- Буллинг в школе — что это и как с ним бороться?
- Определение буллинга
- Что такое буллинг?
- Виды буллинга
- Признаки того, что ваш ребенок стал жертвой буллинга:
- Что НЕ помогает при буллинге:
- Причины буллинга
- Почему он возникает?
- Кто становится жертвой и агрессором?
- Как защититься от буллинга?
- Советы для детей
- Что делать родителям и учителям?
- Законодательство о буллинге
- Какие меры принимаются?
- Ответственность за буллинг
Буллинг в школе — что это и как с ним бороться?
В современном мире проблема школьной травли становится всё более актуальной. Каждый третий ребенок в России сталкивается с буллингом в той или иной форме, а последствия этого явления могут сказываться на психике ребенка долгие годы. Что же такое буллинг, почему он возникает и как родители и педагоги могут защитить детей от этой проблемы? Разберемся в этом вопросе подробно.
Определение буллинга
Что такое буллинг?
Буллинг (от англ. bullying — запугивание, издевательство, травля) — это систематическое агрессивное преследование и намеренное причинение вреда одному человеку со стороны другого человека или группы людей. Ключевой характеристикой буллинга является систематичность — это не единичный конфликт или ссора, а повторяющееся поведение, направленное на подавление и унижение жертвы.
Важно понимать, что буллинг отличается от обычного конфликта несколькими признаками. Во-первых, всегда присутствует неравенство сил — буллер (агрессор) обычно сильнее физически или психологически, имеет более высокий социальный статус в группе. Во-вторых, издевательства происходят регулярно, а не однократно. В-третьих, действия совершаются намеренно с целью причинить вред. И наконец, травля часто происходит публично, на глазах у группы, что усиливает эффект унижения.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
По статистике, с буллингом сталкивается каждый четвертый школьник в России, а 15% детей подвергаются травле регулярно. Это серьезная проблема, которая требует внимания родителей, педагогов и общества в целом.
Виды буллинга
Буллинг может проявляться в различных формах. Рассмотрим основные из них.
Физический буллинг — это наиболее заметная форма травли. Он включает в себя побои, пинки, толчки, а также порчу и отбирание личных вещей. Нередко агрессоры прибегают к плевкам, щипкам, дерганию за волосы. В особо тяжелых случаях жертву могут принуждать делать что-то унизительное, например, есть несъедобные предметы или выполнять унизительные действия. Физический буллинг легче всего заметить, так как он обычно оставляет видимые следы — синяки, ссадины, порванную одежду. Однако даже в этом случае дети часто скрывают истинные причины травм из страха перед еще большей агрессией.
Психологический (эмоциональный) буллинг представляет собой более скрытую, но не менее травматичную форму издевательств. К нему относятся словесные оскорбления и обзывания, которые могут систематически наносить вред самооценке ребенка. Распространение слухов и сплетен — еще один распространенный метод психологического давления, когда о жертве намеренно распускают унизительную или ложную информацию. Социальная изоляция, выражающаяся в бойкоте и игнорировании, может быть особенно болезненной для детей, которым крайне важно чувствовать принадлежность к группе. Публичное унижение и высмеивание, а также шантаж и вымогательство также являются проявлениями психологического буллинга. Эта форма травли может быть особенно разрушительной, потому что не оставляет видимых следов и часто остается незамеченной взрослыми. При этом она наносит глубокую травму самооценке ребенка и может привести к серьезным психологическим проблемам.
Кибербуллинг — в эпоху цифровых технологий эта форма травли стала особенно распространенной. Она происходит в виртуальном пространстве и включает в себя оскорбительные сообщения, угрозы через социальные сети, мессенджеры или электронную почту. Распространение компрометирующих фотографий или видео без согласия жертвы, создание фейковых аккаунтов для преследования, а также исключение из онлайн-групп — все это формы кибербуллинга. Опасность этого вида травли заключается в том, что она может происходить 24 часа в сутки, не ограничиваясь школьными стенами, и имеет потенциально огромную аудиторию. От кибербуллинга сложнее укрыться, а анонимность в сети часто провоцирует агрессоров на более жестокие действия.
Каждый третий школьник сталкивается с буллингом. Это не просто «детские разборки», а серьезная проблема, которая может привести к тревожности, депрессии и резкому снижению успеваемости.
Признаки того, что ваш ребенок стал жертвой буллинга:
- Нежелание ходить в школу
- Снижение оценок
- Замкнутость, изменение настроения
- Потеря личных вещей
- Нарушения сна и аппетита
Что НЕ помогает при буллинге:
- «Не обращай внимания»
- «Дай сдачи»
- Агрессивные разборки с родителями обидчиков
- Обвинения в адрес ребенка
90% родителей не знают, как правильно реагировать на ситуацию буллинга, и часто только усугубляют проблему.
Ребенок, подвергающийся травле, теряет интерес к учебе и перестает верить в себя. Справиться с этой ситуацией можно, но нужен комплексный подход.
На бесплатном марафоне Шамиля Ахмадуллина «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5» вы узнаете:
- Как восстановить психологическое равновесие ребенка
- Почему травля приводит к снижению успеваемости
- Упражнения для развития внимания и памяти (всего 15 минут в день)
- Как вернуть ребенку желание учиться
- Техники повышения самооценки и социальных навыков
Зарегистрироваться на бесплатный марафон
Марафон будет проходить 24–28 марта. При регистрации вы получите бонус — руководство «Как не допустить, чтобы ребенок стал зависим от гаджетов».
Причины буллинга
Почему он возникает?
Понимание причин возникновения буллинга крайне важно для его эффективной профилактики. Факторы, способствующие развитию травли, многообразны и могут быть связаны как с личностными особенностями участников, так и с характеристиками среды.
Одной из главных причин является стремление к власти и доминированию. Многие буллеры испытывают потребность в ощущении контроля над другими, повышении своего социального статуса за счет унижения более слабых. За этим часто скрывается собственная неуверенность и попытка самоутвердиться единственным доступным им способом.
Семейные факторы играют огромную роль в формировании как агрессоров, так и потенциальных жертв. Дети, которые наблюдают насилие в семье или сами становятся его жертвами, с большей вероятностью будут воспроизводить такие модели поведения в школе. Отсутствие теплых отношений с родителями, авторитарный стиль воспитания или, напротив, чрезмерная опека — все это может способствовать формированию поведения, провоцирующего буллинг.
Социальное неравенство и культурные различия нередко становятся почвой для травли. Дети из малообеспеченных семей, представители этнических или религиозных меньшинств, а также дети с особенностями внешности или развития чаще становятся мишенью для буллинга. В обществе, где различия воспринимаются негативно, а не как ценность, такие дети особенно уязвимы.
Школьная среда также оказывает значительное влияние на возникновение и поддержание буллинга. В классах, где отсутствует должный контроль со стороны учителей, где не формируется атмосфера взаимоуважения и принятия, травля процветает особенно активно. Если педагоги не реагируют на первые проявления агрессии или, что еще хуже, сами прибегают к унижающим практикам, они невольно поощряют такое поведение среди учеников.
Влияние медиа и интернета нельзя недооценивать в современном мире. Дети, которые регулярно сталкиваются с насилием в фильмах, играх или социальных сетях, могут воспринимать его как норму. Культура травли и негативные стереотипы, тиражируемые в медиа, формируют искаженное представление о допустимых способах взаимодействия и разрешения конфликтов.
Групповая динамика также играет существенную роль. Буллинг редко является делом только агрессора и жертвы — обычно это групповой процесс с участием наблюдателей. Страх самим стать жертвами, конформизм, желание принадлежать к «сильной» группе — все это заставляет многих детей поддерживать травлю или, по крайней мере, не вмешиваться в нее.
Кто становится жертвой и агрессором?
Жертвами буллинга потенциально может стать любой ребенок, однако существуют определенные факторы риска. Дети, отличающиеся от других внешностью, манерой поведения, академическими успехами или неудачами, часто привлекают негативное внимание. Это могут быть как ученики с высокой успеваемостью, так и те, кто испытывает трудности в обучении.
Физические особенности — избыточный или недостаточный вес, особенности внешности, физические ограничения — часто становятся поводом для насмешек. Дети с особенностями развития, такими как аутизм, СДВГ или другими нейроособенностями, также входят в группу риска из-за социальных трудностей, с которыми они сталкиваются.
Эмоционально чувствительные дети, которые легко плачут или проявляют страх, могут привлекать агрессоров, реагирующих на эти проявления. Дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, также чаще становятся мишенью для буллинга, поскольку не умеют постоять за себя и обозначить границы.
Новички в классе или школе находятся в особо уязвимом положении, поскольку еще не имеют поддержки группы и не знают правил неформальной иерархии. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом могут стать объектами насмешек из-за одежды, отсутствия модных гаджетов или невозможности участвовать в платных мероприятиях.
Что касается агрессоров, то их портрет тоже имеет свои характерные черты. Часто буллерами становятся физически сильные дети с высоким статусом в группе. Они могут быть популярны среди сверстников благодаря харизме, чувству юмора или другим качествам, которые привлекают последователей.
За маской силы и самоуверенности у агрессоров нередко скрываются серьезные эмоциональные проблемы. Многие из них сами пережили насилие или пренебрежение в семье и воспроизводят единственную известную им модель взаимоотношений. Им часто не хватает эмпатии и навыков разрешения конфликтов, они могут быть импульсивны и плохо контролировать свои эмоции.
Интересно, что дети с низкой самооценкой могут становиться не только жертвами, но и агрессорами, пытаясь таким образом повысить свой статус и скрыть собственную уязвимость. В некоторых случаях буллерами становятся дети, которые боятся сами стать жертвами, и атакуют первыми, чтобы защитить себя.
Не следует забывать и о «буллерах-наблюдателях» — тех, кто не инициирует травлю, но активно в ней участвует, поддерживая основного агрессора. Такие дети часто руководствуются желанием быть принятыми в группу и страхом самим стать жертвами, если выступят против.
Как защититься от буллинга?
Советы для детей
Детям, столкнувшимся с буллингом, важно знать, что они не одни и что существуют стратегии, которые могут помочь справиться с этой сложной ситуацией.
Прежде всего, ребенку необходимо понять, что в ситуации буллинга нет его вины. Никто не заслуживает травли, независимо от особенностей внешности, характера или поведения. Признание факта буллинга и понимание, что это проблема, требующая решения, — первый шаг к защите.
Очень важно научить ребенка сохранять уверенность, даже если внутри он испытывает страх. Прямая осанка, уверенный взгляд и спокойный голос могут обескуражить агрессора, который обычно выбирает тех, кто выглядит испуганным. Техники уверенного поведения можно тренировать дома перед зеркалом или с родителями.
Игнорирование — эффективная стратегия в случаях словесного буллинга. Если ребенок не дает желаемой реакции (слез, злости, страха), агрессору становится неинтересно продолжать. Конечно, игнорировать не всегда легко, но этот навык можно развить с помощью практики. Однако при физической агрессии игнорирование неэффективно — в этом случае необходимо немедленно обращаться за помощью к взрослым.
Детям нужно объяснить, что обращение за помощью — это не проявление слабости, а разумная стратегия. Следует рассказать ребенку, к кому он может обратиться: родители, учителя, школьный психолог, другие доверенные взрослые. В школе должны быть механизмы анонимного информирования о случаях буллинга, чтобы дети не боялись мести со стороны агрессоров.
Поддержка друзей может стать мощным фактором защиты. Дети, имеющие хотя бы одного друга, гораздо реже становятся жертвами травли. Поэтому развитие социальных навыков, умения знакомиться и поддерживать отношения очень важно для профилактики буллинга.
В случае кибербуллинга существуют специфические стратегии защиты. Ребенку следует сохранять доказательства агрессии (скриншоты сообщений, изображений), не отвечать на провокационные сообщения, блокировать агрессоров в социальных сетях и мессенджерах, а в серьезных случаях — обращаться в службу поддержки платформы или к правоохранительным органам.
Развитие устойчивости к стрессу и эмоциональной саморегуляции поможет ребенку лучше справляться с негативными эмоциями, вызванными буллингом. Техники глубокого дыхания, позитивного мышления, переключения внимания могут быть полезны в острых ситуациях.
Что делать родителям и учителям?
Родители и педагоги играют ключевую роль в предотвращении и прекращении буллинга. Их согласованные действия могут кардинально изменить ситуацию как для отдельного ребенка, так и для всего коллектива.
Для родителей крайне важно поддерживать открытый диалог с ребенком. Регулярные доверительные беседы о школьной жизни, друзьях и отношениях помогут вовремя заметить признаки проблемы. Родителям стоит обращать внимание на тревожные сигналы: изменения в поведении ребенка, нежелание идти в школу, ухудшение успеваемости, потерю или порчу личных вещей, необъяснимые травмы, отказ от общения с друзьями.
Если родитель узнал, что его ребенок стал жертвой буллинга, первая реакция должна быть поддерживающей и эмпатичной. Нельзя обвинять ребенка и предлагать дать сдачи или игнорировать агрессоров. Важно выслушать, принять чувства ребенка и заверить его в своей поддержке и любви независимо от обстоятельств.
Следующим шагом должно быть обращение в школу — к классному руководителю, школьному психологу или администрации. Разговор должен быть конструктивным, нацеленным на совместное решение проблемы, а не на обвинения. Полезно подготовиться к встрече: собрать факты, возможно, записать конкретные инциденты с датами и именами участников. В случае кибербуллинга — сохранить скриншоты.
Если реакция школы неудовлетворительна, родители могут обратиться в вышестоящие инстанции: управление образования, комиссию по делам несовершеннолетних, а в случаях физического насилия — в правоохранительные органы. Также существуют специализированные организации и горячие линии помощи детям, пострадавшим от буллинга.
Для учителей и администрации школ важно создавать безопасную среду, в которой буллинг неприемлем. Это начинается с четкой антибуллинговой политики, известной всем участникам образовательного процесса. Учителя должны не только реагировать на конкретные случаи травли, но и проводить профилактические занятия, направленные на развитие эмпатии, уважения к различиям, навыков разрешения конфликтов.
Педагогам следует внимательно наблюдать за групповой динамикой, особенно в периоды перемен, обеда или на школьных мероприятиях, когда буллинг происходит чаще всего. Важно реагировать даже на мелкие проявления агрессии, не оставляя их без внимания.
При выявлении случаев буллинга необходимо работать со всеми участниками процесса: не только с жертвой и агрессором, но и с наблюдателями, чье молчаливое согласие часто поддерживает травлю. Технологии восстановительной медиации, круги сообщества, индивидуальные и групповые консультации с психологом могут помочь в разрешении конфликтов и изменении групповой динамики.
Сотрудничество между семьей и школой — залог успешного противодействия буллингу. Регулярные родительские собрания, семинары и тренинги по теме профилактики и противодействия буллингу могут значительно повысить осведомленность взрослых и их готовность действовать в сложных ситуациях.
Законодательство о буллинге
Какие меры принимаются?
В мировой практике наблюдается тенденция к ужесточению законодательства в отношении буллинга, особенно в развитых странах. В России на данный момент нет специального закона о буллинге, однако существуют правовые механизмы, которые можно использовать для защиты прав детей.
Конституция РФ и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантируют право каждого на защиту чести и достоинства, а также на безопасные условия обучения. Школы обязаны создавать безопасную образовательную среду и пресекать любые формы насилия.
На уровне образовательных учреждений принимаются локальные нормативные акты: правила поведения учащихся, положения о конфликтных комиссиях, дисциплинарных взысканиях и т. д. В рамках этих документов могут быть предусмотрены конкретные меры по профилактике и противодействию буллингу.
В последние годы в различных регионах России разрабатываются и внедряются программы профилактики буллинга в школах. Это включает в себя обучение педагогов, информационные кампании для родителей и учеников, внедрение медиативных практик для разрешения конфликтов.
На государственном уровне работают институты уполномоченных по правам ребенка, которые в том числе занимаются проблемами буллинга. Они могут рассматривать обращения граждан и способствовать разрешению сложных ситуаций.
В некоторых зарубежных странах законодательство о буллинге разработано более детально. Например, в США большинство штатов имеют специальные законы, обязывающие школы разрабатывать антибуллинговые политики и процедуры. В Швеции школы по закону обязаны активно предотвращать все формы притеснения и иметь план действий по борьбе с буллингом. В Южной Корее, где проблема школьной травли стоит особенно остро, действует специальный закон о предотвращении и противодействии буллингу.
Ответственность за буллинг
В зависимости от тяжести действий, совершенных в рамках буллинга, в российском законодательстве может наступать различная ответственность.
Административная ответственность может применяться в случаях, когда действия агрессора не достигают уровня уголовно наказуемого деяния, но нарушают права жертвы. Статья 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. За данное правонарушение предусмотрен штраф. Если оскорбление содержится в публичном выступлении или СМИ (включая интернет), штраф увеличивается.
Дети до 16 лет не подлежат административной ответственности, однако за них отвечают родители по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). Таким образом, родители буллера могут быть привлечены к ответственности за ненадлежащее воспитание, повлекшее совершение противоправных действий.
Уголовная ответственность наступает в более серьезных случаях. Если буллинг включает побои, истязания, причинение вреда здоровью или угрозы убийством, могут применяться соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет, а за тяжкие преступления — с 14 лет.
В случаях кибербуллинга могут применяться статьи УК РФ о клевете, нарушении неприкосновенности частной жизни, незаконном распространении информации и т. д. Особо следует отметить ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», которая может быть применена в случаях, когда буллинг привел к суицидальным действиям жертвы.
Гражданско-правовая ответственность предусматривает возможность взыскания компенсации морального вреда с родителей несовершеннолетнего буллера. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации. За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, отвечают его родители.
Дисциплинарная ответственность может применяться в рамках учебного заведения. Согласно ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», за неисполнение устава школы и нарушение правил внутреннего распорядка к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации. Отчисление как крайняя мера применяется к обучающимся, достигшим 15 лет.
Несмотря на наличие правовых механизмов, их практическое применение в случаях буллинга сопряжено с рядом трудностей. Доказать факт систематической травли бывает сложно, особенно если речь идет о психологическом буллинге. Для эффективного противодействия буллингу необходимо не только совершенствование законодательства, но и изменение общественного отношения к проблеме, повышение осведомленности детей и взрослых о правовых аспектах и последствиях травли.
В заключение стоит отметить, что борьба с буллингом — это комплексная задача, требующая совместных усилий семьи, школы и общества. Только при системном подходе, включающем профилактические меры, своевременное выявление и пресечение травли, а также реабилитацию как жертв, так и агрессоров, можно создать по-настоящему безопасную и поддерживающую среду для развития каждого ребенка.