. Завязывать узлы приходится, надевая кроссовки или ботинки. Также навык пригождается при занятии рукоделием, выезде на природу.
✦︎ В профессиональной деятельности. Узлы завязывают не только моряки, но и швеи, альпинисты, хирурги.
Завязывание узлов также положительно сказывается на развитии головного мозга ребенка. Во время такой работы задействуется сразу несколько его отделов. Также завязывание узлов помогает:
✦︎ Укреплять мышцы кистей. Сила пальцев при вязании узлов постепенно увеличивается, кистевой хват становится крепким.
✦︎ Развивать память и мыслительные способности. Все это пригодится ребенку при обучении в школе.
Подготовительный этап
Перед тем, как приступать к обучению, необходимо определить готовность ребенка к таким занятиям, приобрести материалы и выбрать подходящий метод.
Когда начинать обучение
Оптимальный возраст – 3-6 лет. Освоить основные техники вязания узлов ребенок должен к 7 годам. Обучать детей раннего возраста сложнее, поскольку мелкая моторика недостаточно развита. Ее нужно стимулировать, поэтому начинать обучение можно уже в 3 года. Однако в этом случае не стоит ждать слишком быстрых результатов.
Вводите обучающие элементы в повседневную жизнь. Например, купите кроссовки со шнурками, банты для украшения причесок. Позволяйте ребенку самостоятельно завязывать узлы.
Выбор подходящего узла для обучения
Начинайте обучение с освоения самых простых навыков. На первых этапах учите ребенка завязывать:
✦︎ Стандартный бантик. Такой простой узел используется при завязывании шнурков, завязок на шапках. Он легко запоминается и воспроизводится ребенком.
✦︎ Классический узел без банта. Две веревки перекрещиваются друг с другом, после чего одна из них обводится вокруг второй. Узел затягивается.
✦︎ Академический узел. Для его завязывания используются веревки разной толщины. Из шнура большего диаметра делается петля. Она оборачивается более тонкой веревкой. После этого петля затягивается, на концах веревок завязываются контрольные узлы. Такой способ подходит для скрепления тросов разных диаметров.
Выбирайте вид узла в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями ребенка. Кто-то долго осваивает простые способы связывания веревок. Кто-то быстро учится делать даже сложные узлы.
Необходимые материалы
Для обучения завязыванию узлов используйте:
✦︎ Шнурки. Они должны быть толстыми и не скользящими. Не стоит использовать слишком тонкие или вощеные шнурки. Удерживать их детскими руками сложно.
✦︎ Ленточки. Выбирайте разноцветные изделия, на которых проще показывать технику вязки узлов. Пришейте их к ткани на небольшом расстоянии друг от друга.
✦︎ Самодельные тренажеры со шнурками и лентами. Для изготовления используйте плотный картон или фанеру. Прикрепив к ним несколько лент или шнурков, вы получите отличный учебный макет.
Освоение навыка вязания узла происходит поэтапно. Наберитесь терпения и последовательно пройдите с ребенком все шаги.
Объяснение и демонстрация
Для начала необходимо продемонстрировать процесс завязывания узла и подробно рассказать, как это делается. На первом этапе:
✦︎ Познакомьте ребенка с видами узлов. Расскажите об их назначении. Попросите ребенка записать или запомнить важную информацию.
✦︎ Завяжите несколько видов узлов. Делайте это медленно, с подробным объяснением каждого действия. Расправьте узел, обратите внимание ребенка на его особенности.
✦︎ Дайте возможность изучить техники вязки.
Практика под наблюдением
Начинайте практические занятия с освоения простого узла. Он часто используется в альпинизме и туризме, например, при установке палаток. Его же вы увидите на канате в спортивном зале. Узел должен быть тугим, тогда его будет сложно развязать. Вяжите его таким способом:
✦︎ Возьмите веревку в руку так, чтобы передний конец был длиннее заднего.
✦︎ Двигайте руку справа налево. Это поможет раскачать короткий конец веревки. После этого нужно поймать его указательным и средним пальцем.
✦︎ Удерживая короткий конец веревки, пропустите его через получившуюся петлю.
Еще одним простым способом считается вязание узла-петли. Его формируют как на конце, так и в середине веревки. Ее складывают пополам. Из сдвоенной части делают петлю, вокруг нее оборачивают сдвоенный конец и затягивают. Также стоит освоить навык создания простого узла из 2 веревок. Его вяжут так:
✦︎ Скрещивают концы веревок. Незакрепленную часть одной веревки оборачивают вокруг свободного конца другой.
✦︎ Те же действия выполняют с оставшимся ходовым концом.
✦︎ Затягивают узел. Все сделано правильно, если оба конца остаются по одну сторону.
Все эти действия выполняйте вместе с ребенком, активно помогайте ему. Будьте терпеливым, адекватно относитесь к ошибкам, ищите эффективные способы их исправления.
Самостоятельная практика
На последнем этапе закрепите полученные навыки, предложив ребенку попрактиковаться самостоятельно. После того как малыш завяжет узел под вашим наблюдением, он должен попытаться правильно повторить все действия сам. Если это не удается, попробуйте начать с более простого. Предложите веревку или ленту потолще, вместе завяжите простой узел и бант.
Психологические аспекты
При обучении детей раннего возраста не стоит использовать монотонные объяснения и лекции. Малышам будет попросту неинтересно, и они не захотят осваивать новые навыки. Сделать обучение более увлекательным и продуктивным помогут:
✦︎ Игровые методики. Устраивайте конкурсы по вязанию узлов на время, используйте яркие игрушки и тренажеры. Поддерживая соревновательный дух, вы будете мотивировать ребенка к освоению полезных навыков.
✦︎ Покупка новых вещей. Ребенок точно захочет надеть красивые и яркие кроссовки. Собираясь гулять, попросите его завязать шнурки на новой обуви.
✦︎ Интересные истории. Расскажите, что веревки – волшебные змеи. Чтобы приручить их, нужно завязать узлы. Сказки и истории увлекают ребенка и вызывают интерес к выполнению даже самых сложных задач.
✦︎ Поддержка и терпение. Не стоит превращать обучение во что-то неприятное и обязательное, критиковать и ругать малыша. Ваша поддержка поможет ему с удовольствием приступать к занятиям и выполнять поставленные задачи.
✦︎ Похвала. Не оставляйте без внимания даже маленькие достижения. Похвала мотивирует ребенка делать все лучше и быстрее.
✦︎ Постоянная практика. Используйте веревки и узлы в повседневной жизни. Сшейте для любимых игрушек малыша одежду с завязками, просите его завязывать пояса на халатах и фартуках.
Помогайте ребенку по мере необходимости. При переходе к самостоятельной практике учитывайте темп развития ребенка. Не торопите события и сравнивайте его со сверстниками. Такой подход не дает положительного результата и делает детей неуверенными в себе.
Альтернативные методы и игры
Как научить ребенка завязывать узелок? Используйте интересные для него обучающие методики. Для детей раннего возраста хорошо подойдут увлекательные игры и конкурсы. Также стоит использовать наглядные материалы.
Использование игровых элементов
Освоить техники вязания узлов помогут такие игры:
✦︎ «Узелки». Предложите ребенку тренажеры-рамки, в верхней части которых находится несколько образцов узлов, в нижней – отрезки веревок. По образцу малыш должен попытаться связать все виды.
✦︎ «Кто больше». В соревновании участвует несколько детей. Каждому выдается веревка. Под быструю музыку дети вяжут узелки. Через несколько минут игра останавливается, ведущий подсчитывает узлы. Победителем считается тот, кто связал больше всех.
✦︎ «Назови узел». Дети связывают веревки разными способами, после чего складывают их в ящик. Ведущий выдает ребятам узлы и просит говорить названия.
✦︎ «Живые узлы». На пол укладывают несколько веревок с узлами. Ребята запоминают их последовательность, отворачиваются. Ведущий меняет несколько узлов местами. Ребята должны найти эти изменения.
Визуальные и наглядные пособия
В обучении используются не только простые веревки и самодельные тренажеры, но и готовые наборы:
✦︎ «Веселые узелки». Наглядное пособие содержит материалы для творческих работ, требующих завязывания узлов.
✦︎ «Узлы». Подробные инструкции в этом пособии помогут ребенку освоить необходимые техники. В наборе имеются цветные веревки длиной 50 см, справочник по видам узлов с названиями и краткими описаниями, инструкции.
✦︎ «Волшебные узелки». Ребенку предлагается несколько видов заданий, например, вязание узлов по образцу, на время.
При обучении детей старшего дошкольного возраста можно использовать видеоуроки. В них пошагово показываются разные техники вязания.
Частые ошибки и способы их исправления
Не все родители знают, как научить ребенка завязывать шнурки и веревки. Они совершают такие ошибки:
✦︎ Приступают к обучению без подготовки. Развивайте мелкую моторику с раннего возраста. Существует немало упражнений, помогающих подготовить руки малыша к выполнению сложных действий.
✦︎ Показывают процесс неправильно. Если вы стоите перед ребенком, он может запутаться и повторить действия неправильно. Стойте позади, держа руки перед глазами малыша. Сопровождайте каждое действие подробным объяснением.
✦︎ Начинают с мелких предметов. Тонкие веревки и шнурки ребенку завязывать сложно. Начинайте с более крупных предметов, например, бантов или поясов. Освоив вязание узлов на них, малыш легко справится с тонкими веревками.
✦︎ Постоянно помогают ребенку. Медленные движения детских рук раздражают родителя, особенно если он торопится на прогулку или важное мероприятие. В таком случае мама или папа стараются сделать все самостоятельно и больше не ждать. Однако это неправильный подход. Навыки необходимо закреплять. Если всегда будете все делать вместо ребенка, у него не получится работать самостоятельно. Покажите несколько раз, после чего дайте малышу возможность пытаться связать узел самостоятельно.
✦︎ Постоянно критикуют. Это снижает мотивацию, делает ребенка неуверенным в себе, способствует появлению страха неудач. Такие дети боятся получать знания и делать что-то новое.
Хватают ребенка за руки, пытаясь направить. Инструкции лучше давать устно, не вмешиваясь в процесс физически.
✦︎Быстро прекращают практику. Проведя несколько занятий, родители думают, что навык освоен и больше не возвращаются к обучению. Однако при отсутствии практики ребенок начинает путать последовательность действий. Не забывайте про узлы в повседневной жизни.
✦︎ Торопят события. Родители хотят, чтобы их малыш освоил навык одним из первых. Делать этого не стоит, поскольку дети развиваются в разных темпах.
Навык формирования узлов пригождается не только при завязывании шнурков на ботинках. Он используется при занятиях спортом и туризмом, в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Также вязание узлов положительно влияет на мелкую моторику детей. Начинать обучение стоит еще в дошкольном возрасте, используя игровые методы и наглядные пособия. Торопить ребенка нельзя, поэтому учитывайте темп его развития.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5
В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”
Автор марафонаШамиль Ахмадуллин
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами
сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя
плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
отложить гаджеты;
без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса