Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

27.12.2024

Как научить ребенка говорить: эффективные методики и советы

Поделиться статьей:

Содержание
  1. Как научить ребенка говорить: эффективные методики и советы
  2. Причины задержки речи у детей
  3. Особенности физиологического развития
  4. Роль окружающей среды
  5. Психологические аспекты
  6. Когда начинать обучение речи
  7. Возрастные нормы речи
  8. Признаки задержки речи
  9. Как помочь ребенку начать говорить
  10. Общение как основа развития
  11. Использование игр для развития речи
  12. Развивающие занятия и методики
  13. Влияние чтения и пения
  14. Как научить ребенка правильно говорить
  15. Упражнения для артикуляции
  16. Мы знаем как это исправить
  17. Работа с логопедом
  18. Важность родительского примера
  19. Частые вопросы родителей
  20. Чего не стоит делать при обучении речи
  21. Принуждение к повторению
  22. Сравнение с другими детьми
  23. Игнорирование мелких успехов
  24. Дополнительные советы для родителей
  25. Создание речевой среды
  26. Режим дня и питание
  27. Технологии и приложения для обучения
  28. Когда нужна профессиональная помощь?
  29. Как выбрать специалиста
  30. Ожидания от занятий
Содержание скрыть
Как научить ребенка говорить: эффективные методики и советы

Как научить ребенка говорить: эффективные методики и советы

Основным инструментом общения людей считается речь. Ее формирование у детей начинается практически с рождения. В норме уже к году ребенок начинает говорить отдельные слова. Позже появляется фразовая речь. Иногда эти процессы по некоторым причинам нарушаются. Ребенок не спешит произносить первые слова и общается жестами. В таком случае родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить. Дадим рекомендации по развитию речи, расскажем, в каких случаях обращаться к специалисту.

Причины задержки речи у детей

Такое нарушение вызывается как физиологическими, так и социальными или психологическими причинами. 

Особенности физиологического развития

Примерно в 30% случаев задержка речевого развития имеет физиологические причины, к которым относятся:

  • 💡 Неврологические нарушения. Мозговая дисфункция вызывается перинатальным поражением нервной системы. Как правило, у детей с ЗРР выявляется гипоксия, возникшая в период родов или внутриутробного развития. Также нарушению речевого развития способствует недоношенность.
  • 💡 Заболевания, протекавшие в раннем возрасте: гипотрофия, черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит. 
  • 💡 Тугоухость. Слуховой аппарат участвует в формировании и развитии речевых навыков. Ребенок слышит информацию, запоминает ее и пытается воспроизводить. При серьезном нарушении слуха подобное становится невозможным.
  • 💡 Наследственность. Иногда нервная система ребенка созревает позже, чем у сверстников, что объясняется генетическими причинами. Если родители начинали говорить поздно, вероятно, у ребенка будет иметься та же проблема.

Роль окружающей среды

Нередко к нарушению речи приводит неблагоприятная среда. К социальным причинам ЗРР относятся:

  • 📌 минимальное использование речи в повседневной жизни (не во всех семьях развита культура общения);
  • 📌 частое нахождение детей в лечебных учреждениях;
  • 📌 педагогическая запущенность. 

Иногда нарушению речевого развития способствует общение на 2 языках в семье, стрессы. Не только отсутствие общения с ребенком приводит к ЗРР, но и гиперопека. Общение в этом случае утрачивает смысл, поскольку гиперопекающие родители угадывают желания детей, которым не приходится ничего для этого говорить.

Не менее опасным считается бесконечный поток информации, который получает ребенок в определенной среде. Он не прислушивается к бесконечным разговорам и не вникает в смысл слов. Из-за механического запоминания он произносит отдельные фразы, не соответствующие ситуациям.

Психологические аспекты

Некоторым детям вовремя обрести речевые навыки мешают стрессы, тревожность и психоэмоциональные перегрузки. Такое происходит при частых переездах, разводе родителей, потере близких родственников. В состоянии стресса ребенок просто неспособен запоминать новую информацию и воспроизводить ее.

Когда начинать обучение речи

Обучение речи, как правило, начинается с самого рождения. Многие родители общаются с ребенком, выполняя процедуры по уходу или играя с ним. По мере роста малыша добавляются развивающие занятия. 

Возрастные нормы речи

Развитие речи у детей протекает в несколько этапов:

  • 📌 В 2-5 месяцев ребенок начинает пользоваться интонациями, зависящими от испытываемых эмоций. Появляются первые звуки, состоящие из гласных и согласных. В 6 до 12 месяцев ребенок использует для общения лепет. Звуки становятся более разнообразными, к году малыш начинает говорить простые слова. Обычно их не более 20. 
  • 📌 С 1 до 2 лет ребенок активно пользуется простыми словами, подражает бытовым звукам. Он хорошо понимает вопросы и выполняет просьбы родителей. К 2 годам в словарном запасе появляется около 170 слов. Речь становится более осмысленной и эмоционально окрашенной. Появляются первые предложения.
  • 📌 В 3-4 года речь развивается наиболее активно. Малыши много фантазируют, придумывая собственные словесные конструкции, сочиняют и рифмуют. Словарный запас расширяется до 2000 слов. Помимо существительных и глаголов, используются прилагательные, местоимения, наречия. Допускается наличие некоторых ошибок: замена шипящих согласных свистящими, сложности с произношением звуков «р» и «л».
  • 📌 Речь ребенка в 4-5 лет становится более точной и разнообразной. Он внимательно слушает окружающих, активно задает вопросы, знает более 3000 слов. Ребенок способен точно описывать предметы и явления, составлять небольшие рассказы. Произношение всех звуков улучшается. Могут оставаться проблемы с «л» и «р».
  • 📌 После 6 лет ребенок свободно общается со взрослыми и другими детьми. Он умеет описывать предметы и применять обобщающие понятия, правильно строит сложные предложения, легко пересказывает короткие тексты.

Признаки задержки речи

Чтобы вовремя обнаружить ЗРР, обращайте внимание на такие признаки:

  • 📌 Ребенок не дает четких ответов на вопросы взрослых. Он понимает, что у него спрашивают, однако неспособен ответить словами. При этом учитывайте возраст ребенка. Даже при нормальном развитии 2-летний ребенок не всегда понимает, что у него спрашивают. 
  • 📌 Активный и пассивный словари пополняются медленно. Ребенок не пытается подражать речи взрослых. 
  • 📌 Сложности с построением предложений и фраз. Ребенок не способен связать даже 2-3 слова.
  • 📌 Малыш переставляет слоги, заменяет их другими.
  • 📌 Ребенок не повторяет сказанное родителем, не строит предложения самостоятельно. 
  • 📌 При произношении некоторых звуков мышцы лица и глаз подергиваются. 
  • 📌 Однообразие речи сохраняется даже после 5-6 лет. Малыш неспособен понимать смысл сказок и стихов, пересказывать их. Ему трудно отвечать на вопросы. 

Как помочь ребенку начать говорить

Развитие речи начинается с первого дня жизни. Ребенок слышит голоса родителей и пытается отвечать криком. На данном этапе достаточно простого общения с малышом. После 6-12 месяцев необходимо подключать развивающие занятия и игры. 

Общение как основа развития

Начинайте общаться с ребенком с самого рождения, несмотря на то, что он не может отвечать. Малыш слушает взрослых, накапливает словарный запас, начинает понимать интонации. По мере взросления ребенка начинайте общаться с ним на равных. Правильно называйте все предметы. Вместо «дай мне вот эту вещь» говорите «дай мне кружку, ложку, куклу».

Ребенок запоминает образ предмета и сопоставляет его с названием. Слыша правильную взрослую речь, он начинает говорить намного быстрее. 

Использование игр для развития речи

Это основной формат развивающих занятий для детей дошкольного возраста. В процессе игры ребенок легко запоминает и усваивает новую информацию, его словарный запас расширяется. Вот несколько примеров интересных игр для развития речи:

  • 📌 «Кто что делает». Показывайте карточки, на которых нарисованы те или иные действия, например, бег, прыжки, плавание. Спросите, что делает изображенный на картинке герой. Так ребенок научится применять глаголы.
  •  📌«Назови предмет». Попросите перечислить, что есть в комнате или на улице. Это помогает запомнить названия предметов и расширить словарный запас.
  • 📌 «Выбери действие». Назовите существительное и попросите ребенка подобрать подходящий глагол. Например, кошка – бегает, ест, ходит, спит. После несколько подборов назовите глагол и попросите найти несколько существительных. Например, прыгает: мяч, кошка, человек. 

Развивающие занятия и методики

Педагогами и логопедами разработан целый комплекс эффективных упражнений, направленных на стимуляцию речи. Заниматься можно не только при задержке речевого развития, но и при нормальном его течении. Упражнения развивают навыки общения, мелкую моторику, логическое мышление. Положительно они влияют и на физическое развитие. Комплекс включает:

  • 📌 Пальчиковую гимнастику. Направлена на развитие мелкой моторики и речевого центра головного мозга.
  • 📌 Логопедическую гимнастику. Учит правильному дыханию, необходимому для произношения разных звуков. 
  • 📌 Артикуляционную гимнастику. Развивает речевой аппарат, делает его мышцы более подвижными, подготавливает их к правильному произношению звуков.
  • 📌 Ритмические упражнения. Развивают память и внимание, учат улавливать ритм. 
  • 📌 Коммуникативные занятия. Улучшают навыки общения, способствуют развитию эмоционального интеллекта.
  • 📌 Фонопедические упражнения. Развивают навыки пения, учат правильно применять интонации.

Влияние чтения и пения

Сказки, стихи и песенки становятся отличными средствами обучения. Когда вы читаете или рассказываете их, ребенок старается запомнить и повторить слова. Выбирайте книги с яркими и крупными картинками, простыми короткими текстами. Читая сказки и рассматривая иллюстрации, задавайте вопросы.

Как научить ребенка правильно говорить

Занятия требуются и в том случае, если ребенок умеет говорить, но в его речи имеются некоторые дефекты: замена, перестановка или пропуск слогов, неправильное произношение звуков. Рассмотрим основные методики их исправления. 

Упражнения для артикуляции

Артикуляционная гимнастика станет увлекательным занятием, если правильно подобрать упражнения. Она становится первым этапом исправления дефектов речи и формирования четкой дикции. Правильное произношение звуков невозможно без нормальной работы речевого аппарата и дыхательной системы. Артикуляционная гимнастика включает следующие упражнения:

  • 📌 «Футбол». Сделайте ворота из кубиков и мяч из ваты. Ребенок будет дуть на него, загоняя в ворота. 
  • 📌 «Надуваем шарик». Ребенок надувает и сдувает щеки, как бы наполняя шарик воздухом.
  • 📌 «Облизываем варенье». Ребенок проводит кончиком языка по губам, щекам, пытается дотянуться до носа. Он представляет, что лицо испачкано вареньем.
  •  📌«Кошка пьет молочко». Ребенок имитирует движения, которые кошка делает, когда лакает молоко и вылизывает миску.
  • 📌 «Барабанщик». Ребенок постукивает языком по верхним зубам, как палочкой по барабану. 
  • 📌 «Слоненок». Ребенок вытягивает губы, имитируя хобот, набирает ими воздух. 
  • 📌 «Лошадка». Попросите пофыркать и поцокать языком. 
  • 📌 «Чистим зубы». Ребенок проводит языком сначала по нижним, затем по верхним зубам. 

Мы знаем как это исправить

Ребенок не хочет учиться?

Работа с логопедом

Если дефекты речи сохраняются, несмотря на регулярные занятия родителей с ребенком, стоит обратиться к логопеду. Работа специалиста включает несколько этапов:

  • 🚩 Подготовку. Логопед учит различать звуки, составляет комплекс упражнений, помогающих развить речевой аппарат. Родителям и ребенку даются задания на дом.
  • 🚩 Постановку звуков. Используются не только методики подражания, но и механические приемы. Например, звук «р» сложно поставить с помощью примера родителей. Необходима длительная подготовка речевого аппарата, в процессе которой логопед использует специальные инструменты. 
  • 🚩 Закрепление. После постановки необходимо довести произношение звука до автоматизма. Сначала его включают в слоги, затем в слова, и только потом начинают активно применять в повседневной речи. На этом этапе логопед составляет список упражнений, который родители с ребенком должны выполнять ежедневно.
  • 🚩 Дифференциация. На этом этапе специалист учит отделять поставленный звук от тех, что использовались в качестве замены. Это помогает избежать появления новых дефектов речи.

Важность родительского примера

Даже если с ребенком регулярно работает логопед, значительная часть ответственности за развитие речи лежит на родителях. Для формирования правильного произношения дети должны слышать четкую и правильную речь взрослых. Не коверкайте слова, старайтесь называть все вещи правильно, например, не «бибика», а машина. Уберите из своей речи слова-паразиты и слишком сложные конструкции. Уделяйте достаточно времени чтению книг. 

Частые вопросы родителей

У мам и пап, только начинающих учить ребенка говорить, возникает немало вопросов. Разберем самые распространенные.

Что делать, если ребенок 2 лет не говорит?

Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому четкая и понятная речь в 2 года появляется далеко не всегда. Если малыш не произносит даже простые слова, стоит обратиться к неврологу и дефектологу. 

Занимаются ли логопеды с детьми раннего возраста?

Да, специалист может начать работу с ребенком в возрасте от 1 года. В этом случае преобладает игровая деятельность, занятия направлены на развитие речевого аппарата.

Что делать, если малыш проглатывает части слов?

Помогайте ему слышать слова правильно. Произносите их медленно, подчеркивая сложные звуки. Повторяйте по нескольку раз. Регулярно выполняйте артикуляционную гимнастику.

Ограничивать ли просмотр телевизора, если ребенок не начинает говорить?

Да, время просмотра мультфильмов лучше сократить до 15 минут в день. Пассивное получение информации не способствует пополнению словарного запаса. Кроме того, яркие картинки отвлекают от запоминания слов.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься?

Найдите то, что привлекает его внимание: активные игры, игрушки, музыку. Составляйте план занятий, учитывая эти интересы. В повседневной жизни создавайте ситуации, требующие использования речи для решения поставленных задач.

Чего не стоит делать при обучении речи

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок начал говорить как можно раньше. Однако в процессе обучения он совершает немало ошибок, которые тормозят процесс. В итоге ребенок утрачивает всякий интерес, и его речь долго остается на прежнем уровне.

Принуждение к повторению

Родители детей, начавших говорить позже сверстников, нередко начинают уделять занятиям все свободное время. Они бесконечно просят ребенка повторять сложные звуки и слова, выполнять специальные упражнения несколько часов. Через полгода усиленной работы родители вдруг замечают откат в развитии речи. Все дело в том, что излишнее давление и принуждение приводит к стрессу, мешающему усваивать новую информацию. Поэтому не стоит заниматься бесконечно, учитывайте рекомендации специалистов, уделяйте упражнениям 20-30 минут, давайте ребенку больше живого общения.

Сравнение с другими детьми

Постоянное сравнение ребенка со сверстниками способствует усилению тревожности, негативно влияет на самооценку. Со временем желание обучаться и вовсе пропадает. Ребенок не понимает, зачем ему к чему-то стремиться, если он все равно окажется хуже других. Вместо сравнения обращайте внимание на улучшения в речи самого ребенка. Так малыш будет расти уверенным в себе и будет хотеть совершенствовать свои навыки. 

Игнорирование мелких успехов

Обязательно отмечайте успехи ребенка, даже если он правильно произнес всего лишь слово. Оно еще не является полноценной речью, однако становится первым кирпичиком в ее основании. Обязательно хвалите ребенка за каждый успех, и ему захочется достигать все большего и большего. 

Дополнительные советы для родителей

В развитии речи важную роль играет окружающая среда. Поэтому начать обучение ребенка необходимо с создания соответствующей обстановки. Не менее важно соблюдать режим дня и питания.

Создание речевой среды

Создавая правильную среду в доме, необходимо:

  • 🚩 Наполнить детскую комнату развивающим материалом. Разместите плакаты с изображениями предметов и их названиями. Купите игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, например, сортеры, конструкторы. Они всегда должны находиться в свободном доступе. 
  • 🚩 Создайте поводы для использования речи. В доме должны иметься предметы, привлекающие внимание ребенка и вызывающие у него интерес. Говорите о них, используйте их в играх. Это могут быть статуэтки, картины, фотографии.
  • 🚩 Используйте песенки и стишки при выполнении повседневных дел. Эти способствует более быстрому запоминанию новых слов.

Режим дня и питание

Рацион ребенка должен содержать все необходимые для роста и развития вещества. Только так малыш будет расти здоровым и готовым к правильному развитию. Дефицит витаминов и минералов ослабляет способность к восприятию, задерживает процесс освоения речевых навыков.

Для гармоничного развития нервной системы требуется соблюдение режима дня. Оно исключает психоэмоциональные перегрузки, негативно влияющие на развитие новых навыков.

Технологии и приложения для обучения

Гаджеты при правильном применении не только не тормозят развитие речи, но и способствуют его ускорению. Используйте вместе с ребенком такие приложения:

  • 🚩 «Первые Слова». В приложении есть игры и викторины, помогающие тренировать память и узнавать новые слова. Рекламы, способной отвлекать ребенка от занятия, нет.
  • 🚩 «1500 карточек Домана». Здесь собраны развивающие детские игры с карточками, например, «Найди слово», упражнения для тренировки памяти и мелкой моторики.
  • 🚩 «Сказбука». Приложение предназначено для детей от 3 лет. В нем есть игры для обучения словам и цифрам, познания окружающего мира. Они регулярно обновляются, поэтому ребенок будет пользоваться приложением долго. 
  • 🚩 «Привет, логопед!». Приложение разрабатывалось специально для детей с ЗРР. В нем содержатся упражнения, направленные на запуск речи. 

Когда нужна профессиональная помощь?

К логопеду необходимо обращаться, если:

  • 🚩 Ребенок старше 3 лет продолжает пользоваться исключительно лепетом или говорит неразборчиво.
  • 🚩 Ребенок 4-5 лет строит только простые фразы, пропускает или заменяет слоги, имеет ограниченный словарный запас.

Обращаться к специалисту обязательно, если беременность и роды проходили с осложнениями, например, гипоксией или инфекцией. 

Как выбрать специалиста

Посещать логопеда можно как в детской поликлинике по ОМС, так и в частном медицинском центре. Во втором случае важно внимательно подойти к выбору специалиста. Обращайте внимание на:

  1.  🚩Речь самого логопеда. Она должна быть чистой, без слов-паразитов. Ребенок будет подражать преподавателю, поэтому наличие дефектов речи у него недопустимо. 
  2. 🚩 Отношение специалиста к детям. Логопед должен уметь заинтересовать ребенка, быть настроенным доброжелательно. В противном случае дети отказываются идти на контакт.
  3. 🚩 Формат занятий. Очные приемы приносят больше пользы, чем онлайн-занятия. При живом общении ребенок видит, как работает речевой аппарат логопеда при произношении слов.
  4. 🚩 Отзывы. Хорошо, если ваши родственники или друзья могут порекомендовать проверенного специалиста. Если такая возможность отсутствует, изучите информацию в социальных сетях, на родительских форумах. 

Ожидания от занятий

Результатом регулярной работы с логопедом должны стать существенные подвижки в речевом развитии. Не стоит ждать, что ребенок чисто заговорит через 2 недели. Исправление легких дефектов занимает не менее 3 месяцев. Работа в более сложных случаях длится годами. Скорость прогресса зависит от возраста ребенка. Если занятия были начаты в 3-4-летнем возрасте, первые результаты заметны через несколько недель. Намного дольше приходится исправлять речевые дефекты у детей старше 7 лет. Главное, не останавливаться при первых улучшениях и продолжать занятия до достижения желаемого результата.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи На уроках математики в школах уделяют немало внимания решению задач. Дети учатся понимать ...

20.01.2025 Читать

Как научить ребенка азбуке

Как научить ребенка азбуке  Знакомство с буквами – первый этап обучения ребенка чтению. Важно сделать учебный максимально ...

17.01.2025 Читать

Как научить ребенка завязывать узел

Как научить ребенка завязывать узел В прошлом дети носили ботинки со шнурками, банты, шапки с завязками. Это способствовало ...

16.01.2025 Читать