Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

31.03.2025

Фразеологизмы в русском языке

Поделиться статьей:

8 минут чтения

75 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Автор

Фразеологизмы в русском языке — примеры, виды, значения

Когда ребёнок говорит «попал впросак» или «заруби себе на носу», не всегда он понимает, что стоит за этими словами. А ведь фразеологизмы — важная часть речи, которая делает язык живым, выразительным, образным. Эта статья — для родителей, учителей и всех, кто хочет помочь детям лучше понимать богатство русского языка и развивать мышление, воображение и речь.

Как замотивировать ребенка

Что такое фразеологизмы?

Определение фразеологизмов

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, которые имеют переносное значение. Их нельзя понять буквально: если кто-то «вешает лапшу на уши», то он вовсе не занимается кулинарией. Он — обманывает.

Примеры:

  • «Как снег на голову» — неожиданно.
  • «Собаку съел» — стал настоящим экспертом.
  • «Держать язык за зубами» — молчать, не рассказывать.

Фразеологизмы формируют образное мышление, развивают речь и помогают ребёнку точнее выражать мысли. Это особенно важно в школьном возрасте, когда дети учатся понимать контекст, подтекст и переносные значения.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Почему нельзя менять их структуру?

Фразеологизмы работают как «слова-команды» в языке. Их значение сохраняется только в целостности. Измените одно слово — и смысл потеряется.

Неправильно:

  • «Вешать макароны на уши» — так не говорят.
  • «Кот в мешочке» — искажено.

Правильно:

  • «Вешать лапшу на уши»
  • «Кот в мешке»

Нарушение устойчивости превращает фразеологизм в непонятную фразу. Для ребёнка это может быть запутанным, особенно если он склонен к буквальному мышлению.

Виды фразеологизмов

Не все устойчивые выражения одинаковы. Условно фразеологизмы делятся на два типа:

Полные фразеологизмы

Это выражения, которые не изменяются и воспринимаются как единое целое.
Их нельзя ни сокращать, ни переставлять слова, ни менять их форму.

Примеры:

  • «Бить баклуши» — бездельничать.
  • «Задирать нос» — гордиться, часто — без причины.
  • «Лить крокодиловы слёзы» — притворно сожалеть.

Слова в таких фразах не объясняются по отдельности — важно значение всей конструкции.

Полупредложные выражения

Это устойчивые фразы, которые близки по структуре к предложениям. Они могут включать глагол, дополнения, обстоятельства.

Почему дети не любят учиться?

Примеры:

  • «Делать из мухи слона» — преувеличивать.
  • «Считать ворон» — быть невнимательным.
  • «Бросать слова на ветер» — говорить, не думая о последствиях.

Их можно немного адаптировать к контексту, но структура остаётся узнаваемой.

Таблица фразеологизмов

Фразеологизм Значение
Бить баклуши Бездельничать
Водить за нос Обманывать
Зарубить на носу Запомнить надолго
Браться за ум Становиться серьёзным
Вставлять палки в колёса Мешать, создавать препятствия
Делать из мухи слона Преувеличивать
Закинуть удочку Ненавязчиво узнать информацию
Лить воду Говорить много и бессмысленно
Пускать пыль в глаза Создавать впечатление важности
Яблоку негде упасть Очень тесно, многолюдно

Такие таблицы можно использовать в обучении: вырезать карточки, играть в угадайки, собирать пары (фраза — значение). Это помогает детям лучше запомнить фразеологизмы и применять их в речи.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Когда нельзя изменять форму выражения?

Ребёнок может услышать фразеологизм, но не понять его, и начать «логично» перестраивать. Например:

«Он устроил из комара дракона»
«Он бросал свои слова по ветру»

Такие ошибки случаются часто. Они показывают, что ребёнок запомнил образ, но не до конца понял устойчивость фразы. Важно мягко объяснить, как правильно:
«Устроил из мухи слона»
«Бросал слова на ветер»

Примеры ошибочного употребления

  1. Фраза: «Налил крокодильи слёзы»
    Ошибка: Неправильное прилагательное, меняется устойчивое сочетание.
    Правильно: «Лить крокодиловы слёзы»
  2. Фраза: «Попал в капкан» вместо «впросак»
    Ошибка: Подмена смысла и искажение выражения.
    Комментарий: «Капкан» может быть ловушкой, но «попасть впросак» — значит попасть в неловкую ситуацию.
  3. Фраза: «Котёнок в мешке»
    Ошибка: Искажение образа.
    Правильно: «Кот в мешке» — неизвестность, «покупка наугад».

Такие ошибки — не повод ругать ребёнка. Это шанс объяснить, как работает язык, и заинтересовать его в играх со словами.

Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?

👨‍🏫 Шамиль Ахмадуллин, педагог и автор более 110 развивающих пособий, приглашает вас на бесплатный 5-дневный марафон.

📌 За 5 дней вы узнаете:
✅ Как без давления развить в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить память и внимание в домашних условиях
✅ Как превратить домашние задания из стресса — в привычку
✅ Как всего за 15 минут в день изменить подход к учебе

✨ Этот марафон — шанс навсегда прекратить «бои за домашку» и обрести спокойствие в семье.

👉

Зарегистрируйтесь бесплатно
 и сделайте первый шаг к тому, чтобы ваш ребёнок начал учиться сам — с удовольствием.

Практический кейс: как мама из Екатеринбурга помогла сыну выучить фразеологизмы

Сыну Марии, школьнику 3 класса, задали выучить 10 фразеологизмов. Ребёнок путался, не понимал, почему «лапша на ушах» и зачем «бить баклуши».

Мария решила подойти творчески:

  • Нарисовали комиксы по каждому выражению.
  • Придумали маленькие сценки с участием семьи.
  • Играли в игру: «Поймай фразеологизм» — один говорит слово, другой должен назвать подходящее устойчивое выражение.

Через 3 дня сын не только запомнил фразеологизмы, но и начал использовать их в повседневной речи. Такой подход сделал обучение лёгким и увлекательным.

Почему фразеологизмы важны для развития мышления?

  • Развивают образное мышление.
    Ребёнок учится видеть не только что написано, но и что за этим скрыто.
  • Повышают речевую выразительность.
    Вместо «я грустный» — «на душе кошки скребут». Это эмоциональнее, ярче.
  • Улучшают понимание текстов.
    Особенно в литературе: уметь «читать между строк» — важный навык для школьников.
  • Тренируют память.
    Устойчивые выражения хорошо запоминаются и формируют активный словарь.

Заключение

Фразеологизмы — не просто красивые обороты. Это часть культурного кода, отражение мышления народа, инструмент для развития речи и мышления.

Помогая детям понимать и использовать фразеологизмы, мы развиваем их языковую интуицию, расширяем кругозор и закладываем основу для грамотной, образной и выразительной речи.

И самое главное — делайте это с удовольствием: играйте, рисуйте, сочиняйте истории. Ведь язык — это живая ткань общения, а учёба — увлекательное приключение.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать