Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

27.05.2024

Почему исчезли динозавры

Поделиться статьей:

Динозавры царствовали на нашей планете почти 180 миллионов лет. Но сегодня невозможно встретить ни одного представителя этой группы животных. Они исчезли около 65 миллионов лет тому назад. Давайте разберемся, почему это произошло. 

Царство динозавров

Наша планета на протяжении многих сотен миллионов лет была абсолютно безжизненной. Жидкой воды не было, сутки длились всего 6 часов. Но в недрах и на поверхности протекали геологические процессы, в результате которых климат изменился настолько, что стало возможным зарождение жизни. Это произошло около 3,5 миллиарда лет тому назад.

 

Появившаяся жизнь начала видоизменяться и развиваться. Живые существа становились все сложнее, заселяли водные просторы, затем выбрались на сушу. Наконец, примерно через 3,3 миллиарда лет после зарождения первой жизни, на Земле появились динозавры. Это было около 243 миллионов лет назад.

 

На протяжении почти сорока миллионов лет динозавры были просто одними из многих видов древних животных. Но примерно 201 млн лет тому назад из-за массового извержения вулканов и других геологических процессов началось триасово-юрское вымирание животных. Оно стало самым массовым в истории планеты. Динозаврам посчастливилось успешно его пережить, и они захватили доминирующее положение в царстве животных. На протяжении 180 миллионов лет своего царствования динозавры видоизменялись: одни их виды исчезали, другие приходили им на смену.

 

Динозавры освоили всю сушу и морские просторы. Они жили на всех континентах и во всех климатических зонах: от тропических лесов до песчаных пустынь. Видовое разнообразие динозавров было просто фантастическим. Некоторые были мелкими, размером не больше современной курицы. Другие вырастали в гигантов весом более 100 тонн – почти как синий кит.

 

Среди динозавров были сухопутные, летающие, водоплавающие животные. По типу питания они разделялись на травоядных, хищников, всеядных. Одни вели стадный образ жизни, другие были одиночками.

Окаменелости показывают, что у большинства динозавров кожа была «голая» и с бугристой поверхностью. Каким был ее цвет, установить по имеющимся материалам невозможно. Одни ученые высказывают предположение, что динозавры были серыми и зеленоватыми (подобно современным крокодилам и комодским варанам). Другие считают, что динозавры вполне могли щеголять яркими цветами, как это делают сегодняшние змеи и ящерицы.

Некоторые из найденных окаменелостей свидетельствуют, что существовали разновидности динозавров, имевших перья. Летать эти животные не могли. Перья были нужны для защиты кожи.

Самый огромный динозавр

Рекордсменом по габаритам, скорей всего, был гигант, принадлежавший к роду диплодоков. Эти животные жили в позднем юрском периоде около 150 миллионов лет тому назад. У них была относительно маленькая голова, длинная шея и очень длинный хвост. Длина от носа до кончика хвоста достигала 50 метров. Вес по разным оценкам был от 50 до 100 тонн.

Благодаря семиметровой шее травоядный диплодок мог дотягиваться до верхних веток деревьев с нежными листьями. Травы в те времена еще не было – она появилась только около 60 млн лет тому назад, к тому времени большинство динозавров уже вымерло. Но земля не была голой. На ней в изобилии росли папоротники.

В шее диплодока было 15 позвонков, а в хвосте их число доходило до 80. Этот грандиозный хвост уравновешивал шею и помогал животному ходить. Наверное, диплодок мог пользоваться хвостом как оружием – так делают современные крокодилы и вараны.

 

В средней части хвоста диплодока на позвонках имелись двойные отростки, придававшие хвосту прочность. Для поддержки шеи тоже имели дополнительные кости. Благодаря такой двойной поддержке динозавр и получил свое название – «диплодок», что можно перевести на русский, как «двойной луч».

Саркозух тоже обладал громадными размерами. Этот крокодилообразный динозавр жил в начале мелового периода. В длину он достигал почти 12 метров и при 8 тоннах веса. По сравнению с диплодоком он, конечно, выглядит малышом, но питался саркозух не растительной, а животной пищей. Его челюсти смыкались с силой, доходящей до 20 тонн.

Исчезновение динозавров до сих пор является одной из самых удивительных загадок палеонтологии. Единой теории, объясняющей исчезновение этих гигантов нет.

 

Известно, что вместе с динозаврами исчезло огромное количество других животных, обитавших на Земле в тот же период. Ученые высказывают предположение о массовом вымирании. Его называют «великим вымиранием», потому что оно уничтожило около 80% видов.

Одна из основных теорий, объясняющих эти трагические события, утверждает, что виновником стало какое-то небесное тело (астероид, огромный метеорит, комета), упавшее на Землю в конце мелового периода. Многочисленные окаменелости и химический анализ горных пород подтверждают это предположение.

 

В результате удара (или, может быть, даже множественных ударов) в воздух поднялось огромное облако пыли и обломков. Эта плотная масса заблокировала солнечные лучи, что вызвало настолько сильное понижение температуры, что растения не смогли больше расти. Нехватка света также заблокировала фотосинтез.

Резкое уменьшение количества растений привело к массовому голоду. Сначала погибли травоядные, а за ними и хищные животные.

Кроме того, удар небесного тела мог вызвать усиление вулканической деятельности. В результате в атмосферу попало огромное количество газов, разрушивших озоновый слой, и животные стали гибнуть от смертоносных ультрафиолетовых лучей Солнца.

 

Согласно другой теории, массовый голод, погубивший динозавров и других животных, вызвали бабочки. Эти насекомые появились 300 млн лет тому назад, то есть раньше динозавров. Птиц тогда еще не было, и гусеницы могли спокойно пожирать растительность. Возможно, они расплодились в таком количестве, что вместе с травоядными динозаврами и другими животными просто уничтожили кормовую базу.

 

Еще одна популярная теория утверждает, что вымирание было вызвано извержениями вулканов, которые были связаны исключительно с внутренними процессами, протекающими в недрах планеты. Вулканы выбрасывали в атмосферу громадные тучи пепла, что вызвало изменение климата, гибель растений, а вместе с ними и множества животных.

Какими бы разными ни были теории вымирания, все они сходятся в одном: условия на планете стали слишком суровыми, и наземные животные весом более 25 кг не смогли выжить. Растения, насекомые и мелкие животные более живучи, поэтому они пережили трудные времена, и когда климат снова стал мягче, они опять стали активно размножаться. Эволюция продолжилась, но она пошла уже другим путем.

 

Многим современным животным тоже грозит вымирание. Причин много: браконьерство, загрязнение окружающей среды, уничтожение лесов. Исчезновение любого вида животных существенно изменяет всю экосистему и отражается на всех живых существах. Поэтому очень важно сохранять биоразнообразие нашей планеты. Чтобы помочь ребенку осознать необходимость защиты природы, с ним можно посещать заповедники, принимать участие в благотворительных акциях, а также рассказывать ему о жизни животных и растений.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее
<

Рекомендуем к прочтению

Как помочь ребенку учиться: советы и рекомендации для успешного обучения

Как помочь ребенку учиться Введение Пробудить интерес к учебе у ребенка – задача, с которой сталкивается каждый родитель. ...

13.06.2024 Читать

Пирамида обучения Эдгара Дейла: методика быстрого запоминания

«Конус опыта» или «пирамида обучения» Эдгара Дейла – как ими пользоваться для повышения эффективности учебы.  Конус ...

03.06.2024 Читать

Ребенок хочет все время проводить дома. Как это исправить

Ребенок предпочитает сидеть в своей комнате, не хочет идти гулять, старается не общаться с друзьями. У родителей такое ...

29.05.2024 Читать