Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

13.03.2025

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке

Поделиться статьей:

12 минут чтения

2716 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке

 

Понимание особенностей звуков в русском языке — ключевой аспект в освоении родной речи. Правильное произношение и умение отличать звонкие согласные от глухих не только улучшает нашу речь, но и помогает избежать распространённых ошибок на письме. Эта статья поможет разобраться во всех тонкостях звонких согласных, их отличии от глухих, а также предложит эффективные упражнения для закрепления материала.

 

 

Определение звонких и глухих согласных

Разделение согласных звуков на звонкие и глухие — одна из важнейших классификаций в фонетике русского языка. Эта характеристика зависит от работы голосовых связок при произнесении звука.

Звонкие согласные — это звуки, при произнесении которых голосовые связки вибрируют, создавая голос. Проверить звонкость согласного можно простым способом: приложите пальцы к горлу и произнесите звук. Если вы чувствуете вибрацию — перед вами звонкий согласный.

 

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке

К звонким согласным в русском языке относятся:

  • [б], [б’]
  • [в], [в’]
  • [г], [г’]
  • [д], [д’]
  • [ж]
  • [з], [з’]
  • [й’]
  • [л], [л’]
  • [м], [м’]
  • [н], [н’]
  • [р], [р’]

Глухие согласные — это звуки, при произнесении которых голосовые связки не участвуют. Воздух проходит через речевой аппарат свободно, без вибрации. При тесте с пальцами на горле вибрации не будет.

К глухим согласным относятся:

  • [п], [п’]
  • [ф], [ф’]
  • [к], [к’]
  • [т], [т’]
  • [ш]
  • [с], [с’]
  • [щ’]
  • [х], [х’]
  • [ц]
  • [ч’]

Интересный факт: в других языках мира распределение звонких и глухих согласных может существенно отличаться от русского. Например, в некоторых языках вообще нет противопоставления по звонкости-глухости.

 

Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки. Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины. Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?

Зубрить по 20 раз? Или выучить за 5 минут с помощью ассоциаций и простых приёмов?
👉 А вы бы хотели узнать, как развить память и внимание у ребёнка — без репетиторов и слёз?

👨‍🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ пособий.

Что вас ждёт:

✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉 

Зарегистрироваться бесплатно
 

 

Парные и непарные согласные

В системе согласных звуков русского языка большинство звонких согласных имеют парные глухие, и наоборот. Это важно понимать не только для правильного произношения, но и для грамотного письма.

Парные согласные

Парные согласные — это звуки, которые образуют пары «звонкий-глухой», отличаясь только по признаку звонкости-глухости, но совпадающие по месту и способу образования.

Полный список пар звонких и глухих согласных:

  • [б] — [п], [б’] — [п’]
  • [в] — [ф], [в’] — [ф’]
  • [г] — [к], [г’] — [к’]
  • [д] — [т], [д’] — [т’]
  • [ж] — [ш]
  • [з] — [с], [з’] — [с’]

Парность согласных особенно важна при правописании слов, где происходит оглушение звонких согласных на конце слова или перед глухими согласными. Например, в слове «хлеб» последний звук произносится как [п], хотя на письме мы используем букву «б».

Непарные согласные

Непарные согласные — это звуки, которые не имеют пары по признаку звонкости-глухости.

Непарные звонкие: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Эти согласные называют сонорными, или звучными. При их произнесении голос преобладает над шумом, что делает их близкими к гласным.

Непарные глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

Особый случай представляет звук [ж’:] (долгий мягкий звук «ж»), встречающийся в словах типа «дрожжи», «вожжи». Некоторые лингвисты считают его парным к звуку [ш’:] (долгому мягкому «щ»), но эта точка зрения разделяется не всеми.

Понимание парности и непарности согласных помогает лучше осознавать фонетические процессы в русском языке и объясняет многие особенности правописания.

Твёрдые и мягкие согласные

Помимо деления на звонкие и глухие, согласные в русском языке классифицируются по твердости-мягкости. Это еще одна важная характеристика, которая значительно влияет на произношение и правописание.

Твёрдые согласные

Твёрдые согласные произносятся без подъема средней части языка к нёбу. Основная часть звонких согласных может быть твёрдой:

  • [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]

Мягкие согласные

Мягкие согласные произносятся с дополнительным подъемом средней части языка к твердому нёбу. Большинство звонких согласных имеют мягкие пары:

  • [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [л’], [м’], [н’], [р’]

Звук [ж] в русском языке обычно твёрдый, но в некоторых заимствованных словах и в позиции перед [и] может произноситься мягко.

Взаимосвязь звонкости и мягкости

Важно понимать, что характеристики звонкости-глухости и твердости-мягкости независимы друг от друга. Звонкий согласный может быть как твердым, так и мягким (например, [б] и [б’]). То же самое относится и к глухим согласным.

Сочетание этих характеристик дает четыре возможные группы согласных:

  1. 📍 Твердые звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]
  2. 📍 Мягкие звонкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [л’], [м’], [н’], [р’]
  3. 📍 Твердые глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц]
  4. 📍 Мягкие глухие: [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’], [щ’], [х’], [ч’]

Понимание этой комплексной классификации помогает лучше ориентироваться в фонетической системе русского языка и развивает языковую чуткость.

 

Почему именно ваш школьник не хочет учиться?

Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.

👉

Записаться бесплатно
 

 

Как правильно различать звонкие и глухие согласные?

Умение различать звонкие и глухие согласные — важный навык как для детей, так и для взрослых, особенно изучающих русский язык как иностранный. Рассмотрим практические способы распознавания этих звуков.

Физиологический метод

Самый простой способ определить, звонкий согласный или глухой — прикоснуться пальцами к гортани (кадыку) при произнесении звука:

  • 📍 Если вы чувствуете вибрацию — звук звонкий
  • 📍 Если вибрации нет — звук глухой

Этот метод особенно эффективен при работе с детьми, поскольку позволяет им физически ощутить разницу между звуками.

Послушайте свой голос

Еще один простой метод — прикрыть уши ладонями и произнести согласный звук:

  • 📍 Звонкие согласные будут отчетливо слышны
  • 📍 Глухие будут звучать очень тихо или почти не слышны

Наблюдение за артикуляцией

При произнесении парных согласных положение губ, языка и зубов практически одинаково. Различие заключается только в работе голосовых связок:

  • 📍 У звонких согласных голосовые связки напряжены и вибрируют
  • 📍 У глухих согласных голосовые связки расслаблены и не вибрируют

Практические примеры

Рассмотрим несколько слов, демонстрирующих противопоставление звонких и глухих согласных:

  • бочка — почка
  • дом — том
  • жар — шар
  • зуб — суп
  • год — кот

Произнося такие пары слов, можно отчетливо почувствовать разницу между звонкими и глухими согласными.

Особые случаи и трудности

  1. 📍 Оглушение на конце слова В русском языке звонкие согласные на конце слова оглушаются: «хлеб» [хл’эп], «сад» [сат], «кров» [кроф]. Это может создавать трудности при определении правильного написания слова.
  2. 📍 Оглушение перед глухими согласными Звонкие согласные оглушаются перед глухими: «ложка» [лошка], «сказка» [скаска].
  3. 📍 Озвончение перед звонкими согласными Глухие согласные могут озвончаться перед звонкими (кроме сонорных): «отбить» [адб’ит’], «просьба» [проз’ба].

Знание этих правил помогает не только правильно произносить слова, но и избегать орфографических ошибок.

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке

Упражнения для закрепления материала

Для того чтобы научиться безошибочно различать звонкие и глухие согласные, важно регулярно выполнять специальные упражнения. Предлагаем комплекс эффективных заданий для детей и взрослых.

Упражнение 1: «Звуковой детектив»

Цель: научиться определять звонкость/глухость согласных на слух.

Инструкция:

  1. 📍 Внимательно слушайте произносимые слова
  2. 📍 Поднимите руку, услышав слово, начинающееся со звонкого согласного
  3. 📍 Хлопните в ладоши, услышав слово, начинающееся с глухого согласного

Список слов для упражнения:

  • дом, тень, бант, пар, зонт, сок, жук, шум, вода, факт, гора, кот

Это упражнение можно усложнять, ориентируясь на согласные в середине или конце слова.

Упражнение 2: «Парные карточки»

Цель: закрепить понимание парности звонких и глухих согласных.

Материалы: карточки с буквами, обозначающими парные согласные.

Инструкция:

  1. Разложите карточки рубашкой вверх
  2. По очереди открывайте две карточки
  3. Если на них буквы, обозначающие парные согласные (например, б-п), забираете их себе
  4. Если нет — возвращаете на место
  5. Побеждает собравший больше пар

Это упражнение эффективно развивает память и закрепляет знание парных согласных.

Упражнение 3: «Замени звук»

Цель: научиться различать слова, отличающиеся только звонкостью/глухостью одного согласного.

Инструкция:

  1. 📍 Прочитайте слово
  2. 📍 Замените в нем звонкий согласный на парный глухой (или наоборот)
  3. 📍 Запишите получившееся новое слово

Примеры:

  • дом → том
  • коза → коса
  • плод → плот
  • жар → шар
  • зуб → суп

Это упражнение наглядно демонстрирует, как замена одного звука меняет значение слова.

Упражнение 4: «Фонетический диктант»

Цель: закрепить навык определения звонких и глухих согласных в слове.

Инструкция:

  1. Прослушайте слово
  2. Запишите его фонетическую транскрипцию, обращая особое внимание на звонкие и глухие согласные
  3. Проверьте себя по ключу

Список слов для упражнения:

  • подход [патхот]
  • сборка [зборка]
  • вокзал [вагзал]
  • рюкзак [р’укзак]
  • лодка [лотка]

Это упражнение особенно полезно для понимания процессов оглушения и озвончения в потоке речи.

Упражнение 5: «Стихотворные чистоговорки»

Цель: тренировка произношения звонких и глухих согласных.

Инструкция:

  1. Прочитайте чистоговорку медленно, четко артикулируя
  2. Постепенно увеличивайте темп, сохраняя четкость произношения
  3. Обратите внимание на звонкие и глухие согласные

Примеры чистоговорок:

  • «Дятел дуб долбил, да не додолбил»
  • «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»
  • «Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне»
  • «Шесть мышат в камышах шуршат»

Регулярное выполнение этих упражнений поможет закрепить теоретические знания о звонких и глухих согласных и применять их на практике. Для детей особенно важно превратить обучение в увлекательную игру, что повышает эффективность усвоения материала.

Умение различать звонкие и глухие согласные — это не просто академическое знание, но и важный навык, помогающий избегать орфографических ошибок и формирующий правильное произношение. Освоение этой темы закладывает прочный фундамент для дальнейшего изучения русского языка и развития грамотной речи.

 

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Что должен знать ребёнок к 1 классу: памятка для родителей

Что должен знать ребёнок к 1 классу — памятка для родителей   Поступление в первый класс — волнительный момент в ...

17.07.2025 Читать
Сложные темы в английском: начальная школа

Самые сложные темы в английском языке: начальная школа   Английский язык в начальной школе может стать настоящим ...

16.07.2025 Читать
Самые сложные предметы в школе: рейтинги, проблемы, помощь ребенку

Самые сложные предметы в школе: что дается детям труднее всего?   Каждый взрослый вспоминает школьные годы ...

15.07.2025 Читать