Критичные отклонения
Они могут проявляться следующим образом:
📌 Трудности в запоминании последовательностей понятий, знаков и их значений.
📌 Неспособность удерживать в памяти звуки, буквы и слоги.
📌 Отсутствие умения объединять буквы в слоги.
📌 Ограниченный словарный запас.
📌 Плохое внимание.
📌 Проблемы в письме с большим числом дисграфических ошибок.
📌 Слова вспоминаются с трудом.
📌 Ребенок быстро устает и не понимает прочитанное.
Что делать, если ребенок медленно читает в 1 классе
Развитие навыков чтения у детей происходит по-разному, и медленный темп на начальном этапе – не повод для беспокойства. Существует ряд эффективных шагов, которые родители могут предпринять, чтобы помочь своему малышу улучшить технику чтения.
📌 Поддерживать школьника, независимо от его успехов в учебе, не делая успеваемость основным показателем для семьи.
📌 Читать вслух ученику и обсуждать с ним литературу, которая его интересует.
📌 Не заставлять ученика читать вслух, так как детям с дислексией может быть проще читать про себя.
📌 Проводить регулярные беседы со школьником на различные темы и объяснять ему незнакомые понятия.
Ребенок плохо читает во 2-3 классе
Возраст 8 лет – это критический период для развития навыков чтения. Конечная цель – достичь скорости чтения вслух не менее 50 слов в минуту к концу 2-го класса и не менее 70 слов в минуту к концу 3-го класса.
Но существуют признаки, которые требуют вмешательства специалистов:
📌 Медленное усвоение навыков чтения, что может привести к отстаиванию на полтора года к 3-му классу.
📌 Низкое понимание прочитанного.
📌 Добавление недостающих слов и их неправильное угадывание.
📌 Побуквенное прочтение и трудности с выделением слогов.
📌 Стесненность и напряжение при чтении вслух.
📌 Использование двойного чтения (в уме, шепотом и вслух).
📌 Постоянное пропускание и замена букв при чтении.
📌 Множество орфографических ошибок, включая замену букв под ударением.
📌 Проблемы с разделением слов и фраз на части и написанием точек, заглавных букв.
📌 Путаница между графически похожими буквами и зеркальное написание.
В других сферах деятельности
Если у школьника возникают сложности при работе с текстами, а также с математикой при прочтении, важно обратиться к логопеду и психологу для прохождения диагностики и получения рекомендаций.
Ребенок медленно читает, что делать?
Регулярно обсуждайте со школьником его жизнь, внимательно выслушивая его мнение. Читайте вслух книги, соответствующие его возрасту и интересам, разбирая сюжет и поступки героев. Объясняйте незнакомые тезисы. Поощряйте и мотивируйте его усилия, предоставляя право выбора литературы и темпа чтения.
Почему ребенок очень медленно читает?
Основные факторы, замедляющие чтение у детей:
📌 Неправильная методика обучения на начальном этапе (побуквенное, а не слоговое прочтение).
📌 Недостатки артикуляционного аппарата.
📌 Частые возвраты к прочитанному, следствие ошибок обучения или неуверенности.
📌 Плохая концентрация и память, периферическое зрение, отсутствие антиципации (предугадывания букв и слов по смыслу).
📌 Привычка узнавать слова только после произнесения вслух.
📌 Генетическая предрасположенность, темперамент, ограниченный словарный запас.
📌 Домашние занятия с отвлекающими факторами.
📌 Отсутствие интереса, мотивации и регулярной практики.
📌 Сокращение письменных работ, списывания текстов.
📌 Дефицит внимания и гиперактивность.