Как научить ребенка говорить букву «р»
Русская фонетика — одна из самых богатых и сложных. Основная трудность заключается в обилии идущих подряд согласных звуков. Наибольшие трудности у детей, которые учатся говорить, вызывает буква «Р». Родителям приходится затратить немало усилий, чтобы научить ребенка правильно выговаривать звук, который обозначается буквой «Р».
Почему рычать трудно
Рычащая буква с огромным трудом дается как малышам, так и иностранцам, изучающим русский. Звук «Р» является сонорным — то есть в его образовании участвует голос. Кроме того, он относится к язычно-альвеолярным и дрожащим. Техника его произнесения выглядит следующим образом:
• язык распластывают и приподнимают вверх так, чтобы кончик коснулся того места, где проходит граница между твердым небом и передними верхними зубами;
• челюсти слегка приоткрывают, чтобы просвет между зубами составил 4-5 мм;
• язык оставляют распластанным, но при этом напрягают и интенсивно продувают струю воздуха в щель между кончиком и верхним небом, добиваясь вибрации.
Все это нужно проделывать очень быстро и точно. Малейшие отклонения от правильных позиций, неправильный расчет силы выдоха, недостаточное или чрезмерное напряжение мышц приводят к сильным искажениям звука. Научить ребенка этим движениям можно только после того, как его речевой аппарат достаточно окрепнет.
В каком возрасте ребенок должен выговаривать звук «Р»?
Развитие органов речи в первые месяцы после рождения ребенка происходит почти автоматически, особенно быстро растет гортань. Сначала мышцы не слушаются младенца, и он может только издавать крики. Но уже к началу третьего месяца появляется лепет.
Интересно заметить, что дети всех народов лепечут практически одинаково. Даже глухие от рождения младенцы лепечут, так как лепет основан на движениях, связанных с сосанием.
Постепенно у здоровых детей лепет переходит в подражание речи, которую они слышат. Сначала осваиваются гласные, затем подключаются согласные. К концу 12-го месяца появляются уже первые осмысленные простейшие слова.
Речь детей младшего дошкольного возраста (2-5 лет) изобилует всевозможными дефектами, но это нормально. Если родители занимаются с малышом, учат его говорить правильно, то к пяти- или шестилетнему возрасту он чисто произносит все звуки. Если же шестилетка не умеет выговаривать «Р», то это серьезный повод для обращения за помощью к логопеду.
Что мешает произнести букву «Р» правильно
Как научить ребенка Р — этот вопрос волнует практически всех родителей, чьи дети учатся разговаривать. К сожалению, существует довольно много причин, мешающих дошкольникам освоить эту трудную букву.
Поведенческие нарушения
Ребенок с синдромом дефицита внимания или Аспергера часто с трудом усваивает правильное произношение многих звуков. Еще больше проблем возникает у детей с аутизмом и задержкой психического развития. Чтобы научить говорить таких детей, требуется применять специальные способы. Логопеды или дефектологи объясняют, как надо проводить занятия, и родители могут учить своего малыша в домашних условиях.
Двуязычие и подражание
Если в семье одновременно говорят на русском и на иврите (либо французском, немецком, датском или другом языке, в котором нет звука, похожего на обозначаемый буквой «Р»), то ребенок может запутаться. Но гораздо чаще малыш подражает старшим, которые сами неправильно произносят букву «Р».
Короткая подъязычная связка
У человека под языком находится небольшая складка слизистой оболочки — это так называемая уздечка. Она бывает разной длины. Иногда она оказывается настолько короткой, что мешает говорить. Выраженную аномалию уздечки, мешающую сосанию, определяют еще в роддоме и слегка подрезают связку. Если же этот врожденный дефект обнаруживает в дошкольном возрасте, то уздечку растягивают с помощью логопедических упражнений.
Нарушение фонематического слуха
Способность не только слышать звуки, но и правильно их опознавать называется фонематическим слухом. Он развивается постепенно. В норме здоровый малыш, когда ему исполняется третий год, уже четко распознает разницу между всеми близкими по звучанию звуками.
В большинстве случаев задержка развития фонематического слуха связана с последствиями отита, гайморита, ангины, менингита и других заболеваний. Дошкольник не может правильно сказать слово, потому что плохо различает составляющие его фонемы. Без помощи врача в таких случаях не обойтись.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы ребенок мог правильно говорить и четко произносить букву «Р», его необходимо научить распределять дыхание. Вдох должен быть коротким и достаточно глубоким, выдох — равномерным и плавным. При этом нельзя поднимать плечи, широко открывать рот, запрокидывать голову.
Детей следует как можно раньше начинать приучать правильно дышать. Постановка дыхания требует определенных усилий. Для этого выполняют различные дыхательные упражнения
Глубокий прикус
Расположение зубных рядов друг относительно друга называют прикусом. В норме верхний и нижний ряды плотно смыкаются, и при этом почти все зубы контактируют друг с другом. Отклонения в пределах нормы допускаются, но они небольшие.
В идеале передние верхние зубы примерно на треть перекрывают нижние. Это связано с тем, что челюсти имеют разную кривизну. Если перекрытие больше, то такой прикус называется глубоким. Детям с такой особенностью труднее дается буква «Р».
Существуют и другие аномалии прикуса: дистальный, мезиальный, открытый, перекрестный. Все они мешают малышу учиться правильно говорить. Для исправления прикуса используют различные виды брекетов. В тяжелых случаях проводится хирургическая операция. После лечения научить ребенка правильно говорить «Р» и другие буквы уже легче.
Нарушенный тонус артикуляционного аппарата
В работе артикуляционного аппарата принимают участие четыре группы мышц: губ, языка, щек, поднимающие нижнюю челюсть. Все они имеют определенный тонус — рефлекторное напряжение, которое управляется ЦНС.
При различных заболеваниях этот тонус может оказываться слишком высоким (гипертонус), либо недостаточным (гипотонус). В обоих случаях возникают сложности как при освоении буквы «Р», так и речи вообще. Таким детям трудно учиться говорить.
Как коверкают букву «р»
Искаженное произношение «Р» логопеды называют ротацизмом. Он проявляется в нескольких формах:
• Картавость. Буква «Р» выговаривается не с помощью кончика языка, а с помощью вибрации мягкого неба. Звук при этом приобретает горловой оттенок — становится похожим на гортанное «Р», характерное для иврита, идиш, французского, немецкого, арабского.
• Одноударное «Р». Речевой аппарат ставится в правильную позицию, но язык не вибрирует, а делает только один удар о небо. Звук получается смазанным, плохо выраженным.
• Кучерское. В вибрации активно принимают участие губы. Пытаясь произнести букву «Р», дошкольник довольно отчетливо говорит «тпру». Эффект получается комичный.
• Носовое. Воздух продувается не через щель между твердым небом, а через нос. При этом никакой вибрации не происходит. Вместо «Р» человек говорит что-то похожее на «НГ». Речь становится весьма неразборчивой. Например, фраза «Здравствуйте, друзья!» звучит как «Зднгавствуйте, днгузья».
• Боковой ротацизм. Кончик языка устанавливается не на середину твердого неба, а смещается, и язык прижимается к зубам боком. Когда воздух проходит через образованную щель, то кончик не вибрирует. Звук получается невнятным, похожим на приглушенное «рьль».
• Замена «Р» другим звуком (параротацизм). Чаще всего вместо «Р» дети произносят «л», «г», «в». Иногда сложный звук заменяется на «я», «ы».
• Пропуск «Р». В этом случае ребенок просто не хочет говорить «Р» и выбрасывает его из слова. Например, «рама» — «ама», «карусель» — «каусель», «краски» — «каски», «трактор» — «такто».
Артикуляционная гимнастика
Речевой аппарат человека включает в себя целый ряд мышц, каждая из которых нуждается в укреплении. Только в этом случае малыша можно научить говорить правильно. Поэтому артикуляционные упражнения нужны всем детям для профилактики появления дефектов речи.
Вся гимнастика проводится в форме веселой игры, и дети с удовольствием выполняют упражнения, помогающие им быстрее научиться правильно произносить трудные звуки родной речи.
Качели
Открываем рот пошире, чтобы расстояние между челюстями было большим. Касаемся языком то верхних, то нижних зубов. Начинаем в медленном темпе и постепенно ускоряем движения. Затем с силой прижимаем кончик языка к верхним зубам и удерживаем в таком положении в течение 20 секунд.
Кукушка
Рот открыт довольно широко (это кукушкин домик). Резко высовываем язык (это сама «кукушка»), загибаем его вверх и притрагиваемся к верхней губе. Затем резко убираем язык за верхние зубы (кукушка спряталась в домик).
Маляр
По условиям игры язык — это «маляр», а кончик языка — «малярная кисть». «Маляр» должен покрасить «кистью» губы, зубы, внутреннюю поверхность щек, небо. Ребенок в ходе игры проводит языком по всем этим областям.
Лошадка
С силой прижимаем язык к небу и резко опускаем его вниз, издавая щелкающий звук. Так цокает копытами лошадка. Чтобы разнообразить игру, ребенку можно дать игрушечную лошадку, и она будет «бегать», цокая копытами с разной скоростью.
Угощение
Интенсивно облизываем губы языком, двигаясь сначала по часовой стрелке, а затем против. Чтобы быстрее научить малыша правильно выполнять движения, можно предложить рассматривать картинки каких-нибудь лакомств.
Котенок
Ребенку предлагается представить себе, что он котенок, который должен слизать сметану с воображаемой тарелочки. Для этого, подражая кошачьим движениям, высовываем язык и делаем им лижущие движения, держа его распластанным и стараясь не сворачивать в трубочку.
Гармошка
Кончиком языка упираемся в небо. Открываем и закрываем рот, не отрывая при этом язык от неба.
Молоточек
Зубы — это «гвозди», а язык — «молоток». Растягиваем губы в широкой улыбке, немного приоткрывает рот, и слегка постукиваем кончиком языка по зубам — забиваем гвозди.
Получите полезные материалы для работы
При небольшой картавости, которая не связана с серьезными медицинскими проблемами, дошкольника можно научить правильно говорить «Р» очень быстро. Занятия похожи на веселую игру и доставляют детям удовольствие.
Метод заключается в следующем:
• Между зубами зажимают черенок зубной щетки или крепкой палочки для китайской еды. Зубы при этом остаются разомкнутыми.
• Произносят долгий звук «Л», с силой продувая воздух.
Палочка помогает языку оставаться плоским и напряженным, поэтому под напором воздушной струи он начинает вибрировать. Сначала вибрации довольно смазанные, но довольно быстро раскатистое «р-р-р-р» становится четким. Обычно это приводит ребенка в восторг, и он начинает неистово рычать.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Рекомендуем к прочтению
Как научить ребенка определять время по часам: Полное руководство для родителей
Чувство времени у детей в той или иной мере проявляется с рождения. Наладив режим, родители замечают, что малыш просыпается ...
Как сдать ЕГЭ взрослому или выпускнику прошлых лет: Полное руководство
При подаче документов в вуз необходимо предоставить диплом о среднем специальном образовании или аттестат. Также требуются ...
Как научить ребенка считать
Многие дети при поступлении в школу уже умеют считать. Такой навык им помогают получить не только в детском саду, но и дома. ...