19.02.2024

Нарушение речи у детей: диагностика, профилактика и коррекция

Поделиться статьей:

Случается, что ребенок неразборчиво произносит некоторые слова, пропускает звуки. Родителей пугает такая ситуация, однако большинство речевых нарушений легко поддается коррекции. Расскажем, какие речевые проблемы могут обнаруживаться у детей, какие методы используются для их решения.

Из-за чего развиваются речевые нарушения

 

Дефекты речи у детей нередко становятся неприятной неожиданностью, особенно, если среди ближайших родственников подобных патологий ни у кого не было. Нарушения речи по происхождению бывают функциональными и органическими. В последнем случае они затрагивают периферический и основной речевой отдел, что выливается в трудности произношения. При функциональной форме речевой аппарат остается здоровым, однако его работа нарушается. К органическим причинам речевых нарушений относятся:

      • Патологии развития плода. Эмбрион на ранних сроках гестации крайне чувствителен к негативным факторам. Опасные последствия может иметь прием сильнодействующих препаратов, травмы, инфекционные и хронические заболевания.

      • Осложненное течение родов. Причинами травм у ребенка становятся: затяжной потужной период, гипоксия, применение вакуум-экстрактора или щипцов.

      • Генетическая предрасположенность. По наследству передаются некоторые особенности речевого аппарата, например, неправильный прикус, строение неба и даже нарушение в развитии речевых отделов мозга.

Некоторые специалисты считают, что наследственный характер имеет заикание. Однако каждый случай индивидуален, далеко не все специалисты уделяют должное внимание генетическим факторам. Речевые нарушения могут возникать по совершенно другим причинам, с выявления которых обычно начинают обследование. Развитию функциональных нарушений способствуют:

      • Тяжелые заболевания в раннем детстве. Некоторые из них приводят к ухудшению слуха, из-за которого речь не развивается должным образом.

      • Проживание ребенка в неблагоприятной обстановке. Для развития речи требуется активное общение. Ребенок должен слышать правильную речь, присоединяться к разговорам, превращать мысли в слова. При отсутствии таких возможностей речь появляется позже, возникают проблемы.

      • Психологические травмы. Некоторые речевые нарушения появляются после стресса или испуга. Ребенок начинает заикаться, неправильно произносить слова или вовсе отказываться от общения.

      • Наличие дефектов речи у окружающих. Нередко ребенок повторяет звуки и слова за родителями. Особенно часто речевые нарушения случаются, если мама или папа ребенка страдает тугоухостью.

Регулярные занятия с логопедом помогают скорректировать возникшие нарушения. Начинать работу необходимо еще в дошкольном возрасте. Родители должны быть включены в развивающий курс, поскольку их надо продолжать и дома.

Формы речевых нарушений

 

Заикание

Оно появляется из-за непроизвольного спазма мышц, участвующих в речи. Аномальные сокращения провоцируются перевозбуждением эмоциональных и речевых отделов мозга. Они не позволяют ребенку правильно и ритмично разговаривать. Заикание возможно исправить примерно в 60-80% случаев.

Дислексия

Дети, у которых ведущей является левая рука, чаще испытывают затруднения с чтением. Переучивать левшу не нужно, поскольку такая особенность обусловлена строением мозга. Нередко она имеет наследственный характер. При дислексии ребенок читает слова не с начала, заменяет буквы, проглатывает слоги, неправильно подбирает окончания и предлоги.

Ошибки при чтении не всегда связаны с неразвитой речью. Нередко они объясняются скудностью словарного запаса или незнанием некоторых букв. Определить тип нарушения сможет логопед. Занятия с репетитором при дислексии не приносят никакого результата.

Недоразвитие речи общего типа

В этом случае неправильно развиваются все связанные с речью функции. ОНР проявляется по-разному: от незначительных дефектов произношения до отсутствия понятной речи. Существует 4 степени такого нарушения:

      • Первый уровень. Ребенок не произносит даже отдельных фраз, предпочитая общаться жестами и звукоподражаниями.

      • Второй уровень. Построение простых предложений присутствует, однако слова неправильно согласовываются друг с другом.

      • Третья степень. Нарушение касается только сложных речевых конструкций. Объем словарного запаса приемлемый, ребенок хорошо понимает речь. Возникают трудности с произношением отдельных звуков и длинных слов.

      • Четвертый уровень. Нарушается словообразование, произношение некоторых звуков. Также ребенок неправильно понимает значение ряда слов.

Дисграфия

 

Так называется нарушение письменной речи, при котором ребенок постоянно делает одни и те же ошибки. Письменная и разговорная речь регулируются разными отделами мозга. Поэтому дисграфия нередко остается незамеченной до поступления ребенка в школу. Как правило, педагоги своевременно выявляют нарушение и рекомендуют родителям обратиться к специалисту. Однако мама и папа также должны внимательно относиться к речи ребенка. 

Первоклассник может допускать некоторые ошибки при письме, например, путать похожие буквы или неправильно располагать их в пространстве. Однако дисграфия имеет несколько специфических признаков, на которые нужно обратить внимание. Например, это:

      • замена букв похожими;

      • неправильное разделение или объединение слов при написании;

      • перестановка или пропуск букв;

      • ошибки при образовании прилагательных от существительных (например, «снеговой» вместо «снежный»);

      • написание букв в зеркальном отражении или неразборчиво.

Обратите внимание, соблюдает ли ребенок строки и поля, не выходит ли за их пределы. Насторожить должна замена звуков и слогов, добавление лишних элементов.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При ФФНР дети заменяют некоторые звуки или переставляют слоги. Например, «шака» вместо «каша». Существует 3 степени подобного нарушения, определяются они с учетом выраженности признаков:

      • При ФФНР легкой степени ребенок ошибается в произношении, но слоги не путает. Наиболее ярко нарушение проявляется, когда ребенку приходится говорить сложные слова.

      • При ФФНР средней степени ребенок не способен различать звуки разных групп.

       • Тяжелая степень проявляется неспособностью определения последовательности звуков и их выделения в словах. При несвоевременной коррекции такая форма вызывает необратимые нарушения речи и письма.

Симптомы речевых нарушений

 

После рассмотрения причин и форм нарушения речи пора переходить к изучению симптомов. Клиническая картина во многом зависит от типа речевого нарушения. Посетить логопеда стоит, если у вашего ребенка наблюдаются такие признаки:

      • Скудный словарный запас. Ребенок старается не использовать новые слова и речевые обороты, обобщает некоторые понятия.

      • Проблемы с пониманием речи. Также он не может объяснить значение некоторых привычных для многих слов.

      • Проблемы с дикцией. Ребенок не выговаривает окончания или пропускает середину слова, из-за чего речь становится мало понятной.

      • Нарушение ритма и невнятность речи. Чаще всего подобное наблюдается при заикании. 

      • Искажение или замена звуков. Дети не используют определенные звуки, поскольку не могут их произносить. Например, звук «р» нередко заменяется «л».

      • Быстрое неразборчивое произношение. Речевой аппарат отстает от формирования мыслей, из-за чего постоянно возникают трудности произношения.

      • Проблемы в общении. Ребенку бывает сложно высказать свои мысли, его не понимают окружающие.

Диагностика речевых нарушений

 

Диагностикой занимаются логопеды-дефектологи, которые выявляют дефекты и составляют план их коррекции. Требуется комплексное обследование, включающее оценку качества речи с помощью специальных методов.

Помимо результатов выполнения заданий, учитывают другие особенности: тонус участвующих в формировании речи мышц, нарушение ориентирования в пространстве, признаки диспраксии. Диспраксия – нарушение двигательных функций, в народе называемое неуклюжестью.

Все проблемы с речью влияют на получение навыков чтения и письма. Страдает и усвоение других дисциплин школьной программы. Ребенок не запоминает термины, не умеет разбирать тексты и формулировать условия задач. Нередко речевые нарушения сопровождаются психологическими проблемами. Ребенок не может нормально общаться со сверстниками, становится замкнутым. Утрачиваются навыки самоконтроля.

Выявление речевых нарушений у учеников начальной школы

 

При неправильном проговаривании звуков и ограниченности словарного запаса ребенок не умеет анализировать виды, количество звуков в слове, соответственно, грамотно писать. Появляются сложности с чтением, следованием инструкциям, выражением мыслей.

При речевом недоразвитии наблюдается ухудшение памяти. Логическое мышление может сохраняться, однако эффективность запоминания снижается. Другими словами, ребенок плохо воспринимает многоэтапные инструкции. Они нарушают последовательность, из-за чего не могут достичь положительного результата. Возникают неточности при описании вещей и явлений.

‍Речевые нарушения не лучшим образом влияют и на психику. Например, отстает образное мышление, навыки коммуникации и анализа. Требуется обучение по специальным программам. Для грамотного письма необходимо:

      • определять и различать все звуки русского языка;

      • иметь навыки звукового восприятия и анализа, быть знакомым с грамматическими навыками;

      • различать буквы со сходным написанием;

      • иметь богатый словарный запас, знать значения слов.

‍При речевых нарушениях логопеды рекомендуют:

      • Длинные тексты читать или писать частями. Поэтапно ребенку будет легче усваивать информацию. 

      • Не заставляйте многократно переписывать одно и то же. Это не способствуют усвоению правил, а отбивает у ребенка желание учиться.

      • Хвалить за правильное выполнение заданий. Не заостряйте внимание на мелких недочетах.

      • Контролировать свою речь: правильно строить предложения, не использовать слова-паразиты.

Обследование подростков

 

Нарушение речи в этом случае проявляется ограниченностью лексикона, неумением пользоваться навыками словообразования и составления сложных синтаксических конструкций. Ребенок неправильно применяет слова, не зная их значения. Грамматические ошибки обнаруживаются при превращении существительных в прилагательные. Например, «яблоко» – «яблоковый». Также неправильно подбираются падежи, предлоги и союзы. Например, «я вышел с дома».

Подростки испытывают трудности при составлении сложных предложений, в разговоре многократно повторяют одни и те же слова, высказывает мысли не до конца. Ребенку бывает трудно улавливать суть художественного произведения, делать краткие пересказы текстов. Есть затруднения при поиске аргументов, подведении итогов. Тексты подростки с задержкой речевого развития пересказывают дословно, используя простые предложения.

Профилактика нарушения речи

 

Обязательной в этом случае считается работа логопеда. Специалист составляет индивидуальный план коррекции, включающий упражнения. Рассмотрим самые распространенные задания.

Качели

Упражнение способствует развитию мышц языка и улучшению произношения сложных звуков. Ребенок должен улыбнуться с открытым ртом, кончиком языка потрогать сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Упражнение делают 5-6 раз. Нижняя челюсть двигаться не должна, в работе участвует только язык.

Хлопушка

Упражнение предназначено для улучшения звукового восприятия. Вы загадываете звук, после чего произносите ряд слов. Ребенок должен хлопать каждый раз, когда слово содержит заданный звук. Например, «в»: вилка, ложка, свет, ножницы. 

Применяйте разнообразные слова, говорите их обычным способом. Не создавайте ситуации, позволяющие ребенку заучивать верные ответы.

‍Дятел

Регулярное выполнение этого упражнения улучшает произношение звука «р». Для его постановки необходимо говорить звук «д». Для выполнения упражнения нужно открыть рот, концом языка постукивать по небу, произнося звук «д». Через несколько секунд можно остановиться. Рот держат открытым, нижняя челюсть смещаться не должна. Нельзя сворачивать язык.

Поиск

Упражнение учит ребенка распознавать звуки. Для его выполнения нужно загадать определенный звук. Ребенок должен найти все вещи, названия которых начинаются с этого звука, например, «к»: картина, кресло, комод. Ребенок должен внимательно относиться к выполнению упражнения. Также не стоит доводить его до усталости.

Лошадка

Упражнение способствует развитию верхнего подъема и растяжению подъязычной связки. Оно совершенствует речевой аппарат, готовит его к произношению сонорных и шипящих звуков. Следует улыбнуться, обнажив зубы, поднять язык вверх и пощелкать его кончиком. Для растяжения подъязычной связки необходимо широко открывать рот.

Обучение детей с нарушениями речи

 

При наличии проблем с речью ребята могут усваивать школьную программу так же, как и другие дети. Однако они будут испытывать затруднения с выполнением письменных и устных заданий по русскому языку и литературе. Например, при пересказе текстов, написании сочинений. 

Необходимо заранее обсудить ситуацию с педагогом. Попытайтесь найти более комфортную для ребенка замену стандартным заданиям. Например, при заикании будет удобнее готовить рефераты и визуальные презентации вместо пересказов. Программа обучения должна включать занятия с логопедом, который поможет скорректировать нарушения.

Вывод

Речевые нарушения у детей приводят к проблемам с чтением, письмом и освоением школьной программы, поэтому их нельзя оставлять без внимания. При обнаружении подобной проблемы необходимо обратиться к логопеду, который составит план диагностики и коррекции.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать