10.04.2024

Как эффективно запоминать тексты в школе: методика Ривина

Поделиться статьей:

Авторская методика разработана для повышения эффективности занятий с большими группами детей, а также улучшения развития навыков коммуникации.

А. Г. Ривин: биографические сведения

Ривин Александр Григорьевич (1877–1944) – педагог, разрабатывавший новаторские формы коллективного обучения. Получил техническое образование в Одесском политехническом институте, но после выпуска сразу же стал заниматься педагогикой. Основное внимание он уделял вопросам повышения эффективности работы учителя.

Создал и успешно применил на практике методику работы учеников в постоянно меняющихся парах, а также предложил специальную методику быстрого запоминания текстов. В результате его обучения группа из 30 учеников в возрасте 10-16 лет, многие из которых в начале обучения не умели ни читать, ни даже связно говорить, показала отличные результаты. Уже через 10 месяцев дети могли обсуждать творчество Л. Н. Толстого, поддерживать беседу на философские темы.

Основные положения методики

Учащимся предлагаются разнородные тексты (научные и художественные) разной степени сложности. Работа ведется постоянно в группе по следующей схеме:

 • Каждому ученику выдается индивидуально подобранный текст, при этом все материалы в группе разные.

 • Группа учащихся разбивается на пары. Члены каждой пары совещаются и решают, с чьего текста они начнут изучение.

 • Один напарник зачитывает вслух первый фрагмент текста (один абзац или его часть). Партнер во время чтения слушает и одновременно про себя читает то, что услышал. Затем следует совместное обсуждение прочитанного. Если встречаются какие-то незнакомые термины, ученики выясняют их значение. Потом они озаглавливают прочитанный фрагмент. Ученик, за которым закреплен данный текст, записывает название в свою тетрадь. При этом конспекта текста не делается.

 • После этого пара точно так же прорабатывает первый фрагмент текста, закрепленного за вторым напарником.

 • После того как все пары в классе обработали первые фрагменты своих текстов, формируются новые пары. И процесс работы над текстами продолжается.

 • Новые напарники должны своими словами пересказать друг другу содержание уже обработанного фрагмента текста. Это помогает обоим лучше запомнить материал и осмыслить его.

 • После уяснения первых фрагментов новые напарники аналогичным образом обрабатывают вторые фрагменты своих текстов. Работа над вторым фрагментом заканчивается записью в соответствующие тетради названий, придуманных для этих фрагментов.

 • Когда все вторые фрагменты обработаны, пары опять распадаются и формируются новые. Процесс повторяется до тех пор, пока все фрагменты выданных текстов не получат названия.

При такой организации каждому ученику приходится многократно пересказывать свой текст так, чтобы напарнику было все понятно для продолжения работы.

Комплексное развитие навыков

Благодаря данной методике развивается не только запоминание информации, но также навык ее сжатого изложения и навыки общения учеников друг с другом.

Во время работы над текстами ученики осваивают следующее:

 • ведение дискуссии, объяснение сути материала, отстаивание своих взглядов на тему;

 • умение выслушать друг друга и искать компромиссное решение возникающих проблем;

 • доходчиво излагать информацию, добиваться, чтобы собеседник тебя понял.

Многократное повторение и проговаривание постепенно расширяющегося текста отлично развивает речевые навыки и быстро расширяет словарный запас ученика.

Применение данной методики в начальных классах обеспечивает дополнительные преимущества:

  • ускоренно развиваются навыки чтения, улучшается плавность речи;
  • дети учатся самостоятельно анализировать прочитанное и услышанное; осваивают умение активно, не отвлекаясь, слушать;
  • развитие умения выделять главное в тексте, быстро схватывать его суть и воспроизводить прочитанное по памяти.

Обратная методика

Данную методику можно инвертировать. В этом случае ученики должны не составить план текста, а восстановить сам текст. Это намного сложнее и заставляет память функционировать еще активнее.

Обратная методика хорошо подходит для следующих случаев:

 • тренировочные занятия перед написанием сочинений по заданным темам. Учитель предлагает ученикам уже готовый план, а они пишут по нему свои сочинения;

 • обучение написанию рефератов. Преподаватель задает план и список источников, а ученики на основе этого материала пишут реферат;

 • обучение решению задач по математике, физике, химии, биологии. Ученикам предлагается план решения задачи, после чего они восстанавливают ход решения.

Можно еще более усложнить методику. Сначала ученики разбиваются на пары и составляют планы сочинений (рефератов, решения задач). Потом происходит обмен материалами между учениками, и уже по готовым планам они составляют тексты.

Учебный процесс при работе с использованием обратной методики

 • Класс разбивается на пары. Каждой выдается план. Напарники обсуждают первый пункт первого полученного плана, формируют для него текст. Первый напарник (которому принадлежит план) записывает этот текст в свою тетрадь.

 • Точно так же прорабатывается первый пункт второго плана, принадлежащего другому напарнику. Окончательную формулировку второй ученик записывает.

 • Делается обмен напарников между парами.

 • Новые напарники объясняют друг другу суть первого пункта плана и аналогичным образом обрабатывают второй пункт.

Данный метод заставляет детей активно размышлять и облекать свои мысли в словесную форму. С помощью этой методики можно изучать самые разные темы и работать с текстами любой сложности в любых возрастных группах.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать