- Многозначные слова: как объяснить ребенку легко и просто
- Что такое многозначные слова
- Многозначные слова в толковом словаре
- Существительные
- Прилагательные
- Глаголы
- Распознаем значения многозначных слов
- Игры и упражнения для закрепления
- Как помочь ребенку в понимании
- Распространенные ошибки
- Дополнительные рекомендации
- Заключение
Многозначные слова: как объяснить ребенку легко и просто
Человека постоянно окружает множество вещей и живых существ. Это животные и растения, предметы обихода, элементы архитектуры и транспортные средства. И каждый из них имеет свое название. Некоторые слова имеют только одно значение. Например, ель — это растение, тетрадь — канцелярская принадлежность.
Хватит заставлять ребенка учиться!Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день Подробнее![]() |
Однако в нашей речи есть немало слов, имеющих несколько значений с разными смыслами. Такие слова считаются многозначными. Их понимание может вызывать у детей некоторые затруднения, поэтому эту тему стоит разобрать подробно.
Что такое многозначные слова
Многозначными называются слова, имеющие несколько значений.
При разборе подобных элементов речи необходимо учитывать следующие моменты:
- лексическое значение слова;
- сходные черты предметов, имеющих одно и то же название (например, иголки хвойного растения внешне напоминают швейные иглы);
- применение наглядных материалов (изображений, предметов, действий);
- особенности применения многозначных слов в словосочетаниях и предложениях.
Понимание многозначности слов позволяет детям и взрослым запоминать текстовую информацию и правильно применять ее на практике, пользоваться правилами орфографии. Расширение словарного запаса делает речь более богатой и выразительной. Также знание переносного значения слов помогает понимать смысл пословиц и поговорок, пользоваться различными литературными приемами.
Когда ребенок знает только прямое значение слов, чтение текстов и усвоение новой информации затрудняется. Например, фразу «золотые руки» он воспримет в буквальном смысле, думая, что руки человека сделаны из этого металла. Текст будет понят неправильно.
Многозначные слова в толковом словаре
Открыв толковый словарь, мы видим, что для одного и того же слова нередко приводится несколько расшифровок. Это значит, что одним и тем же названием называют разные предметы и явления. Слово имеет несколько лексических значений. Лексикой называется раздел, занимающийся изучением смыслов и толкований слов. Подробно разбирать эту тему необходимо с каждым ребенком. Это помогает:
- Расширить словарный запас. Речь обогащается, становится более красивой и разнообразной.
- Уметь пользоваться речью. Рассмотрев понятие многозначности, ребенок сможет подбирать подходящие к ситуации слова.
- Правильно пользоваться толковым словарем.
Важно понимать, какие слова имеют одно значение, а какие — несколько. Поможет в этом толковый словарь. Для поиска слов предназначен алфавитный указатель. Найдите нужную букву, затем слово. Если в толковании есть цифры 1, 2 и так далее, значений несколько.
Рассмотрим слово «ручка». Оно имеет несколько значений. Ручка — это письменная принадлежность, дверная, оконная и мебельная фурнитура, рука маленького ребенка, деталь сумки или чемодана. Многозначным может быть не только существительное, но и любая другая часть речи, например, прилагательное или глагол. Стоит рассмотреть их подробнее.
Существительные
Эта часть речи используется для обозначения предметов. Существительные отвечают на вопросы «Что?» или «Кто?». Попробуем завершить предложение, подобрав слово с несколькими значениями: Маша писала на листочке:
- карандашом;
- ручкой;
- фломастером.
Какое из приведенных слов, используемых для обозначения письменных принадлежностей, имеет несколько значений? Какими бывают карандаши? Могут ли они использоваться для чего-то, кроме письма и рисования? А фломастер? Может ли так называться что-то, кроме канцелярской принадлежности? Нет, поэтому карандаш и фломастер — однозначные слова. Поэтому в этом случае мы выбираем «ручку». Она может быть дверной или иметься у сумки.
Прилагательные
Такая часть речи используется для описания признаков предмета и отвечает на вопрос «какой/-ая/-ое/-ие?». Прилагательные имеют одно или несколько значений. Примерами однозначных слов являются: летний, городской. Они легко встраиваются в словосочетания: городской человек, летние каникулы. Многозначные слова требуют более тщательного подбора при составлении предложений. Вот некоторые примеры:
- светлые волосы (используется для обозначения цвета), светлый человек (описывает черты характера);
- тяжелый стол (описание веса предмета), тяжелое время (жизненные трудности).
Рассмотрим, почему слово «теплый» считается многозначным. Оно используется для обозначения погоды: «Ветер сегодня теплый». Также его применяют в других значениях. Например, «Я испытываю теплые чувства к своей подруге». Подумайте, в каком предложении слово приобретает прямое значение, а в каком — переносное.
Глаголы
Часть речи используется для обозначений действий. Слова, отвечающие на вопрос «Что делать?», могут иметь несколько значений. При использовании однозначных глаголов особых затруднений не возникает. При определении многозначных нередко возникают сложности. Например, глагол «бежать» имеет разные значения. Бежит человек, время, жизнь. Некоторые слова, например, «идти», имеют более 20 значений, большая часть которых активно применяется в современной речи.
Если вы каждый вечер испытываете стресс из-за домашних заданий ребенка — вы не одиноки.
Тысячи родителей ежедневно сталкиваются с этим: уговоры, крики, слёзы, усталость и чувство вины.
Но что, если решение существует — и оно уже помогло более 200 000 детей и родителей?
Слово «ключ» — это и для замка, и к задаче, и к воде в горах. Как объяснить такие вещи, не запутав ребёнка?
👉 А вы хотели бы узнать, как просто и наглядно объяснять сложные темы — без скуки и зубрёжки?
Если домашка — это ежедневный повод для конфликта, вы не одиноки.
Многие родители проходят через слёзы, нервы и чувство беспомощности.
Есть способ изменить это! Им уже воспользовались более 200 000 родителей и детей.
🎓 Присоединяйтесь к бесплатному марафону от педагога и автора 110+ пособий — Шамиля Ахмадуллина.
Что будет на марафоне:
✅ Как развить у ребёнка самостоятельность без давления
✅ Как прокачать память и концентрацию дома
✅ Как сделать домашние задания частью рутины
✅ Как за 15 минут в день улучшить отношение к учёбе
👉
Распознаем значения многозначных слов
На ранних этапах изучения данной темы у детей нередко возникают затруднения. Чтобы определить значения слов, проанализируйте словосочетание или предложение. Помогут в этом следующие приемы:
- Разбор состава фразы. Анализ других компонентов предложения поможет понять значение многозначного слова. Например, «У ели колючие иголки». Слово «иголки» здесь обозначает хвою, на что указывает имеющееся в предложение название растения.
- Поиск контекстных значений в толковом словаре.
- Разграничение прямых и переносных значений слов. Во фразе «человек бежит» глагол имеет прямое значение и обозначает физическую активность. Рассмотрим другой пример: «Как быстро бежит время». Здесь уже используется переносное значение глагола.
В изучении многозначных слов помогают наглядные материалы и визуальные подсказки, например:
- Подбор разных картинок к одному слову. Используя изображение, ребенок называет предмет, определяет, однозначное или многозначное слово применяется для его обозначения.
- «Что лишнее?». Для игры понадобится набор карточек с картинками. Ребенку показывают несколько предметов, один из которых обозначается однозначным словом. Задание — найти и исключить его, объяснить значение остальных. Например, «ключ» — инструмент для откручивания гайки, используемый для открытия замков предмет, зацепка для разгадки тайны, бьющий из-под земли источник воды.
- «Исправь ошибку». Ребенку показывают карточку с нарисованным предметом, произносят сопутствующую фразу. Необходимо выявить несоответствие предложения и картинки.
Игры и упражнения для закрепления
Проводимые в игровой форме занятия нравятся детям. Они вызывают у них неподдельный интерес к теме и способствуют лучшему усвоению новой информации. При разборе многозначных слов используйте следующие игры:
- «Засели дом». Сделайте модель здания из картона, предусмотрите прорези-окошки. Подготовьте набор карточек с изображением предметов с многозначными названиями. Также можно использовать готовые магнитные доски. Игра направлена на поиск соответствий между названиями и предметами с учетом контекста.
- «Найди пару». Подготовьте листы с изображением нескольких предметов. Попросите ребенка найти картинки с одинаковыми названиями. Например, звезда (небесное тело и морское животное), кисть (рука и малярный инструмент).
- «Объедини слова». Выдайте ребенку несколько карточек с картинками. Попросите собрать их в несколько групп и объяснить, по каким признакам осуществлялся отбор. Если ребенок не использовал принцип многозначности слов, исправьте ошибку вместе.
- «Открой посылку». Положите в картонную коробку несколько предметов. Расскажите ребенку, что получили посылку и не знаете, что внутри. На коробке написано только несколько слов, поэтому необходимо отгадать, какие предметы находятся в ней. Например, есть слово «свежий». Значит, что в посылке может находиться свежий фрукт или выпуск детской газеты.
- «Друг-чудак». Расскажите, что у вас есть знакомый, который постоянно путает слова и предметы. Например, я попросил у него ручку для письма, он принес дверную. Вместо листа бумаги он сорвал лист с дерева и протянул мне. Объясните, почему чудак делает так, расскажите о многозначных словах и вместе исправьте ошибки чудака.
Как помочь ребенку в понимании
Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения с поиском значений многозначных слов. Наберитесь терпения, ведь только систематические занятия помогают закрепить материал и научиться применять его на практике. Используйте следующие приемы:
- Объяснение слов в контексте. Например, ушко иголки и ребенка — разные вещи, имеющие одно название.
- Подбор синонимов. Например, тяжелое задание — сложное, острый соус — жгучий.
- Подбор антонимов. Например, острая — тупая иголка.
- Речевые упражнения. Просите искать определения, узнавать названия по описанию, подбирать признаки и действия к предметам, составлять предложения с многозначными словами.
- Чтение сказок, рассказов, стихотворений. Важно, чтобы ребенок умел находить в текстах слова, имеющие несколько значений.
Распространенные ошибки
При изучении темы многозначных слов с детьми могут обнаруживаться такие ошибки:
- Смешение предметов, имеющих сходные внешние признаки или назначения.
- Замена предметов действиями.
- Изменение сферы применения слов. Ребенок распространяет прилагательное на круг предметов, к которым оно неприменимо.
- Неправильное определение прямого и переносного значения.
- Искажение смысла слов, имеющих переносные значения.
- Нарушение сочетаемости слов, неправильное их применение в контексте.
Ошибки возникают из-за недостаточности словарного запаса, неспособности понимать все значения слова. Избежать их помогает регулярное чтение текстов с многозначными речевыми конструкциями, выполнение специальных упражнений, чтение художественной литературы.
Дополнительные рекомендации
При изучении многозначных слов с ребенком придерживайтесь таких рекомендаций:
- Занимайтесь регулярно. Желательно проводить занятия ежедневно, по 15-20 минут. Слишком большие перерывы между уроками приводят к тому, что ребенок забывает изученные ранее слова и варианты их применения во фразах.
- Уделяйте достаточно внимания закреплению материала. Без постоянных повторений поместить полученную информацию в долгосрочную память не получится.
- Используйте наглядные материалы в занятиях с детьми дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей, ребенку младше 7 лет сложнее воспринимать информацию на слух. Визуальные образы же надежно закрепляются в памяти.
- Используйте игры. Стандартные лекции неинтересны даже подростку, младший школьник и вовсе медленно усваивает подаваемый в такой форме материал. Игры помогают вовлечь ребенка в процесс обучения, мотивируют его к получению новых знаний. Используйте не только настольные варианты, но и активные игры.
- Правильно выбирайте уровень сложности. Учитывайте возрастную категорию ребенка. Не используйте трудные в понимании или устаревшие слова, профессиональные термины в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Не торопите и не критикуйте ребенка. Ошибки совершает каждый человек, начинающий изучать новую информацию. Исключите из процесса обучения деструктивную критику и сравнение с более успешными сверстниками. Не пытайтесь ускорить процесс, заставляя ребенка заниматься несколько часов подряд. Это негативно повлияет на мотивацию.
- Структурируйте материал и изучайте его поэтапно. На первом занятии познакомьте ребенка с понятием многозначных слов. На следующем этапе начните разбор значений. И только потом переходите к составлению словосочетаний и предложений.
- Используйте многозначные слова в бытовых ситуациях. Это способствует закреплению изученного материала, учит применять полученные знания на практике.
Заключение
В русском языке немало слов, имеющих несколько разных значений. Это могут быть как существительные, так и любые другие части речи. Важно научить ребенка применять многозначные слова с учетом контекста, определять их значения. Помогут в этом специальные игры и упражнения.