Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

27.03.2025

Второстепенные члены предложения

Поделиться статьей:

12 минут чтения

2720 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Второстепенные члены предложения — виды, примеры, функции

 

Понимание структуры предложения — один из ключевых навыков грамотной речи и письма. В то время как главные члены формируют основу высказывания, именно второстепенные члены наполняют предложение деталями и смыслом. В этой статье мы подробно разберем виды второстепенных членов предложения, их роль в языке и научимся их безошибочно определять.

 

 

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения — это слова или словосочетания, которые поясняют или дополняют главные члены (подлежащее и сказуемое) или другие второстепенные члены. Они делают нашу речь более точной, выразительной и информативной.

Представьте себе предложение в виде дома: подлежащее и сказуемое — это фундамент и несущие стены, а второстепенные члены — это всё остальное, что делает дом комфортным и функциональным: окна, двери, мебель, отделка. Без них дом существовать может, но будет выглядеть пустым и неуютным.

Разница между главными и второстепенными членами

Чтобы лучше понять роль второстепенных членов, важно четко различать их от главных.

  1. Главные члены предложения:

  • Формируют грамматическую основу предложения
  • Являются обязательными элементами (хотя иногда могут подразумеваться)
  • Отвечают на вопросы: кто? что? что делает? что происходит?
  • Не зависят от других членов предложения

2. Второстепенные члены предложения:

  • Распространяют, уточняют и дополняют информацию
  • Не являются обязательными с точки зрения грамматической структуры
  • Отвечают на разнообразные вопросы в зависимости от типа
  • Всегда зависят от других членов предложения (главных или второстепенных)

Рассмотрим пример: 

Солнце светит.

Здесь «солнце» — подлежащее, «светит» — сказуемое. Это минимальная грамматическая основа. Теперь распространим это предложение:

Яркое солнце ласково светит на голубом небе.

В этом предложении добавились «яркое» — определение к подлежащему, «ласково» — обстоятельство образа действия, «на голубом небе» — обстоятельство места, где «голубом» — определение к существительному «небе».

Виды второстепенных членов предложения

Русский язык выделяет три основных вида второстепенных членов предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Каждый из них выполняет свою уникальную функцию и отвечает на свои специфические вопросы.

1. Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который характеризует предмет по различным признакам и отвечает на вопросы какой? чей? который?

Определения делают нашу речь более яркой и образной, помогая создать точное представление о предмете. Они чаще всего выражаются прилагательными, но могут быть представлены и другими частями речи.

Способы выражения определений:

  • Прилагательными: «красивый дом», «синее море»
  • Причастиями: «цветущий сад», «выполненная работа»
  • Местоимениями: «мой друг», «наша школа»
  • Числительными: «третий день», «пятый элемент»
  • Существительными: «дом отца», «платье из шелка»

Виды определений:

  • Согласованные — согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже: «высокое дерево», «интересная книга»
  • Несогласованные — связаны с определяемым словом по смыслу, но не согласуются грамматически: «чай с лимоном», «человек в очках»

Примеры:

  • Учительница дала нам интересное задание.
  • Деревянный дом стоял на краю заросшего парка.
  • Мы посетили выставку современных художников.
  • Отцовский совет запомнился мне на всю жизнь.

Определения часто встречаются в художественной литературе, где помогают создать образность и вызвать эмоциональный отклик. Например, в предложении «Серебристый свет луны озарял тихую гладь спящего озера» целых три определения помогают создать поэтическую атмосферу ночного пейзажа.

Каждый вечер как испытание: домашка, нервы, слёзы.
Вы не одни — тысячи родителей через это проходят.

Но что, если всё можно изменить?
Более 200 000 семей уже попробовали — и получилось!

👨‍🏫 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от Шамиля Ахмадуллина, педагога и автора 110+ пособий.

Что вас ждёт:
✅ Как воспитать в ребёнке самостоятельность
✅ Как улучшить внимание и память в играх и упражнениях
✅ Как перестать ругаться из-за уроков
✅ Как всего за 15 минут в день прийти к спокойной учёбе

👉

Записаться бесплатно
 

 

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнения необходимы для указания объекта действия и делают высказывание конкретным и понятным.

Виды дополнений:

  • Прямое дополнение — отвечает на вопросы винительного падежа без предлога (кого? что?) и обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие: Я читаю книгу. Мама купила подарок.
  • Косвенное дополнение — отвечает на вопросы всех остальных косвенных падежей и обозначает предмет, на который действие направлено опосредованно: Я горжусь своими достижениями. (творительный падеж). Она рассказала о поездке. (предложный падеж). Подарок предназначался брату. (дательный падеж)

Способы выражения дополнений:

  • Существительными: «смотреть фильм», «радоваться успеху»
  • Местоимениями: «позвонить ему», «спросить у них»
  • Числительными: «остановиться на пяти», «добавить тридцать»
  • Инфинитивом: «просить помочь», «советовать отдохнуть»

Примеры:

  • Ученик решил сложную задачу.
  • Дети подарили маме цветы.
  • Брат увлекается шахматами.
  • Мы долго говорили о политике.

Важно отметить, что прямое дополнение может превращаться в подлежащее при переходе из активного залога в пассивный:

  • Рабочие строят дом. (дом — прямое дополнение)
  • Дом строится рабочими. (дом — подлежащее)

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который характеризует действие или признак со стороны различных обстоятельств и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и другие.

Второстепенные члены предложения

Обстоятельства придают высказыванию конкретность, указывая на условия, при которых происходит действие.

Виды обстоятельств:

  • Обстоятельства места (где? куда? откуда?): Мы гуляли в парке. Птицы улетели на юг.
  • Обстоятельства времени (когда? с каких пор? до каких пор?): Завтра мы пойдем в театр. Лекция длилась два часа.
  • Обстоятельства образа действия (как? каким образом?): Девочка громко смеялась. Он работает с удовольствием.
  • Обстоятельства причины (почему? по какой причине?): От усталости он не мог говорить. Она плакала от радости.
  • Обстоятельства цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришел поговорить с тобой. Мы приехали на отдых.
  • Обстоятельства условия (при каком условии?): При желании можно достичь многого. В случае дождя мероприятие отменяется.
  • Обстоятельства уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы пошли гулять. Он продолжал работать, вопреки усталости.
  • Обстоятельства меры и степени (насколько? в какой степени?): Мальчик очень устал. Производство выросло вдвое.

Способы выражения обстоятельств:

  • Наречиями: «говорить громко», «приехать вчера»
  • Деепричастиями и деепричастными оборотами: «улыбаясь, он вошел в комнату»
  • Существительными с предлогами: «жить в городе», «прийти к вечеру»
  • Инфинитивом: «остановился отдохнуть»

Примеры:

  • Ранним утром туристы отправились в поход.
  • Дети весело играли на площадке.
  • Из-за дождя соревнования перенесли на завтра.
  • Он работал без устали, чтобы обеспечить семью.

Ошибки при определении второстепенных членов

При изучении синтаксиса русского языка учащиеся часто сталкиваются с трудностями в определении второстепенных членов предложения. Рассмотрим наиболее типичные ошибки и способы их предотвращения.

Почему именно ваш школьник не хочет учиться?

Пройдите бесплатную диагностику для родителей учеников 1-8 классов и получите индивидуальный план развития, который поможет вам работать именно над теми навыками, которые необходимо подтянуть в первую очередь для повышения успеваемости в школе.

👉

Записаться бесплатно
 

 

Примеры ошибок

  • Смешение определения и обстоятельства

Ошибочное определение: «Я увидел дом на холме» («на холме» ошибочно определяется как определение)

Правильно: «на холме» — это обстоятельство места, отвечающее на вопрос «где?».

  • Путаница между прямым и косвенным дополнением

Ошибочное определение: «Я рассказал историю брату» («брату» ошибочно определяется как прямое дополнение)

Правильно: «историю» — прямое дополнение (что?), «брату» — косвенное дополнение (кому?).

  • Неразличение определения и дополнения

Ошибочное определение: «Чтение книг развивает мышление» («книг» ошибочно определяется как определение)

Правильно: «книг» — это дополнение к существительному «чтение» (чтение чего?).

  • Смешение подлежащего и дополнения

Ошибочное определение: «Мне нравится музыка» («мне» ошибочно определяется как подлежащее)

Правильно: «мне» — это дополнение, а «музыка» — подлежащее.

  • Неправильное определение обстоятельств по значению

Ошибочное определение: «Он прочитал книгу за день» («за день» ошибочно определяется как обстоятельство места)

Правильно: «за день» — это обстоятельство времени (за какое время?).

Как исправить ошибки

 

–  Задавайте правильные вопросы

Важно научиться задавать точные вопросы к словам:

  • Определение: какой? чей? который?
  • Дополнение: кого? чего? кому? чему? и т. д.
  • Обстоятельство: где? когда? как? почему? и т. д.

– – Определите, от какого слова зависит анализируемое слово

Например, в предложении «Я вижу дом на холме»:

  • «на холме» зависит от слова «дом» и отвечает на вопрос «какой дом?», значит, это определение.

В предложении «Я стою на холме»:

  • «на холме» зависит от глагола «стою» и отвечает на вопрос «где стою?», значит это обстоятельство места.

–  Учитывайте контекст и смысл предложения

Одни и те же слова в разных контекстах могут выполнять разные синтаксические функции:

  • «Он работает с увлечением» («с увлечением» — обстоятельство образа действия, как?)
  • «Рассказ с увлечением заинтересовал всех» («с увлечением» — определение, какой рассказ?)

–  Обращайте внимание на морфологические признаки

Второстепенные члены предложения

 

Некоторые части речи чаще выполняют определенные синтаксические функции:

  • Прилагательные обычно являются определениями
  • Наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств
  • Существительные в косвенных падежах могут быть дополнениями или обстоятельствами

– – Проводите полный синтаксический разбор предложения

Начинайте с выделения грамматической основы (подлежащего и сказуемого), а затем последовательно определяйте второстепенные члены, задавая вопросы от известных членов предложения к неизвестным.

Например, для предложения «Яркое солнце ласково освещает старый дом»:

  1. Грамматическая основа: солнце (что?) освещает (что делает?)
  2. Яркое (какое?) солнце — определение
  3. Освещает (как?) ласково — обстоятельство образа действия
  4. Освещает (что?) дом — прямое дополнение
  5. Дом (какой?) старый — определение

Знание и понимание второстепенных членов предложения — важный навык, который помогает не только грамотно анализировать тексты, но и создавать собственные выразительные и точные высказывания. Умение распознавать и использовать различные виды второстепенных членов обогащает нашу речь, делает ее более разнообразной и выразительной, а также способствует более глубокому пониманию прочитанного.

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Самые сложные темы в математике (начальная школа): объясняем просто

Самые сложные темы в математике: начальная школа   Почему в начальной школе столько «ловушек» в ...

18.07.2025 Читать
Сложные темы в английском: 5–8 классы — объясняем и тренируем

Самые сложные темы в английском языке: 5–8 классы   С 5 по 8 класс английский язык для многих школьников ...

18.07.2025 Читать
Что должен знать ребёнок к 1 классу: памятка для родителей

Что должен знать ребёнок к 1 классу — памятка для родителей   Поступление в первый класс — волнительный момент в ...

17.07.2025 Читать